Главная страница
qrcode

Методика Вожатский отряд. Кодекс Вожатого Вожатый обязан Нести ответственность за детей Решать детские конфликты


Скачать 274.5 Kb.
НазваниеКодекс Вожатого Вожатый обязан Нести ответственность за детей Решать детские конфликты
АнкорМетодика Вожатский отряд.doc
Дата09.04.2019
Размер274.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодика Вожатский отряд.doc
ТипКодекс
#43372
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5

Методика
Вожатский отряд “Импульс” (Зеленоград) - http://imppulse.ru/
Здесь собраны наработки по ведению лагерной жизни. У каждого вожатого они свои, поэтому могут и будут печататься в нескольких вариантах.


Кодекс Вожатого

Вожатый обязан:

  • Нести ответственность за детей

  • Решать детские конфликты

  • Знать, где находятся ВСЕ его дети в ЛЮБОЙ момент времени

  • Следить за гигиеной

  • Быть трезвым

  • Сплачивать детей

  • ВСЕГДА быть в доступе

  • Соблюдать режим дня

  • Организовывать досуг детей

  • Находить общий язык с напарником

  • Знать об индивидуальных особенностях детей

  • Отвечать за здоровье детей



Вожатому категорически запрещено:

  • Курить, пить, ругаться матом, употреблять наркотики, заниматься сексом и т.д. ПРИ детях

  • Ссориться с напарником ПРИ детях

  • Есть детские гостинцы ПРИ детях

  • Иметь ЛЮБЫЕ отношения ИНТИМНОГО характера с пионерами

  • Наказывать детей физически

  • Отпускать детей одних за территорию лагеря



Вожатому следует:

  • Быть авторитетом для детей

  • Знать детей по именам

  • Подавать положительный пример

  • Знать межличностные отношения в отряде

  • Знать о семье, родителях ребенка

  • Следить за приемом пищи

  • Частично воспитывать

  • Следить за своим здоровьем

  • Смывать косметику с девочек

  • Иметь план Б

  • Поощрять решение конфликтов вербально

  • Следить за интимными отношениями между детьми

  • Не давать невыполнимых обещаний

  • Нести позитив



Вожатому не следует:

  • Спать у детей в палатах

  • Кричать на детей

  • Выделять любимчиков или отщепенцев

  • Нарушать покой детей во время сна

  • Клянчить у детей

  • Делить отряд на стареньких и новеньких

  • Излишне доверять детям

  • Наказывать детей

  • Показывать свои негативные эмоции

Составлено: Вожатским отрядом "Импульс"

Возрастные особенности детей
Психологические особенности по возрастам

Дорогой друг! Сегодня у тебя радостный день - ты стал вожатым. С этого дня на твоей шее будут висеть умные и до бешенства тупые, лукавые и наивные, толстые и худые детки в количестве не менее 40 штучек. Знание их возрастных психологических особенностей поможет тебе выбрать из множества средств и приемов те единственные, которые и окажутся волшебной палочкой, открывающей путь к сердцу ребят. Итак.

7-8 лет
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

9-10 лет
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

11-12 лет
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.

13-15 лет
Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

Автор: Валерий Кошелев.

Чем занять детей в автобусе

"Детей во время поездки от места сбора до лагеря можно не занимать ничем. Во-первых, не такой уж долгой будет эта поездка. Во-вторых, нужно же хоть немного "отдышаться" после суматохи отъезда. В-третьих, дети, если захотят, сами найдут себе занятие: будут смотреть в окно или разговаривать." - Так рассуждают многие вожатые. И, водрузившись на сиденье в первом ряду, они устремляют свой задумчиво-отрешённый взгляд на асфальт бегущей навстречу дороги.     Но, наверное, они стали бы рассуждать по-другому, если бы узнали, что происходит в это время в душах многих детей. Это для вожатого поездка в автобусе - начало многодневного трудового марафона. А для детей - это первые минуты новой жизни, по-настоящему неизвестной и непредсказуемой. Если эти первые минуты заполнит пустота, то дети могут просто испугаться: родителей рядом уже нет, друзей рядом ещё нет. Состояние такое, словно они потерялись посредине многолюдной городской улицы: кругом чьи-то лица, и нет ни одного знакомого. Особенно тягостно в эти минуты тем детям, которые едут в лагерь впервые в окружении неновичков. Старожилы обмениваются воспоминаниями, планируют что-либо, не обращая на них ни малейшего внимания. И чем веселее и беззаботнее окружающие, тем тревожнее новичкам. И тогда в голову приходит одна из самых страшных мыслей: "Я никому не нужен". Ещё секунда - и появляются слёзы, смешанные с желанием вернуться обратно.
    Вот что происходит, если детей во время поездки в автобусе ничем не занимать. Чтобы этого не произошло, детей надо занять. Игрой, общением, совместной деятельностью.
    Вы можете начать с "прощания с родителями". Предложите ребятам проскандировать, например: "Папы, мамы, до свиданья, не грустите на прощанье!", - улыбнулись, помахали. Родители, увидев эти улыбки освободят своё сердце от волнения и тревоги.
    А когда родственники скроются за поворотом дороги и махать на прощанье рукой будет некому, сразу же обратите внимание ваших детей на себя. спросите, кто помнит, как вас зовут. Если таковых не окажется, представьтесь ещё раз. При этом можно поиграть в "угадалки", т. е. предложить детям угадать ваше имя, а потом и имя старшего вожатого, педагога, директора лагеря. Этим вы с самого начала избавите ребят от будущей неловкости, когда им нужно будет к вам обратиться, а они не будут знать как.
    Ещё предложите угадать вашу любимую песню. После нескольких попыток признайтесь, что особенно вам нравится песня ... (Назовите песню популярную, знакомую, что бы у вас был шанс услышать её исполнение по вашей просьбе. Не вздумайте честно сказать, что без ума от романса "Гори, гори, моя звезда".)
    А когда песня в ваш адрес прозвучит, скажите: "Со мной вы познакомились, а теперь я хочу познакомиться с вами. Пожалуйста, все громко на счёт "три" назовите своё имя. Раз, два, три!" Обычно, это очень веселит ребят. Особенно, если вы так прокомментируете результаты выкрикивания. Например: "Как я понял, у нас в отряде будут четыре Насти, шесть Артёмов, три Димона, два Саши и ещё по одному Саньке и Шурке. А теперь разберёмся, кто есть кто персонально. По-моему, эта девочка кричала, что её зовут Боря. Ах, ты не Боря! А кто же ты? Машенька! То-то я смотрю, такая симпатичная девочка и ничуть на Борю не похожа. Запомните ребята: это совсем не Боря, а Маша!" Подобная "путаница" поможет вам и детям повеселиться, отогнав тревожные мысли, и запомнить имена друг друга.
    А ещё можно выяснить, не забыли ли мы что-то важное взять с собой в лагерь. Вы будете задавать вопросы: "Полотенце взяли?.. Хорошее настроение взяли?.. Глаза взяли?.. Жареного бегемота взяли?.. Подводную лодку взяли?.. ", а ребята будут хором отвечать на них. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продаётся можно ли посмотреть, померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно-саркастический.
    Можно сказать ещё такие слова: "Мы сейчас едем на автобусе в лагерь, чтобы там отдыхать. А одновременно с нами ещё тысячи людей на чём-то передвигаются, куда-то с какой-то целью направляются. Давайте выясним, кто, с кем, куда, на чём и зачем двигается. Я буду задавать вопросы, а вы будете с ходу на них отвечать. Только с одним условием: все ваши ответы должны начинаться на одну букву, ту, которую я назову заранее. Итак, буква В.
    Эти вопросы вы должны задавать разным ребятам, причём быстро, неожиданно. В итоге у вас может получиться такое сообщение: "Володя с Вероникой едут в Воронеж на велосипеде за вениками". Или такое: "Ванесса Мэй с Ван-Дамом направляются на вездеходе в Вашингтон варить валенки". Не забывайте комментировать полученные ответы. Примерно так: "Важное сообщение. Как только что выяснили наши корреспонденты, какая-то Люся, взяв с собой Лягушку, уселась на Ласточку (это каких же размеров была ласточка, наверное больше телефонной будки) и отправилась в Лес за Лампочками. По нашим предположениям, это был особый лес, в котором растут лампочные деревья. Граждане! Берите пример с Люси. Если у вас перегорели лампочки, не ходите в магазин, берите лукошки и собирайте лампочки в лесу под кустиками".
    Ну, а поскольку вы приедете в лагерь перед обедом, предложите ребятам составить меню. Пусть сегодня на обед будет только то, что нравится больше всего. Чтобы составить меню, нужно будет всем по очереди произнести фразу: "Меня зовут Андрей (Наташа, Серёжа ...), и больше всего я люблю жареную картошку (компот из персиков, крабовые палочки ...). Когда все представятся и назовут своё любимое блюдо, подведите итог: "Так как на обед принято подавать только три блюда, а любимых кушаний названо больше двух десятков, придётся всё объединить. Итак, сегодня на первое будет суп из арбуза, помидоров и сгущённого молока, посыпанный мелко порезанными солёными огурцами. На второе - пельмени с вишнёвым джемом и рыбой, покрытые толстым слоем шоколада. А на третье - кисель из апельсинов, кабачковой икры с чесночными сухариками. Мы ничего не забыли?" Вы, наверное, уже представили, что будет после оглашения подобного обеденного комплекса.
    Ну, а когда автобус будет завершать свой маршрут и до лагеря останется рукой подать, можно организовать "ликование" по случаю приближения самого счастливого мгновения сегодняшнего дня. Если ребята спросят, что это за "счастливое мгновение", удивлённо воскликните: "Как, разве вы не знаете, что наш лагерь самый лучший на свете? Да это просто счастье - хотя бы одну минуту побывать на его территории. Самый наследный принц Занзибара предлагал миллион долларов и полдворца в придачу, чтобы только одним глазком увидеть этот райский уголок. А вам предоставляется возможность не только увидеть, но и войти в ворота и даже остаться там немного пожить. По этому поводу нужно просто лопнуть от радости. Есть предложение вспомнить, как обычно люди выражают в разных ситуациях свой восторг ..." Если процесс "вспоминания" будет идти туго, подскажите, что когда люди обычно аплодируют, хором скандируют ритмичные слова (например: "Спар-так - чемпи-он"), играют "туш" на духовых инструментах, визжат и свистят, кричат "УРА", поют песни и шагают с развевающимися флагами по улице, салютуют. И сразу же организуйте отдельные группы - те, кто будет аплодировать; те, кто будет скандировать "Здравствуй, лагерь!"; те, кто будет имитировать салют и т. д. Проведите с каждой группой подробный инструктаж и репетицию. Придумайте условные слова, после которых ребята приступят к выражению всеобщего ликования. Например: "Вот и приехали". Убедитесь, что после произнесения этих слов-сигналов панамки-флаги хорошо развеваются, а оркестр, играющий "туш" не фальшивит. А потом организуйте сводную репетицию. Как только автобус остановится у ворот, заговорщически тихо скажите: "Вот и приехали". Произойдёт такой всплеск эмоций, что окружающие подумают: "Наверное, ребята в этом автобусе знакомы друг с другом не меньше месяца".
    А ведь на самом деле прошло не больше часа. Просто вы предложили ребятам то, что им всегда нравится, - игру. А точнее - игровое общение.
    Конечно, вы можете использовать другие способы занять детей. Можно петь песни, рассказывать о достопримечательностях окружающего ландшафта, слушать музыку, отгадывать загадки. Но все эти способы уступают игровому общению в возможности разрешить сразу комплекс проблем. Игровое общение позволит вам:

  • узнать имена детей

  • прогнать грустные мысли о покинутом доме

  • создать первое впечатление о себе как о человеке интересном и жизнерадостном

  • обеспечить начальное эмоциональное сплочение отряда

  • определить некоторые особенности характера отдельных детей

  • предотвратить возможное укачивание у слабых ребят

  • от души посмеяться и дать определённый настрой на восприятие всего, что ждёт ребят в лагере

    И всё это в то время, которое некоторые считают непригодным для работы с детьми - во время самой обычной поездки в автобусе.

ПАМЯТКА

  • Дети не должны занимать самые последние сидения в автобусе - места для вожатых.

  • Слабых детей, которых укачивает, лучше посадить на передние сиденья.

  • Какие бы игры не проводились, детям вставать с мест категорически запрещено.

  • Пить воду и есть привезённые запасы провизии разрешайте только во второй половине пути.

  • Если ребёнок запросился в туалет - скажи водителю, он выберет место для остановки.

  • По окончании пути (после остановки автобуса), всех детей необходимо по команде организовать на выход из автобуса и на построение перед ним до следующих указаний старшего вожатого.

  • Проследите, чтобы в салоне не оставалось фантиков и другого мусора (для этого во время пути можно выделить под мусор пакет).


Прислала: Таня Синило.
взято из книги Афанасьева "Что делать с детьми в загородном лагере?"

Первые 3 дня
Для первых трёх дней смены придумано такое название: "организационный период", или "оргпериод". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдёт оргпериод, так пройдёт и вся смена".
    Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнеститсь с серьёзностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут всё это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять ещё раз на своём отряде.
    Оргпериод - время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания.
    Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заявлениями "здесь всё плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".
    Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод - помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи даёт мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займёмся расшифровкой.
    Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю жизнь) прошёл плавно и безболезненно, вам необходимо:

  • как можно скорее познакомить детей друг с другом (игры, отрядные мероприятия);

  • приучить детей к выполнению распорядка дня (режим дня, гигиена, санитария);

  • создать в отряде атмосферу уюта и комфорта (оформление домика, комнат);

  • сделать детей "управляемыми" (поделить отряд на "команды", "экипажи" при дежурствах и др. организационных моментах);

  • дать возможность детям проявить себя (разная направленность отрядных мероприятий - спорт, интеллект, творческая деятельность, драматическая деятельность и т.д.);

  • сформировать у детей представление о том, что ждёт их в дальнейшем будущем (план смены и его составление совместно с детьми).

    Чтобы всё это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если н е будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причём спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда. Потом, конечно, вы вынуждены будете отказаться от многого из задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но как вы знаете, удаётся лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена. Попробуйте начать планирование оргпериода прямо сейчас. Предположим, вы работает с отрядом малышей. Вот несколько дел, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени - не более 30 минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яркие, необычные.
    1. Конкурс болтунов "Как меня собирали в лагерь".
    2. "Путешествие по ближнему зарубежью" - первая организационная вылазка в лес.
    3. Операция "Ы" - по спасению территории вокруг домика от мусора.
    4. Показательное выступление лучших чистильщиков зубов.
    5. Знакомство с отрядным уголком.
    6. Составление графика дежурства по комнатам.
    7. Сбор по формированию микроколлективов "Ты, да я, да мы с тобой".
    8. Репетиция операции "Полундра!" по скоростному покиданию комнат и построению на утреннюю зарядку.
    9. Операция "Прощай, ватрушка!" - съедание последних запасов родительских продуктов.
    10. РИД - разведка интересных дел.
    11. Сбор отряда по поводу утверждения плана смены и основных законов отрядной жизни. И т.п.
    Если вы мужественно выдержите эти три дня, не сорвёте голос, не упадёте от недосыпания в обморок, если вы претворите в жизнь хотя бы половину из задуманного вами, организуете не менее десяти игр и хотя бы по три минуты побеседуете по душам с каждым ребёнком - дальше у вас пойдёт "как по маслу".
    Кстати, в связи с существованием медицинских требований, ставящих в дни оргпериода непроходимые "нельзя!" на пути детей к воде, заготовьте ответ на вопрос, который чаще всего будут задавать вам в эти три дня. Вас обязательно спросят: "А когда пойдём купаться?"
Прислала: Таня Синило.
взято из книги Афанасьева "Что делать с детьми в загородном лагере?"

  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом