Главная страница

Картотека еженедельных методических рекомендаций ( младшая группа). Картотека еженедельных методических рекомендаций ( младшая груп. Картотека еженедельных методических рекомендаций для родителей дошкольников с онр (с 3 до 7 лет)


Скачать 59.44 Kb.
НазваниеКартотека еженедельных методических рекомендаций для родителей дошкольников с онр (с 3 до 7 лет)
АнкорКартотека еженедельных методических рекомендаций ( младшая группа).docx
Дата17.09.2017
Размер59.44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКартотека еженедельных методических рекомендаций ( младшая груп
ТипМетодические рекомендации
#13140
Каталог

КАРТОТЕКА

еженедельных методических рекомендаций

для родителей дошкольников с ОНР (с 3 до 7 лет)

Еженедельные методические рекомендации родителям обязательны в логопедической группе. Без помощи родителей логопед, воспитатели и другие педагоги не смогут решить коррекционные и развивающие задачи, не преодолеют отставания в речевом и общем развитии ребенка, не обеспечат его гармоничного всестороннего развития.

Картотека еженедельных методических рекомендаций для родителей разработана для каждой возрастной группы в строгом соответствии с авторскими программами коррекционно-развивающей работы1.

Карточку с заданием родители получают в пятницу, для того чтобы в выходные дни выполнить все рекомендации учителя-логопеда, провести с ребенком экскурсии, наблюдения за объектами природы на прогулке, поиграть в подвижные игры, сделать пальчиковую гимнастику, загадать ребенку загадки, почитать стихи, порисовать. В каждом задании указаны книжки, которые можно почитать ребенку в течение предстоящей недели. Все вышеперечисленные задания позволяют родителям принять участие в формировании, расширении и уточнении словарного запаса ребенка. Логопед указывает примерный лексикон по каждой изучаемой лексической теме. Выделенные в карточках слова будут вводиться в речь ребенка всеми работающими с ним специалистами.

Для домашней работы с детьми автором разработана серия книжек-раскрасок по всем изучаемым в детском саду лексическим темам. Имея книжки-раскраски, родителям проще будет выполнять с ребенком задания; а ребенку будет интересно рассматривать, называть и раскрашивать картинки, что способствует более быстрому и успешному накоплению и активизации словарного запаса. Задача логопеда, привлекающего себе в помощники родителей, состоит в том, чтобы нацелить их на эффективную работу. Обязательно следует предупредить взрослых, что с ребенком можно выполнять задания только тогда, когда он хорошо себя чувствует, весел и бодр. Ничего нельзя навязывать ребенку. Занятия лучше проводить в игровой форме, показывая, что это очень интересно и самому взрослому. Не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10—15 минут. Подвижные игры и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений. Если у ребенка появилось желание, можно выучить с ним загадку или стихотворение: сначала вместе повторить текст, а потом предложить ребенку сделать это самостоятельно, подсказывая по необходимости отдельные слова. Как правило, достаточно двух-трех повторений, чтобы ребенок запомнил небольшой стихотворный текст.

Важно объяснить родителям необходимость развития всех видов восприятия ребенка. Для этого посоветуйте при рассматривании натуральных предметов разрешать ребенку трогать и ощупывать их, нюхать и пробовать на вкус. Пусть он убедится, погладив кожицу овощей, что помидор гладкий, а огурец пупырчатый; пусть сравнит вкус сладкого яблока и кислого лимона; пусть послушает, как чирикает воробей и как тенькает синица; пусть почувствует, что стеклянный стакан тяжелее пластмассового и т.п. При сравнении предметов нужно помогать ребенку использовать слова-антонимы: гладкий — шершавый, кислый — сладкий, тяжелый — легкий, высокий — низкий, широкий — узкий.

Родители должны получить от логопеда информацию о необходимости регулярных игровых развивающих занятий с ребенком. Пусть наберутся терпения, будут упорными — и тогда их усилия будут вознаграждены. К концу года они увидят, как много нового узнал и научился делать ребенок, как пополнился его словарный запас, какой богатой стала связная речь малыша.

Стоит напомнить родителям, что для регулярных занятий с ребенком им потребуются цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски или гуашь, ножницы, цветная бумага, мяч; хорошо иметь книжки-раскраски и библиотеку детской литературы.

Предложенные картотеки еженедельных методических рекомендаций и регулярные консультативные приемы логопеда помогут родителям правильно организовать развивающее обучение ребенка дома.

МЛАДШАЯ ГРУППА (с 3 до 4 лет)
1. Семья

1. Умеет ли ваш малыш называть всех членов семьи? Правильно ли он произносит слова мама, папа, деда, баба, дядя, тетя? Произнесите эти слова, покажите ребенку всех членов
семьи на фотографии, предложите ему задания:

  • Где мама? Покажи.

  • Где папа? Покажи.

  • Где баба? Покажи.

  • Где деда? Покажи.

  • Где дядя? Покажи.

  • Где тетя? Покажи.

2. Прочитайте ребенку русскую народную потешку «Семья».

Как у нас семья большая

Да веселая.

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

объедаются.

Две Дашки у кашки питаются.

Две Ульки в люльке качаются.

3. Предложите ребенку поиграть с пальчиками. Выполните с ним пальчиковую гимнастику. Выразительно произносите текст, показывайте, как следует выполнять движения. Если
малыш затрудняется, посадите его к себе на колени и выполняйте упражнение с его пальчиками.

СЕМЬЯ

Папа, мама, брат и я Правой рукой загибаем на левой руке

по одному пальчику, начиная с большого.

Вместе — дружная семья. Показываем крепко сжатый кулачок

левой руки.

Раз, два, три, четыре, Левой рукой загибаем на правой руке

по одному пальчику, начиная с большого.

Все живем в одной квартире. Показываем крепко сжатый кулачок

правой руки.

4. Укладывая малыша спать, пойте ему русские народные колыбельные песенки.

Баю-баю, за рекой Скрылось солнце на покой. У Алешиных ворот Зайки водят хоровод. Заиньки, заиньки, Не пора ли баиньки? Вам — под осинку, Леше — на перинку. Баю-баю, Лешенька, Засыпай скорешенько.

Баю-бай, баю-бай, Катя, глазки закрывай!

Пошел котик на торжок, Купил Кате пирожок. Пошел котик под мосток, Поймал рыбку за хвосток. Придет котик к Катеньке, Велит Кате спатеньки.
2. Игрушки

1. Названия скольких игрушек знает ваш малыш? Расставьте перед ним знакомые игрушки, показывайте и называйте их. Похвалите ребенка, если он тоже будет называть игрушки. Предложите ему следующее задание.

  • Где мишка? Покажи.

  • Где машинка? Покажи.

  • Где кубики? Покажи.

  • Где юла? Покажи.

  • Где флажок? Покажи.

  • Где мяч? Покажи.

  • Где кукла? Покажи.

2. Поиграйте с малышом. Выполните с ним подвижное упражнение. Выразительно произносите текст и показывайте, как выполнять движения.

ГНОМ

Дождик, дождик за окном. Четыре ритмичных прыжка на обеих

ногах, держа руки на поясе. Под дождем остался гном. Приседаем. Поскорей кончайся, дождик, Смотрим вверх, поднимаем руки. Мы гулять идти не сможем. Идем по кругу, взявшись за руки.

3. На следующий день можно предложить ребенку поиграть в другую игру. Если ребенку трудно выполнять прыжки, предложите делать их, держась за ваши руки.

МЯЧ

Это мяч, круглый мяч, «Рисуем» руками большой круг.

Красный мяч, гладкий мяч. Два раза «рисуем» полукруг.

Любит мячик прыгать вскачь. Четыре ритмичных прыжка на обеих

ногах, держа руки на поясе. Вот так мяч, круглый мяч! Опять «рисуем» руками большой круг.
4. Покажите ребенку дудочку, паровозик, машинку, цыпленка, мишку и т. п. Предложите произнести звуки, которые производят эти игрушки.

Мишка: «О! О! О!» Корова: «Му!» Паровоз: «Ту-ту!»

Кукла: «А! А! А!» Цыпленок: «Пи-пи!» Дудочка: «Ду-ду!» Лошадка: «И! И! И!» Машина: «Би-би!» Молоточек: «Тук-тук!»

5. Выразительно прочитайте ребенку стихотворение.

Новый мячик у Артема, С ним играет Тема дома. А еще в саду на даче Он играет в новый мячик.

6. Предложите малышу вместе поиграть в мячик.

3. Части тела и лица

1. Знает ли ваш малыш названия частей тела и лица человека? Может ли показать на кукле и на себе, где находятся голова, живот, спина, руки, ноги, уши, нос, рот, глаза? Предложите ребенку задания:

  • Где у куклы голова? Покажи.

  • Где у тебя голова? Покажи.

  • Где у куклы живот? Покажи.

  • Где у тебя живот? Покажи.

  • Где у куклы спина? Покажи.

  • Где у тебя спина? Покажи.

  • Где у куклы руки? Покажи.

  • Где у тебя руки? Покажи.

  • Где у куклы нога? Покажи.

  • Где у тебя ноги? Покажи.

  • Где у куклы уши? Покажи.

  • Где у тебя уши? Покажи.

  • Где у куклы нос? Покажи.

  • Где у тебя нос? Покажи.

  • Где у куклы рот? Покажи.

  • Где у тебя рот? Покажи.

  • Где у куклы глаза? Покажи.

  • Где у тебя глаза? Покажи.

2. Чтобы малыш лучше запомнил названия частей тела и лица, поиграйте с ним в подвижную игру. Произносите текст и выполняйте движения выразительно. Предложите ребенку
подражать вам.

ЭТО Я

Это глазки. Вот, вот. Показываем сначала левый глаз, потом правый.

Это ушки. Вот, вот. Беремся сначала за мочку левого уха,

потом — правого.

Это нос, это рот. Левой рукой показываем рот, правой — нос.

Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладем на спину, правую — на живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп. Показываем обе руки, потом два раза

хлопаем в ладоши.

Это ножки. Топ-топ. Кладем ладони на бедра, потом два раза топаем.

Ой, устали! Вытрем лоб. Правой ладонью проводим по лбу.

3. Напомните малышу русские народные потешки. Поощряйте желание малыша договаривать за вами отдельные слова.

  • Ладушки, ладушки. Где были?

  • У бабушки.

  • Что ели?

  • Кашку.

  • Пили?

  • Простоквашку.

  • Кыш, кыш, полетели, На головку сели.

Потягушки, потягунушки! Поперек толстунушки, А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки, А в роток говорок, А в головку разумок.

4. Предложите малышу выполнить следующие действия.

  • Потопай ножками.

  • Подними ручки.

  • Закрой глазки.

  • Погладь животик.

  • Потрогай носик.

  • Возьми себя за ушки.

  • Открой ротик.


4. Туалетные принадлежности

  1. Покажите ребенку туалетные принадлежности: мыло, зубную щетку, зубную пасту, полотенце, расческу. Четко произнесите их названия, расскажите и покажите ребенку, для чего они нужны, как ими пользоваться. Поощряйте самостоятельность ребенка и его желание повторять названия туалетных принадлежностей.

  2. Умывая и причесывая ребенка, комментируйте свои действия. Поощряйте желание малыша повторять слова за вами.




  • Мама умывает Диму.

  • Мама вытирает Диме руки.

  • Мама причесывает Диму. И т.д.

3. Предложите ребенку выполнить упражнения. Похвалите его, если он будет договаривать за вами стихотворные строки.

УМЫВАЛОЧКА

Мы намылим наши ручки, Круговыми движениями трем одну ладошку о другую.

Раз, два, три. Раз, два, три. Два раза выполняем по три ритмичных хлопка.

А над ручками, как тучки, Выбрасываем руки вверх.
Пузыри, пузыри. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, держа руки на поясе.
ЗУБНАЯ ЩЕТКА

Эта щетка для Андрейки. По два движения указательным пальцем правой руки вдоль левой щеки, потом — вдоль правой щеки.

Чисти зубки поскорей-ка. Четыре движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз.

Раз, два, три. Раз, два, три. Движения указательным пальцем правой руки вдоль губ.

Вот так зубки! Посмотри! Упражнение «Улыбка».

4. Помогая ребенку умываться, рассказывайте ему русские народные потешки.

Водичка, водичка, Умой мое личико. Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

От водички, от водицы Все улыбками искрится. От водички, от водицы Веселей цветы и птицы. Катя умывается, Солнцу улыбается.

5. Помогая ребенку причесываться, рассказывайте следующие потешки.

Расти, косонька, до пят, Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся, Маму, дочка, слушайся. Расчешу сыночку Кудряшки-завиточки. Вот какие завитушки! Завитушки словно стружки.

5. Одежда

1. Знаком ли ваш ребенок с названиями предметов одежды? Умеет ли самостоятельно одеваться и раздеваться? Поощряйте самостоятельность ребенка, тренируйте его в застегивании и расстегивании пуговиц. Это способствует развитию пальцевой моторики и в конечном итоге развитию речи.
Помогая ребенку одеваться и раздеваться, называйте предметы одежды, комментируйте свои действия:

  • Наденем рубашку. Мама надевает Ване рубашку.

  • Застегнем брюки. Мама застегивает Ване брюки.

  • Натянем носочки. Мама натягивает Ване носочки. Поощряйте ребенка, если он пытается называть одежду и комментировать свои действия.

2. Проведите с ребенком подвижные игры. Похвалите малыша, если он хочет договаривать за вами стихотворные строчки.

ПЛАТЬЕ

Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота вправо-влево, держа руки на поясе.

Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

А на платье два кармашка, «Рисуем» на животике два кармашка. Спрячем в них ладошки. Прикладываем обе ладошки к животику.

БРЮКИ

Эти брюки для Илюши По два раза топаем сначала правой,

потом левой ногой.

Сшила бабушка из плюша. Показываем, как бабушка шила брюки.

Ходит в них гулять Илья, Идем по кругу, взявшись за руки.

Он большой, как ты и я. Поднимаем руки вверх, тянемся на носочках.

3. Помогая ребенку одеваться или раздеваться, рассказывайте ему русскую народную потешку.

У Матрешиной сестрицы По деревне небылицы:

Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка — в жилете, Петушок — в берете, Коза — в сарафане, Заинька — в кафтане. А всех их пригоже Корова в рогоже.

6. Обувь

  1. Знает ли ваш ребенок названия предметов обуви? Умеет ли правильно произносить их, может ли сам обуваться и разуваться? Тренируйте ребенка в завязывании и развязывании шнурков, это способствует развитию пальцевой моторики.

  2. Предложите малышу показать и назвать ту обувь, которая у него есть. Поиграйте с ним в игру «Что исчезло?» Поставьте в ряд три пары обуви: тапки, туфли, ботинки. Покажите и назовите их. Предложите ребенку сделать то же самое. Затем попросите ребенка отвернуться и спрячьте одну пару обуви. Когда ребенок повернется, задайте ему вопрос:




  • Что я убрала?

  • Тапки.

3. Проведите с ребенком подвижные игры. Похвалите его, если он будет не только выполнять движения, но и договаривать за вами стихотворные строчки.

ТАПКИ

Это тапки для Антошки, По два раза ритмично топаем каждой

ногой.

Чтобы в них не мерзли ножки. Четыре ритмичных прыжка на обеих

ногах.

Топ-топ, топотушки. По два раза ритмично топаем каждой

ногой.

Что за тапки! Как игрушки! Левую ногу ставим на носок, потом —

на пятку; затем так же правую.
БОТИНКИ

Вот ботинки для Маринки, По два раза ритмично топаем каждой

ногой.

Не ботинки, а картинки. Четыре ритмичных прыжка на обеих

ногах.

Чтобы в них гулять ходить, Ходьба по кругу друг за другом. Бегать, прыгать и шалить. Бежим, делаем два прыжка, топаем

поочередно левой и правой ногой.
4. Предложите ребенку послушать стишки. Поощряйте его желание повторять за вами отдельные слова.

Вот сапожки для Егорки. Можно в них кататься с горки. Вот кроссовки для Андрея, Чтобы бегать всех быстрее. Туфли новые — для Вали. Их еще не надевали. Для Аришки — босоножки, Чтобы бегать по дорожке.

5. Помогая ребенку обуваться, рассказывайте ему русскую народную потешку.

Баю-баю-баиньки, Я скатаю валенки. Я скатаю валенки Невелички, маленьки. Таточке на ножки, Бегать по дорожке.

7. Мебель

  1. Вместе с ребенком рассмотрите мебель, которая есть у вас дома. Поупражняйте ребенка в назывании предметов мебели. Побеседуйте об их назначении.

  2. Рассмотрите детский стульчик, покажите его части, четко произнесите названия частей стула: сиденье, спинка, ножки. Поупражняйте ребенка в назывании частей стула.

3. Выполните с малышом подвижные упражнения. Похвалите ребенка, если он будет не только выполнять движения, но и договаривать за вами стихотворные строчки.
КРОВАТКА

Вот Кирюшкина кроватка, Разводим руки в сторон Чтобы спал Кирюшка сладко, Приседаем, кладем сложенные ладони под левую щечку.

Чтоб во сне он подрастал, Медленно поднимаемся.

Чтоб большим скорее стал. Встаем на носочки, тянемся руками вверх.
СТУЛ

Это стул. Сиденье, спинка, К прямой правой ладони присоединяем согнутую левую, чтобы получился «стульчик».

А на спинке две картинки. Показываем два пальчика на правой

руке.

А еще четыре ножки, Показываем по два пальчика на

обеих руках.

Чтоб сидеть под стулом кошке. Приседаем, делаем из ладошек

«ушки».
4. Используя картинки с изображениями мебели или игрушечную мебель, поиграйте с ребенком в игры «Что исчезло?», «Что появилось?» Методика проведения игры «Что исчезло?» описана в предыдущем задании. Игра «Что появилось?» проводится аналогично.

Поставьте перед ребенком игрушечные столик, стульчик и кроватку.

Предложите показать и назвать их. Попросите ребенка отвернуться. Поставьте в ряд еще один предмет, например шкафчик. Когда ребенок повернется обратно, спросите его, что появилось.

5. Прочитайте малышу русскую народную потешку.

Как у нашего кота Колыбелька хороша, А у Мити моего Есть получше его.

8. Новогодний праздник

  1. Знает ли ваш малыш, какой праздник приближается? Знаком ли он со словами Новый год,Дед Мороз, елка?Поупражняйте ребенка в произношении этих слов. Привлеките малыша к украшению елки. Похвалите его, если он будет называть елочные игрушки.

  2. Используя елочные игрушки, поиграйте с малышом и игры «Что исчезло?», «Что появилось?», «Что поменялось местами?»

Положите перед малышом три елочные игрушки, например шар, шишку, снежинку.Предложите ребенку показать и назвать их. Попросите малыша отвернуться и в это время поменяйте шар и шишку местами. Когда ребенок повернется обратно, спросите его, что поменялось местами. Если ему трудно сказать, пусть хотя бы покажет.

3. Проведите с ребенком подвижные упражнения. Стремитесь к тому, чтобы он проговаривал стихотворные строчки вместе с вами.

ЕЛОЧКА

Наша елочка-краса Идем по кругу, взявшись за руки.

Поднялась под небеса. Останавливаемся, тянемся руками

вверх.

Стройная красавица Опять идем по кругу, взявшись за

Всем ребятам нравится. руки.

СИНИЙ ШАР

Синий шар купили Лолке. Показываем руками круг.
Ах, какой красивый! Качаем головой, изображаем восторг.

Он теперь висит на елке Запрокидываем голову, смотрим вверх.
И похож на сливу. Приседаем.
4. Слепите елочку из пластилина и предложите малышу украсить ее пластилиновыми шариками. Покажите, как нужно лепить шарики. Из кусочка пластилина скатайте между ладонями колбаску. Отщипните от нее кусочек и скатайте из кусочка шарик. Предложите малышу сделать это самостоятельно. Упражнение способствует развитию пальцевой моторики.

9. Продукты питания

  1. Знает ли ваш ребенок такие слова, как суп, каша, хлеб, сок, чай, молоко? Умеет ли правильно произносить их? Пользуется ли ребенок глаголами есть, пить, хочу, дай? Поощряйте стремление ребенка использовать в речи эти слова.

  2. Выполните с малышом подвижное упражнение. Стремитесь к тому, чтобы он проговаривал стихотворные строчки вместе с вами.

КАША

Эта каша для Любаши, Держим перед собой руки, сложенные ковшиком.

Пар над кашей поднялся Тянемся руками вверх. Где же каша? Пожимаем плечами.

Нету! Вся! Отрицательно качаем головой ,а потом машем рукой.
3. Прочитайте ребенку русские народные потешки.

Утром завтрак у людей, И у птиц, и у зверей. Молоко из крынки пьют Ваня и Егорка, Зайцы овощи грызут, А мышата — корку.

Хороша у нас хозяюшка, Наша тетушка Аглаюшка. В решете капусту квасила, Киселем скамейки красила, Щи мешала помелом, Хлеб рубила топором.

Тень, тень, потетень, В огороде-то плетень. В избе печка топится, Бабушка торопится: Она репу печет, По тарелочкам кладет.

Пекла кошка пирожки Из гороховой муки. Лист из печки вынула, На пол опрокинула. Покатился колобок Прямо к мышке под порог.

4. Расскажите ребенку русскую народную сказку «Колобок». Предложите слепить колобок из пластилина или нарисовать его гуашью. Покажите, как нужно сначала нарисовать кистью большой круг, а потом закрасить его.

10. Посуда

  1. Знает ли ваш ребенок названия посуды? Умеет ли правильно произносить их? Рассмотрите вместе с ребенком посуду, которая есть у вас дома. Пусть малыш показывает и называет посуду.

  2. Используя предметные картинки или кукольную посуду, поиграйте с малышом в уже знакомые игры «Что исчезло?», «Что прибавилось?», «Что поменялось местами?»

Выполните с малышом подвижные упражнения, похвалите его, если он проговаривает стихотворные строчки вместе с вами.

ТАРЕЛКА
Вот тарелки для Валерки – «Рисуем» руками большой круг.

Желтые колечки. «Рисуем» указательными пальцами маленькие круги.
Для котлеты, для пюре Правой рукой загибаем на левой руке пальчики, Для блинов и гречки. начиная с большого.

ЧАШКА

Чашка синяя для Мити, Присели, правая рука на поясе, как ручка чашки.
Чтобы чаю мог попить он, Встали, левой рукой загибаем пальчики, Соку, сливок, лимонаду. правой руки на каждое название.

Нам украсить чашку надо. Показываем, как украшают чашку

точками.

4. Прочитайте ребенку потешку, предложите запомнить, какие названия посуды в ней прозвучат.

Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке — в чашку, Жучке — в плошку, Петуху — в большую ложку, В миску курицам, цыплятам И в корытце — поросятам. Всю посуду заняла, Всё до крошки отдала.

  1. Помогите ребенку слепить из пластилина тарелочку для куклы. Покажите, как это можно сделать, расплющив пластилиновый шарик пальцами.

  1. Покажите, как можно нарисовать тарелку, используя кисть и гуашь, изобразив замкнутую кривую линию. Предложите украсить тарелку разноцветными точками.


11. Домашние птицы

1. Знает ли ваш ребенок домашних птиц и умеет ли их называть? Потренируйте ребенка в узнавании и назывании петуха, курицы, цыпленка, гуся, утки на картинках в книжках.

2. Покажите ребенку, какие звуки издают разные птицы.
Петух: «Ку-ка-ре-ку!»

Курица: «Ко-ко-ко!» Цыпленок: «Пи-пи-пи!» Гусь: «Га-га-га!» Утка: «Кря-кря!»

Предложите малышу самому изобразить этих птиц и показать, как они кричат. Пусть похлопает руками по бокам, как петушок крыльями. Пусть покажет, как курица роет землю и ищет червячков. Потом предложите изобразить цыпленка, клюющего зернышки. Затем пусть походит, как гусь — вытянув шею; как утка — вперевалочку. Эти упражнения помогут развитию творческого воображения, подражательности и общей моторики вашего крохи.

3. Проведите с ребенком подвижные игры, похвалите его за проявленные активность и самостоятельность.

УТКИ

Ути-ути-утки, Вперевалку идем по кругу друг за другом.

Уточки-малютки.

На волнах качались, Приседаем.

Брызгались, плескались. Встаем, машем руками, как крыльями.

ПЕТУХ

Петя, Петенька, петух, Стоим лицом в центр круга, ритмично

Что за перья! Что за пух! бьем руками по бокам, как крыльями. Разноцветный, весь цветной, Идем по кругу друг за другом, заложив

руки за спину.

И кричит как заводной: Останавливаемся, поворачиваемся лицом

— Ку-ка-ре-ку! в круг, кукарекаем.

4. Прочитайте ребенку народные потешки.

  • Петушок, петушок, Ты продай мне гребешок.

  • Не продам, не одолжу, Сам я Ваню расчешу.

  • Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Кате спать не даешь?

Петушок, петушок, Золотой гребешок! На насесте спал, Рано утром встал,

Вверх по лесенке пошел, Свою песенку нашел:

  • Ку-ка-ре-ку!

  • Гуси, гуси!

  • Га-га-га.

  • Есть хотите?

  • Да-да-да.

  • Так летите!

  • Серый волк под горой.

  • А вы взвейтесь покруче Да взлетите выше тучи. Там ему вас не достать, Не умеет волк летать.

5. Прочитайте ребенку сказку «Курочка Ряба», побеседуйте о ней, задайте ребенку вопросы:

  • Кто снес яичко?

  • Какое было яичко?

  • Кто разбил яичко?

6. Если рядом с вашим домом есть водоем, во время прогулки предложите ребенку покормить уток кусочками булки.
Понаблюдайте с малышом за птицами, побеседуйте о них.

12. Домашние животные

  1. Знает ли ваш ребенок домашних животных и умеет ли их называть? Потренируйте ребенка в узнавании и назывании кота, собаки, коровы, коня, козы по картинкам в книжках.

  2. Покажите, какие разные звуки издают домашние животные.

Кот: «Мяу!» Собака: «Гав-гав!» Корова: «Му!» Конь: «И-го-го!» Коза: «Ме!»

Предложите ребенку изобразить домашних животных и показать, как они кричат. Пусть покажет, как умывается кошечка, как жует траву корова, как скачет конь, как бодается коза.

3. Проведите с ребенком подвижные игры. Хвалите его за любое проявление активности.
КОРОВА

«Му-му-му! — мычит корова. — Идем по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев Забодаю Катю с Вовой. Поворачиваемся в круг, делаем по два

поворота вправо-влево.

Вы не пьете молоко? Ставим руки на пояс, делаем сердитое лицо. Убегайте далеко!» Разбегаемся в разные стороны.
КОНЬ

Звонко цокают копытца. Ходьба по кругу с высоким подниманием колена.

Конь идет к реке напиться Хвост пушистый у коня, Останавливемся, показываем правой рукой «хвостик».

Как косичка у меня. Левой рукой показываем «косичку».
4. Прочитайте ребенку русские народные потешки. Предложите ребенку договаривать их вслед за вами.

Пошел котик под мосток,

Поймал рыбку за хвосток,

Думает-гадает,

Как быть — не знает:

Или съесть,

Иль отпустить,

Или деток угостить.

Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые, Зубки белые.

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьет — Забодает, забодает, забодает.

Раным-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, коровушка, ступай, В чистом поле погуляй. А вернешься вечерком, Напоишь нас молоком.

5. Разучите с ребенком маленькие стишки.

Васька — толстый рыжий кот, Он у бабушки живет.

Хрюшка — розовая свинка, Хвост крючком, в щетинке спинка.

  1. Используя игрушки или картинки, поиграйте в уже знакомые игры «Кого не стало?» и «Кто появился?»

  2. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Репка». Задайте ребенку вопросы:

— Какие животные помогли дедке, бабке и внучке вытащить репку?

— Кто из них не домашнее животное?

13. Мамин праздник

Желательно, чтобы это задание выполняли с ребенком папа или дедушка.

1. Знает ли ваш ребенок, какой праздник приближается? Кого поздравляют в этот день? Введем в словарь ребенка словосочетания мамин праздник; мамин день; поздравлять маму, бабушку, сестренку.

2. Предложите ребенку выполнить подвижное упражнение, проговаривая текст вместе с вами.

МАМОЧКА

Мамочка, мамуля, Идем по кругу, взявшись за руки.

Так тебя люблю я. Останавливаемся, прижимаем руки к груди.

Я платок тебе дарю. Протягиваем руки вперед.

Вот как я тебя люблю. Идем по кругу, взявшись за руки.

3. Вместе с ребенком рассмотрите фотографию его мамы.
Дайте ребенку лист бумаги, кисть, гуашь, предложите нарисовать мамин портрет. Окажите необходимую помощь.

4. Прочитайте ребенку пословицы:

При солнышке тепло, При матушке добро.

Нет лучше дружка, Чем родная матушка.

14. Дикие птицы

  1. Знает ли ваш ребенок диких птиц и умеет ли их называть? На прогулке понаблюдайте с малышом за голубями, воробьями, воронами, грачами. Покормите вместе с ребенком голубей. Потренируйте ребенка в узнавании и назывании диких птиц на картинках в книжках.

  2. Введем в словарь ребенка глаголы летать, клевать, кричать, сидеть. Наблюдая за птицами на прогулке, составьте с ребенком предложения, включающие эти глаголы. Помогите ребенку вопросами:




  • Что делает воробей?

  • Воробей летит.

  • Что делает голубь?

  • Голубь клюет.

  • Что делает грач?

  • Грач сидит.

  • Что делает ворона?

  • Ворона кричит.




  1. Используя картинки, проведите с ребенком игры «Кто улетел?», «Кто прилетел?»

  2. Выполните с ребенком подвижные упражнения. Предложите проговаривать текст упражнений вместе с вами.

ВОРОНА

На фонарь ворона села, Присели.

Посидела, посмотрела. Повороты головы влево-вправо.

«Кар! — она сказала громко. — Нахмуриваем брови, грозим указательным пальчиком правой руки.

Не капризничает Ромка?» Грозим указательным пальчиком

левой руки.

ВОРОБЬИШКА

Шустро скачет воробьишка, Прыгаем по кругу на обеих ногах. Птичка — серая малышка.

По двору шныряет, По два поворота головы влево-

Крошки собирает. вправо на каждую строчку.
5. Прочитайте ребенку потешки. Похвалите его, если он будет проговаривать их вместе с вами. Потешку «Сорока-белобока» можно рассказывать, играя с пальчиками. Это развивает пальцевую моторику.

Аист, аист-водолаз Из воды лягушку спас. Пока вылезть ей помог, Сам до пояса промок.

Сорока-белобока Кашу варила. Кашу варила, Гостей манила. Этому дала, Этому дала, Этому дала И этому дала.

А ты мал, Коры не драл, Дров не пилил, Воду не носил, Кашу не варил! Не получишь каши!

6. Предложите ребенку слепить из пластилина много зернышек-шариков, чтобы покормить игрушечных птичек. Это тоже будет способствовать развитию мелкой моторики.

15. Дикие животные

  1. Знает ли ваш ребенок диких животных, умеет ли правильно называть их? Побывайте с ребенком в зоопарке или цирке, где ребенок сможет понаблюдать за ними. Потренируйте ребенка в узнавании и назывании медведя, волка, лисы, зайца на картинках в книжках.

  2. Введите в словарь ребенка глаголы прыгать, бегать, спать, стоять. Наблюдая за животными в зоопарке, помогите ребенку составить предложения с этими глаголами, используя вопросы:




  • Что делает зайка?

  • Зайка прыгает.

  • Что делает лиса?

  • Лиса бежит.

  • Что делает медведь?

  • Медведь спит.

  • Что делает волк?

  • Волк стоит.

3. Проведите с ребенком подвижные игры.

ЗАЙКА

Зайка в травке скок-скок. Четыре прыжка по кругу друг за другом,

изображая пальцами «ушки». Зайка прыг за кусток. Присели.

Смелый зайка не боится, Опять четыре прыжка по кругу. Не поймать его лисице. Ребенок убегает, взрослый ловит его.
ЗВЕРИ

Зайка скачет по кусточкам, Скачем на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней. По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам, Прыгаем, согнув руки перед грудью. Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый, Идем вперевалку. У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек Двигаемся в полуприседе, сделав круглые спинки. Катится колючий ежик.
МЕДВЕЖОНОК


Медвежонок Жак простужен. Мед ему сегодня нужен. Мед дадим ему на ужин, Потому что мы с ним дружим.

Идем по кругу, взявшись за руки, в центре — игрушка мишка. Останавливаемся, протягиваем к игрушке руки «ковшиком».
Берем мишку в круг, идем все вместе.
4. Прочитайте ребенку и разучите с ним небольшие стишки.
Похвалите малыша, если он хочет рассказывать их вместе с вами.

Серый волк крадется в чаще. Очень страшный, настоящий.

Хвост пушистый у лисицы, Им не зря она гордится.

Спать залег в берлогу Миша. Не шумите! Тише! Тише!

5. Прочитайте ребенку потешки. Поощряйте желание малыша повторять их.

Заяц Егорка Свалился в озерко. Бегите под горку, Спасайте Егорку.

Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапти плела.

6. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Волк и козлята», побеседуйте с ребенком о ней, задавая вопросы:

  • Про кого эта сказка?

  • У кого был домик в лесу?

  • Какую песенку пела коза?

  • Кто подслушал песенку?

  • Как спел песенку волк?

  • Почему козлята открыли дверь? Какими они были?



16. Транспорт

  1. Знает ли ваш ребенок названия видов транспорта, который можно встретить на улицах города, умеет ли правильно называть машину, автобус, троллейбус, трамвай? На прогулке вместе с ребенком понаблюдайте за транспортом, потренируйте его в назывании транспорта. Дома используйте для этого картинки в книжках.

  2. Наблюдая за транспортом на прогулке, предложите ребенку ответить на вопросы и составить предложения.




  • Кто едет в трамвае?

  • В трамвае едут люди.

  • Что везет машина?

  • Машина везет песок.

  • Кто выходит из троллейбуса?

  • Из троллейбуса выходят дети.

  • Кто ведет автобус?

  • Автобус ведет шофер.

3. Прочитайте ребенку маленький стишок. Похвалите малыша, если он захочет повторить стишок вслед за вами.

Вот шофер отличный — кот. Грузовик шофер ведет.

4. Выполните с ребенком подвижные упражнения. Пусть малыш произносит текст вместе с вами.

ГРУЗОВИК

Грузовик песок везет Идем по кругу, изображая, что крутим руль. Удивляется народ: Останавливаемся, поворачиваемся лицом в круг,

разводим руками, делаем удивленное лицо.«Вот так чудо-чудеса. Два раза наклоняем голову вправо-влево., В нем песок под небеса». Тянемся на носочках, подняв руки вверх.

«ТУЧКА» НА КОЛЕСАХ

Эта «тучка» на колесах Идем по кругу друг за другом, изображая, что крутим руль. Дождь по городу везет. Станут чистыми дороги, Идем по кругу, изображая, что подметаем метлой. Если «тучка» их польет.

  1. Используя игрушки или картинки, поиграйте с ребенком в игры «Что исчезло?», «Что появилось?», «Что поменялось местами?»

  2. Предложите ребенку слепить вместе с вами модель грузовика. Вы можете слепить кабину и кузов, а ребенку предложите слепить колеса. Он уже умеет лепить шарики. Расплющив их, он научится лепить колеса. Слепив маленькие шарики, он может сделать фары.


17. Лето. Цветы

1. На прогулке в парке или за городом рассмотрите с ребенком полевые цветы: одуванчик, ромашку, колокольчик,кашку, лютик, мак. Учите узнавать и правильно называть эти
цветы. Объясните, почему цветы не нужно рвать. Предложите понюхать их, а придя домой — нарисовать. Поупражняйте ребенка в узнавании и назывании цветов по картинкам в книжках или на открытках.

2. Поиграйте с ребенком в подвижную игру.

ОДУВАНЧИК

Как воздушный шар на ножке, Стоим на носочках, сомкнув руки

над головой.

Одуванчик у дорожки. Два раза делаем наклоны влево-

вправо.

Одуванчик — шарик белый. Опять поднимаемся на носочки.
Дунул я — и улетел он. Дуем, округлив губы, не раздувая щек.

Разбегаемся в разные стороны.
3. Прочитайте ребенку потешку:

Дождик, дождик, припусти! Дай цветочкам подрасти. Лей, лей веселей, Землю-матушку полей.

4. Дайте ребенку голубой лист бумаги, кисть, белую и зеленую гуашь. Предложите нарисовать одуванчики. Вы нарисуете листики, а ребенок нарисует зеленые линии — стебельки и белые кружки на них. Покажите, как правильно закрасить кружки, чтобы получились белые шарики.
18. Лето. Насекомые

  1. На прогулке в парке или за городом обратите внимание ребенка на насекомых. Рассмотрите с ним бабочку, стрекозу, муравья. Учите узнавать и называть насекомых. Используйте для этого картинки в книжках.

  2. На прогулке предложите ребенку задания:




  • Покажи бабочку, которая сидит на цветке.

  • Покажи бабочку, которая летает над цветами.

  • Покажи жучка, который сидит на листке.

  • Покажи жучка, который ползет по травинке.

3. Поиграйте с ребенком в подвижную игру.

БАБОЧКА

Словно бант у нашей Ани, Бежим по кругу, изображая полет

Эта бабочка-краса. бабочки.

Кружит, вьется над цветами, Кружимся на месте, взмахивая ру- Где, как мед, блестит роса. ками, как крыльями.

4. Прочитайте ребенку народные потешки. Похвалите его, если он захочет их рассказать вместе с вами.

  • Жук-жужжало, Где твой дом?

  • Под былинкой, Под листком.

По капельке меда С каждого цветочка Собирали пчелки — Получилась бочка.

Без огня,

В пустой печи

Пекла бабка калачи.

Залетел в окно комар,

Все калачики украл,

С ними вылетел во двор,

Зацепился за забор,

Штанишки порвал,

Калачики растерял.

Сидит комар на дубочке, На зеленом на листочке. Он сидит, в рожок играет, Мушек песней забавляет.

Божья коровка, Полети на небо, Полети на небо, Принеси мне хлеба, Принеси мне ягод Полное лукошко, Сарафанчик новый И конфет немножко.

5. Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Муха-цокотуха». Выясните, названия каких насекомых он запомнил.
перейти в каталог файлов
связь с админом