Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

познание_конспект. Конспект Универсального справочника


Скачать 169.6 Kb.
НазваниеКонспект Универсального справочника
Анкорпознание_конспект.pdf
Дата06.06.2017
Размер169.6 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаpoznanie_konspekt.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКонспект
#21956
Каталогege_obОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 77 файл(ов). Среди них: 1_7_Svoboda_v_deyatelnosti_cheloveka.pdf, 1_6_Potrebnosti_i_interesy.pdf, ekonomicheskaya_sfera_zhizni.pdf, chelovek_konspekt.pdf, sotsialnye_otnoeshnia_konspekt.pdf, pravo_konspekt.pdf, politika_konspekt.pdf, Konspekt_religia.pdf, Тестовый контроль с ответами.docx, poznanie_konspekt.pdf и ещё 67 файл(а).
Показать все связанные файлы

Познание
Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010

3.1. Познание мира
Познаниеособая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах.
Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения.
Теория познания (гносеология) — специальный раздел философии, изучающий проблемы познания — его природу, отношения знания и реальности, истину и ее критерии.
Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?
При ответе на этот вопрос философы имеют разные позиции:

гностицизм — отвечает на эти вопросы положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир;

агностицизм — учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества;

релятивизм — утверждает, что все в мире относительно;

скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления.
3.2. Формы познания: чувственное и рациональное
В науке выделяется две ступени познания — чувственное и рациональное.
1
Чувственное познание — осуществляется при помощи органов чувств.
Существует три формы чувственного познания:
1.
ощущения — отражение отдельных свойств предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств;
2.
восприятия — процесс формирования образа целостного предмета;
3.
представления — воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия (включаются в работу память и воображение).
В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств.
Например, с одной стороны, ощущение вкуса яблока, с другой — восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве. Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие невозможно без ощущений.
2
Рациональное познание (абстрактное мышление) — переход от внешних свойств предметов и явлений к внутренним, устанавление сущности предметов, формулировка их определений, выводов (умозаключений) о познанном.

3.3. Истина, ее критерии. Относительность истины
Истина — соответствие знания предмету познания. Истина является целью познания.
Истина — знание, отражающее объективные свойства предмета.
Понятие «истина» неотделимо от понятия «правда».
Основные виды истины:

Абсолютная истина (истина в последней инстанции) — исчерпывающее знание о каком‐то объекте действительности. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные;

Относительная истина — неполное знание об объекте. Данное филосовское понятие отражает утверждение, что абсолютная истина труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.
Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение
Земли происходит с такой‐то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.
3.4. Виды человеческих знаний
Обыденное (житейское) знание — формируется у людей в ходе повседневной жизни и деятельности.
К примеру, мы узнаем о том, что при очень сильном морозе надо снегом растирать лицо, чтобы не обморозить его; надо держать ноги в тепле, нельзя пить на ночь крепкий чай или кофе.
Народная мудрость — накопленный и выкристаллизованный временем опыт жизнедеятельности народа.
Народная мудрость находит свое отражение в пословицах, поговорках, притчах, сказках, песнях
Научные знания — нашли свое отражение в сформулированных учеными законах развития природы и общества. Научные знания отличает стройность, аргументированность, доказательность. В состав научного знания часто входят экспериментально обоснованные выводы.
Паранаучные знания — знания, получаемые нами из гороскопов, предсказаний экстрасенсов, астрологов.
Мифологические (религиозные) знания — выражены в мифах, которые в образной форме фиксируют представления людей о мире, человеке, сверхестественном.
3.5. Научное познание
Научное познание отличается:

стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

особым (научным) языком, используемым для описания объектов изучения;

специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и те, что важны для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания:
1.
эмпирический — главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт;
2.
теоретический — на теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений; полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.
Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются:

наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого наблюдающий получает знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта;

эмпирическое описание — полученные при наблюдении сведения фиксируются с помощью языковых средств или других знаковых форм;

эксперимент — такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться ученым.
К числу методов, использующихся в процессе теоретического познания, можно отнести:

мыслительный эксперимент — эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики.
При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями;

метод гипотезы — выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений;

формулирование теории — логически непротиворечивого описания явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий.
Формы научного знания на эмпирическом уровне:
1.
научный факт — достоверное знание о единичном;
2.
эмпирический закон — закон, справедливость которого была установлена из опытных данных.
Формы научного знания на теоретическом уровне:
1.
проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иначе говоря, это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа;
2.
гипотеза — предполагаемое решение проблемы. Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке, — ее обоснованность, этим свойством гипотеза отличается от мнения;
3.
теория — высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности.
3.6. Социальные науки, их классификация
Социальные науки — науки о поведении людей. Предметом социальных наук являются общество и поведение людей.
Социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография (наука о народах) относятся к социальным наукам.
Гуманитарные науки — науки о духе. Предметом гуманитарных наук является культура.
Философия, история, искусствознание, культурология, литературоведение — их относят к гуманитарному знанию.

К разделу ведущих общественных наук относятся:
Социология — наука, изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных
Экономика — наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления. конфликтов.
Политология — наука, изучающая феномен власти, специфику социального управления.
Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас.
Социальная психология — изучает малые группы (семья, компания друзей, спортивная команда).
История — объектом ее изучения является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации.
Этика — учение, предметом которого является мораль. Основными проблемами этики являются: проблема критериев добра и зла, проблема смысла жизни и назначения человека, проблема справедливости.
Эстетика — учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.
3.7. Социальное и гуманитарное знание
Социальное познание — познание общества.
Методы социального познания:

наблюдение — включает может быть: o
невключенным — осуществляется со стороны; o
включенным — осуществляется изнутри изучаемого объекта (социальной группы);

эксперимент — носит активный, преобразующий характер. В отличие от наблюдения мы можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса.
В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий;

конкретно‐исторический метод — выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.
Этот метод, в отличе от эксперимента, широко используется в социальном познании;

моделирование — исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте
(оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях;

научное предвидение — такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития.

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей