3. Сад. Фрукты
Повторите с ребенком задание «Сад. Фрукты» за прошлый год. Пусть он проговорит выделенные слова и словосочетания. Сможет ли он объяснить, что фруктами мы называем плоды, которые растут на деревьях в саду?
Предложите ребенку перечислить круглые фрукты (яблоко, апельсин, гранат, мандарин, персик), овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос).
Поиграйте в игры с мячом «Один — много» и «Назови ласково», используя названия фруктов. Например:
Лимон. — Лимоны. Груша. — Груши. Яблоко. — Яблоки. Апельсин. — Апельсинчик. Слива. — Сливка. Яблоко. — Яблочко.
4. Попробуйте придумывать с ребенком загадки-описания о фруктах. Например:
— Желтый, овальный, кислый. Что это? (Лимон)
— Синяя, овальная, мягкая, сладкая. Что это? (Слива)
— Круглый, оранжевый, душистый, кисло-сладкий. Что это? (Апельсин)
5. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных в игре с мячом «Веселый повар». Например:
Сок из яблок. — Яблонный сок. Пюре из слив. — Сливовоепюре. Запеканка из груш. — Грушеваязапеканка.
Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: ба-нан, пер-сик, гра-нат.
Предложите ребенку сделать упражнение с массажным мячиком. Оно будет способствовать развитию тактильных ощущений. Пусть ребенок зажмет мячик сначала в правой руке и представит, что это слива; потом упражнение повторяется левой рукой.
Сливу я держу в руке, Кладем мячик на правую ладошку. Зажимаю в кулаке, Крепко сжимаем его.
Отпускаю, разжимаю Раскрываем ладонь. И ладошками катаю. Катаем мячик между ладонями.
8. Прочитайте ребенку рассказ Л.Толстого «Косточка». Выясните, что он думает о поступке мальчика. 4. Лес. Грибы и ягоды
1. Повторите с ребенком задание «Лес. Грибы и ягоды» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок вспомнит и расскажет о том, где растут грибы и ягоды, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными. Для того чтобы уточнить словарь по теме, можно рассмотреть картинки с изображениями даров леса или сходить на рынок и посмотреть, какие грибы и ягоды продают там. Пусть ребенок показывает и называет грибы и ягоды. Введите в его лексикон и другие слова: клюква, ежевика; боровик, сыроежка, масленок; искать, срезать, собирать, укладывать, чистить, перебирать, солить, мариновать, сушить, варить, готовить.
2. Предложите ребенку придумать загадки-описания о леных ягодах.
Например:
• Это лесная ягода. Она растет на низких кустиках под деревьями. Она мелкая, круглая, черная, мягкая, сладкая. Что это за ягода? (Черника)
3. Можно потренировать ребенка и в придумывании загадок-описаний о грибах. Например:
• Это съедобный гриб. Он растет в траве под березами. Он желтый, ароматный. У него круглая шляпка и тонкая ножка. Что это за гриб? (Лисичка)
4. Обучая ребенка образованию относительных прилагательных, поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребенку мяч; ребенок называет то же блюдо, употребив относительное прилагательное, и возвращает мяч вам. Например:
Варенье из малины. — Малиновое варенье. Джем из черники. — Черничный джем. Компот из земляники. — Земляничный компот. Повидло из брусники. — Брусничное повидло. Мусс из ежевики. — Ежевичный мусс. Пюре из клюквы. — Клюквенное пюре.
5. Предложите ребенку послушать, а затем выучить стихотворение О. Высотской «Грибок». Следите за правильным произношением тех звуков, которые поставлены и автоматизированы в речи ребенка.
ГРИБОК
Мы в лесок пойдем, Мы грибок найдем В шапочке нарядной Светло-шоколадной. Ты не прячь, грибок, Под листок свой бок! Ты ребятам нужен К вечеру на ужин.
6. Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам. Например:
Два мухомора. — Пять мухоморов.
Два опенка. — Пять опят.
Две лисички. — Пять лисичек.
Две сыроежки. — Пять сыроежек. 5. Одежда
Повторите задание «Одежда» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания. Выясните, помнит ли он, что летом носят легкую одежду, а осенью — более теплую. Пусть объяснит почему. •
Рассмотрите с ребенком его одежду, обратите внимание на материалы, из которых она сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросает ребенку мяч и говорите, из чего сделана одежда; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам.
Свитер из шерсти. — Шерстяной свитер.Брюки из вельвета. — Вельветовые брюки. Юбка из шелка. — Шелковая юбка. Блузка из льна. — Льняная блузка. Жилет из меха. — Меховой жилет. Пальто из кожи. — Кожаное пальто.
Выясните, знает ли ребенок, что мы называем головными уборами. Пусть рассмотрит и назовет свои головные уборы и головные уборы других членов семьи.
Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый — лишний» по теме «Одежда. Головные уборы». Это будет способствовать развитию речевого слуха ребенка и активизации словаря. Вы произносите несколько слов — названий одежды: свитер, кофта, плащ, шляпа; ребенок объясняет, что лишнее слово — шляпа, потому что шляпа — головной убор, а все остальное — одежда.
Поиграйте в игру «Чего не стало?» Вы выкладываете несколько предметов одежды: шорты, носки, футболку, рубашку; ребенок рассматривает их и отворачивается. Вы прячете один из предметов (футболку). Ребенок определяет, чего не стало: Не стало футболки.
Загадайте ребенку загадку, помогите отгадать ее, а затем и выучить.
Входишь в одну дверь, А выходишь из трех. Думаешь, что вышел, А на самом деле — вошел.
(Рубашка)
7. Прочитайте ребенку рассказ Н. Носова «Живая шляпа». Пусть он расскажет, чего испугались дети, кто их напугал. 6. Обувь
Повторите задание «Обувь» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания.
Предложите ребенку рассмотреть его обувь. Пусть он рассматривает и называет ее. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых обувь сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана обувь; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:
Кроссовки из кожи. — Кожаные кроссовки. Тапки из вельвета. — Вельветовые тапки. Ботинки из замши. — Замшевые ботинки.
Поиграйте в игру «Четвертый — лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь».
Поиграйте в игру «Чего не стало?» по теме «Обувь».
Загадайте ребенку загадку. Пусть он попробует отгадать ее и объяснит, как он это сделал. Предложите выучить загадку и загадать ее кому-то из домашних.
Отгадай загадку. Кто мы? В ясный день сидим мы дома, Если дождь, у нас работа — Топать, шлепать по болотам.
(Сапоги)
6. Предложите ребенку сделать пальчиковую гимнастику «Новые кроссовки» для развития тонкой моторики, координации речи с движением.
Как у нашей кошки Загибаем по одному пальчику, начиная с
На ногах сапожки. больших, на обеих руках на каждое назва-
Как у нашей свинки ние обуви.
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. Ритмично выполняем хлопки ладонями и
Новые кроссовки. удары кулачками.
7. Прочитайте ребенку рассказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой», задайте вопрос: «Почему все решили, что Маша выросла?»
7. Игрушки
Повторите задание «Игрушки» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания.
Рассмотрите с ребенком его игрушки. Обратите внимание на материалы, из которых они сделаны. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам.
Мячик из резины. — Резиновый мячик. Мишка из плюша. — Плюшевый мишка.
Пирамидка из дерева. — Деревянная пирамидка. Ведерко из металла. — Металлическое ведерко.
3. Предложите ребенку придумать рассказ о любимой игрушке по плану:
— Как называется игрушка?
— Какая она по цвету, размеру, форме, из каких частей состоит?
— Как с ней можно играть? Например:
• Это футбольный мяч. Он сине-красный, большой, круглый. С мячом можно играть в футбол.
4. Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам.
Два кубика. — Пять кубиков.
Два мишки. — Пять мишек.
Два мяча. — Пять мячей.
Две куклы. — Пять кукол.
Две матрешки. — Пять матрешек. Два ведерка. — Пять ведерок.
5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова ку-бик, мя-чик, кук-ла, миш-ка, ша-рик, ма-ши-на.
6. Прочитайте ребенку стихотворение К. Кубилинскаса «Игрушки». Предложите перечислить и сосчитать названия игрушек, прозвучавшие в нем.
ИГРУШКИ
Тьма игрушек у меня: Ванька-встанька, два коня, Пестрый мячик, Толстый мальчик, Мишка,
Зайка, кукла Майка.
Иногда я папу с мамой Приглашаю поиграть. Но молчит голыш упрямый, Не желает отвечать. Кукла дуется, молчит, Мишка хнычет и ворчит. Говорю я мишке, зайке, Двум лошадкам, Кукле Майке:
— Так упрямиться нельзя — Папа с мамой Нам друзья!
7. Загадайте ребенку загадку о мяче. Предложите сначала отгадать, а потом выучить ее.
Не обижен, а надут. Его по полю ведут. 8. Посуда
Повторите задание «Посуда» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания.
Прочитайте ребенку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения. Объясните, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной. Пусть ребенок покажет и назовет чайную, кухонную и столовую посуду, которая есть у вас дома.
Обратите внимание ребенка на материалы, из которых сделана посуда. Для расширения словаря ребенка поиграйте с ним в игру с мячом «Какая? Какое? Какие?» Примеры словосочетаний:
Стакан из стекла. — Стеклянный стакан. Чашка из фарфора. — Фарфоровая чашка. Ложка из серебра. — Серебряная ложка. Миска из пластмассы. — Пластмассовая миска. Кастрюля из эмалированного металла. — Эмалированная кастрюля.
4. Потренируйте ребенка в составлении рассказов-описаний о посуде по образцу. Например:
• Это чайник. Чайник — это кухонная посуда. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. В нем кипятят воду.
Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова чай-ник, чаш-ка, лож-ка, вил-ка, но-жик.
Выполните с ребенком упражнение «Чайник» для развития творческого воображения, координации речи с движением.
Я — чайник, ворчун, хлопотун, Стоим, изогнув одну руку, как сумасброд, носик чайника, другую держа на Я вам напоказ выставляю живот, поясе. Живот надут. Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топаем обеими ногами. — Эй, люди, Делаем призывные движения правой
я с вами почайпить хочу! рукой.
7. Предложите ребенку послушать потешку, а затем перечислить названия посуды, прозвучавшие в ней.
У нашего Вовки На блюде морковка. У нашей Акульки Картошка в кастрюльке. У нашей Наташки Смородина в чашке. Ну а у Валерки Грибочки в тарелке. А теперь ты не зевай И посуду называй.
9. Времена года. Зима. Зимующие птицы
Повторите задание «Времена года. Зима» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания.
На прогулке понаблюдайте с ребенком за зимними изменениями в природе. Помогите ребенку запомнить приметы зимы:
земля покрыта снегом, а реки и озера — льдом;
стало холодно, на улице мороз;
дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады;
ночи стоят длинные, а дни — короткие;
люди надели теплую зимнюю одежду;
дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
3. Предложите ребенку рассказать о зиме по плану:
— Какое время года наступило?
— Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?
— В какие игры играют зимой дети?
Выясните, помнит ли ребенок, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Во время прогулки в парке понаблюдайте за зимующими птицами: вороной, сорокой, воробьями, голубями, дятлом, синицами, снегирями, клестами, щеглами. Наклейте их изображения в тетрадь, подпишите названия, научите ребенка узнавать этих птиц. Побеседуйте о том, чем можно подкормить птиц зимой.
Помогите ребенку сделать кормушку и организовать столовую для птиц за окном или во дворе.
Прочитайте ребенку стихи о зимующих птицах. Предложите их выучить. Следите за произношением поставленных звуков.
В желтой футболке и черной жилетке Птица-синица расселась на ветке. Тенькает звонко птица-синица, Лютых морозов она не боится.
Вот на ветке, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Нежатся на солнышке.
Клюв, как клещи, у клеста. Вот так клюв! Вот это да! Шишки запросто лущит Птица, грозная на вид.
Щеголь-щегол — акробат и затейник.
Щеголь-щегол обожает репейник.
В морозы его подкорми семенами,
Чтоб встретил весну тот щегол вместе с нами.
В день, когда мела метель, Прилетел к нам свиристель. Мы ему насыплем крошек. Свиристель такой хороший!
На суку сидит сова, Видит днем она едва. А лишь только ночь настанет, Как орел, глазастой станет.
7. Прочитайте ребенку сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выясните, запомнил ли он, сколько месяцев в каждом времени года, знает ли их названия.
10. Домашние животные и их детеныши
Повторите задание «Домашние животные» за прошлый год. Проговорите с ребенком выделенные слова и словосочетания.
Напомните ребенку, что мы называем домашними тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Пусть ребенок перечислит названия известных ему домашних животных, расскажет о том, какую пользу они приносят.
Предложите ребенку составить рассказы о некоторых домашних животных по образцу. Например:
• Кошка — домашнее животное. Она живет в доме у человека и ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой, мясом, молоком.
4. Предложите ребенку вспомнить названия детенышей домашних животных, а затем поиграйте в игру «Один — много». Вы бросаете ребенку мяч и произносите название детеныша в единственном числе; ребенок ловит мяч, образует форму множественного числа и возвращает мяч вам. Например:
Ягненок. — Ягнята.
Поросенок. — Поросята.
Щенок. — Щенята.
Теленок. — Телята.
Крольчонок. — Крольчата.
5. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Вы бросаете ребенку мяч и называете часть тела животного; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:
Уши кролика. — Кроличьи уши. Хвост собаки. — Собачий хвост. Голова коровы. — Коровья голова. Копыто лошади. — Лошадиное копыто.
6. Выполните с ребенком пальчиковую гимнастику. Это будет способствовать развитию тонкой моторики, координации речи с движением.
Дай молока, Буренушка, Показываем, как доят корову.
Хоть капельку — на донышке.
Ждут меня котятки, Делаем «мордочки» из пальцев.
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, Загибаем пальцы на обеих руках,
Творогу немножечко, начиная с больших.
Масла, простоквашки, Молока для кашки.
Всем дает здоровье Снова изображаем, как доим корову.
Молоко коровье.
7. Прочитайте ребенку рассказ С. Воронина «Чистопородный Филя». Предложите ему пересказать текст кому-то из членов семьи. Если ребенку сложно выполнить это задание, помогите ему.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |