Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Классный учитель Какработать с труднымиучениками, сложными


НазваниеКлассный учитель Какработать с труднымиучениками, сложными
АнкорKlassny uchitel Kak rabotat s trudnymi uchenikami slozhnymi roditelyami i poluchat udovolstvie ot professii.pdf
Дата14.11.2016
Размер3.86 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKlassny_uchitel_Kak_rabotat_s_trudnymi_uchenikami_slozhnymi_rodi
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#1549
страница1 из 18
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Нина Джексон
Классный учитель: Как
работать с трудными
учениками, сложными
родителями и получать
удовольствие от профессии
«Альпина Диджитал»
2015

Джексон Н.
Классный учитель: Как работать с трудными учениками,
сложными родителями и получать удовольствие от профессии / Н. Джексон — «Альпина Диджитал», 2015
Нина Джексон не просто известный в Великобритании педагог и международный консультант по образованию. Она из тех людей,
которые умеют увлечь и детей, и взрослых; не только научить,
но и вдохновить. В своей новой книге Джексон собрала советы и материалы по самым важным проблемам, с которыми каждый день сталкиваются учителя: ученики не хотят учиться, коллеги- консерваторы восстают против новых методов обучения, родители ни во что не ставят учителя. За всем, что пишет автор, стоят огромный опыт и глубокая теоретическая основа. Книга поможет разобраться в сложной ситуации с учеником или родителем; научит работать с детьми с особенностями развития, вообще с самыми разными детьми; подскажет, как сделать ваши уроки незабываемыми.
© Джексон Н., 2015
© Альпина Диджитал, 2015

Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу- чать удовольствие от профессии»
4
Содержание
О книге
7
Предисловие
11
Благодарности
12
Введение
13 1. Внутри меня сидит дракон
16
Угасание возбудителя
18
Снижение чувствительности
19 2. Как заинтересовать учебой
22
Минута вдумчивого шушуканья
24
От трех до десяти
25
Завораживаем музыкой
26
Мозаика из картинок
27
Озадачь товарища
28 3. Инклюзивность окончательно и бесповоротно
30 4. Что для одного вершина, то для другого подножие горы
37 5. Дислексия – дар, проклятие и особенность обучения
41
Особенность обучения
43
Что делать и что не делать (точнее, что определенно стоит делать, а что – ни в коем случае)
46
Две Оливии – такие разные, но в чем-то очень похожие
48 6. Эта работа в группах: ее или любят, или ненавидят
53 7. Они не будут с вами считаться, пока не будут в вас нуждаться
57 8. Родители-мучители
61 9. Как приструнить «обнимашек»
64 10. Учимся в странных местах
68 11. Экспериментальное исследование – на благо школы
72 12. Я больше не люблю свою работу…
77 13. Заикание и запинание
80 14. Пусть нас услышат
83
Требования к члену школьного совета
85 15. Хватит кричать с места!
87 16. Стили обучения – это что еще такое?
92 17. Учитель, дайте связь!
95 18. Поэзия методических дней
99 19. Налаживаем отношения: В + В = М
103 20. Горе в семье
108 21. Я ей не нравлюсь
113 22. Где же их детская искорка?
118 23. Дисграфия – это не только плохой почерк
123 24. Находим невидимую отметину у каждого ученика
128 25. Звуковые волны действительно вызывают мозговые волны
133
Отрывки из Моцарта
137 26. Самоповреждение
140 27. Гожусь я или нет?
147 28. Безболезненный переход
151 29. …Разжевать и в рот положить
155

Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу- чать удовольствие от профессии»
5 30. СДВ, СДВГ – СОС!
160 31. Это страшное слово «диспраксия»
165
Дошкольный возраст / Базовая ступень раннего возраста
168
Начальная школа
169
Средняя школа
170 32. Интернет-лидеры
172 33. Дети скучают на уроках коллеги
176
Эпилог
180
Комментарии

Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу- чать удовольствие от профессии»
6
Нина Джексон
Классный учитель: Как работать с
трудными учениками, сложными
родителями и получать
удовольствие от профессии
Переводчик Елена Лидовская
Руководитель проекта А. Деркач
Корректор М. Смирнова
Компьютерная верстка А. Абрамов
Художник обложки Ю. Буга
Письмо в главе 5 использовано в книге с разрешения семьи Лодер.
Иллюстрация после письма в главе 5 использована с разрешения Оливии Гилберт.
Список и иллюстрация в главе 32 использованы с разрешения Марка Андерсона.
Использование цитат из Ofsted documents одобрено Open Goverment License.
Mind Maps – это торговая марка Buzan Organisation.
Все права защищены. Ни одна часть этой книги не может быть скопирована. Ни одна из частей произведения не может быть скопирована, сохранена в каких-либо электронных базах данных, опубликована, представлена для публичного ознакомления, адаптирована,
передана по кабелю, записаны или воспроизведены в любой форме и в любых целях без предварительного разрешения правообладателя.
Все запросы должны быть адресованы в Independent Thinking Press.
© Nina Jackson, 2015
This translation of Of Teaching, Learning and Sherbet Lemons is published by arrangement with Crown House Limited
© Illustrations Paul Wrangles, 2015
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2016
Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного
использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть вос-
произведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая
размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного
использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение автор-
ских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в раз-
мере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения
свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).
* * *
Посвящается Tadcu
[1]
еду) – с благодарностью

Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу- чать удовольствие от профессии»
7
О книге
«Книга Нины – как глоток свежего воздуха. Она щекочет нёбо, как шипучая начинка лимонных карамелек. Она легко читается, но не подумайте, что она поверхностна, – в ней собрано несметное количество серьезных рекомендаций, которые окажутся полезны всем,
кто трудится на ниве школьного образования. И умудренный завуч, и начинающий педа- гог найдут здесь предмет для размышлений, решение сложных задач, возможности для про- фессионального роста и даже утешение в трудный день. Книга так умно составлена, что ее можно читать от корки до корки, а можно использовать как справочник, который открыва- ешь в нужный момент на нужной странице. Как бы там ни было, несколько отличных идей вы точно почерпнете».
Джон Кендалл, директор общеобразовательной школы, округ Риска
«Если жизнь – это коробка шоколадных конфет, как говорит Ян Гилберт в предисловии к этой книге, то любому учителю или ученику будут попадаться на зуб неожиданные твердые орешки. Но мы же не хотим плеваться кровью. От мягкой нуги до тирании всего один шаг,
как подметил Эдмунд в "Хрониках Нарнии".
"Ниндзя" Джексон – знаменитый и горячо любимый всеми педагог. Она постоянно учит, учится и делится идеями, которые у нее бьют фонтаном. Она постаралась собрать для нас брызги этого шоколадного фонтана и изложить их на бумаге. Это скорее диалог, чем лекция: Нина хочет услышать наши отклики, что-то улучшить, исправить, учиться и вновь учиться.
Каждая глава начинается с настоящего, жизненного вопроса. Нина сопровождает ответы ценными советами, предлагает темы для размышления, делится полезными ресур- сами и вспомогательными материалами. Почему именно лимонная карамелька? До ее шипу- чей серединки добираешься, только приложив усилие. Так и в преподавании – чтобы добиться результата, нужно потрудиться. Но оно того стоит. Нина рассматривает такие слож- ные вопросы, как синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактив- ностью, инклюзивность и дислексия, превращая эти суховатые темы в аппетитные лаком- ства. Как это получается? Она задает правильные вопросы и предлагает интересные решения и подходы. Не заладилось с завучем? Вот пути к решению проблемы. У коллеги скучные уроки? Попробуйте сделать так.
Нина смотрит на образование с позиции гуманности, сопереживания и диалога. Она не из тех, о ком говорят "подходит ко всем с одной меркой". Она не дает готовых решений,
только подсказки; она оставляет вопросы открытыми, не превращая их в тупики ответов.
Эта книга о многогранном и увлекательном образовании XXI века, и автор не утверждает,
что ее подход единственно верный. Вы можете брать конфеты у Нины и составлять свои наборы, пробуя разные вкусы и сочетания. Кстати, здесь не только старомодные леденцы.
Нина мастерица по части инноваций и водится с технологическими гениями. А держится все это на прочной философии образования, практикуемой не одним поколением Нининой семьи, которую она часто упоминает в тексте. В общем, пробуйте и смакуйте то, чем она вас потчует. Ведь Нинины лимонные карамельки – классика: у них такой узнаваемый, ни с чем не сравнимый и надолго запоминающийся вкус».
Доктор Роберт Мэсси, завуч Бристольской гимназии
«В этой книге собраны практические советы и интереснейшие материалы по самым животрепещущим темам, с которыми учителя, школьники и родители сталкиваются каждый день. Она станет отличным пособием для студентов педагогических вузов (и тех, кто уже

Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу- чать удовольствие от профессии»
8
работает учителем) по решению сложных, но типичных проблем. Читая эту книгу, вы пой- мете, что ваши вопросы не уникальны. Главное, что пытается сказать Нина, – учиться нужно всем. В том числе учителям.
Она убеждена, что в первую очередь хороший преподаватель должен уметь заинтере- совать и увлечь учеников. Это основное, над чем необходимо работать каждый день. Кроме того, у нее интересный взгляд на целостное образование. По мнению Нины, учитель должен развивать ребенка всесторонне и "вытаскивать" из каждого ученика все лучшее, на что тот способен. В книге эту мысль поясняет прекрасный термин «незримая отметина» (своеобраз- ное досье, которое учитель должен вести на каждого ученика).
Вы также найдете в книге полезные советы по инклюзивности; наглядный материал на эту тему чудесен. Его бы в каждую учительскую! Еще мне нравится, что Нина смотрит на дислексию не как на нарушение, а как на дар: она подчеркивает достоинства и таланты дислексиков. В главе про методические дни она говорит о необходимости постоянно повы- шать квалификацию – пока это способствует профессиональному росту. Книга очень ярко и осмысленно оформлена. Просто потрясающе».
Джулия Стивенс, проректор по развитию, Хейлзовенский колледж
«Мне очень повезло: в начальной школе, где я учился в 1970-х, работала группа передо- вых учителей, для которых центром преподавания был ребенок. Директор Джордж Хартли,
собравший эту команду, свято верил, что каждый ученик одарен по-своему и что задача школы – раздувать пламя из этих искр. У школьников могут быть самые разные таланты, и каждый из них нужно приветствовать как Божий дар и пестовать – на благо не только самих детей, но и общества в целом. Директор зрил в будущее, его интересовало, что станет с уче- никами и после того, когда они из начальной школы перейдут в среднюю. Он хотел побу- дить школьников к самостоятельному поиску решений, научить их находить ответы с помо- щью школьных ресурсов, библиотечных книг и учителей-энтузиастов. В итоге мы с детства усвоили, что учиться весело и интересно, что, обучаясь, мы исследуем окружающий мир и идеи, которые его формируют. Отчасти дело было в общем оптимизме 1970-х, но все же чувствовалось, что старые, закостеневшие формы философии образования уступают дорогу новым, творческим подходам.
Думаю, Хартли нашел бы в Нине Джексон родственную душу. В этой книге показан тот же гуманистический подход к образованию, где средоточием всех усилий является ученик,
подход, который, будучи основан на научных знаниях и здравой педагогике, тем не менее пронизан вдохновенной, почти религиозной страстью к преподаванию и обучению. Анало- гия с лимонными карамельками тут очень кстати
1
. Как Джексон поясняет во введении, эта книга – про щекочущую нёбо начинку, про «шипучку», которую чувствуешь только на самых лучших уроках, когда вдруг – раз! – и ученикам становится интересно. Расширяя метафору,
Нина добавляет, что добраться до шипучей начинки в середине конфеты непросто – сна- чала приходится преодолеть ее твердую оболочку, – и эта мысль красной нитью проходит через всю книгу. Автор тактично, но настойчиво призывает учителей вспомнить, зачем они вообще пришли в педагогику.
Книга поражает разнообразием тем. Джексон рассуждает о чрезмерно требовательных родителях, о дисграфии, о цифровой революции, о когнитивных стилях, об аутоагрессии, ну и, конечно, о том, что принесло ей широкую известность, – о терапевтической роли музыки в образовании. Они приглашает нас к разговору: предлагает воспользоваться своими практи- ческими советами и написать ей после, что из этого вышло. В Нине столько жизни и вдохно- вения (она так понимает замученных возней с бумагами педагогов), что прямо заражаешься
1
В оригинале книга называется Of Teaching, Learning and Sherbet lemons. Дословный перевод «Об учительстве, учении и лимонных карамельках». – Прим. ред.

Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу- чать удовольствие от профессии»
9
ее любовью и верой в чудесную профессию учителя. В первый раз эту книгу лучше читать по главе в день, ведь каждая глава – это отдельная тема, которую нужно осмыслить и только потом приступать к следующей. Впоследствии с книгой можно работать как со справочни- ком, заглядывая по мере надобности, – ведь это не только духоподъемное чтение для опу- стивших руки профессионалов, но и полезное пособие. В каждой главе автор отвечает на вопрос, заданный в ее начале виртуальным учителем, – такой формат не может не увлечь.
Тем более что к собеседникам Джексон относится с неизменным уважением и чуткостью,
а темы входят в перечень чуть ли не самых обсуждаемых педагогических вопросов совре- менности.
Здесь столько ценных идей и материалов, что у того, кто решит пойти по стопам Нины
Джексон, не будет недостатка в информации. Прелесть этой книги еще и в том, что к своей учености автор относится шутя, поэтому не стоит опасаться тоскливого псевдонаучного языка, свойственного литературе такого плана. Джексон слишком хорошо знает, что до спе- циализированного чтения учителя, как правило, добираются в состоянии стресса, смешан- ного со скукой, и она не собирается наступать на те же грабли. Читая книгу, чувствуешь, как искренне она сопереживает трудностям, с которыми сталкиваются преподаватели, и видишь,
что она хочет не только помочь, но и вдохновить. Я рекомендую эту книгу всем, кто чув- ствует, что не дает ученикам «шипучки», которой они заслуживают. И если вы заметите,
что то и дело посасываете лимонные карамельки и внутри одна сплошная радость, – значит,
Джексон справилась с задачей и вернула вам былой энтузиазм».
Стивен Оливер, директор Школы Абингдонской Богоматери
«Профессией учителя можно гордиться. Однако нам приходится по несколько раз в сутки принимать ответственные решения и беспрестанно ломать голову, что бы еще такое придумать, чтобы ученики лучше успевали и раскрывались как личности. Каждый день мы спрашиваем себя, все ли было сделано правильно и есть ли силы продолжать. Учителя нико- гда не перестают учиться.
В книге Нины Джексон много сложных вопросов, которые ей в разные годы задавали разные учителя. Одни вопросы прагматичные и приземленные, другие, напротив, деликат- ные и чувствительные. Ученики с индивидуальными особенностями, такими как дисграфия,
дислексия, задержка речи; ученики с психологическими проблемами, например аутоагрес- соры или те, кто переживает потерю близкого человека; специфика перехода из начальной школы в среднюю. Теоретические вопросы образования, в частности оценка работы учени- ков, постановка задач, обратная связь; различные когнитивные стили. Вопросы про то, как с помощью новых технологий влиться в цифровую эру. Вопросы про педагогическую карьеру,
самопознание, профессиональный рост; про то, как стать начальником или как себя вести с излишне требовательными родителями.
В доступном и остроумном стиле Нина приглашает всех педагогов на безопасную смотровую площадку, откуда открывается вид на много педагогических путей-дорог, пред- лагает тщательно взвесить все варианты, задуматься, чего мы сами хотим и зачем в это ввя- зались, и решительно продолжить движение с новыми силами, попутно разрешая любой вопрос и справляясь с любой трудностью. Она отрывает нас от бесконечного выполнения программ, заполнения отчетов и постановки галочек, напоминая, что истинная цель учи- теля – дать пищу сердцу и только потом уму. Она призывает нас ломать шаблоны, если это нужно, раздвигать границы привычного и пробовать с учениками все новое, веселое и инте- ресное.
Сила этой книги – в сочетании общепризнанных педагогических теорий с авторскими методиками и наглядными материалами для класса и учительской. Книга пронизана инфор- мационными технологиями: в каждой главе Нина ссылается на сайты, приложения или сове-

Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу- чать удовольствие от профессии»
10
тует, как с помощью цифровых устройств увлечь учащихся, настроить их на учебу и натолк- нуть на размышление. Много говорится о музыке: как поставить ее на пользу обучению, как звуки помогают мотивировать и поддерживать учеников.
Учителя всегда стремятся показать ученикам свою лучшую сторону, и Нина подогре- вает нашу любовь к профессии, чтобы мы и дальше изменяли человеческие жизни с помо- щью образования. А еще мы сильно выиграем – как в профессиональном, так и в личном смысле, – если будем делиться полученными знаниями с коллегами и решать все эти мно- гоплановые задачи уже не в одиночку. Нина Джексон, или, как ее еще называют, Ниндзя,
напоминает, почему мы стали педагогами, и приглашает к вдумчивой беседе.
Это настольная книга на многие годы. Она устроена так, что в нее можно быстро погру- жаться и выныривать. Будут меняться классы, приходить все новые ученики со своими уни- кальными потребностями, и еще не раз мы захотим обратиться к Нине за откровенным сове- том, побывать в ее уютных объятиях (cwtch)
2
, чтобы, набравшись сил, отправиться дальше по тернистому, но очень увлекательному учительскому пути!»
Доктор Барбара ван дер Эккен, замдиректора по качеству, Центральный
колледж Бирмингема
2
Особый вид объятий (валлийск.; не имеет аналога в русском языке). – Прим. пер.

Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу- чать удовольствие от профессии»
11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей