С этим файлом связано 77 файл(ов). Среди них: 1_7_Svoboda_v_deyatelnosti_cheloveka.pdf, 1_6_Potrebnosti_i_interesy.pdf, ekonomicheskaya_sfera_zhizni.pdf, chelovek_konspekt.pdf, sotsialnye_otnoeshnia_konspekt.pdf, pravo_konspekt.pdf, politika_konspekt.pdf, Konspekt_religia.pdf, Тестовый контроль с ответами.docx, poznanie_konspekt.pdf и ещё 67 файл(а). Показать все связанные файлы Познание Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010
3.1. Познание мира Познание — особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах. Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. Теория познания (гносеология) — специальный раздел философии, изучающий проблемы познания — его природу, отношения знания и реальности, истину и ее критерии. Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности? При ответе на этот вопрос философы имеют разные позиции: • гностицизм — отвечает на эти вопросы положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир; • агностицизм — учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества; • релятивизм — утверждает, что все в мире относительно; • скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления. 3.2. Формы познания: чувственное и рациональное В науке выделяется две ступени познания — чувственное и рациональное. 1 Чувственное познание — осуществляется при помощи органов чувств. Существует три формы чувственного познания: 1. ощущения — отражение отдельных свойств предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств; 2. восприятия — процесс формирования образа целостного предмета; 3. представления — воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия (включаются в работу память и воображение). В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Например, с одной стороны, ощущение вкуса яблока, с другой — восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве. Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие невозможно без ощущений. 2 Рациональное познание (абстрактное мышление) — переход от внешних свойств предметов и явлений к внутренним, устанавление сущности предметов, формулировка их определений, выводов (умозаключений) о познанном. 3.3. Истина, ее критерии. Относительность истины Истина — соответствие знания предмету познания. Истина является целью познания. Истина — знание, отражающее объективные свойства предмета. Понятие «истина» неотделимо от понятия «правда». Основные виды истины: • Абсолютная истина (истина в последней инстанции) — исчерпывающее знание о каком‐то объекте действительности. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные; • Относительная истина — неполное знание об объекте. Данное филосовское понятие отражает утверждение, что абсолютная истина труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой‐то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости. 3.4. Виды человеческих знаний Обыденное (житейское) знание — формируется у людей в ходе повседневной жизни и деятельности. К примеру, мы узнаем о том, что при очень сильном морозе надо снегом растирать лицо, чтобы не обморозить его; надо держать ноги в тепле, нельзя пить на ночь крепкий чай или кофе. Народная мудрость — накопленный и выкристаллизованный временем опыт жизнедеятельности народа. Народная мудрость находит свое отражение в пословицах, поговорках, притчах, сказках, песнях Научные знания — нашли свое отражение в сформулированных учеными законах развития природы и общества. Научные знания отличает стройность, аргументированность, доказательность. В состав научного знания часто входят экспериментально обоснованные выводы. Паранаучные знания — знания, получаемые нами из гороскопов, предсказаний экстрасенсов, астрологов. Мифологические (религиозные) знания — выражены в мифах, которые в образной форме фиксируют представления людей о мире, человеке, сверхестественном. 3.5. Научное познание Научное познание отличается: • стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений; • особым (научным) языком, используемым для описания объектов изучения; • специфическими способами обоснования истинности полученных знаний; • желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и те, что важны для будущих поколений. Выделяют два уровня научного познания: 1. эмпирический — главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт; 2. теоретический — на теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений; полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются: • наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого наблюдающий получает знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта; • эмпирическое описание — полученные при наблюдении сведения фиксируются с помощью языковых средств или других знаковых форм; • эксперимент — такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться ученым. К числу методов, использующихся в процессе теоретического познания, можно отнести: • мыслительный эксперимент — эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями; • метод гипотезы — выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений; • формулирование теории — логически непротиворечивого описания явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Формы научного знания на эмпирическом уровне: 1. научный факт — достоверное знание о единичном; 2. эмпирический закон — закон, справедливость которого была установлена из опытных данных. Формы научного знания на теоретическом уровне: 1. проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иначе говоря, это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа; 2. гипотеза — предполагаемое решение проблемы. Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке, — ее обоснованность, этим свойством гипотеза отличается от мнения; 3. теория — высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности. 3.6. Социальные науки, их классификация Социальные науки — науки о поведении людей. Предметом социальных наук являются общество и поведение людей. Социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография (наука о народах) относятся к социальным наукам. Гуманитарные науки — науки о духе. Предметом гуманитарных наук является культура. Философия, история, искусствознание, культурология, литературоведение — их относят к гуманитарному знанию. К разделу ведущих общественных наук относятся: Социология — наука, изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных Экономика — наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления. конфликтов. Политология — наука, изучающая феномен власти, специфику социального управления. Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас. Социальная психология — изучает малые группы (семья, компания друзей, спортивная команда). История — объектом ее изучения является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации. Этика — учение, предметом которого является мораль. Основными проблемами этики являются: проблема критериев добра и зла, проблема смысла жизни и назначения человека, проблема справедливости. Эстетика — учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии. 3.7. Социальное и гуманитарное знание Социальное познание — познание общества. Методы социального познания: • наблюдение — включает может быть: o невключенным — осуществляется со стороны; o включенным — осуществляется изнутри изучаемого объекта (социальной группы); • эксперимент — носит активный, преобразующий характер. В отличие от наблюдения мы можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий; • конкретно‐исторический метод — выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития. Этот метод, в отличе от эксперимента, широко используется в социальном познании; • моделирование — исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях; • научное предвидение — такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития. перейти в каталог файлов
|