Конспект урока
Номер урока: №3
Тема: «Календарно-обрядовый фольклор».
Тип урока: Открытия нового знаниям
Цель урока: Вспомнить понятие календарно-обрядового фольклора с последующим изучением его составных элементов
Задачи: Сформировать у учащийся понятие «Календарно-обрядовый фольклор»
Развить у учащихся умение самостоятельно составлять календарно-обрядовые песни
Развить у учащихся умение самостоятельно составлять календарно-обрядовые песни Методы и приемы: метод беседы, метод упражнения, метод доклада
Оборудование: Материалы презентации, звукозаписи народных песен, текстовые раздаточные материлы
Литература: Коровина, В.Я. 6 класс Литература две части Учебника Коровина 2012, Ч.1. [Текст]/ В.Я. Коровина//. –М.:Просвещение, 2012. – 288 с. Ход урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
Приветствие учащихся
-Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
Самостоятельно проверяют свою готовность к уроку
-На ваших столах лежат карточки с установкой на сегодняшний урок.
Давайте ее прочитаем вместе.
«Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Работайте внимательно. Все делайте старательно.
Ведь каждый хочет получать
Только лишь отметку…(«пять!»)
Читают вместе с учителем установку на урок
-Если вы будете следовать этим советам, то уйдете домой с целым багажом новых и интересных знаний.
-А теперь открываем тетради, записывает дату, «Классная работа».
Оформляют записи в рабочих тетрадях
Актуализация знаний и учений по теме.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
-Сегодняшняя тема является продолжением нашего большого космического путешествия. Давайте вспомним, как называется Вселенная, в которой мы находимся.
-Устное народное творчество.
-А как это можно назвать одним словом?
-Фольклор - А теперь давайте перечислим галактики, на которых мы с вами уже побывали Загадки Пословицы и поговорки -Очень хорошо. Ребят, я узнала, что у нашей ракеты закончилось топливо. И чтобы восполнить его запасы, нам надо дать определения каждой из названных планет.
Дают определение ранее изученным понятиям
-Молодцы! Благодаря вашим знаниям наша ракета может продолжать путешествие. И сегодня мы с ваши посетим последнюю галактику, название которой вы попробуете установить сами. Оно то и будет темой нашего урока. Объявление темы и цели урока
Отвечают на вопросы учителя
- Ребят, как вы считаете, человеку важно знать, какое сегодня число и день недели?
-Да
-Почему?
-Чтобы планировать свои дела в будни и не пропускать выходные и праздники.
-А откуда вы узнаете, какое сегодня число?
-Из календаря
-Правильно. А теперь давайте вспомним, все ли дни в календаре отмечены одинаково.
-Нет, праздники и выходные дни отмечаются иначе.
-Молодцы. А теперь посмотрите на слайд и скажите, что на нем изображено. (Слайд 1)
Ученики устанавливают, что на нем изображено
-Календарь, на котором отмечены народные праздники в зависимости от времени года и месяца, в которые принято проводить определенные обряды.
- Вы абсолютно правы. Значит, как будет звучать тема нашего урока?
Формулируют тему занятия
-Календарно-обрядовый фольклор
-Запишите в тетрадь. Теперь мы знаем название галактики, которую мы посетим сегодня.
-Вам знакомо понятие календарно-обрядового фольклора или оно для вас новое?
-Знакомо
-Хорошо. Тогда какую цель поставим на данном этапе урока?
Формулируют цель урока
-Вспомнить определение «Календарно-обрядовый фольклор».
Отвечают на вопросы учителя-Вспомните, что вам известно о календарно-обрядовом фольклоре и попробуйте самостоятельно дать определение этому разделу фольклора. Дают определение календарно-обрядовому фольклору
-Хорошо. А теперь обратимся к учебнику и сверим наше определение с тем, которое предлагается в нем.
Открывают учебник, читают определение, сверяют с самостоятельно сформулированным
-Ребята, посмотрите, какую часть нашего определения необходимо уточнить
Посредством самоанализа находят слабые места в самостоятельно данном определении
-А почему?
-А на что были направлены данные обряды?
-Конечно. Поэтому было крайне важно обращаться в разное время к различным силам природы.
Отвечают на вопросы учителя
-А вы знаете, что каждая галактика имеет в своей составляющей планеты?
-Да
-А знаете, какие планеты входят в состав галактики «
Сообщение нового материала
Изучают кластер
-Ребята, перед вами на стола лежит кластер, который необходимо заполнить.
-Давайте подумаем, какое понятие будет в центре Определяют центральное понятие темы
-А теперь, обратившись к записанному определению, логически подумайте, какие компоненты должны находиться по бокам.
-Название времен года.
-Молодцы! А теперь оформите записи и по ходу урока распространяйте каждый из этих компонентов жанрами к
Физкультминутка
Отвечают на вопрос
-Какое у нас сейчас время года?
-Осень
Учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова.
-А сейчас на минутку представьте себя актерами. Я включу вас осеннюю календарно-обрядовую песню, а вы попробуете ее обыграть. (Аудио 1)
Продолжение изучение нового материала с его параллельным закреплением
Отвечают на вопросы учителя
-Какой праздник отмечается 7 января?
-Рождество
-Сейчас я прочитаю вам определение обряда, а вы постараетесь догадаться, о чем идет речь.
-
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко.
-Проводам Старого года и приветствию Нового, восхвалению хозяевам дома.
-Проводы зимы и встречу весны.
Закрепление изученного материала
Отвечают на вопрос
-Вы уверены в своих знаниях?
-Да
-Хорошо, а как мы можем это проверить?
-Мы могли бы сами сочинить календарно- обрядовые песни.
Задание в 4 группах: каждая группа сочиняет тематическую календарно-обрядовую песню.
Выполняют задание
Рефлексия деятельности Отвечают на вопросы-Чему был посвящен урок? -Изучению календарно-обрядовой поэзии-Какую цель ставили? -Повторить понятие календарно-обрядового фольклора.-Цель была достигнута? -Да-Какие затруднения мы испытали? -Не знали компонентов календарно-обрядовой поэзии.-Как вы научились выходить из этой ситуации? -Изучили данные компоненты и проанализировали примеры к каждому из них.-Что нужно сделать еще? -Отточить применение знаний на практике.-А где можно применить эти знания? -В повседневной жизни, на народных праздниках, на других уроках, при чтении книг. -Оцените свою работу, работу своих товарищей и учебную деятельность класса, используя листы самооценки, которые находятся на ваших столах. Самооценка обучающихся по критериям:На уроке я работал (активно/пассивно)Своей работой я (доволен/не доволен)Урок мне показался (коротким/длинным)Материал на уроке был (понятен/непонятен; интересен/неинтересен)Домашнее задание Выбирают задание, записывают в дневник -Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам в дальнейшем преодолеть трудности. Запишите в дневник то, которое вы выбрали:
1. Письменно ответить на вопросы в конце параграфа учебника.
2. Распространить каждое время года 1 праздником с его краткой характеристикой и примером календарно-обрядовой песни.
3. Сочинить 2 календарно-обрядовые песни к любым понравившимся праздникам. перейти в каталог файлов | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |