Главная страница

Крохалева Е.В. ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ. Ключевые слова навыки письма, письменная речь, дисграфия, обучающиеся начальных классов, дети с детским церебральным параличом. Features of written speech of students of primary classes with cerebral palsy


Скачать 437.81 Kb.
НазваниеКлючевые слова навыки письма, письменная речь, дисграфия, обучающиеся начальных классов, дети с детским церебральным параличом. Features of written speech of students of primary classes with cerebral palsy
АнкорКрохалева Е.В. ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.pdf
Дата10.06.2019
Размер437.81 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKrokhaleva_E_V_OSOBENNOSTI_PIS_MENNOJ_REChI_OBUChAYuSchIKhSYa_NA
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#53425
Каталог
магистрант
УрГПУ г. Екатеринбург
Аннотация:в настоящее время является актуальной проблема медицинской, психологопедагогической, социальной реабилитации обучающихся с детским церебральным параличом. Ведущим компонентом нарушения у данной категории детей выступает письменная речь, которая является одной из главных форм речевой деятельности. Освоение данным видом речи детьми с детским церебральным параличом является наиболее сложной. Знаниевая особенность письменной речи обучающихся начальных классов с детским церебральным параличом необходима для специально организованного обучения и воспитания детей с данным видом нарушения.
Ключевые слова:навыки письма, письменная речь, дисграфия, обучающиеся начальных классов, дети с детским церебральным параличом.
FEATURES OF WRITTEN SPEECH OF STUDENTS OF PRIMARY CLASSES WITH CEREBRAL PALSY
Krokhalyova E.V.
undergraduate
USPUEkaterinburg
Abstract:he is currently the actual problem is medical, psycho-pedagogical and social rehabilitation of students with cerebral palsy. The leading component of the disorders in this category of is writing, which is one of the main forms of speech activity. Mastering this type of speech by children with cerebral palsy is the most complex. Knowledge feature of written speech of students of primary classes with cerebral palsy necessary for specially organized training and education of children with this type of violation.
Keywords:writing skills, writing, dysgraphia, learning of primary school children with cerebral palsy.
В настоящее время количество обучающихся детей начальной школы, успешно владеющих грамотой, значительно снизилось. Ученые, исследуя данную проблему, указывают, что до 25 % обучающихся начальных классов, испытывают трудности в освоении письменной речи. Данному факту способствуют такие проблемы, как физиологические, психологические, неврологические и речевые особенности детей.
Письменная речь является сложной, системной и произвольной психической деятельностью, которая осуществляется участием структурно-функциональных компонентов и большинства психических функций. Тесная связь письма с устной речью доказана учеными. Следует отметить, что реализация письма происходит только на достаточно высоком уровне развития устной речи. Данный факт является одним из предпосылок успешного овладения ребенком письменной речью.
Учеными Т. В. Ахутиной, А. Н. Корневым, Р. И. Лалаевой, Е. А. Логиновой, И. Н. Садовниковой, Л.
Ф. Спировой и другими, сделан вывод, что нарушения в овладении письменной речью можно рассмат-
ривать в нескольких аспектах: клиническом, нейропсихологическом, психолингвистическом, психологическом, педагогическом. Нарушение процесса письма носит название «дисграфия».
Дисграфия – это «частичное специфическое нарушение процесса письма». Представляя сложную форму речевой деятельности, в процессе письма принимают участие несколько анализаторов: речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие. При выполнении письма между вышеуказанными анализаторами устанавливается связь и взаимообусловленность.Структурой процесса является этап овладения навыком, характером письма [2].
Психолого-педагогический аспект изучения дисграфии у обучающихся начальных классов представлен в работах Т. В. Ахутиной, Л. С. Выготского, А. Н. Корнева, А. Р. Лурии и других.
Процесс письма непосредственно является психической деятельностью, которая реализуется благодаря совместной работе различных зон мозга. Структура письма, иерархия обеспечивающих его психических функций и различных процессов изменяютсяв связи со степенью овладения письмом.
Письменная речь обучающихся начальных классов заимствует в основе структуру и особенности устной речи. В связи с этим, на начальных этапах обучения детей письменной речью, данные формы не имеют существенных различий. Для сравнения – развитая письменная печь представлена деятельностью построения целостных высказываний, связанных по смыслу; выступает как специфическое средство общения и обобщения имеющейся информации.
В процесс письма входит пять основных психофизических компонентов:
- акустический (выделение звука на слух);
- артикуляционный (уточнение звука, состава слова, установление последовательности звуков в слове);
- зрительный (перевод акустического компонента в графический образ звука);
- удержание в памяти графического образа и верная его пространственная организация;
- знание орфографических и пунктуационных правил.
Проблема медицинской, психолого-педагогической, социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в настоящее время является актуальной. В основе, данная группа представлена детьми с детским церебральным параличом (ДЦП). По данным О. В. Приходько – это 89 % от всей группы детей с НОДА [1].
Дети с данной патологией характеризуются полиморфностью отклонений в развитии (разнообразием нарушений). Ведущим в клинике нарушений является двигательный дефект. Частота речевых нарушений у детей с ДЦП составляет около 80 %. Специальные исследования Л. А. Даниловой, Е. В.
Мастюковой, И .Ю. Левченко и других посвящены изучению особенностей речевых нарушений у детей с ДЦП. Ученые пришли к выводу, что данные особенности зависят от локализации и тяжести поражения мозга.
При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетико-фонематической. Необходимость специально организованного обучения и воспитания детей с данной патологией давно обоснована как отечественными, там и зарубежными учеными.
Овладение ребенком всеми формами речевой деятельности (устной и письменной) необходимо для успешного общения со сверстниками, взрослыми, необходимо для адаптации в общество. Таким образом, чтение и письмо являются одними из главных форм речевой деятельности. Успешное овладение навыками чтения и письма непосредственно зависят от степени сформированности фонетикофонематических процессов, которые являются нарушенными у всех детей с ДЦП. Это происходит в результате нарушений функционирования артикуляционного аппарата. Следовательно, проблемным является обучение письму детей с ДЦП, имеющих тяжелые речевые нарушения.
Нарушения письменной речи у детей с ДЦПзачастую зависят от недостаточности их зрительных впечатлений и представлений, несформированности оптико-пространственного гнозиса (обучающиеся не узнают буквы, долго не могут их запомнить). Данная особенность затрудняет соотнесение букв с определенными звуками –звуко-буквенный анализ формируется с большим трудом. На письме происходит смешение букв (сходных по начертанию) и, таким образом, искажается смысл слов. Если данные
нарушения определяются недостаточностью зрительных представлений, то списываниеу обучающегося остается сохранным. В свою очередь, если в основе лежит несформированность оптикопространственных представлений, то и списывание претерпевает определенные трудности[3].
Зеркальное написание букв является характерной ошибкой обучающихся с ДЦП, проявление которой является на начальных этапах овладения письмом. Часто данная особенность выражена у детей с правосторонним гемипарезом при письме левой рукой (письмо справа налево, ассиметричные буквы изображаются зеркально). Забывают написание сходных графем.
Часто проявляются нарушения в виде пропусков слогов и букв, смешениях и заменах согласных звуков, близких по месту и способу артикуляции.
Специфические затруднения при письме у обучающихся с ДЦП чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов с их звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Сложности происходят в плавном прослеживании движения пишущей руки. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же букв или слогов, а иногда и слов.
Важным звеном в работеобучающихсяначальных классов с ДЦПявляется ранняя коррекционная помощь логопеда, направленная как на развитие всех сторон речи, так и на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации.
Список литературы
1.
Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /
И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
2.
Логопедия: учебник для студентов дефектологических фак. пед. высш. учебн. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.
3.
ШипицинаЛ.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук.– М.: Владос, 2004. – 368 с.

перейти в каталог файлов
связь с админом