Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Коммуникации в семье


НазваниеКоммуникации в семье
АнкорKOMMUNIKATsII V SEM E.doc
Дата16.11.2017
Размер65.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKOMMUNIKATsII_V_SEM_E.doc
ТипДокументы
#31748
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

КОММУНИКАЦИИ В СЕМЬЕ

(Рихмаер Е.)

«Каждая семья хочет быть счастливой». Это - аксиома. Семейному терапевту необходимо знать препятствия, стоящие на этом пути перед семьей. Коммуникативная модель предлагает еще один способ понимания того, как функционирует семья, и того, что мешает семье развиваться.

В рамках этой модели следует обращать особое внимание на следующие позиции:

1. Принципы конструирования и передачи информации.

  1. Формы дисфункциональных коммуникаций.

3. Желания и страхи, приводящие к дисфункциональной коммуникации.
1. Принципы конструирования и передачи информации.

Мы передаем, получаем и вновь передаем информацию двумя путями – вербальным и невербальным. И у каждого из этих путей есть свои особенности. Определенные сложности и непонимание может возникать в ходе простой вербальной  коммуникации. Во–первых, одно и то же слово может иметь разный смысл и (или) разный смысловой оттенок. Во-вторых, сам отправитель информации часто не может четко и конкретно передать  необходимую информацию.

Рассмотрим несколько наиболее характерных примеров дисфункциональных (син. неясных) вербальных коммуникаций. 

Отправителя информации можно считать неконкретным, например, в случаях, когда:

• используются местоимения типа «кто», «что», «где» и «когда»,

• предполагается, что другие люди разделяют их чувства, мысли, образы,

• считается, что существуют только 2 возможных варианта (либо....,либо),

• подразумевается, что можно проникнуть «под кожу другого» или «читать его мысли»,

• посылаются незаконченные сообщения,

• пропускаются целые смысловые связки в своих сообщениях,

• отправляются два или более сообщения с противоположным смыслом (Я счастлива...., но мне грустно),

• сообщение не посылается, а поведение «отправителя» таково, будто он это сделал.

В этих случаях следует попросить отправителя уточнить (именно пояснить, расшифровать, а не еще раз уйти от ответа) сообщение и оценить, насколько он сумел конкретизировать свое сообщение.

Когда мы говорим о коммуникации, необходимо иметь в виду, что люди общаются множеством способов, а не только при помощи слов. Человек активно использует невербальные способы передачи информации: жесты, мимику, положение тела, движения, интонации, частоту дыхания и даже стиль одежды. Каждый раз мы можем выделять «сообщение о сообщении». Только при получении вербального и невербального сообщения получатель создает целостное представление о сообщении. Получатель находится в сложном положении, когда видит, слышит и чувствует несоответствие между вербальным и невербальным уровнями. Такие сообщения называют противоречивыми (син. неконгруэнтными или с «двойным дном»). Хорошо, если существует возможность проверить или уточнить полученное сообщение, но, когда это не принято или не осуществимо, возрастает вероятность непонимания. Можно легко попасться в ловушки при общении, используя методы «чтения мыслей» (предполагаемое понимание смысла послания без какой-либо проверки) и составления «сложных равенств» (выделение ошибочной части послания из целого). Вот мы и подошли к трудностям, которые возникают у получателя  неясной и противоречивой  коммуникации.


2. В. Сатир (Virginia Satir) различает 4 формы коммуникаций.

Эти формы - квази-реакции на стресс, которые в случае угрозы люди бессознательно более или менее интенсивно используют. Противоречивая и неясная коммуникация часто воспринимаются как опасность. Ее невозможно однозначно интерпретировать. Постепенно в семье формируется навык общения, помогающий ориентироваться и реагировать в ситуации, ставшей опасной из-за такой  коммуникации.

Для анализа семейной картины и  планирования интервенций  знание этих форм коммуникаций может быть очень полезным.

2.1. Первая форма коммуникации – угодливая (примирительная, смягчающая, умиротворяющая, успокаивающая). Попробуем перечислить признаки (маркеры) этого типа коммуникации:

  • Слова произносятся, соглашаясь («Как ты хочешь», «все в порядке»; «решай ты»), извиняясь, доброжелательно, никогда требовательно.

  • Голос: тихий, плаксивый, осторожный, подавленный.

  • Манера себя держать: большей частью осторожная, тихая, вплоть до робкой, чуткая, тактичная.

  • Тело: плечи опущены, одна рука открыто лежит на колене, дыхание тихое.

  • Синтаксис: частое употребление ограничений (когда, если, только, совсем, как раз) и частое использование сослагательного наклонения (мог бы, стал бы и т.д.)

  • Характеристика личности: личность, облекающая свою коммуникацию преимущественно в примирительную форму, отличается чувством беспомощности и малоценности. Она (личность) пытается чувствовать себя нужной, делая что-то для других и живя для других. Без кого-либо другого она чувствует себя Ничем, и потому постоянно боится быть другому в тягость, рассердить его своей ошибкой, быть оставленной или отвергнутой им. Находясь в постоянном поиске своей вины, испытывает страх перед сильными эмоциями.    

Реакция реципиента: существует большая вероятность, что тот, кто получает сообщения, сделанные в примирительной форме коммуникации:

- чувствует себя виноватым 

- ощущает сочувствие 

- хотел бы помочь или защитить

- начинает (очень) злиться

- реагирует требовательно

- выражает презрение

По этим реакциям видно, какое сильное влияние может оказывать примирительная форма на других людей (манипуляция через «нечистую» совесть). 

Терапия: Рекомендуется работать с чувствами недовольства и обиды, следует подчеркивать различия, обучать признавать изменения, принимать решения, рисковать, говорить «нет», выставлять требования и выражать желания. От консультанта требуется терпение, отказ от полной ответственности за процесс и результат терапии, медленное продвижение. Терапевт  должен быть моделью в способности говорить «нет», устанавливать границы, рисковать и тем не менее быть расположенным, восприимчивым. Негативная фаза здесь - первый успех.

Состояние терапевта, в случае, если потеряна дистанция по отношению к системе: усталость, боли в желудке, поза – сутулая. Терапевт много делает за семью и жалеет самого себя.

2.2. Вторая форма коммуникации - обвиняющая, требовательная, осуждающая.

• Слова произносятся, не соглашаясь («ты никогда ничего не делаешь правильно»), требуя, обвиняя, отклоняя, прерывая, с превосходством.

• Синтаксис: в речи часто встречаются обобщения («каждый», «все», «никогда», «никто», «каждый раз», «всегда», «ты»). Используются негативные вопросы: «Почему Вы этого не делаете?», «Как так получается, что Вы .... не можете?» Часто некорректно передаются или связываются временные и ситуативные контексты.

• Голос: громкий,  часто резкий, пронзительный, жесткий, твердый.

• Манера поведения: обвиняющий характер поведения (полезно себе представить обвинительный жест - выставленный вперед указательный палец). Ответы на поставленные вопросы не представляют интереса.

• Тело и дыхание: человек наклоняется вперед, при этом совершает маленькие, короткие вдохи или совсем задерживает дыхание.

• Характеристика личности: На  переднем плане - нетерпеливое желание, необходимость признания собственного мнения. Чем больше злости (раздражения), тем больше требования. Постоянное ожидание нападения и поражения. Человек чувствует себя не услышанным, совершенно непонятым, одиноким, лишенным успеха, считает, что с ним несправедливо обошлись, и переживает глубокую боль. Все это укрепляет его глубокое недоверие себе и окружающим. Ничего не боится так, как признания своей слабости. Нападение - лучшая защита.

Реакция реципиента на сообщения, сделанные в форме обвиняющей или требовательной коммуникации, чаще всего:

- страх, опасение или холодностью

- отступление 

- чувство вины, обращение с просьбой или мольбой

- злость, раздражение, ярость 

- передача другому правоты и безошибочности поведения 

- деловые разъяснения

Как только реципиент реагирует на первый посыл возникновением чувства вины и начинает просить, между обоими возникает немного позитивный контакт.  Если он реагирует по-другому, то для посылающего становится невозможным почувствовать некое понимание или тепло. Отношения становятся деструктивными или разрушительными.

Терапия: Консультанту необходимо установить собственные границы, отправлять четкие «Я-послания». Ввести ясные правила: никаких «ты», «но» и обобщений. Прерывать или препятствовать деструктивным процессам. Переводить негативное в позитивное. Помнить об эмпатии, обращать внимание на то, чтобы вас слушали, и наладить обоюдное слушание. По возможности создать телесный контакт и по потребности - дистанцию. Говорить о собственных чувствах, реагировать быстро и энергично. Превращать обвинение в потребность.

Состояние терапевта, если потеряна дистанция по отношению к системе: сильное напряжение, громкий голос, ощущение борьбы за власть, злость (раздражение) или беспомощность.

2.3. Третья форма коммуникации: интеллектуализирующая (рационализирующая).

• Слова: разумные, объясняющие, оправдывающие, разговор часто идет о «хорошем» и «плохом».

• Синтаксис: устранение представления о содержании пережитого, т.е. отсутствуют субъект активные глаголы, например, «можно увидеть» вместо «я вижу» или: «это является помехой» вместо «мне это мешает». Часто используются безличные предложения, слова «это», «люди», другие обобщения, номинализации («фрустрация», «стресс» и т.д. )

• Голос: часто монотонный

• Тело: неподвижно, напряжено

• Характеристика личности: страх волнения и чувств, с которыми связано большое опасение потерять контроль.

Реакция реципиента. Человек, получающий сообщения в такой форме, часто:

- чувствует, что ему скучно или ощущает себя маленьким и глупым

- ничего не переживает и «исчезает»

- начинает тоже делать доклады

- восхищается и преклоняется перед собеседником 

- ему кажется, что на него не обращают внимания, и в ответ он упрекает или злится.

Собеседнику, возможно, кажется, что ему надолго отведена пассивная роль, и слушание становится для него напрягающим, трудным, утомительным.

Терапия: Консультанту следует двигаться очень медленно, обращать внимание на нюансы, на невербальные проявления. Терапевту желательно уподоблять свою речь речи своего визави, так как если он слишком быстро попадает в область чувств, у его собеседника вырастает ощущение угрозы. Важно давать много признания и способствовать невербальному выражению.

Состояние терапевта: Если терапевт потерял дистанцию по отношению к системе, то он пытается убедить остальных в том, что он более разумен.

2.4. Четвертая форма коммуникации - отклоняющая, избегающая, отстраняющаяся.

• Слова: не имеющие отношения к сути, клоунада, частая перемена темы и акцентов, избегание всего конкретного

• Тело: угловатое и двигающееся в разные направления, красочное, броское.

• Характеристика личности: стремление к контакту и одновременно страх перед ним, переживание одиночества и бессмысленности, крайняя боязнь чувств. Единственная цель: отклонить контакт.

Реакции реципиента: могут быть очень разными. В начале контакта многие собеседники реагируют расслабленно, со смехом, радостью, удовольствием. Они дают увлечь себя на некоторое время и наслаждаются контактом (если сами они скорее склоняются ко второй или четвертой форме). Если же они чаще используют первую или третью форму, то скорее поначалу они реагируют со сдержанным восхищением, но скоро с отчуждением или страхом. Затем партнеры начинают терять интерес и отстраняются. Если человек часто строит свою коммуникацию по отклоняющему типу, то у тех, кто с ним в близких отношениях, в большинстве случаев возникают:

- раздражение, смущение, растерянность, боязливость, страх 

- отчуждение, глубокое разочарование

- тенденция к отдалению или отказ от контакта

- усталость 

- одиночество, чувство растерянности, опустошенности, изоляции 

- злость и ненависть.

Терапия: руководить, помогать устанавливать коммуникацию, использовать фокусировку проблемы, завершать тему или действие, подводить итоги, оставаться ясным. Где возможно, идти на телесный контакт.

Терапевт, потерявший дистанцию по отношению к системе: не установил ни одной полноценной интеракции.
3. Желания и страхи, приводящие к дисфункциональной коммуникации

Незавершенная коммуникация может выполнять ряд функций в межличностном взаимодействии. Эти функции не всегда носят дисфункциональный характер, хотя коммуникация является дисфункциональной. Например, они могут скрывать существующие просьбы и желания, вуалировать смущение в том случае, если чья-то просьба (любого характера) не будет выполнена, помогать прятать страхи и защищаться (например, прятать просьбу, как будто заранее предвидя отказ),  пытаться вызвать нужные чувства.

Т.е. часто дисфункциональная коммуникация направлена на удовлетворение потребности в любви и признании, с одной стороны, и на необходимость чувствовать себя достаточно сильным и защищенным, с другой стороны. Если человеку удается принять существование этих сторон, то он успешен в реализации обеих тенденций и обнаруживает, что они обогащают друг друга.

В заключение хочется отметить, что коммуникативная модель предлагает несколько вариантов проведения терапии. Так,  В. Сатир (Virginia Satir) описывает 5 этапов.

Во время первого этапа выявляется угроза, которая побудила обратиться семью к терапевту. Установление «диагноза» возникающей угрозы и его расширение через анализ коммуникаций в семье составляют содержание первого этапа.

На втором этапе проясняется необходимость кого-либо  включиться во взаимоотношения членов семьи и их изменить. Однако, в это же время, семья старается отвергнуть постороннее воздействие  на нее.

который показывает, что семья уже не может жить по-старому.  На этом этапе начинается «рост» семьи, выражаются эмоции, раскрываются потребности,  усиливается стремление к личностным изменениям. Это позволяет переходить к заданиям 4-го этапа, т.е. к практике.

Цель четвертого этапа – новая практика в применении навыков общения. Т.к. человек тяготеет к старым привычкам, только понимание новой коммуникационной ситуации еще не гарантирует сдвига. Поэтому нужны практические знания, тренировки, помогающие закреплению новой коммуникации.

5-ый этап – этап новой семейной ситуации. Он может быть сходным с первым, и на нем можно приступать к осуществлению нового цикла терапии. Особенности дальнейших циклов  - этап хаоса становится короче и менее противоречивым.

П. Вацлавик (Paul Watzlawick) предложил свой вариант изменения коммуникационного стиля дисфункциональной семьи. На пути к этой цели есть 4 этапа.

1. описание проблемы семьи ясными и конкретными терминами

2. анализ уже ранее испробованных способов решения проблемы 

3. четкое и конкретное определение нужных изменений

4. проба новых коммуникационных форм.

Ориентация на изменение семейной коммуникации предполагает определенные методы работы с семьей. Это прежде всего демонстрация гармоничной коммуникации со стороны терапевта, умение выявить и объяснить членам семьи неясность и противоречивость их взаимной  коммуникации.

 

Использованная литература:

1. Р. Бендлер,  Д. Гриндер, В. Сатир - Семейная терапия и НЛП. Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2000 г., 160 стр.

2. В. Сатир - Вы и ваша семья. Издательства:  Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2007 г., 288 стр.

3. В. Сатир - Психотерапия семьи. Издательство: Речь, 2006 г., 288 стр.

4. П. Вацлавик,  Д. Бивин,  Д. Джексон - Психология межличностных коммуникаций. Издательство: Речь, 2000, 310 стр.

5. Von Sclippe в переводах Института интегративной семейной терапии
https://www.familyland.ru/students/educationmaterials/1k/communication/




перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей