КОНСПЕКТ И АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
1. РАЗДЕЛ: Формирование лексико-грамматической стороны речи и развитие связной речи
2. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: Коняхина О.Н.
3. ТЕМА: «Комнатные растения»
4. ВИД: Фронтальное занятие.
5. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 5 лет (старшая группа)
6. ГОД ОБУЧЕНИЯ: 2 год обучения, 2 период
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОНР 3 уровня.
Москва, 2017
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи в старшей группе на примере лексической темы «Комнатные растения »
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные цели:
а) уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними;
б) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения»:
- слов-предметов: растение, кактус, фикус, фиалка, кливия, герань, плющ, горшок, лейка;
- слов-признаков: комнатный, зелёный, гладкий, колючий, высокий, цветущий , вьющийся;
- слов-действий: ухаживать, поливать, протирать, опрыскивать
в) совершенствование грамматического строя речи:
- формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;
- формировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;
- формировать умение согласовывать существительные с числительными два и пять, а так же умение согласовывать существительные с прилагательными в роде.
г) формирование умения составлять предложения по картине и отвечать полным ответом. Коррекционно-развивающие цели:
- развитие связной речи;
-развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;
-развитие слухового внимания;
- развитие координации движения и речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие логического мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия. Воспитательные цели: воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, воспитание у детей любви и заботы к комнатным растениям.
Оборудование: магнитная доска, наглядный материал «Комнатные растения» - кактус, фикус, герань, фиалка, кливия, плющ, разрезные карточки-пазлы с комнатными растениями, живое комнатное растение фиалка, божья коровка, пособие «Посчитай сколько», заготовка для рисования «Кактус без колючек», карточки «Что лишнее», картина «Живой уголок», лейка.
Ход занятия:
Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Логопед зазывает ребят к окну.
Л. – Ребята, здравствуйте! Подойдите все сюда ко мне, встаньте в полукруг. Я сейчас вам загадаю загадку, хотите? Внимательно слушайте:
« На окошке у меня целый зимний сад
Тут и кактус, и герань, все цветы стоят.
Здесь фиалка, кливия
Нежно распускаются,
Подскажите мне ребята,
Как такие растения называются?»
Д. – Комнатные!
Л. – Правильно! А почему такие растения называют комнатными?
Д. – Потому что они растут в комнате.
Л. – Правильно! Молодцы! Тема нашего занятия сегодня «Комнатные растения» и проведу его с вами я, Оксана Николаевна. Садитесь на вои места.
Уточнение, расширение и активизация словаря. Формирование умения подбирать слова-признаки к словам-предметам.
Игра « Подбери признак к растениям»
Л. – Ребята, посмотрите на доску. Какие растения вы уже знаете?
Д. – кактус, фиалка, герань
Л. – Правильно! А как вы узнали, что это кактус?
Д. – Он колючий.
Л. - Правильно! А фиалка какая?
Д. – Цветущая
Л. – Правильно! А есть ещё комнатные растения фикус, кливия и плющ. Давайте с Вами назовём их признаки.
Фикус (какой?) – высокий, гладкий
Герань (какая?) – мягкая, цветущая
Кактус (какой?) – колючий, зелёный
Кливия (какая?) – высокая, гладкая, цветущая
Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая
Плющ (какой?) – низкий, вьющийся
Л. – Молодцы!
Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение словаря по теме «Комнатные растения».
Пазлы « Комнатные растения»
Л. – А теперь каждый из вас соберёт изображение одного из комнатных растений из частей. Кто первый соберёт, поднимет руку! (Дети собирают разрезные картинки)
Л. – Молодец, ты самый первый! Скажи, какое растение у тебя получилось?
Д. – Фиалка.
Л. – Расскажи , фиалка какая? ( И т.д. дети рассказывают о своих растениях)
Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения образовывать существительные в родительном падеже. Формирование отвечать полным ответом. Развитие памяти и внимания.
Игра « Чего не стало?»
Л. – Теперь я хочу проверить насколько хорошо вы запомнили комнатные растения. По моей команде вы будете закрывать глаза, а я –убирать одно растение. Затем вы открываете глаза и рассказываете мне чего не стало.
По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает фиалку.
Л. – Чего не стало?
Д. – фиалки
Л. – отвечаем полным предложением: «Не стало фиалки»
Игра проводится для всех растений.
Физкультминутка. Развитие общей моторики. Развитие координации движения и речи, слухового внимания.
Логопед предлагает детям пройти на ковёр.
Игра « Комнатные растения»
Л. – Ребята, присядьте на корточки и представьте, что вы все маленькие растения, вы мои комнатные растения. То растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову. ( логопед поливает каждое растение и в заключении поливает сразу всех, дети поднимаются)
Л. – А теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу, но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия, вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу. ( Логопед путает детей, заканчивает физкультминутку)
Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
Логопед ставит горшок с фиалкой перед детьми и берёт Божью коровку.
Упражнение «Божья коровка».
Л. – Ребята, посмотрите кто к нам прилетел, узнали? Кто это?
Д. – Это Божья коровка
Л. – Правильно! Божья коровка прилетела и села НА листок. А теперь где Божья коровка? ( Логопед убирает Божью коровку под листок)
Д. – Под листом
Л. – вылетела откуда? – Д. - Из-под листа.
Л. – улетела куда? – Д. – за горшок
Л. – вылетела откуда? – Д. – Из-за горшка.
Л. – Ой, а сейчас куда села Божья коровка? – Д. – на руку ( и т.д. Божья коровка летает по детям)
Л. – Молодцы1
Совершенствование грамматического строя речи. Согласование существительных с числительными два и пять.
Игра « Посчитай сколько?»
Л. – Ребята, Божья коровка улетела, но оставила вам много разных растений, разбирайте.
Логопед раздаёт карточки с картинками двух и пяти растений.
Л. – Расскажите, у кого сколько растений?
Д. – У меня два кактуса и пять фиалок
- у меня две фиалки и пять фикусов
- у меня две кливии и пять гераней
- у меня фикуса и пять кактусов и тд.
Развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительного восприятия.
Игра «Рисуем кактус»
Логопед раздаёт заготовки кактуса без колючек.
Л. – Ребята, какое растение изображено на картинке?
Д. – Это кактус.
Л. – Правильно! А чего не хватает кактусу на картинке?
Д. – колючек
Л. – Давайте вс вместе хором скажем: У кактуса не хватает колючек
Д. – повторяют
Л. – Давайте дорисуем колючки катусу.
Дети дорисовывают кактусу колючки, логопед вывешивает готовые работ на магнитную доску.
Л. – вот какие красивые кактусы у нас получились!
Развитие логического мышления, зрительного внимания, восприятия. Развитие связной речи.
Логопед выкладывает картинки на магнитную доску.
Игра «Что лишнее?»
Л. – Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Рассмотрите предметы на картинке и назовите что лишнее.
Картинка №1: зелёное комнатное растение, зелёный крокодил, зелёнка, красная кружка
Д. – лишняя кружка, потому что все предметы зелёные, а она красная.
Картинка №2. Иголка, мяч, кактус, шило
Д. – лишний кактус, потому что все предметы неживые, а он живой.
Л. – Хорошо! А ещё есть второй ответ к этой картинке, что ещё ожжет быть лишним?
Д. – мяч, потому что все предмет колючие, а мяч нет.
Л. – Молодцы!
Формирование умения составлять предложение по картине на заданную тему. Уточнение и активизация глагольного словаря. Формирование умения отвечать полным ответом. Развитие связной речи.
На магнитной доске вывешена картина «В живом уголке».
Беседа по картине «В живом уголке»
Л. – Ребята, посмотрите на картину. Девочки Катя и Оля трудятся в живом уголке. Они ухаживают за фикусом. Что делает Катя?
Д. – Катя поливает фикус
Л. – Что делает Оля?
Д. – Оля протирает листья.
Логопед вешает вторую картину.
Л. – а эта девочка что делает?
Д. – Девочка опрыскивает цветы.
Л. – Правильно! Растения нужно поливать, протирать и опрыскивать. Зачем ребята нужно ухаживать за растениями?
Д. – За растениями нужно ухаживать, чтобы они не завяли.
11. Заключение.
Л. – Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие?
Д. – Да!
Л. – какое комнатное растение вам больше всего понравилось?
Д. – Кактус, фиалка, плющ ….
Л. – Спасибо, ребята вам, вы меня очень порадовали своими ответами, жалко, что занятие закончилось так быстро. А чтоб вы запомнили о нашей встрече, я приготовила вам подарочки – это волшебнее комнатные растения. Возьмите карточки к себе домой, загадайте желание и оно сбудется. До свидания!
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.
Данное занятие посвящено практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Комнатные растения». Занятие структурно состояло из 11-ти этапов, каждому из которых соответствовали инструкции.
По лексическому материалу, подобранному с учётом возрастных особенностей, можно определить тему занятия (Комнатные растения).
Началось занятие с организационного момента, цель которого была активизировать внимание детей и подвести их к теме и целям занятия. Дети отгадывали загадку и без труда поняли о чём пойдёт речь на занятии.
На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались вопросы, побуждающие их использовать в собственной речи операции словообразования.
Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. На протяжении всего занятия прослеживается работа над мышлением, памятью и вниманием.
Предложенные задания давались в порядке возрастающей сложности.
В ходе проведения занятия были использованы разнообразные игровые приёмы, позволяющий увлечь детей и создавать положительный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к занятию. Особенно детям понравилась игра «Божья коровка». Считаю, что я выполнила все поставленные задачи и цели, детям занятие явно очень понравилось. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |