историк Андрей Филинов Как запомнить все русско-турецкие войны? Шаг 1 Определите список нужных вам процессов, т.е. войн и походов России против Турции. Если группировать их по векам, то получится примерно следующий список: XVII в. 1) война 1677-1681 гг., закончившаяся Бахчисарайским миром 2) Азовские походы Петра I (1695, 1696 гг.), завершившиеся взятием русскими войсками крепости Азов XVIII в. 1) Война 1710-1713 гг., наиболее известная благодаря событиям Прутского похода1711 г. 2) Война 1735-1739 гг. и Белградский мир 3) Война 1768-1774 гг. и Кючук-Кайнарджийский мир 4) Война 1787-1791 гг. и Ясский мир XIX-ХХ вв. 1) Война 1806-1812 гг. и Бухарестский мир 2) Война 1828-1829 гг. и Адрианопольский мир 3) Война 1877-1878 гг. и Сан-Стефанский мир 4) Также Россия воевала с Турцией в ходе Крымской (1853-1856 гг.), закончившейся Парижским миром и Первой Мировой (1914-1918 гг.) войн. Альтернативным вариантом систематизации может быть разбивка войн не по векам, как в приведённом примере, а по правителям. Например: 1) Азовские и Прутский поход – Пётр I 2) 1768-1774 и 1787-1791 – Екатерина II, и т.д. Здесь стоит обратить внимание, что Крымская война будет относиться к эпохам правления сразу двух императоров – Николая I и Александра II. Шаг 2 Для эффективного запоминания используйте метод визуальной систематизации. С помощью учебника составьте по каждой военной кампании таблицу, где будут колонки: историк Андрей Филинов 1) Годы войны 2) Даты и названия ключевых сражений 3) Полководец (полководцы) 4) Места заключения мировых соглашений 5) Итоги Шаг 3 Найдите ассоциации, удобные именно для вас. В качестве вариантов для запоминания по принципу «война – договор» можно предложить: 1) «Фёдор Алексеевич и Бахчисарайский фонтан» или просто «Фёдор и фонтан» 2) «Походы – Пётр» (только при этом правителе войны с Турцией носят названия походов) 3) «Анна (Ивановна) – Белград» 4) «Александр – один Бухарест» 5) «Екатерина/Александр дважды два» (используется порядковый номер монарха и количество войн при нём) Будьте готовы к тому, что некоторые факты не будут поддаваться ассоциативному запоминанию. Их придется просто выучить путём многократного повторения. Например, при помощи регулярного написания своеобразных диктантов / игры в «города» с использованием зафиксированных в вашей таблице (см. шаг 2) названий и дат. Шаг 4 Теперь пришло время построения смысловых (логических) цепочек. Сначала это можно делать письменно, сверяясь с записями. В дальнейшем старайтесь воспроизводить информацию, полагаясь только на память. При необходимости проговаривайте свои рассуждения вслух. Например, формула «дважды два - четыре» и Екатерина Великая. Правитель – Екатерина II Вторая (!). И две (!) войны с Турцией - 1768-1774 и 1787-1791 гг. Итого – две двойки. Перемножаем двойки, получаем число 4. Ищем четверки в датах: 1) 177 4 (год окончания первой войны) 2) 1787+ 4 =1791 (годы второй войны) историк Андрей Филинов При необходимости вспоминаем сражения (скажем, второй кампании). 1) Кинбурн-Очаков-Фокшаны-Рымник-Измаил 2) Итог - Ясский мир Читайте также: 13 видов нормативно-правовых актов в истории России https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_87 https://vk.com/historystepa
перейти в каталог файлов
|