Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Амасьянц Р.А. Интеллектуальные нарушения. Классификация интеллектуальных нарушений


Скачать 25.21 Mb.
НазваниеКлассификация интеллектуальных нарушений
АнкорАмасьянц Р.А. Интеллектуальные нарушения.doc
Дата23.10.2017
Размер25.21 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАмасьянц Р.А. Интеллектуальные нарушения.doc
ТипГлава
#29740
страница1 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Глава 7 КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

В современных классификациях болезней выделяются до 50 ва­риантов интеллектуальных нарушений. 10-я международная клас­сификация болезней (МКБ-10) предусматривает новую класси­фикацию психических расстройств и расстройств поведения (класс V), включающих в себя и нарушения интеллекта. Адаптированный вариант класса V-МКБ-10 от 01.01.199 г. рекомендован Министер­ством здравоохранения Российской Федерации для обязательного использования в медицинских учреждениях.

Согласно МКБ-10, классификация заболеваний класса V- пси­хические расстройства и расстройства поведения — имеет ряд су­щественных отличий от классификаций болезней прошлых лет. К примеру: в МКБ-10 принята буквенно-цифровая схема кодирова­ния; так, заболевания класса V классифицируются под рубрикой F00-F99.

Во всей классификации используется термин «расстройство» вместо терминов «болезнь» и «заболевание».

Авторы данного пособия выделили из класса V — «Психические расстройства и расстройства поведения» — основные диагности­ческие рубрики (F7, F0, Fl, F8)' имеющие прямое отношение к клинике интеллектуальных нарушений, и отдельные нозологичес­кие формы из других рубрик, в которых наиболее четко проявля­ются те либо иные изменения познавательных процессов как у детей, так и у взрослых. При этом учитывалась прежде всего специфика практической деятельности будущих специалистов — работа с детьми и подрос­тками, имеющими различные психические расстройства, специ­фические расстройства психологического развития, а также раз­вития речи, школьных навыков и др. Однако, учитывая, что ин­теллектуальные нарушения часто носят прогрессирующий харак­тер, а отдельные нозологические формы проявляются лишь в зре­лом или пожилом возрасте, будущим специалистам в области кли­нической и специальной психологии, логопедии, социальной ра­боты и др. необходимы глубокие знания об особенностях интел­лектуальных нарушений не только у детей, но и у взрослых.

При подготовке адаптированного варианта классификации ин­теллектуальных нарушений, наряду с использованием основных отдельных диагностических рубрик класса V-МКБ-Ю, авторами рассмотрены и другие варианты классификации слабоумия. (Выде­ление приобретенного слабоумия по течению патологического про­цесса и клиническим проявлениям.)'

В зависимости от факторов риска, степени, уровня и объема поражения головного мозга, а также от продолжительности пато­генного воздействия все интеллектуальные нарушения разделяют­ся на две основные группы (схема 7):

  1. Временное ослабление интеллекта (схема 8).

  2. Стойкое нарушение интеллекта.

Стойкое нарушение интеллекта, в свою очередь, также подраз­деляется на две группы:

  1. Врожденное слабоумие — умственная отсталость.

  2. Приобретенное слабоумие — деменция.

Однако для более глубокого понимания клинических особенно­стей отдельных нозологических форм, приводящих к стойкому нарушению интеллекта, в классификации дается их описание по факторам риска, степени тяжести, течению и клиническим проявлениям (схема 9, 10; таблица 1).

При поражениях головного мозга наблюдаются также и более легкие формы ослабления психической деятельности, не достиг­шие степени слабоумия. Такие состояния называются снижением уровня личности. Клинически они проявляются повышенной утом­ляемостью и раздражительностью, изменением поведения в виде дискомфортности, склонностью к уединению, сужению круга друзей, интересов и слабой выраженностью интеллектуальных нару­шений. Однако при проградиентном развитии органического по­ражения мозга и длительном функциональном расстройстве не­рвной системы эти состояния усугубляются и достигают в конеч­ном итоге степени слабоумия. Среди большого перечня психичес­ких расстройств и расстройств поведения, представленных в адап­тированном для использования в РФ варианте класса V-МКБ-Ю, отдельной рубрикой выделяется ряд расстройств, которые харак­теризуются обязательным развитием в младенческом или детском возрасте, повреждением или задержкой в развитии отдельных фун­кций (речь, зрительно-пространственные навыки и др.), прогрес­сирующим течением. Характерно, что уровень интеллектуальных нарушений в большинстве случаев колеблется от легких до тяже­лых степеней слабоумия. При отдельных нозологических формах отмечается нормальный уровень развития интеллекта.

Однако общим признаком этих расстройств является сниже­ние уровня личности. Эта группа нарушений в классификации отмечена как «Расстройства психологического (психического) развития».

Кроме того, отдельной рубрикой выделяются «Невротические, связанные со стрессом, расстройства». Для отдельных нозологи­ческих форм данного вида расстройств характерны также сниже­ние уровня личности и временное ослабление интеллекта. В случаях же длительного стрессорного фактора отмечаются проявления стой­кого ослабления интеллекта, преимущественно легкой степени выраженности.

В связи с вышеописанным авторы объединили эти расстройства в рубрику «Психические и поведенческие расстройства, приводя­щие к снижению уровня интеллекта и личности» (таблица 2).

Из всех нозологических форм данных расстройств в эту рубрику вошли именно те патологические состояния, при которых отмеча­ется то либо иное снижение уровня интеллекта.

Авторы не претендуют на энциклопедическую досканальность данной классификации интеллектуальных нарушений, но с уче­том отсутствия на сегодня единой систематики приобретенного слабоумия, она может быть использована в практической дея­тельности специалистов при работе с детьми и взрослыми, стра­дающими различными видами расстройств интеллектуальной де­ятельности.


Клиническая картина временного ослабления интеллекта

Основными причинами временного ослабления интеллекта, как отмечено в классификации интеллектуальных нарушений, являются:

■=> острые инфекционные заболевания и интоксикации (тиф, грипп, пневмония, сепсис, рожа, дизентерия, пищевые отрав­ления, алкогольная, никотиновая, наркотическая и др. инток­сикации);

■=> сосудистые заболевания головного мозга (атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревмоваскулит, со­судистые кризы, мозговые инсульты и др.);

<=> черепно-мозговая травма (сотрясение, ушиб и сдавление голов­ного мозга);

■=> эндогенные заболевания (шизофрения, маниокально-депрессивные психические расстройства и др.)

=> острая реакция на стресс (смерть близкого, семейная ссора, отстранение от должности и др.).

Каждая из перечисленных болезней и состояний имеет свои клинические особенности, однако общее, что объединяет их — это развитие временного ослабления интеллекта в остром периоде за­болеваний.

Рассмотрим основную его клиническую характеристику. Клиника временных ослаблений интеллекта проявляется в виде различных нарушений высших мозговых функций, и прежде всего мышления. При этом у больных теряется способность к мысли­тельным операциям, установлению причинных связей между яв­лениями и предметами окружающего мира. Например, такие боль­ные не могут сообразить, где они находятся и что их окружает. Наряду с нарушением ориентации «в месте» часто встречаются нарушения и «во времени» (больной не знает, какое в данный момент время года, суток, дня). Такое состояние называется аменцией (бессвязность мышления) и может длиться несколько часов, дней, месяцев. Учитывая, что аменция является наиболее частым симптомом временных ослаблений интеллекта, рассмотрим более подробно клинику аментивного синдрома.

Аментивный синдром (лат. Amentia — безумие) — одно из проявле­ний помрачения сознания, характеризующееся бессвязностью мыш­ления и речи, общей растерянностью и двигательным возбуждением. Причиной аметивного синдрома являются интоксикационные явления при многих инфекционных заболеваниях (тиф, рожа, сепсис и др.), а также острые приступы

психозов при шизофрении и других психических расстройствах.

В клинической картине данного симптомокомплекса выделяют­ся две основные формы:

=> галлюцинаторная;

■=> кататоническая.

При галлюцинаторной форме отмечается так называемая гал­люцинаторная спутанность, проявляющаяся слабой выраженнос­тью, бессвязностью и отрывочностью слуховых и зрительных галлюцинаций.

При кататонической форме превалируют психомоторные рас­стройства и бредовые идеи типа бреда величия. Однако бредовые идеи носят также разорванный и отрывочный характер.

Общими клиническими проявлениями обеих форм аментивно­го синдрома являются бессвязность мышления и речи, общая рас­терянность с аффектом недоумения, снижение внимания. Отмеча­ется дезориентировка в каком-либо месте, во времени, иногда в собственной личности. Психомоторное возбуждение проявляется беспорядочными, дискоординированными движениями и непроизвольными подергиваниями в различных мышечных группах.

Прогноз аментивного синдрома зависит от степени тяжести со­матического либо психического заболевания. В случаях длительно­го течения интоксикационного процесса аментивный синдром переходит в хронический психоорганический синдром.

Глава 8

ВРОЖДЕННОЕ СЛАБОУМИЕ. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОЛИГОФРЕНИЯ)

8.1. Клиническая картина умственной отсталости

Общая характеристика. Умственная отсталость (олигофрения) — группа различных по причине, развитию и клинике патологичес­ких состояний, обусловленных органическим поражением голов­ного мозга, возникшим на ранних этапах онтогенеза (от внутриут­робного до 3-х лет). Общим признаком этих состояний является врожденное недоразвитие психики с преобладанием интеллекту­альной недостаточности.

Одним из первых описал врожденное слабоумие Дюфур в 1770 г. В начале XIX века Ж. Эскироль отделил врожденное слабоумие от слабоумия и разделил его на три варианта по степени выраженности нарушений речи. Во второй половине XIX в. В. Маньян описал легкую степень врожденного слабоумия - дебильность. Термин «олигофрения» для обозначения всей группы врожденно­го и приобретенного в раннем детстве слабоумия предложил Э. Крепелин.

По Л.С. Выготскому, врожденное слабоумие не есть изолирован­ное заболевание интеллекта, а охватывает всю личность в целом.

Умственная отсталость - стойкое состояние ослабления, задер­жки или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением когнитивных (познавательных), ре­чевых, моторных и социальных способностей на фоне выражен­ных эмоционально-чувственных нарушений. При умственной от­сталости в большей или меньшей степени замедляется, а в после­дующем и полностью прекращается возможность приобретения даже простых знаний и умений, зачастую с неуклонным обеднением и распадом прошлого жизненного опыта.

При умственной отсталости, как правило, наблюдается различ­ный диапазон психических расстройств, частота которых среди та­ких больных по меньшей мере в 3—4 раза выше, чем в общей попу­ляции. Причем, формы и степень этих расстройств существенно видоизменяются. Так, галлюцинации, бредовые идеи и эмоцио­нальные синдромы на фоне слабоумия бледнеют, распадаются, становятся монотонными.

Умственно отсталые лица часто становятся жертвами эксплуа­тации, физических и сексуальных оскорблений, что является ре­зультатом не только интеллектуальных нарушений, но и измене­ний адаптивного поведения.

Клиническая картина (БМЭ. М., 1981. Т. 17. С. 288-289).

При всем разнообразии клинических проявлений общим для раз­личных форм олигофрении является тотальное недоразвитие пси­хики, включая недоразвитие познавательных способностей и лично­сти в целом. Ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности высших форм познавательной деятель­ности, прежде всего абстрактного мышления, при относительно до­статочном уровне развития эволюционно более древних компонентов личности, таких, как потребности, связанные с инстинктами, низшая эффективность. Однако указанные особенности психического дефек­та при олигофрении проявляются в индивидуальном развитии не сразу; они становятся более отчетливыми к концу дошкольного -началу школьного возраста ребенка. В раннем детском и дошколь­ном возрасте недостаточность познавательной деятельности про­является преимущественно в недоразвитии психических функций, которые относятся к начальному этапу развития абстрактного мыш­ления: отставание в сроках развития психической деятельности и моторной активности; искажение и замедленный темп становления зрительных и слуховых условных рефлексов; недостаточность эмо­ционально-волевых реакций; запаздывание сроков появления эмо­циональных реакций на окружающее на первом году жизни; отста­вание в развитии речи, подражательный «манипулятивный» харак­тер игры; длительное отсутствие навыков самообслуживания; сла­бо выраженный познавательный интерес к окружающему; недифференцированность, или отсутствие высших эмоций (сочувствие, чувство привязанности и др.), в раннем детском и дошкольном воз­расте. У детей школьного возраста на передний план более отчет­ливо выступают конкретно-ситуационный характер мышления, сла­бость или невозможность обобщения, неспособность выделения су­щественных признаков предметов и явлений. При глубокой умствен­ной отсталости усвоение любых отвлеченных знаний и школьное обучение могут быть вообще невозможны.

У подростков и взрослых лиц с олигофренией наряду с недо­статочностью абстрактного мышления более заметной становится незрелость личности (повышенная внушаемость, некритичность, неспособность принять самостоятельное решение в сложных житейских ситуациях, выраженная зависимость поведения от внеш­ней ситуации, импульсивность поступков).

Интеллектуальная недостаточность при олигофрении в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных, что выражается в недостаточности воспри­ятия, нарушениях активного внимания, замедлении и непрочности запоминания, низком уровне логической памяти. Характерны не­доразвитость и слабая дифференцированность интеллектуальных и нравственных эмоций, неадекватность аффектов переживаемых событий, слабость инициативы и побуждений, отсутствие борьбы мотивов, недостаточная целенаправленность действия. Речь при олигофрении отличается бедностью запаса слов, обилием штам­пов, но развернутыми фразами, часто аграмматизмами и дефекта­ми произношения. Признаки недоразвитости имеются и в психи­ческой деятельности, и в моторной активности (запаздывание в развитии статических и кинетических функций, недостаточная це­ленаправленность и координация движений, их угловатость, недо­статочность тонкой ручной моторики, мимики и пантомимики).

При олигофрении часто наблюдают разнообразные неспеци­фические неврологические расстройства - нарушения черепно-моз­говой иннервации и функции пирамидной системы (парезы, нару­шения мышечного тонуса), диэнцефальные расстройства, в част­ности цереброэндокринная недостаточность. В соматическом ста­тусе при олигофрениях, связанных с нарушениями внутриутроб­ного развития, отмечаются, как правило, разнообразные анома­лии развития и дисплазии в виде деформаций и изменений размеров черепа, аномалий строения и расположения ушных раковин, глаз, челюстей, зубов, укорочения фаланг пальцев, дизрафических симптомов (заячья губа, расщепление неба, spina bifida, сра­щение пальцев - синдактилия и др.), пороки развития внутренних органов - сердца, легких, мочеполовых органов, а также желудоч­но-кишечного тракта. Нередко имеются отставание в физическом развитии, нарушения пропорций тела, искривление позвоночника, недоразвитие половых органов.

Динамика олигофрении носит непрогредиентный, так называе­мый эволютивный характер, связанный с возрастным созреванием центральной нервной системы, а также с процессами репарации и компенсации. Выражением положительной динамики олигофрении является постепенное, более медленное, чем у здоровых детей, по­вышение уровня умственных способностей, усиление подвижности психических процессов, улучшение фразовой речи, появление бо­лее правильной самооценки и критического отношения к окружаю­щему, уменьшение моторной недостаточности, пополнение запаса знаний, приобретение бытовых сведений, несложных трудовых и профессиональных умений и навыков. Такая динамика свойственна в основном лицам с неосложненной олигофренией в степени дебильности. В связи с более или менее выраженной положительной эволютивной динамикой и социальной адаптацией, по данным Д.Е. Мелехова (1970), 77% лиц с олигофренией в степени дебильности становятся систематически трудоспособными, а часть из них полностью адаптируется социально и не нуждается в наблюдении психиатра. Благоприятная эволютивная динамика олигофрении за­висит от глубины психического недоразвития, клинико-патогенетической формы олигофрении, дополнительных патогенных влияний, а также своевременности и полноты лечебных и реабилитационных мероприятий. Определенные различия в динамике имеются у ум­ственно отсталых с разным темпераментом - эретичных (с силь­ным и более подвижным темпераментом) и торпидных (с более сла­бым и инертным темпераментом). Так, у эретичных олигофренов темп психического развития более высокий, легче закрепляются бытовые навыки.

Эволютивная динамика психического развития при олигофре­нии может нарушаться состояниями декомпенсации, которые чаще всего возникают в переходные возрастные периоды при осложнен­ной олигофрении. При этом основными клиническими проявления­ми являются церебрастенические и психопатоподобные состояния (расторможение влечений, особенно сексуального, склонность к уходам и бродяжничеству, агрессивность, импульсивность). Значи­тельно реже декомпенсация выражается в форме эпизодических и рецидивирующих психозов преимущественно в пубертатном воз­расте. Большинство отечественных и зарубежных исследователей расценивают эти психозы как специфичные для больных олигоф­ренией, в связи с чем их обозначают как «психозы олигофренов», «психозы при дебильности». Их клиническая картина отличается от клинической картины эндогенных и экзогенных психозов, также возникающих при олигофрении. «Психозы олигофренов» в основ­ном проявляются аффективными расстройствами (состояниями дисфории и тревожной депрессии со страхами), кататоноподобны-ми состояниями двигательного возбуждения или ступора, а также эпизодами рудиментарных, неразвернутых, галлюцинаторных и бредовых расстройств на тревожно-депрессивном аффективном фоне. Нередки также кратковременные эпизоды оглушения и сумереч­ного помрачения сознания. Психотические состояния продолжи­тельностью от 1 до 6 недель носят характер однократных или ре­цидивирующих приступов. Как во время приступов, так и в интер­валах между ними обычно наблюдаются церебрастенические сим­птомы и усиление вегетативных расстройств. Эпизодические пси­хозы при олигофрении, как правило, заканчиваются возвратом к исходному состоянию. После нескольких приступов рецидивирую­щего психоза возможно углубление изменений личности по орга­ническому типу. В патогенезе состояний декомпенсации, включая их психотические формы, важное значение имеет усиление резидуально-органической церебральной недостаточности с возникно­вением ликвородинамических и цереброваскулярных расстройств. Кроме того, предполагается дополнительная патогенетическая роль эндокринно-гуморальных сдвигов пубертатного периода, особенно дисгармонически протекающего. Различные экзогенные факторы -травмы, инфекции, перегрузки, связанные со школьным обучени­ем, - способствуют возникновению состояний декомпенсации...

8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости

Практически до конца XX столетия принято было пользоваться классификацией, выделяющей три степени врожденного слабоу­мия — идиотия, имбецильность и дебильность. Обозначение этими терминами носило более или менее условный характер, так как в любую из них входили больные, по уровню интеллекта приближа­ющиеся к смежным группам, т.е. к группам, в которых степень развития интеллекта не всегда была постоянной.

Для более глубокого усвоения клинических особенностей раз­личных форм умственной отсталости на современном уровне авто­ры сочли необходимым дать описание основных симптомов и про­явлений идиотии, имбецильности и дебильности (В.В. Русских, 1969).

Идиотия — самая тяжелая степень врожденного слабоумия, со­провождающаяся многочисленными физическими дефектами (зая­чья губа, волчья пасть, неправильный рост зубов и др.). Клиничес­кая картина идиотии характеризуется глухонемотой, снижением зрения, парезами конечностей, судорожным синдромом, резким снижением всех видов чувствительности. На чужую мимику и же­стикуляцию они не реагируют, неопрятны, не интересуются иг­рушками, бросают или кусают их, неспособны к самообслужива­нию. Нередко чувство недовольства сопровождается нанесением себе укусов, телесных повреждений — агрессия этих больных направ­лена на самих себя. Идиоты прожорливы, часто хватают ртом все, что попало. Если ребенок-идиот может совершать двигательные акты, то он все время пытается находиться в движении. Нередко они бесцельно бегают по комнате, пытаются толкать мебель, пол­зают по полу, сосут или грызут пальцы, иногда наблюдаются так называемые идиотические движения, например, маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону.

При идиотии средней и легкой степени могут отмечаться не­которое понимание речи, мимики и жестикуляции, фиксация взгля­да на предметах. Они узнают близких лиц и могут проявлять элемен­тарную привязанность.

При идиотии познавательная деятельность и эмоционально-волевая сфера находятся на самом низком уровне развития.

Имбецилыюсть. Имбецилы отличаются от идиотов более или менее развитой, но все же дефектной речью, которая появляется лишь на 3—5 годах жизни. Словесный запас их очень низок. Обращенную речь, мимику и жестикулирование они понимают в пределах их постоянного общения. Новую ситуацию, как правило, не осмысливают и не воспринимают. Простейшие навыки они осмысливают, но выпол­няют их небрежно. Счет в пределах десяти выучивают с трудом, но не в состоянии овладеть чтением и письмом. Хотя имбецилы и обла­дают известным словарным фондом и знают названия предметов, но нередко не понимают их назначения. Их интеллекту недоступно понимание взаимоотношения различных объектов, причинно-след­ственных отношений, ценности вещей и т.д.

Уровень интеллекта у имбецилов понижен, но дети нередко посещают вспомогательную школу.

Дебильность — легкая степень олигофрении. Дебилы обладают большим, чем имбецилы запасом слов, но с выраженными рас­стройствами мышления (вязкость, резонерство и т.д.). У них не­редко появляются дефекты речи в виде шепелявости, аграмматизма. Память у них относительно удовлетворительная, и они механи­чески могут запоминать отдельные понятия, но применять их на практике не в состоянии. Простейшие психические акты протека­ют у них медленнее, чем у здоровых детей, более сложная ассоциативная деятельность для них невозможна, отчетливо проявляет­ся слабость суждений. На уровне дебильности ориентация в прак­тических, житейских вопросах может быть вполне адекватна, но при этом страдают высшие уровни психической сферы: абстракт­ное мышление и логический анализ. Однако дебилы могут обу­чаться во вспомогательной школе. После ее окончания они спо­собны лишь к несложным формам трудовой деятельности. В прак­тической деятельности психологов, невропатологов, психиатров зачастую встречаются легкие степени дебильности, которые труд­ны для диагностики и нередко требуют применения специальных психологических методик. Помимо врожденного слабоумия суще­ствуют еще и смежные формы олигофрении: семейные, экзо- и эндогенного генеза, хромосомные (болезнь Дауна, синдромы Клайнфельтера, Тернера, трисомии-Х) и др.

10-я международная классификация болезней (МКБ-10) предус­матривает новую классификацию умственной отсталости, в которой лежит разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта и выраженности его клинических проявлений.

Для определения степени умственной отсталости используется коэффициент интеллекта (IQ), который является количественной оценкой интеллекта и определяется на основании выполнения стандартных психологических тестов.

8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)

Коэффициент умственного развития (IQ) равен 50—70. Клини­ческая картина умственной отсталости легкой степени характери­зуется широким диапазоном интеллектуальной недостаточности, достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению

Таблица 3 Классификация умственной отсталости (МКБ-10)

Умственная отсталость легкой степени

Умственная отсталость умеренная

Умственная отсталость тяжелая

Умственная отсталость глубокая

Дебильность

Имбецильность

Идиотия

специальных программ, основанных на конкретно-нагляд­ном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке. По срав­нению с другими степенями при легкой умственной отсталости черты личности и характера отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью; благодаря относительно более высокому психическому развитию такие больные во многих слу­чаях удовлетворительно адаптируются в обычных условиях жизни.

Когнитивные нарушения характеризуются замедленностью пси­хических процессов, конкретностью мышления, слабостью сужде­ний, ухудшением памяти, хотя механически больные могут за­помнить те или иные сведения, но применить их в практической деятельности им трудно.

Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой (произнесение отдельных слов в 2—2,5 года, появление фразовой речи в 3—3,5 года). Отмечается также тенденция к задержке понимания речи. Большинство больных приобретают способность использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе, од­нако их речь зачастую маловыразительна, бедна, с паузами, не­правильными ударениями, заиканием.

Эмоциональные расстройства у таких детей характеризуются либо бедностью и невыразительностью эмоций, их однообразием, либо стойко повышенным настроением, беспечностью, нелепой дурашливостью, двигательной расторможенностью.

С разной частотой у таких детей встречаются сопутствующие состояния, такие, как аутизм, другие расстройства развития, эпи­лепсия, изменения поведения и физическая неполноценность.

Таким образом, клиническая картина лиц с легкой степенью умственной отсталости характеризуется:

1) негрубыми нарушениями познавательной деятельности в виде:
■=> конкретности мышления;

■=> снижения аналитической способности;

■=> ухудшения памяти, внимания;

<=> речевых нарушений (задержка приобретения речевых навыков, бедность речи,

маловыразительность, заикание, неправильность произношений и др.);

2) разноплановостью эмоциональных расстройств;

3) изменением адаптивного поведения (двигательная расторможенность, дурашливость, многогранность невербального обще­ния и др.

Большинство детей с возрастом достигают полной независимос­ти в сфере ухода за собой, в практических и домашних навыках, однако низкая социальная компенсация серьезно затрудняет создание семьи и резко ограничивает их социальный статус. В целом при первичном общении с такими больными обращают на себя внима­ние определенные личностные нарушения (изменение адаптивного поведения) при стушеванности интеллектуальных нарушений.

8.4. Умственная отсталость умеренная

(не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)

Коэффициент умственного развития (IQ) обычно находится в диапазоне от 35 до 49.

Клиническая картина у таких больных характеризуется более стой­кими и выраженными органическими неврологическими проявлени­ями, а также нарушениями когнитивной и личностной сфер, а именно:

■=> четкой видимостью интеллектуальных нарушений в виде выра­женной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий;

■=> недостаточно развитой речью с аграмматизмами и косноязычи­ем, причем одни больные принимают участие в простых бесе­дах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих потребностях, а в некоторых случаях пациенты никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать не­достаточность их речи; о не резко выраженной моторной недостаточностью (способны

самостоятельно ходить без посторонней помощи);

■=> эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и про­стой беседы);

■=> разбросанностью неврологических симптомов (парезы, наруше­ния чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);

■=> замедленным темпом психического развития;

=> общими расстройствами развития, иногда аутизмом, эпилеп­сией;

■=> отставанием развития навыков самообслуживания (некоторые больные нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни), вме­сте с тем отдельным больным доступны не только навыки самообслуживания, но и трудовые навыки. Особо хочется обратить внимание на ограниченность школьных успехов, но часть пациентов все же осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета, а также для простой практической работы при тщательном построении заданий и обес­печении квалифицированного наблюдения.

В зрелом возрасте у таких больных заметно резкое отставание социального интеллекта, тем не менее они полностью мобильны и физически активны, способны к установлению простых контак­тов, общению и участию в элементарных социальных занятиях. Однако следует помнить, что даже незначительный социальный стресс приводит к неадекватности поведения, что делает необхо­димым наблюдение и контроль за такими пациентами.

8.5. Умственная отсталость тяжелая

(резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)

Коэффициент умственного развития (IQ) обычно находится в пределах от 20 до 34.

По клинической картине, наличию органической неврологи­ческой симптоматики и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталос­ти, однако у большинства больных здесь наблюдается более выра­женная степень неврологических, психических, интеллектуальных и личностных проявлений, а также других сопутствующих дефек­тов, что указывает на наличие клинически значимого поврежде­ния или аномального развития нервной системы.

На фоне усугубления вышеперечисленной клинической симп­томатики наиболее отчетливо проявляются:

•=> выраженные интеллектуальные нарушения, что сказывается глав­ным образом в неполноценности представлений о числах, вре­мени и пространстве; интеллекту таких больных недоступно понимание причинно-следственных отношений, отвлеченных представлений, ценностей;

■=> речевые нарушения (больные располагают скудным запасом слов и понятий).

Необходимо помнить, что постоянное медицинское наблюде­ние, специальное обучение и коррекционная работа зачастую при­водят к положительной динамике в виде возможного ограничен­ного речевого и невербального общения.

8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)

Коэффициент умственного развития (IQ) ниже 20, что указы­вает на весьма низкий уровень интеллекта и минимальный уровень сенсомоторики. Большинство больных даже не способны контролировать физиологические отправления. Элементарное общение возможно лишь на невербальном уровне. Клиническая картина характеризуется:

■=> многочисленными физическими дефектами (заячья губа, вол­чья пасть, неправильный рост зубов и др.);

■=> выраженной неврологической симптоматикой (параличи, па­резы конечностей, нарушение различных видов чувствительно­сти, поражение черепно-мозговых нервов, выпадение корко­вых центров различных анализаторных систем);

<=> проявлениями простейших рефлекторных актов (например, чув­ство голода вызывает у них злобные крики, аутоагрессию, при этом они могут хватать ртом все, что находится в поле их зрения). Таким образом, основными признаками умственной отсталос­ти при любой степени тяжести являются нарушения интеллекта и снижение социальной адаптации на фоне различных неврологи­ческих и психических проявлений, а также физических дефектов развития. Особо важным является тот факт, что систематическое медицинское наблюдение, специальное обучение и повседневная коррекционная работа с такими детьми, независимо от тяжести заболевания, приводят к тем или иным признакам положительной динамики, в связи с чем разработка новых методов лечения и кор­рекции умственной отсталости является одной из актуальных про­блем современной медицины и коррекционной педагогики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей