Главная страница

Женщины викторианской Англии. Катя Коути, Кэрри Гринберг


Скачать 7.69 Mb.
НазваниеКатя Коути, Кэрри Гринберг
АнкорЖенщины викторианской Англии.pdf
Дата12.05.2017
Размер7.69 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZhenschiny_viktorianskoy_Anglii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#18394
страница1 из 17
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Annotation
XIX век… мало кто из романтично настроенных барышень не мечтал пожить в том времени: галантные кавалеры, красивые платья, балы, стихи, прогулки в экипажах… Но каково быть женщиной в обществе, в котором врачи всерьез полагали, что все органы, делающие женщину отличной от мужчин, являются… патологией? Или где учениц престижных пансионов держали на хлебе и воде, и в результате в высший свет выпускали благовоспитанных анорексичек. Подобные ужасы — не выдумка, а тщательно хранимые, но зафиксированные историей Великобритании секреты, которые авторы вытащили на свет в этом фундаментальном труде.
Впрочем, книга — уникальна и по другим причинам. Быт английской женщины — от титулованных до простых работниц — показан через призму обычаев, суеверий, моды,
любовных связей и даже тайных пороков. Мы рассмотрим не только платья и шляпки, но и нижнее белье дам XIX века. А еще — угостимся супами, пирогами, бисквитами и прочими традиционными угощениями, приготовив их дома по приведенным в тексте рецептам.
Катя Коути, Кэрри Гринберг
Вступление
Глава первая
Семейный идеал
Ухаживания и помолвка
Свадьба
Сексуальность
Материнство и воспитание детей
Старые девы
Разводы
Женщина, закон… и шоппинг
Глава вторая
Миссис Битон — королева домохозяек
Уборка дома
Стирка и хранение одежды
Обеды и чаепития
Глава третья
Состояние медицины
Психические расстройства
Анорексия
Наркотическая зависимость
Контрацепция, беременность и роды
Гигиена
Уход за волосами и прически
Косметика
Глава четвертая
Образование для бедных
Образование в среднем классе

Высшее женское образование
Глава пятая
Швеи
Работницы на фабриках и в шахтах
Проститутки и содержанки
Уличные торговки и продавщицы
Секретарши и телеграфистки
Горничные
Няни
Гувернантки
Медсестры и повитухи
Дамы-благотворительницы
Писательницы
Глава шестая
Фасоны и стили века
Траур
Брюки
Нижнее белье
Корсеты
Обувь
Шляпки
Перчатки
Веера
Парасоли
Сумочки
Глава седьмая
Рукоделие
Магазины
Спорт
Сезон
Обращения и порядок старшинства
Визиты и визитки
Званые вечера
Променады
На берегу морском
Эпилог
Источники на английском языке
Источники на русском языке
Источники иллюстраций
Веб-сайты

Librs.net
Благодарим Вас за использование нашей библиотеки
Librs.net

Катя Коути, Кэрри Гринберг
Женщины викторианской Англии: от идеала до
порока

Вступление
«Чем я могу себя порадовать? Как заслужить восхищение окружающих? Как мне
разнообразить свою жизнь? Ни одна чуткая женщина не будет задаваться такими вопросами,
прежде нем приступить к своим ежедневным занятиям.
Наиболее достойным женским качествам соответствуют другие вопросы. Как мне лучше
всего распорядиться своим временем, силами и средствами, дабы принести наибольшую
пользу? Если кто-то болен, я должна тотчас посетить его комнату и окружить его
атмосферой заботы, обратив внимание на такие мелочи, о которых, возможно, позабыла
усталая сиделка. Если кто-то собирается в путешествие, я должна распорядиться о раннем
завтраке или же приготовить его сама, не тревожа служанку, работавшую допоздна. Не
забыла ли я оказать кому-то из домашних любезность, не обидела ли их? Если так, то сегодня
утром я сердечно поприветствую их и покажу им со всей деликатностью, как я раскаиваюсь в
своем проступке…
Если же ничто особенное не привлечет мое внимание, я все равно встречу своих близких с
осознанием того, что, будучи наименее занятым членом семьи, я готова посвятить себя
общему благу, вовлекая их в дружелюбную беседу, подстраиваясь под главенствующие чувства
и пытаясь развеселить всех тех, кому грустно», — писала Сара Стикни Эллис в книге
«Женщины Англии» (1839).
На протяжении Викторианской эпохи (1837–1901) бескорыстная доброта, воспетая Эллис,
оставалась женским идеалом. К доброте можно прибавить чистоту помыслов, скромность,
сдержанность и самоотверженность — не героическую, она женщинам не надобна, а, скорее,
способность «молчать и терпеть», справляясь с повседневными невзгодами. Достойную женщину сравнивали с домашним ангелом или с плющом, что поддерживает могучий дуб.
Дамы из среднего класса в Викторианскую эпоху стала символом своих мужей. Их роскошные наряды, дома, набитые роскошной мебелью и безделушками, сложные общественные ритуалы, которые они проводили, то и дело сверяясь со справочниками, — все это свидетельствовало о процветании их супругов, а следовательно, и нации в целом. Но неудобные наряды, на которые уходили десятки метров ткани, — не самая большая беда этой эпохи. По крайней мере, носящие их женщины жили в достатке, не знали голода и если от чего и страдали,
так разве что от скуки. Гораздо хуже приходилось женщинам из низов общества. Тех ожидала безрадостная карьера служанок или же бесконечные часы на фабрике среди стрекочущих станков. В итоге кто-то томился от безделья в гостиной, а кто-то надрывался в шахте.
Были ли викторианские женщины несчастными? Не более, чем женщины любой другой эпохи. Целью этой книги является показать обычную жизнь обычных женщин — что их окружало в повседневности, чем они занимались, какие наряды носили, как принимали гостей,
воспитывали детей и развлекались. Вы поближе познакомитесь с повседневной жизнью викторианской женщины — бытом, этикетом, развлечениями, модой, заботой о здоровье — и повстречаете некоторых известных англичанок XIX века. Как вы заметите по ходу чтения,
особое внимание здесь уделяется среднему классу, ведь теперь уже он задавал тон как для низших слоев общества, так и для аристократии, и именно его семейные ценности распространились повсеместно.
Историк Дженет Хороуиц Мюррей выделяет три основных женских образа в культуре
Викторианской Англии — идеальный (счастливая мать, заботливая дочь, стыдливая невеста),
порочный (дерзкая служанка, проститутка, языкастая девица с рабочих окраин) и страдающий
(голодная швея, гувернантка, прозябающая в одиночестве). Со всеми этими образами — и с
бунтарками, и с благонравными особами — вы встретитесь на страницах нашей книги.

Глава первая

Семейный идеал
Брак по любви стал всеобщим идеалом в Англии еще на заре XIX века, что для нас может прозвучать немного странно. Не в том смысле, что брак по любви — это странно, а что бывает как-то иначе. Однако до середины XVII века браки заключались зачастую по решению родителей, которые, в свою очередь, исходили из взаимовыгодного обмена. Однако со временем понятие семьи менялось, и с XVII–XVIII веков ее начали считать крепко сплоченной единицей общества, основанной скорее на любви, чем на экономической выгоде. В рамках нового представления о семье любовь стала рассматриваться основным элементом брака. У женщин появилась возможность выбирать себе жениха, хотя порою она была ограничена как требованиями родителей, так и общепринятыми нормами. В идеале, брак перестал быть сделкой или договором, но представлял собой союз двух людей, которые духовно обогащали друг друга в течение совместной жизни.
Пример такого брака был у англичан перед глазами: королева Виктория и принц Альберт.
Они поженились 10 февраля 1840 года, когда им обоим было всего по 20 лет, а коронация
Виктории состоялась менее 3 лет назад. Опровергнув аксиому, что «жениться по любви не может ни один король», Виктория вышла замуж не только по воле дядюшки Леопольда, но и по велению сердца (правда, она все-таки дождалась, когда потенциальный жених возмужает и обретет светский лоск). Будучи королевой, она сама сделала предложение юному герцогу
Саксен-Кобург-Готскому. Альберт тоже души не чаял в супруге. Но на пути к счастливому браку пара столкнулась со множеством препятствий, включая споры по поводу наследства Альберта в
Германии и непростой характер невесты. Самой большой проблемой, вероятно, оставалось то,
что королева, будучи правительницей нации, имела другие права и обязанности по сравнению со своими подданными. От нее не требовалось подчиняться воле мужа. Однако, несмотря на всю свою власть, Виктория воплотила в браке английские семейные ценности — любовь и взаимное уважение, порядочность, заботу о ближнем.

Королева Виктория и ее супруг Альберт
Контраст с предшественниками королевы получался особенно ярким. Предыдущие монархи не отличались добродетельностью. Дядя Виктории Георг IV пребывал в состоянии холодной
войны со своей супругой Каролиной Брауншвейгской. Немецкую принцессу Георгу навязал отец
— только на таком условии он согласился уплатить огромные долги принца. Ко времени официальной женитьбы в 1796 году принц Уэльский уже успел связать себя узами брака, правда,
тайного и морганатического. Его супругой стала Мария Фитцгерберт, католичка и дважды вдова, а бракосочетание состоялось в ее гостиной. Хотя по закону особы королевской крови не имели права вступать в брак без разрешения монарха, Георг считал Марию своей законной супругой и по-своему хранил ей верность (иными словами, возвращался к ней после очередного загула). Каролине повезло меньше. При первой же встрече Георг залпом выпил рюмку бренди,
уж очень вульгарной и нечистоплотной показалась ему невеста. В свою очередь, она не рассчитывала, что жених окажется таким толстячком. Задумка Георга назначить свою любовницу ей во фрейлины тоже не позабавила Каролину. Вдобавок на свадьбе принц Уэльский так напился с горя, что всю ночь проспал на каминном коврике, и лишь каким-то чудом супругам удалось зачать дочь Шарлотту. Сразу после рождения принцессы Георг и Каролина прекратили отношения, хотя принц никогда не забывал супругу. Правда, думал он лишь о том,
как бы поскорее с ней развестись, а его забота о жене исчерпывалась тем, что в своем завещании он оставил ей один шиллинг.
В 1820 году Георг, уже принц-регент, начал бракоразводный процесс. К тому времени
Каролина много лет развлекалась на Континенте и, по слухам, водила слишком близкую дружбу с каким-то знойным итальянцем. И тут на защиту изгнанницы стали виги, которые уже наточили зуб на своего правителя — обжору, распутника и вертопраха. По мнению адвокатов
Каролины, Георг был последним, кто имел право обвинять жену в измене. С его-то репутацией.
В итоге принц-регент так и не добился развода, зато отомстил лучшей половине иначе —
запретил страже пускать Каролину на его коронацию в 1821 году. Вскоре после публичного позора королева скончалась.
Вильгельм IV, сменивший на престоле своего брата Георга, никогда не рассчитывал на корону, поэтому без зазрения совести сожительствовал с актрисой. Но после того как принцесса
Шарлотта, главная претендентка на престол, разродилась мертвым ребенком и вскоре умерла,
Вильгельм нежданно-негаданно оказался наследником. Второпях он женился на немецкой принцессе Аделаиде. У герцога Кентского, отца Виктории, было множество любовниц.
Родители Альберта разъехались после нескончаемых дрязг, а потом и вовсе развелись.
На фоне скандальной родни Виктория и Альберт казались оплотом нравственности. Они действительно жили душа в душу в любви и согласии. Вскоре после свадьбы королева писала в своем дневнике: «Мой милый, дорогой, дражайший Альберт сидел подле меня, и его
всеохватывающая любовь позволила мне почувствовать райское счастье, на которое я ранее не
могла и надеяться! Он заключил меня в объятия, и мы целовались снова и снова! Его красота,
его нежность, его обходительность — я никогда не смогу до конца выразить свою
благодарность за такого мужа». В этих отношениях, однако, традиционные семейные роли были вывернуты наизнанку: Виктория называла мужа «ангелом», и это он стал «хранителем дома», пока королева занималась государственными делами. Хотя «домашним ангелом»
полагалось быть женщине, Альберт справлялся «на ура». Он перекроил бюджет королевской семьи, урезал бесполезные траты и перестроил систему субординации среди слуг, сэкономив в итоге около 25 тысяч фунтов в год.
При этом Альберт часто давал Виктории советы о политике, а королева балансировала между ролью главы государства и покорной жены (не считая ее страхов перед беременностью и родами — а это была первостепенная обязанность женщины). Она писала: «Мы очень
отличаемся от любой другой супружеской пары. А. находится в моем доме, а не я в его.
Дорогой ангел Альберт, Бог знает, как я люблю его. Его положение тяжело, ничего не

поделаешь». И хотя Викторию и Альберта нельзя назвать типичной викторианской семьей, они укрепили новый по своей сути идеал: брак равных.
Квинтэссенцией викторианского супружества считается выражение «домашний ангел». Так называлась поэма Ковентри Пэтмора, в которой встречаются пассажи вроде «Мужчине нужно
угождать, но угождать ему — удовольствие для женщины». Прототипом главной героини
Онории стала жена поэта Эмили. Пэтмор известен своим преклонением перед «домашней богиней», которая самоотверженно служит мужу, но его идеал брака также предполагал единение двух душ. Сара Стикни Эллис, раздававшая англичанкам советы направо и налево,
тоже писала в книге «Жены Англии» (1843), что настоящий брак по любви — это идеал, к которому стоит стремиться. При этом Эллис предупреждала читательниц, что быть женой —
нелегкий труд, требующий многих жертв. Она советовала женщинам «быть готовыми
обнаружить недостатки в мужчинах, которые имеют место быть, как и пятна на солнце и
облака в летний день, но не любить их из-за этого меньше». Кроме того, она призывала читательниц помнить, что «государственные вопросы и конкуренция в делах» требуют большой концентрации сил и что женщина, к счастью для нее, практически никогда не испытывает такого напряжения. Жены должны терпеливо сносить отсутствие мужей, но, когда возможно,
призывать их к радостям домашнего очага, потому что участие мужчин в конкурентной борьбе ожесточает их сердца. Таким образом, женщина становилась своеобразным противоядием от бездуховности, сопутствующей коммерции.
Образ «домашнего ангела» претил англичанкам, стремившимся к независимости.
Оглядываясь назад, Вирджиния Вулф оставила ядовитую характеристику идеальной викторианской жены: «Она была чрезвычайно сострадательной, бесконечно очаровательной и
запредельно бескорыстной… День за днем она приносила себя в жертву — от курицы брала
всего лишь ножку, сидела на сквозняке. Словом, она была устроена так, чтобы не иметь своих
собственных мнений и желаний, но все время подстраиваться под мнения и желания
окружающих. Нужно ли говорить, что превыше всего она была чиста и невинна?.. Тень от ее
крыльев падала на мои страницы, я слышала шелест ее юбок за спиной… Но я набросилась на
нее, схватила за горло и постаралась уничтожить… Если бы я не убила ее, она убила бы меня».
Несмотря на важность романтической любви, викторианцы оставались людьми практичными. Не стоит забывать, что это было время промышленности, прогресса и науки. И
когда дело доходило до заключения пожизненной договоренности, родственники жениха и невесты призывали их как следует поразмыслить. Печальные последствия необдуманного выбора описываются в литературе: например, мучительный союз Доротеи Брук и Эдварда
Кейсобона в «Миддлмарче» и несчастный брак Дэвида Копперфилда и Доры Спенлоу.
В книге «Как быть счастливым в браке» (1885 года) Эдвард Харди советует присмотреться к своему объекту воздыхания еще на стадии ухаживаний, если только «вам не захочется жить с
лжецом, вором или пьяницей в течение двадцати или тридцати лет». «Мужчины же должны
жениться не с целью получить кухарку и служанку, но чтобы обрести в жене друга и
единомышленника», — писал Харди. При этом жена должна не только составлять компанию мужу, но и содержать дом в порядке. И, конечно же, быть красивой, милой, доброй,
обходительной, любящей, нежной и экономной. Подумаешь, всего-то!
Из-за экономических реалий и общественных норм многие викторианские женщины спали и видели, как бы выйти замуж. Не вступить в брак считалось большой неудачей и практически трагедией. На 1871 год около 90 % женщин в возрасте 45–49 лет были замужем либо вдовами.
Однако мужчины среднего класса не спешили обзаводиться супругой. Сначала они должны были достичь того уровня дохода, который позволил бы им обеспечивать семью. Ведь перед женитьбой они должны были свить семейное гнездышко, снять дом и меблировать его, нанять
прислугу. Нельзя сказать, что справочники по домоводству сходились во мнении о доходе,
позволявшем претендовать на звание среднего класса. Нередко называлась сумма в размере 300
фунтов в год — как раз хватит, чтобы нанять трех слуг. Некоторые современники, однако,
утверждали, что 300 фунтов — это ого-го как много. Согласно статистике, в 1867 году доходы
637 875 семей составляли от 100 до 300 фунтов и только 150 000 семей шиковали на 300 фунтов и выше. Доходы меньше 100 фунтов годовых получало 757 250 семей.
С такими высокими требованиями к будущему мужу совершенно неудивительно, что
Великобритания на тот момент являлась страной поздних браков: для женщины считалось нормальным выходить замуж в возрасте 23–26 лет, а для мужчины — от 25 до 30, при этом возраст мог увеличиваться с ростом социального статуса.

Ухаживания и помолвка
Хотя идеалом брака был союз любящих сердец, огромную роль в выборе партнера играла классовая принадлежность. Книга советов «Этикет любви, ухаживаний и брака» (1847)
утверждала: «Женщины не поднимает мужчину до того положения, которое она занимала до
брака, а опускается на его уровень. Однако мужчина поднимает женщину за собой, как бы
низко она ни стояла ранее». Забавно, что подобные книги описывали все что угодно, аккуратно обходя главную тему — любовь. «Оставим ее писателям, поэтам и моралистам», — писалось в подобных справочниках, и разговор вновь возвращался к хорошим манерам. «Этикет любви,
ухаживаний и брака» ясно дает понять: любовь — вещь серьезная и обдуманная и не имеет ничего общего с кокетством, флиртом и прочими «ошибочными представлениями», которые девушки могли почерпнуть в «неестественной философской системе, представленной в
сентиментальных романах».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов
связь с админом