Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

обществознание_примеры_эссе. Конкретные примеры эссе философия Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека (А. Пьерон)


Скачать 353.36 Kb.
НазваниеКонкретные примеры эссе философия Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека (А. Пьерон)
Анкоробществознание примеры эссе.pdf
Дата28.12.2017
Размер353.36 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаobschestvoznanie_primery_esse.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#33696
страница2 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5
10. «Уважение к истине -начало премудрости» (А. Герцен)
В свое время А. Герцен сказал фразу, с которой, на мой взгляд, трудно поспорить «Уважение к истине - начало премудрости». Посудите сами, что такое истина? Истина - это соответствие мысли действительности. Истина бывает абсолютной и относительной. Относительность истины обусловливается прежде всего тем, что и мы, и окружающий мир меняемся. А что касается истины абсолютной, то - это несомненное, неизменное , раз и навсегда установленное знание. Например, мы знаем, что земля вращается вокруг Солнца, вокруг своей оси - это абсолютная истина, научно доказанный факт. Однако мир изменчив, меняются и совершенствуются научные методы, а значит, любая абсолютная истина может стать относительной. Мне кажется, уважение к истине - это не поклонение некому знанию, а стремление к познанию.
А что такое премудрость? Премудрый - значит очень мудрый. А мудрость - это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт, знания. На мой взгляд, так и получается, что человек, который уважает истину, пытается ее достигнуть, стоит на пути к мудрости. Потому что, как мне кажется, трудно опровергнуть то, что все знают, то, что доказано наукой. Посудите сами: как будет выглядеть человек, который будет доказывать космонавтам, побывавшим в космосе, то, что Земля плоская. Несомненно, мудрым такого человека не назовут. Самое главное, чтобы новой истине не мешали старые заблуждения. Примером таких заблуждений
может являться то, что очень долгое время считалось, что упитанность, полнота являются внешними признаками здоровья. Ученые доказали, что люди, страдающие избыточным весом, более подвержены различным видам заболеваний. Те люди, которые вовремя послушали советы врачей о том, что им нужно сбросить лишний вес, не только сократили вероятность появления сердечно-сосудистых заболеваний, но и избавили себя от отдышки. Таким образом, я прихожу к выводу, что не стоит спорить с очевидным, доказанным, ибо уважение к истине - начало премудрости, но не надо и возводить в абсолют какие- то знания - они могут оказаться заблуждениями..
11. «Уважение к истине -начало премудрости». (А. Герцен)
Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание.
«Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» - писал французский философ Р.Декарт. Истина бывает абсолютной и относительной. Абсолютная истина - это несомненное, раз и навсегда установленное значение. Она полностью исчерпывает сущность предмет и не может быть опровергнута с развитием науки. Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец, к которому стремиться наше знание. Относительная истина есть неполное, ограниченное знание в силу ряда причин, ведь наш мир бесконечен и изменчив. Поэтому многие знания являются неполными, незавершенными. Известно много примеров из истории, когда люди, отстаивая свои взгляды, верность истине, шли на эшафот. Их сжигали на кострах, казнили. Но они ценой своей жизни доказывали премудрости жизни, а именно стойкость характера, веру в свои убеждения, преданность идеям. Тем самым убеждали окружающих, что истина - есть начало премудрости. Достаточно вспомнить таких личностей, как Джордано Бруно, многих декабристов, отправившихся на смертную казнь за свои идеи. Нам хорошо известен принцип научной этики: «Платон мне друг, но истина дороже». «Мир освещается солнцем, а человек знаниями» - гласит русская пословица. Поэтому пока мы пытаемся познать этот мир, открыть тайны окружающего мира, мы будем набираться мудрости.
12. «Познавательная деятельность приводит всегда к истине или ко
лжи» (И.О. Лососий)
Познавательная деятельность, в результате которой человек приобретает знания об окружающем мире, об обществе и о самом себе, направлена на получение истины, достоверного правильного знания, верного отражения действительности. Истина бывает абсолютной и относительной. Я считаю, что познавательная деятельность может привести к истине, но не ко лжи, т. к. ложь — это сознательное искажение действительности с целью ввести кого-либо в обман.
Скорее всего, под словом «ложь» Лосский имел ввиду заблуждение. Вот, например, как менялось представление об изменении дня и ночи. Древние египтяне предполагали, что солнце привозит на своей колеснице бог Ра. В древней

Греции в III веке до н.э. Аристотель утверждал, что солнца движется вокруг
Земли, которая занимает центральное место во Вселенной. Лишь в ХVI веке
Коперник отметил, что Земля вращается вокруг Солнца. В определенный период истории знание о движении Солнца принималось за истинное, но только теперь мы можем утверждать, что древние египтяне и Аристотель заблуждались. Учение
Коперника постепенно уточнялось другими учеными, и на сегодняшний день мы можем абсолютно точно утверждать, что Земля движется вокруг Солнца. По этому поводу у меня есть пример и из собственной жизни. Моя старшая сестра в детстве мне объяснила, что солнце встает на востоке и заходит на западе, а за ночь, огибая Землю, вновь приходит на восток. Такие выводы она сделала из собственных наблюдений, и я согласилась, потому что это соответствовало тому, что я видела. Позже на уроках природоведения я узнала, что мои знания не совсем точны, ошибочны. Но это заблуждение сменилось истиной.
Каждый человек по-разному воспринимает окружающий мир. Познание может дать ему истину, к которой должна стремиться любая познавательная деятельность. Заблуждение же со временем вытесняется истиной.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
13. «Культура - лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным
хаосом». "(Ф. Ницше)
Я глубоко не согласен с данным высказыванием немецкого философа XIX века Ф. Ницше. Данное высказывание принижает значение культуры для человечества. По Ницше инстинктивное, бессознательное в человеке занимает большую часть, а культура - это что-то поверхностное, ведь кожуру яблока легко разрушит!, даже булавкой. Так что же такое культура? В самом широком значении культура - это все виды материальной и духовной преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Т. е. культура - это все, что создано человечеством - от примитивного каменного топора до симфоний
Шнитке. По известному выражению, культура есть мера человеческого в человеке. Т.е. без культуры человек - просто животное, относящееся к роду Ноmo
Sapience. Культура биологически не наследуется, а передается из поколения в поколение с помощью определенных знаковых систем (языка, письменности и т. д.), а также путем обучения и подражания. Культура глубоко пронизывает все сферы жизни человека, что никак не согласовывается с функцией тоненькой яблочной кожуры. Давайте в качестве доказательства представим себе, что произойдет, если в одно непрекрасное утро исчезнут все проявления культуры: вы проснетесь на сырой земле голым и даже не сможете возмутиться, т. к. членораздельная речь тоже исчезнет, завтракать вам придется корешками растений, и неизвестно, догадаетесь ли вы взять палку-опалку, ведь трудовые навыки тоже исчезнут. О том, что это не фантастика свидетельствуют, примеры детей - «маугли», ведь культура передается в процессе воспитания и социализации. В одном можно согласиться с Ницше - культура сдерживает наши
животные инстинкты, но это все-таки не кожура, а вся структура, костяк нашей цивилизации.
14. «Цивилизация есть стадия умирания культуры». (О. Шпенглер)
Развитие культуры и цивилизации неразрывно связаны: вне духовных ценностей, созданных в процессе культурной деятельности людей, не может сложиться и цивилизационная общность.
Некоторые исследователи полностью отождествляют культуру и цивилизацию. Такая точка зрения зародилась еще в эпоху Просвещения, когда
Вольтер, Тюрго рассматривали культуру прежде всего как развитие разума. При этом
«культурность»,
«цивилизованность» нации или страны противопоставлялось «дикости» и «варварству» первобытных народов.
Однако немецкий философ О. Шпенглер придерживался другой точки зрения. Он считал, что культура - это вместилище всего лучшего в человеке, а цивилизация связывается только со стандартизированным массовым производством. По Шпенглеру цивилизация - высшая стадия культуры, на которой происходит ее окончательный упадок, а культура - это цивилизация не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.
Шпенглер выделил восемь культур. Каждая из них проходит за период своего существования ряд стадий и, умирая, превращается в цивилизацию. По его мнению переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Таким образом, О. Шпенглер отрицая взаимосвязь и преемственность в развитии культуры.
Однако я с мнением Шпенглера не согласна. Свою работу 1913 года
Шпенглер назвал «Закат Европы». Тем не менее за последний век европейская цивилизация не только не погибла, но ступила на более высокий уровень развития. Я считаю, что с точки зрения науки не стоит отождествлять культуру и цивилизацию. Мне больше нравится высказывание Н. Рериха о том, что культура - это душа, это ядро цивилизации, духовные ценности, а цивилизация - это тело, те какие-то технологические рамки, в которых живет душа.
Приведем аргументы. Ни одна цивилизация не может существовать без культуры, как тело не может существовать без души. Когда душа покидает тело, оно умирает. Поэтому, точнее сказать, когда умирает культура, умирает и цивилизация.
Приведем примеры. Когда в древнеримской цивилизации в качестве государственной религии было принято христианство, которое противоречило римской культуре, римская цивилизация погибла. Когда коммунистическую идеологию СССР попытались заменить на либеральную, Советский Союз распался.
Таким образом, культура и цивилизация, по моему мнению, - понятия несколько различающиеся, но тесно взаимосвязанные. С парадоксальной точкой зрения Шпенглера согласиться нельзя.

15. «Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде
камней». (А. Пуанкаре)
Наука является одной из форм духовной культуры. Увеличение, дальнейшее совершенствование научных знаний во многом определяет развитие материального производства, социально-экономических отношений и духовной жизни, то есть всех сфер общественной жизни. Причем роль научных знаний постоянно возрастает.
Что такое наука?
Наукой принято называть теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на научных исследованиях. Наука - это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Уже в самом определении термина «наука» говорится о систематизации знаний. Суммой фактов можно назвать хронику событий, но никак не науку, т.к. это противоречит принципу вытекания одного из другого, упорядоченности знаний. Если допустить обратное, получается абсурд. Примером является утверждение, что здание - это груда камней. Я считаю, что автор проводит параллель, чтобы более доступно раскрыть значение науки.
Цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Для научного познания характерно стремление к объективности. Но главное - это системность научных знаний. Приведем такой аргумент: когда в 5-7 классах мы изучали математику, ботанику, физику, казалось, каждая наука существует сама по себе. Но в 11 классе все науки стали сливаться, знания по математике стали помогать в физике, физические знания - в химии, химические - в биологии и т. д. Каждый кирпичик стоит на свои месте и появляется целое здание - научная картина мира.
Я считаю правильным утверждение Анри Пуанкаре, поскольку приводимые факты нужно еще обобщить, объединить в стройную систему, как и груду камней.
Ученые не просто собирают факты. Они сравнивают их, выявляют общие признаки и отличия и на основании этого систематизируют полученные знания.
Подобным образом шведский натуралист Карл Линней на основе сходства по некоторым наиболее заметным признакам классифицировал организмы по видам, родам, классом. Англичанин Томас Юнг дал объяснение явления дифракции.
Можно приводить множество примеров и из других областей науки. Но везде слова Пуанкаре будут находить только подтверждение.
16. «Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде
камней». (А. Пуанкаре)
Очень интересно высказывание Анри Пуанкаре. Он сравнивает здание и науку. Казалось бы, что общего у них может быть. Наука является одной из форм духовной культуры общества, а ее развитие – важнейший фактор обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека. Цель науки - описание, объяснение и
предсказание процессов и явлений действительности, т.е. ее теоретическое отражение. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей четкостью и строгостью. Наука - это мышление в понятиях.
Научные знания необходимы в нашей жизни. Даже в античные времена научные достижения, хотя и были ограничены, но уже тогда многие из них использовались в земледелии, строительстве, торговле, искусстве.
Действительно, для подготовки к строительству дома необходимо приобрести строительные материалы. Но дом сам собой не построится, для этого нужно приложить усилия: заложить фундамент, воздвигнуть стены и т. д. В науке мало знать факты, их необходимо объяснить. Возьмем такой пример. В науке известны такие открытия, как паровой двигатель. Данное открытие не осталось в истории просто фактом, а получило дальнейшее развитие. Физика обобщила этот богатый опыт, и появился раздел «классическая термодинамика».
В науке выделяют два пути развития: постепенный и через научные революции. Строительство дома схоже с первым путем развитием науки, ведь дом не может быть построен, если не будет последовательности. Так, Герц открыл электромагнитные волны, а русский ученый Попов на их основе изобрел радио.
Таким образом, как здание воздвигается, опираясь на фундамент, а далее ложится камень на камень, так и в науке - сделав научные открытия, ученые стараются доказать их научную ценность через практическую деятельность. И я полностью согласна с этим утверждением.
17. «Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую
дерзость воображения» (Д. Дьюи)
Вначале дадим определение науки. Наука- это систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на научных исследованиях. Каким же образом происходят открытия в науке? Чаще всего оно имеет следующую последовательность: гипотеза (выдвижение версий), далее следует либо эксперимент, либо теоретический уровень (математическое моделирование или математические расчеты), затем формируется теория (закон науки, который позволяет объяснить и предсказать явления). Видимо Д. Дьюи имел в виду, что если не будет выдвинута гипотеза, то и не будет выведено закона науки. И с этим я абсолютно согласна. Очень яркими, на мой взгляд, примерами дерзости являются утверждения Дж.Бруно, Г.Галилея, что земля круглая и она вертится.
Это действительно было дерзостью в их времена, расходилось с учением католической церкви о том, что земля плоская и вокруг нее вертится Солнце.
Каждого, кто сомневался, ждал костер инквизиции. Если продолжить эту тему, то путешествия Магеллана тоже были дерзостью, желанием доказать через кругосветное путешествие, что земля круглая. И он это сделал. Очень многие открытия в географической науке были следствием великой дерзости путешественников. Поэтому девиз «Дерзайте» всегда будет актуален, еще много в мире неизведанного, неоткрытого.

18. «Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах
гигантов» (И. Ньютон)
Эти слова сложно было бы понять, не зная их автора. Но зная, что автором этого высказывания является Ньютон, один из самых выдающихся ученых человечества, мы можем понять их смысл. Я думаю, «гигантами», на плечах которых стоял Ньютон, были ученые-предшественники, а также полученное образование. Образование - это целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений, навыков либо их совершенствование. Ньютон был выдающимся физиком, механиком, астрономом и математиком. Именно знания, которыми обладал Ньютон, позволили ему видеть дальше других и открыть свои законы в физике, математике и астрономии. Он должен был усвоить знания, которые были известны до него. Эти знания послужили лестницей к плечам гигантов. Этой лестницей для Ньютона послужил Кембриджский университет, где он получил основное образование. Большую роль сыграло и самообразование.
Полученные в университете знания об открытиях Коперника, Галилея, Декарта,
Гюйгенса были позже уточнены и обоснованы Ньютоном. Закон о всемирном тяготении обосновал геоцентрическую систему мира Коперника, а три закона
Ньютона завершили труды Галилея, Декарта, Гюйгенса и других физиков. Вряд ли
Ньютон смог открыть эти законы, будучи незнаком с учениями предшественников. Это говорит об одной из моделей развития науки: модели постепенного развития. Сущность модели выражена в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников. И каждый из нас способен взобраться на плечи гигантов и увидеть дальше других.
Ведь окружающий мир не познан до конца. И приблизиться к полному познанию мира можно, лишь получив образование и применив полученные знания для создания собственных научных теорий, которые могут стать достоянием всего человечества.
19. «Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и
музыканту - в изображении невидимого». (Леонардо да Винчи)
И поэт, и художник, и музыкант являются творцами искусства. Мы знаем, что искусство - особый способ познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. В качестве объектов эстетической реакции человека на отражающую действительность выступают произведение искусства литературы, музыки, живописи и т. д. Однако Леонардо да Винчи считает, что искусство поэзии ниже живописи и музыки. Возможно, он так думал, потому что сам был живописцем. И ему менее понятны были принципы литературного искусства. Но я с ним не согласна.

Создание совершенного, высокохудожественного произведения искусства в большей мере зависит от творческих дарований его автора. Поэты, художники, музыканты посредством создания произведений искусства реализуют такой вид познавательной деятельности людей, как художественное познание. Но каждое из произведений передано по-своему: своим языком искусства, своим способом.
Поэт передает при помощи слова те события, чувства, переживания, размышления, которые имели место в его жизни, в природе, в мире. Поэт может допустить художественный вымысел. Например, такие поэты как А.С. Пушкин,
Тютчев, Бунин и другие многие свои произведения посвятили описанию природы.
Что касается художника, он действительно передает при помощи красок и цвета видимые явления, может их копировать, восстанавливать по памяти.
Например, известные пейзажисты И.Левитан, В. Шишкин, И. Репин посвятили свои картины изображению действительности природы.
Музыкант при помощи звуков выражает также и видимые, и невидимые явления. Например, услышав великолепное пение птиц, журчание воды, шелест листьев, Чайковский сразу же воспроизвел эти явления в своем музыкальном произведении «Времена года».
Но все они воспроизводили действительную картину окружающего нас мира. Огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего.
Язык искусства доступен каждому, но каждому близко то, что он больше понимает. Что касается меня, мне по душе произведения художественной литературы. Все дело в том, что каждому виду искусства присущ свой специфический способ воспроизведения действительности. У каждого человека свои способности к восприятию разных видов искусств.
Но и поэт, и художник, и музыкант позволяют нам лучше познать мир - и видимый и невидимый.
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей