Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Нищева Картотеки методических рекомендаций для... Картотеки


Скачать 1.34 Mb.
НазваниеКартотеки
АнкорНищева Картотеки методических рекомендаций для.
Дата13.01.2017
Размер1.34 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаNischeva_Kartoteki_metodicheskikh_rekomendatsiy_dlya.doc
ТипДокументы
#3826
страница7 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

3. Сад. Фрукты

  1. Повторите с ребенком задание «Сад. Фрукты» за про­шлый год. Пусть он проговорит выделенные слова и словосо­четания. Сможет ли он объяснить, что фруктами мы называем плоды, которые растут на деревьях в саду?

  2. Предложите ребенку перечислить круглые фрукты (яб­локо, апельсин, гранат, мандарин, персик), овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос).

  3. Поиграйте в игры с мячом «Один — много» и «Назови ласково», используя названия фруктов. Например:

Лимон. — Лимоны. Груша. — Груши. Яблоко. — Яблоки. Апельсин. — Апельсинчик. Слива. — Сливка. Яблоко. — Яблочко.

4. Попробуйте придумывать с ребенком загадки-описания о фруктах. Например:

— Желтый, овальный, кислый. Что это? (Лимон)

— Синяя, овальная, мягкая, сладкая. Что это? (Слива)

— Круглый, оранжевый, душистый, кисло-сладкий. Что это? (Апельсин)

5. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных в игре с мячом «Веселый повар». Например:

Сок из яблок. — Яблонный сок. Пюре из слив. — Сливовоепюре. Запеканка из груш. — Грушеваязапеканка.

  1. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: ба-нан, пер-сик, гра-нат.

  2. Предложите ребенку сделать упражнение с массажным мячиком. Оно будет способствовать развитию тактильных ощущений. Пусть ребенок зажмет мячик сначала в правой руке и представит, что это слива; потом упражнение повторя­ется левой рукой.

Сливу я держу в руке, Кладем мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке, Крепко сжимаем его.

Отпускаю, разжимаю Раскрываем ладонь. И ладошками катаю. Катаем мячик между ладонями.

8. Прочитайте ребенку рассказ Л.Толстого «Косточка».
Выясните, что он думает о поступке мальчика.
4. Лес. Грибы и ягоды

1. Повторите с ребенком задание «Лес. Грибы и ягоды» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосо­четания. Пусть ребенок вспомнит и расскажет о том, где растут грибы и ягоды, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными. Для того чтобы уточнить словарь по теме, можно рассмотреть картинки с изображениями даров леса или сходить на рынок и посмотреть, какие грибы и ягоды продают там. Пусть ребенок показывает и называет грибы и ягоды. Введите в его лексикон и другие слова: клюква, еже­вика; боровик, сыроежка, масленок; искать, срезать, собирать, укладывать, чистить, перебирать, солить, мариновать, сушить, варить, готовить.

2. Предложите ребенку придумать загадки-описания о леных ягодах.

Например:

• Это лесная ягода. Она растет на низких кустиках под де­ревьями. Она мелкая, круглая, черная, мягкая, сладкая. Что это за ягода? (Черника)

3. Можно потренировать ребенка и в придумывании загадок-описаний о грибах. Например:

• Это съедобный гриб. Он растет в траве под березами. Он желтый, ароматный. У него круглая шляпка и тонкая ножка. Что это за гриб? (Лисичка)

4. Обучая ребенка образованию относительных прилагательных, поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребенку мяч; ребенок называет то же блюдо, употребив относительное прилагательное, и возвращает мяч вам. Например:

Варенье из малины. — Малиновое варенье. Джем из черники. — Черничный джем. Компот из земляники. — Земляничный компот. Повидло из брусники. — Брусничное повидло. Мусс из ежевики. — Ежевичный мусс. Пюре из клюквы. — Клюквенное пюре.

5. Предложите ребенку послушать, а затем выучить стихотворение О. Высотской «Грибок». Следите за правильным произношением тех звуков, которые поставлены и автоматизированы в речи ребенка.

ГРИБОК

Мы в лесок пойдем, Мы грибок найдем В шапочке нарядной Светло-шоколадной. Ты не прячь, грибок, Под листок свой бок! Ты ребятам нужен К вечеру на ужин.

6. Работая над согласованием числительных с существи­тельными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числи­тельным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам. Например:

Два мухомора. — Пять мухоморов.

Два опенка. — Пять опят.

Две лисички. — Пять лисичек.

Две сыроежки. — Пять сыроежек.
5. Одежда

  1. Повторите задание «Одежда» за прошлый год. Прогово­рите с ребенком все выделенные слова и словосочетания. Вы­ясните, помнит ли он, что летом носят легкую одежду, а осе­нью — более теплую. Пусть объяснит почему. •

  2. Рассмотрите с ребенком его одежду, обратите внимание на материалы, из которых она сделана. Для активизации в речи от­носительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросает ребенку мяч и говорите, из чего сде­лана одежда; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с от­носительным прилагательным и возвращает мяч вам.

Свитер из шерсти. — Шерстяной свитер.Брюки из вельвета. — Вельветовые брюки. Юбка из шелка. — Шелковая юбка. Блузка из льна. — Льняная блузка. Жилет из меха. — Меховой жилет. Пальто из кожи. — Кожаное пальто.

  1. Выясните, знает ли ребенок, что мы называем головны­ми уборами. Пусть рассмотрит и назовет свои головные уборы и головные уборы других членов семьи.

  2. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый — лишний» по теме «Одежда. Головные уборы». Это будет способствовать раз­витию речевого слуха ребенка и активизации словаря. Вы про­износите несколько слов — названий одежды: свитер, кофта, плащ, шляпа; ребенок объясняет, что лишнее слово — шляпа, потому что шляпа — головной убор, а все остальное — одежда.

  1. Поиграйте в игру «Чего не стало?» Вы выкладываете несколько предметов одежды: шорты, носки, футболку, рубаш­ку; ребенок рассматривает их и отворачивается. Вы прячете один из предметов (футболку). Ребенок определяет, чего не стало: Не стало футболки.

  2. Загадайте ребенку загадку, помогите отгадать ее, а затем и выучить.

Входишь в одну дверь, А выходишь из трех. Думаешь, что вышел, А на самом деле — вошел.

(Рубашка)

7. Прочитайте ребенку рассказ Н. Носова «Живая шляпа».
Пусть он расскажет, чего испугались дети, кто их напугал.
6. Обувь

  1. Повторите задание «Обувь» за прошлый год. Прогово­рите с ребенком все выделенные слова и словосочетания.

  2. Предложите ребенку рассмотреть его обувь. Пусть он рассматривает и называет ее. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых обувь сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана обувь; ребенок ловит мяч, образует словосо­четание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:

Кроссовки из кожи. — Кожаные кроссовки. Тапки из вельвета. — Вельветовые тапки. Ботинки из замши. — Замшевые ботинки.

  1. Поиграйте в игру «Четвертый — лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь».

  2. Поиграйте в игру «Чего не стало?» по теме «Обувь».

  3. Загадайте ребенку загадку. Пусть он попробует отгадать ее и объяснит, как он это сделал. Предложите выучить загадку и загадать ее кому-то из домашних.

Отгадай загадку. Кто мы? В ясный день сидим мы дома, Если дождь, у нас работа — Топать, шлепать по болотам.

(Сапоги)

6. Предложите ребенку сделать пальчиковую гимнастику «Новые кроссовки» для развития тонкой моторики, координации речи с движением.

Как у нашей кошки Загибаем по одному пальчику, начиная с

На ногах сапожки. больших, на обеих руках на каждое назва-

Как у нашей свинки ние обуви.

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так. Ритмично выполняем хлопки ладонями и

Новые кроссовки. удары кулачками.

7. Прочитайте ребенку рассказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой», задайте вопрос: «Почему все решили, что Маша выросла?»

7. Игрушки

  1. Повторите задание «Игрушки» за прошлый год. Прого­ворите выделенные слова и словосочетания.

  2. Рассмотрите с ребенком его игрушки. Обратите внима­ние на материалы, из которых они сделаны. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; ребенок ловит мяч, обра­зует словосочетание с относительным прилагательным и воз­вращает мяч вам.

Мячик из резины. — Резиновый мячик. Мишка из плюша. — Плюшевый мишка.

Пирамидка из дерева. — Деревянная пирамидка. Ведерко из металла. — Металлическое ведерко.

3. Предложите ребенку придумать рассказ о любимой игрушке по плану:

— Как называется игрушка?

Какая она по цвету, размеру, форме, из каких частей состоит?

— Как с ней можно играть? Например:

• Это футбольный мяч. Он сине-красный, большой, круг­лый. С мячом можно играть в футбол.

4. Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам.

Два кубика. — Пять кубиков.

Два мишки. — Пять мишек.

Два мяча. — Пять мячей.

Две куклы. — Пять кукол.

Две матрешки. — Пять матрешек. Два ведерка. — Пять ведерок.

5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова ку-бик, мя-чик, кук-ла, миш-ка, ша-рик, ма-ши-на.

6. Прочитайте ребенку стихотворение К. Кубилинскаса «Игрушки». Предложите перечислить и сосчитать названия игрушек, прозвучавшие в нем.

ИГРУШКИ

Тьма игрушек у меня: Ванька-встанька, два коня, Пестрый мячик, Толстый мальчик, Мишка,

Зайка, кукла Майка.

Иногда я папу с мамой Приглашаю поиграть. Но молчит голыш упрямый, Не желает отвечать. Кукла дуется, молчит, Мишка хнычет и ворчит. Говорю я мишке, зайке, Двум лошадкам, Кукле Майке:

— Так упрямиться нельзя — Папа с мамой Нам друзья!

7. Загадайте ребенку загадку о мяче. Предложите сначала отгадать, а потом выучить ее.

Не обижен, а надут. Его по полю ведут.
8. Посуда

  1. Повторите задание «Посуда» за прошлый год. Прогово­рите с ребенком все выделенные слова и словосочетания.

  2. Прочитайте ребенку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения. Объясните, что посуда бывает чай­ной, столовой, кухонной. Пусть ребенок покажет и назовет чайную, кухонную и столовую посуду, которая есть у вас дома.

  3. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых сделана посуда. Для расширения словаря ребенка поиграйте с ним в игру с мячом «Какая? Какое? Какие?» Примеры слово­сочетаний:

Стакан из стекла. Стеклянный стакан. Чашка из фарфора. — Фарфоровая чашка. Ложка из серебра. — Серебряная ложка. Миска из пластмассы. — Пластмассовая миска. Кастрюля из эмалированного металла. — Эмалированная кастрюля.

4. Потренируйте ребенка в составлении рассказов-описаний о посуде по образцу. Например:

• Это чайник. Чайник — это кухонная посуда. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. В нем кипятят воду.

  1. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова чай-ник, чаш-ка, лож-ка, вил-ка, но-жик.

  2. Выполните с ребенком упражнение «Чайник» для раз­вития творческого воображения, координации речи с движе­нием.

Я — чайник, ворчун, хлопотун, Стоим, изогнув одну руку, как
сумасброд, носик чайника, другую держа на
Я вам напоказ выставляю живот, поясе. Живот надут.
Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топаем обеими ногами.
— Эй, люди, Делаем призывные движения правой

я с вами почайпить хочу! рукой.

7. Предложите ребенку послушать потешку, а затем перечислить названия посуды, прозвучавшие в ней.

У нашего Вовки На блюде морковка. У нашей Акульки Картошка в кастрюльке. У нашей Наташки Смородина в чашке. Ну а у Валерки Грибочки в тарелке. А теперь ты не зевай И посуду называй.

9. Времена года. Зима. Зимующие птицы

  1. Повторите задание «Времена года. Зима» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и слово­сочетания.

  2. На прогулке понаблюдайте с ребенком за зимними изме­нениями в природе. Помогите ребенку запомнить приметы зимы:

  • земля покрыта снегом, а реки и озера — льдом;

  • стало холодно, на улице мороз;

  • дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады;

  • ночи стоят длинные, а дни — короткие;

  • люди надели теплую зимнюю одежду;

  • дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снегови­ков, строят снежные крепости, играют в снежки.

3. Предложите ребенку рассказать о зиме по плану:

— Какое время года наступило?

— Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?

— В какие игры играют зимой дети?

  1. Выясните, помнит ли ребенок, что птицы, которые зи­муют у нас, называются зимующими. Во время прогулки в парке понаблюдайте за зимующими птицами: вороной, соро­кой, воробьями, голубями, дятлом, синицами, снегирями, клестами, щеглами. Наклейте их изображения в тетрадь, под­пишите названия, научите ребенка узнавать этих птиц. Побе­седуйте о том, чем можно подкормить птиц зимой.

  2. Помогите ребенку сделать кормушку и организовать сто­ловую для птиц за окном или во дворе.

  3. Прочитайте ребенку стихи о зимующих птицах. Пред­ложите их выучить. Следите за произношением поставленных звуков.

В желтой футболке и черной жилетке Птица-синица расселась на ветке. Тенькает звонко птица-синица, Лютых морозов она не боится.

Вот на ветке, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Нежатся на солнышке.

Клюв, как клещи, у клеста. Вот так клюв! Вот это да! Шишки запросто лущит Птица, грозная на вид.

Щеголь-щегол — акробат и затейник.

Щеголь-щегол обожает репейник.

В морозы его подкорми семенами,

Чтоб встретил весну тот щегол вместе с нами.

В день, когда мела метель, Прилетел к нам свиристель. Мы ему насыплем крошек. Свиристель такой хороший!

На суку сидит сова, Видит днем она едва. А лишь только ночь настанет, Как орел, глазастой станет.

7. Прочитайте ребенку сказку С. Маршака «Двенадцать ме­сяцев». Выясните, запомнил ли он, сколько месяцев в каждом времени года, знает ли их названия.

10. Домашние животные и их детеныши

  1. Повторите задание «Домашние животные» за прошлый год. Проговорите с ребенком выделенные слова и словосоче­тания.

  2. Напомните ребенку, что мы называем домашними тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Пусть ребенок перечислит на­звания известных ему домашних животных, расскажет о том, какую пользу они приносят.

  3. Предложите ребенку составить рассказы о некоторых домашних животных по образцу. Например:

• Кошка — домашнее животное. Она живет в доме у чело­века и ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой, мясом, молоком.

4. Предложите ребенку вспомнить названия детенышей домашних животных, а затем поиграйте в игру «Один — много».
Вы бросаете ребенку мяч и произносите название детеныша в единственном числе; ребенок ловит мяч, образует форму множественного числа и возвращает мяч вам. Например:

Ягненок. — Ягнята.

Поросенок. — Поросята.

Щенок. — Щенята.

Теленок. — Телята.

Крольчонок. — Крольчата.

5. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Вы бросаете ребенку мяч и называете часть тела животного; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:

Уши кролика. — Кроличьи уши. Хвост собаки. — Собачий хвост. Голова коровы. — Коровья голова. Копыто лошади. — Лошадиное копыто.

6. Выполните с ребенком пальчиковую гимнастику. Это будет способствовать развитию тонкой моторики, координации речи с движением.

Дай молока, Буренушка, Показываем, как доят корову.

Хоть капельку — на донышке.

Ждут меня котятки, Делаем «мордочки» из пальцев.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, Загибаем пальцы на обеих руках,

Творогу немножечко, начиная с больших.

Масла, простоквашки, Молока для кашки.

Всем дает здоровье Снова изображаем, как доим корову.

Молоко коровье.

7. Прочитайте ребенку рассказ С. Воронина «Чистопородный Филя». Предложите ему пересказать текст кому-то из членов семьи. Если ребенку сложно выполнить это задание, помогите ему.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей