Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Астафьева Е. О.Играем, читаем, пишем. Методичка. Конспект Худ. О. Р. Гофман. Спб. Детство-Пресс, 2004. 64 о


Скачать 425.5 Kb.
НазваниеКонспект Худ. О. Р. Гофман. Спб. Детство-Пресс, 2004. 64 о
АнкорАстафьева Е. О.Играем, читаем, пишем. Методичка.doc
Дата02.10.2017
Размер425.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАстафьева Е. О.Играем, читаем, пишем. Методичка.doc
ТипКонспект
#23616
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 43711 файл(ов). Среди них: и ещё 43701 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7

Астафьева Е. О.

А91 Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект /

Худ. О.Р.Гофман. СПб.: Детство-Пресс, 2004.— 64 о.

IЗВN 5-89814-039-5 (Мет.)

18ВМ 5-89814-037-9

Представлены описания игровых занятий по обучению чтению и подготовке к обучению письму шестилетних детей. Предложенная система занятий обеспечит будущему школьнику необходимую базу знаний, умений и навыков, предотвратит возникновение распространенных дефектов речи — дислексии и дисграфии. Материал пособия может быть использован для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в логопедической помощи.

В комплект входят две рабочие тетради с тем же названием.

УДК 373.2+876.3
ББК 74.100.5+74.3

© Астафьева Е.О., 1990
18ВК 5-89814-039-5 (Мет.) © Оформление. Иэдателыгпю

18ВЫ 5-89814-037-9 «Детство-Пресс», 1990

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. И вы задумываетесь: чем можно помочь малышу? как подготовить его к школе?

Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает подготовленность к усвоению основ письменной речи — чтения и письма. Вот этим и предстоит заняться с ребенком вам, вдумчивым и любящим родителям, в последний перед школой год. В ваших силах добиться того, чтобы процесс овладения навыками чтения и письма стал доступным и интересным для малыша. А поскольку основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, именно она будет вам лучшей помощницей. Постарайтесь сделать занятия с ребенком привлекательными для него: развивайте его любознательность, будите в нем игровой азарт, станьте его партнером в игре, сотрудничайте с малышом, но ни в коем случае не принуждайте.

Предлагаемый в данном пособии материал подобран и систематизирован в соответствии с задачами подготовительного к школе периода и рассчитан на возможности шестилетнего ребенка. Занимаясь с малышом по этим тетрадям, постепенно переходя от простого к сложному, вы сможете достичь следующих результатов:

- развить зрительное и слуховое восприятие ребенка,

- развить речевой слух, возможности речевого анализа и синтеза,

- обогатить и активизировать словарь,

- подготовить руку к письму,

- научить малыша читать и «печатать» (писать печатными буквами)1 слоги, слова, словосочетания и предложении,

- сделать устную и письменную речь ребенка грамотной.

Материал пособия может быть использован для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в логопедической помощи, страдает различными видами нарушения речи. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, доказывает необходимость и возможность успешного обучения их чтению и ПОДГОТОВКИ к обучению письму в дошкольном возрасте.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВЗРОСЛОМУ, НАЧИНАЮЩЕМУ ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКА ОСНОВАМ ГРАМОТЫ

Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию устной речи необходимо уделять достаточное внимание. Если у вашего малыша есть трудности в развитии устной речи (например, со стороны звукопроизношения, грамматической или лексической сторон речи), это может впоследствии вызвать нежелательные результаты и в развитии письменной речи — дислексию (нарушения чтения) и дисграфию (нарушения письма). Позаботьтесь заранее о логопедической помощи такому ребенку. Ряд игр и заданий предлагаемого пособия рассчитан на предупреждение у дошкольников различных видов дислексии и дисграфии.

Для обогащения и активизации словаря ребенка в пособии предлагаются игры по различным лексическим темам (перечень тем вы найдете в пособии). Уточнить, какие знания должен получить шестилетний ребенок по этим лексическим темам, можно в Программе детского сада (раздел «Родной язык и ознакомление с окружающим»).

Обучать чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребенок должен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн»; Л, ЛЬ, а не «эль» и т.д. Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слогов и слов. Только после освоения послогового чтения ребенка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а.., у-у-у... и т.д. При произношении гласных рот в различной степени (но обязательно!) открыт. Эта закономерность используется при изучении с ребенком темы «Деление слова на слоги». Определяя количество слогов, ребенок медленно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные, ребенок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя способ с ладонью.

Гласных звуков 6: А, О, У, И, Ы, Э.

Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, — их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука:

Я обозначает звуки [а] и [йа],

Ю - [у] и [йу],

Е — [э] и [йэ],

Ё — [о] и [йо].

Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:

- в начале слова (яблоко, юрта...),

- после мягкого знака (обезьяна, льют...),

- после твердого знака (объявление, разъединять..,),

- после гласной буквы (большая, моё...).

В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук (мясо, лёд, семя, рюкзак...).

Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате. Например: П — звук образуется в результате размыкания сомкнутых губ; Ф — в образовании звука участвуют верхние зубы и нижняя губа, и т.д. Некоторые согласные звуки можно произносить длительно (м-м-м.., р-р-р...), но пропеть их нельзя.

Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это качество согласных зависит от участия в их произнесении голосовых связок. Звонкость или глухость согласных ребенок может проверить самостоятельно (конечно, с помощью взрослого). При произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Если звук звонкий, «горлышко дрожит» (например, ж-ж-ж...); если такого дрожания нет — значит, звук глухой (например, ш-ш-ш...).

Некоторые согласные звуки являются парными, т.е. звонкому звуку соответствует глухой, произносимый без участия голосовых связок. Другие согласные не имеют пар.

Согласные звуки русского языка

Парные

звонкие

глухие

Б (БЬ)

П (ПЬ)

В (ВЬ)

Ф (ФЬ)

Г (ГЬ)

К (КЬ)

Д (ДЬ)

Т (ТЬ)

ж

ш

3 (ЗЬ)

С (СЬ)

Непарные

звонкие

глухие

й,Л (ЛЬ), М (МЬ),
Н (НЬ), Р (РЬ)


X (ХЬ), Ц, Ч, Щ

Парные звонкие согласные оглушаются (произносятся как глухие) на конце слов (сугро[п]) и перед глухими согласными (сла[т]кий). Уже на начальном этапе овладения чтением нужно познакомить ребенка со способами проверки написания слов с оглушаемыми согласными. Здесь не обойтись без темы «Однокоренные слова» (для дошкольников она формулируется как тема «Слова-родственники»). В пособии есть различные варианты игр и заданий на эту тему.

Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, 3, ЗЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ. Согласные Ж, Ш, Ц — всегда твердые; согласные Й, Ч, Щ — всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твердости или мягкости согласного звука. Ребенок может научиться различать твердые и мягкие согласные только на слух, с помощью тренировки. Для лучшего усвоения этой темы можно использовать материалы из сборника «Веселая грамматика» (сост. В.Волина.— М.: Знание, 1995), например стихотворение «Дружат гласные с согласной».

В период овладения основами письменной речи ребенок сталкивается с множеством условных обозначений. Целесообразно при дошкольном обучении применять те же символы и знаки, которые используются в начальной школе. Взрослый должен в доступной игровой форме объяснить их значение. Тогда малышу не придется в первом классе заново осмысливать и переучивать символы, обозначающие звук, слово, предложение и др. В данном пособии в соответствии с программой первого класса используются следующие графические обозначения:

2

Слог-слияние (то же, что открытый, прямой слог из двух звуков) для краткости называем просто слиянием. Ребенку объясняем, что слияние состоит из двух звуков — согласного и гласного. Слияние всегда можно пропеть, так как последним

Игры и задания с использованием условных обозначений помогают предупредить возникновение таких ошибок, как: слитное написание предложений; пропуск и слитное написание слов (особенно предлогов и союзов) в предложении; пропуск и перестановка слогов в слове; неправильный перенос слова; пропуск, замена и перестановка букв в слове.

Для большей наглядности и занимательности занятий советуем изготовить плоскостные пособия по образцу представленных в данных тетрадях на рисунках. Это домики для букв и три неваляшки (красная, зеленая и синяя), а также карточки с разноцветными буквами.

КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ

Две тетради, составляющие пособие, предусматривают различные виды работ с использованием цветных карандашей (раскрашивание предложенных картинок и рисование своих), разноцветных ручек («печатание» букв, слогов, слов, предложений, рисование схем, выполнение других графических упражнений), неразлинованных листов и листов в клетку.

Играм и заданиям, посвященным непосредственному знакомству детей со звуками и буквами, предшествуют подготовительные игры (I—VI в тетради №1). Они способствуют:

- развитию слухового и зрительного внимания,

- развитию различных видов памяти,

- ознакомлению с функциями различных анализаторов, умению сосредотачиваться на них,

- умению управлять движениями кисти рук (мелкая моторика),

- умению пользоваться карандашом и ручкой,

- тренировке в восприятии устной речи,

- умению ориентироваться на листе бумаги,

- умению различать и использовать цвета и их оттенки.

После подготовительных игр следуют игры и задания, используемые при первом знакомстве со звуком и буквой (в обеих тетрадях).

Знакомить ребенка с буквой можно только после того, как он уже познакомился со звуком: научился выделять изучаемый звук из ряда предложенных звуков и слогов, находить этот звук в слове, определять его место (начало, середина или конец слова), с помощью звукового анализа определять характеристику звука (гласный или согласный; если согласный, то какой: твердый или мягкий, звонкий или глухой). Такой глубокий анализ характеристики звука в дальнейшем поможет ребенку правильно прочитывать и писать букву, обозначающую этот звук, и все слово в целом.

В рабочих тетрадях при знакомстве с каждой буквой (звуком) под цифрой 1 ребенку предлагаются следующие задания:

- Назови предмет, изображенный на картинке;

- Определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);

- Закрась соответствующую клетку в схеме под картинкой тем цветом, которым мы обозначаем этот звук (гласный — красная клетка, твердый согласный — синяя, мягкий согласный — зеленая);

- Объясни, почему ты закрасил клетку именно этим цветом;

- Сам нарисуй предметы с заданным звуком (в пустых клетках справа);

- Покажи на схеме под каждой картинкой место звука в слове и его характеристику (начало, середина или конец слова; звук гласный, твердый или мягкий согласный).

В некоторых случаях эта схема используется с написанием в ней (с помощью воспитателя) букв, например:

Только после того как ребенок усвоил звук, рекомендуется переходить к изучению и написанию буквы. Здесь можно предложить такие задания:

- Определи, на какие окружающие предметы похожа буква;

- Определи форму и количеств элементов в букве;

- Найди, чем эта буква похожа на уже известные тебе и чем от них отличается;

- Изобрази букву с помощью палацев руки, спичек, проволоки, вылепи ее из пластилина, выложи из мозаики;

- «Напиши» букву в воздухе, объясни свои движения;

- Обведи букву по контуру,

- Напиши букву по точкам;

- Самостоятельно напиши букву.

Под цифрой 2 в рабочих тетрадях даются следующие задания:

- Обведи букву по контуру;

- Напиши букву по точкам;

- Сам напиши строчку этой буквы.

Под цифрой 3 дается задание Продолжи орнамент. Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные линии, ориентируясь на образец. Такие задания подготавливают ребенка к написанию различных элементов букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.

Задания под цифрой 4 имеют общее название Закончи рисунок. Здесь ребенок может:

- дорисовать картинку по точкам;

- найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);

- раскрасить картинку;

- найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква).

Игры с наглядными пособиями (обе тетради). Закреплению знаний о новом звуке и новой букве способствуют игры и задания под общим названием Посели букву в домик.

Два вида домиков — для согласных и для гласных — изображены вверху листа. Знакомясь с очередной буквой, ребенок вписывает ее в соответствующую клетку домика — «поселяет в домик». К концу занятий оба домика оказываются заселенными буквами в определенном порядке: в одном подъезде первого домика «живут» гласные первого ряда (А, У, О, Э, Ы), в другом — гласные второго ряда (Я, Ю, Ё, Е, И); во втором домике один подъезд отведен для звонких согласных, другой — для глухих и т.д.



Примечание. Поскольку предполагается определенная система расположения букв в домиках (соседство парных согласных и т.д.), взрослый должен сориентировать ребенка при вписывании первых букв.

В этих играх используются три неваляшки — «хозяйки домиков». Они помогают ребенку запомнить, что согласные бывают твердыми и мягкими, что йотированные гласные смягчают согласные, а также усвоить звуковые схемы, выполнять фонематический анализ и синтез слов. Хорошо, если вы изготовите плоскостные фигурки для этих игр.

Каждая неваляшка имеет определенный цвет, соответствующий характеру звуков: красная обозначает гласные, зеленая — мягкие согласные, синяя — твердые согласные. Неваляшки имеют передний и задний карманы. В них находятся карточки с разноцветными буквами — «ключики». Цвет букв на карточках соответствует цвету неваляшки, в кармане которой они лежат.

В карманах красной неваляшки находятся гласные буквы. В переднем кармане — гласные первого ряда (А, У, О, Э, Ы), в заднем кармане со звездочкой (*) — гласные второго ряда (Я, Ю, Ё, Е, И). Гласные второго ряда представляем ребенку как буквы-волшебницы. Это связано с тем, что они смягчают предшествующие согласные (МЮ, ПЯ и т.д.).

В карманах синей и зеленой неваляшек находятся согласные буквы. На переднем кармане этих неваляшек нарисован колокольчик. Он обозначает звонкость согласных. В заднем кармане (без колокольчика) — глухие согласные. С этими пособиями проводятся следующие игры.



Красная Синяя Зеленая

(гласные) (твердые согласные) (мягкие согласные)
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей