Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

социальные_отноешния_конспект. Конспект Универсального справочника


Скачать 219.06 Kb.
НазваниеКонспект Универсального справочника
Анкорсоциальные_отноешния_конспект.pdf
Дата06.06.2017
Размер219.06 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsotsialnye_otnoeshnia_konspekt.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКонспект
#21961
Каталогege_obОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 77 файл(ов). Среди них: 1_7_Svoboda_v_deyatelnosti_cheloveka.pdf, 1_6_Potrebnosti_i_interesy.pdf, ekonomicheskaya_sfera_zhizni.pdf, chelovek_konspekt.pdf, sotsialnye_otnoeshnia_konspekt.pdf, pravo_konspekt.pdf, politika_konspekt.pdf, Konspekt_religia.pdf, Тестовый контроль с ответами.docx, poznanie_konspekt.pdf и ещё 67 файл(а).
Показать все связанные файлы

Социальные отношения
Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010

6.1. Социальное взаимодействие и общественные отношения
Общественные отношения — отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества.
По своему характеру могут быть:

солидарными — партнерскими, основанными на согласовании интересов сторон;

конфликтными — конкурентными, когда интересы участников противоположны.
Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия:

межличностные;

межгрупповые;

межнациональные.
Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу.
Принимая какое‐либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах.
Основными типами социальных связей выступают:

причинно‐следственные — выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой;

функциональные — прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами.
Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, осуществления управления.
6.2. Социальные группы, их классификация
Социальная общность — совокупность людей, объединенных общими условиями существования.
В современной социологии выделяется несколько типов общностей.
Номинальные общности — совокупности людей, объединенных общими социальными признаками, которые устанавливает ученый‐исследователь для решения поставленных им научных задач.
К примеру, быть могут объединены люди одного цвета волос, кожи, любящие спорт, коллекционирующие марки, проводящие отдых на море, причем все эти люди могут никогда не вступать в контакт между собой.
Массовые общности — реально существующие совокупности людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющих устойчивой цели взаимодействия.
Чертами массовых общностей можно считать случайность их возникновения, временность и неопределенность состава.
Типичными образцами массовых общностей являются болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд, участники массовых политических движений. Видом массовой общности является толпа.
Аудитория — совокупность людей, объединенная взаимодействием с определенным индивидом или группой
(люди, смотрящие спектакль в театре, студенты, слушающие лекцию преподавателя, журналисты, присутствующие на пресс‐конференции государственного деятеля и пр.)
Социальные круги — общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких‐либо общих целей, не предпринимают совместных усилий. Их функция — обменяться информацией (обсудить изменение курса доллара, выступление национальной сборной, намечающиеся правительством реформы).
Разновидностью таких социальных кругов является профессиональный круг, например, ученые, педагоги, артисты, художники. Наиболее компактным по составу является дружеский круг.

Распространенным в социологии понятием является социальная группа.
Cоциальная группа
— совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентиров.
Виды социальных групп
Основания
классификации групп
Тип группы
Примеры
По количеству участников
малые
семья, группа друзей, спортивная команда,
совет директоров фирмы
средние
трудовой коллектив, жители микрорайона,
выпускники университета
большие
этносы, конфессии, программисты
По характеру отношений
и связей
формальные
политическая партия, трудовой коллектив
неформальные
посетители кафе
По месту жительства
поселенческие
горожане, селяне, жители столичного мегаполиса,
провинциалы
По полу и возрасту
демографические
мужчины, женщины, дети, старики, молодежь
По этнической
принадлежности
этнические
(этносоциальные)
русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы
По уровню дохода
социально‐
экономические
богатые, бедные, средние слои
По характеру и роду
занятий
профессиональные
программисты, операторы, учителя,
предприниматели, адвокаты, токари
По религиозной
принадлежности
конфессиональные
христиане, буддисты, мусульмане
Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации.
К примеру, определенной социальной группой можно считать всех пользователей персональных компьютеров, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее.

6.3. Социальный статус
Социальный статус — положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определенный набор прав и обязанностей.
Все статусы делятся на две большие группы:

исходные (предписанные, прирожденные) — включают пол, расу, возраст, национальность, религиозную принадлежность и прочее;

достигаемые — закрепляется только с учетом индивидуальных качеств человека, благодаря его выбору, таланту, активности, способностям, исполнительности или везению.
Выделяют и другие виды статусов:

главный — наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют;

социальный — положение человека как представителя большой социальной группы;

личный (индивидуальный) — положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер, аутсайдер и пр.).
В современном обществе каждый может достигнуть высокого статуса, многое зависит от самой личности.
Авторитет — степень признания обществом достоинств личности конкретного человека.
6.4. Социальная роль
Социальная роль — способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружающих людей. Также роль может быть рассмотрена как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему определенную позицию.
У каждой роли существуют свои правила, требования, права, ожидаемое поведение — то, что позволено делать в роли футболиста, не подходит для пассажира (играть в мяч даже в пустом автобусе неприлично). К тому же, в роли, например, водителя автомобиля директор предприятия не может приказывать другим водителям, даже если среди них будут его подчиненные.
В какой‐то степени статусы и роли похожи друг на друга, но главная разница между ними в том,
что статус предполагает оценку окружающих, а роль выполняется самим человеком.

6.5. Неравенство и социальная стратификация
Социальное неравенство — характеризует положение по отношению друг к другу различных людей и их объединений.
Неравенство существовало в обществе на разных ступенях его развития, но для каждого периода были и определенные, присущие именно данной эпохе черты и признаки. Люди в обществе не были равны по своему положению, всегда существовало разделение на богатых и бедных, уважаемых и презираемых, достигших успеха и неудачников.
Сословие — группа людей, обладающих определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Некоторые из сословий имели привилегии — особые права, возвышающие этих людей и позволяющие им жить за счет других. Так, в Российской империи привилегированным сословием было дворянство. И, напротив, подавляющее большинство людей в стране были лишены даже элементарных человеческих прав. Крепостные крестьяне являлись собственностью помещиков, и можно было продавать и покупать, причем даже детей отдельно от родителей.
С началом промышленной революции структура общества изменилась, вместо сословий появились классы.
Классовое деление — осуществляется, прежде всего, по месту людей в экономической системе, по отношению к собственности, по размеру получаемых ими доходов. Принадлежность к классу не передается по наследству, переход из одного класса в другой никак не регламентируется, многое зависит от самого человека.
В XIX веке основными классами в ведущих странах мира стали буржуазия и пролетариат (наемные рабочие). Именно тогда появилась теория К. Маркса и Ф. Энгельса о классовом делении общества.
Они полагали, что классы всегда противостоят друг другу, находятся в состоянии борьбы, и эта борьба между ними является движущей силой истории. Сначала противоборствующими классами были рабы и рабовладельцы, затем — феодалы и зависимые крестьяне и, наконец, — рабочие и буржуазия.
Современное обществознание обозначает важным признаком классовой принадлежности определенный образ жизни, обусловленный профессией и уровнем дохода.
В структуре общества сегодня принято выделять три основных класса:

высший — банкиры, работодатели, владеющие производством и контролирующие его, топ‐менеджеры, выполняющие ведущие управленческие функции;

средний — служащие и квалифицированные рабочие, коммерсанты с определенным уровнем дохода;

низший — работники без специального образования, обслуживающий персонал.
В особую группу также включают людей, работающих на земле, — фермеров, крестьян. Конечно, подобное деление предельно условно, а реальное распределение людей по общественным группам значительно сложнее.

В каждом обществе в разные исторические периоды были люди, которые не относились к утвердившимся группам и слоям. Они занимали как бы пограничное, промежуточное положение.
Такое состояние в науке именуется маргинальным, а самих этих людей называют маргиналами.
Маргиналы — люди, по разным причинам выпавшие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым группам.
Например, человек, прежде бывший инженером, учителем, преподавателем вуза, не вписавшийся в современные рыночные отношения, может стать безработным, перебиваться случайными заработками, заниматься челночным бизнесом. Этот человек становится маргиналом.
От маргиналов следует отличать люмпенов.
Люмпены — это группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства. Люмпенизация обычно связана с периодами социальных потрясений, углубления кризисного состояния общественных структур.
6.6. Социальная мобильность
Социальная мобильность — совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статуса.
Основные виды мобильности:

вертикальная — перемещение индивида или группы между стратами с изменением социального статуса (можно рассматривать как восходящую, если человек поднялся вверх, или нисходящую, если он опустился вниз в общественной иерархии);

горизонтальная — переход индивида или группы с одной позиции на другую без изменения социального статуса.
Примером подобной мобильности может служить переход врача из одной поликлиники в другую, переезд в новый район города в связи с переменой квартиры и пр.

межпоколенная (долговременная) — изменение статуса детей по сравнению с их родителями
(в зависимости от того, поднимаются дети по социальной лестнице или опускаются, она может называться восходящей или нисходящей);

внутрипоколенная (кратковременная) — когда один и тот же человек на протяжении своей жизни может несколько раз поменять свою социальную позицию;

индивидуальная — изменения социальных характеристик индивида в следствие его личных усилий
(например карьерный рост)
;

групповая — изменение социальных характеристик индивида, вызванная повышением или понижением значимости той социальной группы, к которой он принадлежит, в следствие организованных массовых социальных перемещений;
Существуют и другие классификации мобильности:

географическая — подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса;

организованная — перемещение человека или групп людей под управлением государства — раскулачивание, этнические чистки, насильственное переселение
;

структурная — вызывается изменениями в организации производства и происходит помимо воли людей, например сокращение или закрытие предприятия

6.7. Социальные нормы
Социальные нормы — предписания, требования, рекомендации и ожидания, образцы поведения, которым должно соответствовать поведение людей.
Социальные нормы:

определяют должное, социально одобряемое, допустимое, а также то, от чего следует воздерживаться;

представляют своего рода идеал, и зачастую находятся в конфликте, противоречии с реальностью;

в общем и целом регулируют жизнь общества;

нередко определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.
Иногда нормы могут стать отличительным признаком определенных групп. Например, накачанные бицепсы, бритые головы отличают так называемых «скинхедов».
Социальные нормы могут быть универсальными, а могут распространяться только среди определенного круга людей. Такие нормы можно назвать «групповыми привычками».
К примеру, нормы могут существовать в рамках одной семьи, фирмы, дружеского круга.
Немало норм складывается в трудовых коллективах. Например, футбольная команда, которой не нравится вновь назначенный тренер, будет негативно относиться к тем игрокам, которые нарушают общее согласие и выполняют установки данного тренера на игру.
Нормы, утвердившиеся в больших социальных общностях, обществе в целом, принято называть общими правилами.
С точки зрения сферы и способов действия социальные нормы принято подразделять следующим образом:
Моральные нормы (называемые также этическими) — соответствующие представлениям людей о добре и зле, обеспечиваемые силой общественного мнения, авторитета.
Правовые нормы — выражающие волю государства, сформулированные и закрепленные в издаваемых государством нормативных актах, обеспечиваемые силой государственного принуждения.
Нормы права носят общеобязательный характер.
Политические нормы — распространяющиеся на отношения личности и власти, власти и общества, отношения между государствами.
Религиозные запреты и предписания — распространяются среди приверженцев определенных конфессий.
Эти нормы содержат в себе элементы моральных и правовых норм.
Эстетические нормы — соответствующие представления, сложившиеся в обществе о прекрасном и безобразном.
Традиции и обычаи (а также ритуалы, нравы, привычки) — превращение в норму тех образцов поведения, которые многократно повторяются в обществе, переходят из поколение в поколение.
Социализация (становление) личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В ее процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

6.8. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления
Отклоняющееся (девиантное) поведение — отклонение от того образца, который предписывает норма.
Девиантное поведение может по‐разному восприниматься обществом. На основании этого социологи выделяют два типа отклоняющегося поведения:
Негативное отклонение — отклонение, которое предполагает нарушение общепринятых норм, противоречие с социально одобряемыми образцами. Подобные девиации встречают со стороны общества неодобрение или применение более серьезных мер воздействия — санкций.
Позитивное отклонение — девиация в сторону максимально одобряемого поведения — поведения, которое не соответствует среднему, массовому уровню, значительно превосходит его. Позитивное отклонение, как правило, вызывает восхищение в обществе.
Не каждый человек способен стать выдающимся ученым, художником, совершить героический поступок.
Среди видов девиантиого поведения особо выделяется социологами деликвентное поведение.
Деликвентное поведение — нарушение особо значимых для общества норм, которые закреплены законодательством. Деликвентное поведение часто влечет применение наиболее жестоких санкций, то есть уголовное наказание.
К деликвентному поведению относят наркоманию, алкоголизм, преступность.
6.9. Социальный контроль
Cоциальный контроль — совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам и включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.
Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

принуждение;

влияние общественного мнения;

регламентация в социальных институтах;

групповое давление.
Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам, и принятие на себя ответственности за него.
Внешний контрольсовокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей.
Внешний контроль разделяют на:

формальный — основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах;

неформальный — базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.
Внутренний контроль — осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Социальные санкции
Социальные санкции — средства утверждения социальных норм. Могут быть позитивными и негативными, формальными и неформальными.
Виды санкций
Вид санкции
Примеры
Позитивная формальная
государственная награда, премия, вручение почетных знаков, грамот,
присвоение титула
Негативная формальная
лишение свободы, штраф, увольнение с работы, выговор
Позитивная неформальная
похвала, комплименты, аплодисменты
Негативная неформальная
осуждение, критика, насмешка, жалоба
6.10. Семья и брак как социальные институты
Семья — малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью.
Семья обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие потребности (в общении, в понимании, в любви, в половых отношениях и пр.).
Различают две основные формы организации семьи:

супружеская — участниками отношений являются муж, жена и их дети. Они живут отдельно, имеют собственное хозяйство, достаточно самостоятельны материально. Отношения с другими родственниками могут быть более или менее тесными, но в любом случае не существует сильной зависимости от них.

родственная — родственники живут вместе со своими супругами и детьми. Такая традиция характерна для многих восточных народов. В нашей стране, в результате острой жилищной проблемы, можно говорить о специфическом характере некоторых семей, где супруги вынуждены проживать с родителями и родственниками, ощущая себя при этом отдельной семьей.
Основные социальные функции семьи:

репродуктивная — рождение детей, продолжение рода;

экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

эмоциональная — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в любви, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите;

воспитательная — состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

рекреативная — связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи;

регенеративная — означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения;

социально‐статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

6.11. Демографическая и семейная политика
Демографическая политика — политика в области развития народонаселения, причем не только количественного роста, но и обеспечения качества жизни человека в нашей стране.
6.12. Молодежь как социальная группа
Молодежь — социально‐демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально‐психологическими свойствами. Под возрастными границами молодежным принято считать интервал от 14 до 30 лет.
Нижняя граница связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка, а это возраст до 30 лет.
За столь относительно короткий отрезок жизни (от 14 до 30) молодежь несколько раз переживает смену своего социально‐демографического статуса:

младшая группа — подростки до 18 лет (учащиеся);

средняя группа — молодежь 18‐24 лет (студенты, молодые рабочие);

старшая группа — молодые взрослые 25‐30 лет.
Социологи в качестве социального признака верхней границы молодежного возраста нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина — это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодежь».
Молодому человеку и физиологически, и психологически необходим опыт смены видов деятельности, увлечений, привязанностей, расширение круга знакомств. Желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, видя в том особое свое предназначение, в психологии называется мессианским комплексом. Он состоит в приписывании себе важной роли в спасении человечества и представляет собой детскую или возрастную болезнь становящегося духа.
В зрелом и, особенно, пожилом возрасте ничего подобного уже не требуется. В этот период жизни мы ценим старых друзей, выработанные привычки, домашний уют и удобный диван.

6.13. Этнические общности
Этническая группа — группа людей, имеющих особые этнические (культурные, языковые, религиозные или расовые) черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе.
Основные виды этнических общностей, существовавших в истории человечества:

род — объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, единым языком, общими обычаями и верованиями;

племя — объединение нескольких родов. Именно племена считаются исторически первым этническим объединением;

народность — более крупная общность с единством языка, территории, экономическими и культурными связями. Они зачастую образовывали одно государство, но сами еще оставались достаточно разобщенными, потому что господствовало натуральное хозяйство, при котором каждое селение производило все необходимое для жизни и мало нуждалось в установлении торговых связей;

нация — устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при формировании наций являются налаженные отношения — экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений.
6.14. Межнациональные отношения
В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи. Отношения могут быть:

стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими);

основанными на соперничестве и на сотрудничестве;

равноправными и неравноправными.
При этом не всегда обходится без конфликтов. Обычно их причинами являются территориальные споры, исторически сложившаяся напряженность, сепаратизм.
Сепаратизм — стремление отдельных народов выйти из многонационального государства и создать собственное.
В мире достаточно примеров национальных конфликтов — кризис и многолетняя кровопролитная война в бывшей Югославии, территориальные споры между республиками бывшего Советского
Союза, войны между центральноафриканскими государствами и так далее.
Человечество пытается решить эту проблему. Существуют различные организации, занимающиеся вопросами взаимодействия народов, — Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств,
Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго‐Восточной Азии и другие.
Многие конфликты были прекращены благодаря их содействию или при непосредственном вмешательстве этих организаций.

Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании двух основных тенденций в развитии национальных отношений — дифференциации и интеграции.
Дифференциация — стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики.
Интеграция — тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями и поддержание взаимовыгодных контактов.
Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает
исчезновения различий между ними.
6.15. Социальный конфликт и пути его разрешения
Конфликт — столкновение, вызванное противоречивыми установками, целями и способами действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.
В данной ситуации существуют разные варианты дальнейшего поведения:

приспособление — если предмет конфликта не очень ценен для одной из сторон, то она может поступиться своими интересами и изменить позицию;

компромисс — ведутся переговоры, в результате которых стороны договариваются о взаимных уступках;

сотрудничество — стороны садятся за стол переговоров и вместе вырабатывают общее решение, обсуждая каждый шаг;

игнорирование — делается вид, что конфликта не существует, его причины не устраняются;

соперничество — упорное отстаивание своей позиции, нежелание поступаться принципами, агрессивная линия поведения.
Ученые выделяют два способа разрешения конфликтов:
1.
конструктивный — ведет к примирению сторон, нахождению взаимоприемлемого решения;
2.
деструктивный — чаше всего завершается взрывом ситуации, может быть даже ликвидацией одной из конфликтующих сторон. Крайняя степень подобного деструктивного разрешения — применение насилия.
В современном мире, когда общение людей становится все более тесным, столкновения интересов случаются постоянно. Конкурирующие фирмы вступают в конфликт друг с другом, претенденты на освободившуюся должность стараются оттеснить соперников, подростки отстаивают свое понимание жизни в спорах с родителями. Конфликты могут сопровождаться обманом, провокациями, интригами, и в открытом противоборстве выливаются в словесные прения с обменом угрозами и оскорблениями, в драки и поножовщину, а также в забастовки, демонстрации, политическую борьбу.
Самым же опасным и трагическим разрешением конфликта является война.

Все конфликты можно разделить на несколько видов:

внутриличностный — столкновение происходит в душе самого человека. В течение жизни у каждого наступает такой момент, когда он задумывается о смысле своей жизни, сопоставляет свои достижения с достижениями других людей, разочаровывается в своих целях и интересах;

межличностный — разногласия возникают между двумя или более членами группы, но при этом главными сторонами являются личности, а не группы людей. Такие ситуации встречаются на каждом шагу: в час пик пассажиры становятся свидетелями скандалов, возникающих почти из ничего, даже в самой благополучной семье время от времени случаются столкновения
;

межгрупповой — в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели. Большинство самых опасных конфликтов относятся именно к этой категории — национальные, расовые, религиозные и большая часть производственных;

конфликт принадлежности — человек входит в две группы, которые конкурируют между собой.
Вспомните трагическую историю Ромео и Джульетты — они одновременно были членами своей семьи и любили человека из вражеского стана. В такое же положение попадает представитель оппозиционной партии, вошедший в правительство, или футболист, играющий против команды своего родного города. Человек в таких конфликтах должен сделать свой выбор, не боясь его последствий и понимая свою ответственность;

конфликт с внешней средой — неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев. В такое противостояние вступают преступники, революционеры, некоторые представители интеллигенции, отдельные журналисты.
Каждый из представленных видов конфликтов имеет свои последствия. И совсем не обязательно, что они окажутся отрицательными. Так, например, люди или группы в ходе конфликта раскрывают свои цели и ожидания, что позволяет остальным, при желании, лучше понимать их; внутри конфликтующих сторон усиливается сплоченность и взаимопонимание, это особенно заметно в периоды войн, когда народ объединяется для отпора врагу во имя общей цели — защиты Родины, несмотря на существовавшие ранее внутренние противоречия и разногласия. Наконец, в результате конфликта всех его участников часто возникает желание перемен, обновления. Даже неудачные революции и восстания влекли за собой изменение государственной политики, принятие новых законов и принципов управления.
Вместе с тем, никогда не следует забывать о том, что конфликт ведет и к озлоблению, гибели людей, материальному ущербу, потере времени, беспорядку и неустойчивости. В случаях, когда нерешенные проблемы или обиды остаются и после прекращения конфликта, тлеющие угли неприязни в любую минуту вспыхнут огнем столкновения.
6.16. Конституционные основы национальной политики в России
Россия — многонациональная страна. Века и века она смешивает и соединяет судьбы больших и малых народов и народностей, многие культуры и многие языки. И все они становятся россиянами.
От истоков своих Русь складывается как полиэтничная государственность. С течением времени изменяется сам облик россиян, черты лица, цвет волос, глаз. Шире становятся скулы, темнее и жестче волосы, глаза привыкают смотреть в лицо степному ветру.
Вдумайтесь в различие смысловых аспектов слов — русский и российский. Чем они отличаются?
Об использовании этих понятий разгорелась целая дискуссия при принятии «Выборгского воззвания»
— обращения депутатов Государственной думы 1‐ого созыва.
Сначала первые парламентарии обратились к народу таким образом — «К русским гражданам!», затем после дискуссии формулировка изменилась — «Ко всем гражданам России!», и, наконец, в окончательном виде документ начинался словами — «Народу от народных представителей!».

Современная Российская Федерация является многонациональным государством. В ее состав в настоящее время входят более 100 этносов, в том числе около 30 крупных этнических общностей.
Национальный вопрос — означает проблему равенства народов, их самоопределения, экономического развития, сохранения культурных особенностей и традиций, создания условий для всестороннего развития любой этнической группы, в том числе и в составе многонационального государства.
Самым серьезным проявлением межнациональной проблемы на территории России был кризис в Чеченской республике. После затяжного противостояния сегодня в республике налаживается мирная жизнь, строятся новые школы, поликлиники, жилые дома, восстанавливаются промышленные предприятия. Восстановлено воздушное сообщение между столицей России — Москвой и столицей
Чеченской республики — Грозным. Восстановлен аэропорт, уже принявший первые пассажирские авиалайнеры. Восстановлено железнодорожное сообщение. Постепенно восстанавливаются и иные нити и связи между республикой и всей страной, разорванные во время конфликта.
Другой проблемой современной России является сохранение так называемых малых народов, в первую очередь северных. Экономические рыночные преобразования осложнили их положение — традиционные занятия (оленеводство, рыболовство и резьба по кости) окончательно пришли в упадок. В районах Крайнего
Севера царят безработица, бедность, высокая смертность и низкая рождаемость.
В ряде регионов подобные проблемы уже успешно решаются. Например, в Якутии. Интересен опыт по сохранению своего национального языка и культуры в Туве, Хакасии, Бурятии, Калмыкии. В школах преподается наряду с русским языком национальный язык, бережно поддерживаются традиции, изучается народное искусство, песенное творчество, танцы. Дети вместе с родителями и учителями участвуют в подготовке и проведении народных праздников. Важно при этом, чтобы данные культурные традиции изучались разными детьми, обучающимися в классе.
Чем больше языков ты знаешь — тем больше раз ты человек. Так звучит мудрость древних.

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей