Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

человек_конспект. Конспект Универсального справочника


Скачать 190.84 Kb.
НазваниеКонспект Универсального справочника
Анкорчеловек конспект.pdf
Дата02.07.2017
Размер190.84 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаchelovek_konspekt.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКонспект
#23481
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Человек
Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010

2.1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Человек представляет собой единство трех составляющих:

биологической — включает строение организма, питание, размножение, выкармливание детей, инстинкты, эмоции, мышление и членораздельная речь, подражание, разум и самосознание;

психической — включает внутренний духовный мир, сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, характер, темперамент, самовоспитание, типы нервной системы.

социальной — включает сознание и разум, свободу и ответственность, способность к социальной и творческой деятельности, способность изготавливать орудия труда и использовать их, способность преобразовывать окружающую действительность и создавать материальные и духовные ценности.
Антропогенез — вопрос о происхождении человеческого рода.
Социогенез — вопрос о формировании человеческого общества.
2.3. Потребности и интересы человека
Потребность — состояние неудовлетворенности, нужды, которое каждый из нас стремится преодолеть.
Американский ученый А. Маслоу выделил несколько уровней человеческих потребностей:

Физиологические потребности — удовлетворение его природных инстинктов, так как без еды и воды, теплой одежды в холодное время индивид прекращает свое существование;

Экзистенциальные потребности — включают в себя потребность в защищенности и безопасности;

Социальные потребности — потребность в общении, дружбе, достижении статуса, труде;

Престижные потребности — потребность в уважении и признании;

Духовные потребности — потребность в самовыражении и самоактуализации. Здесь любовь и творчество, религия и нравственные нормы, мораль и право, познание мира и самого себя.
Социальные установки — общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно этого объекта.
Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Способности — особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой‐либо деятельностью.
Интеллект — совокупность умственных способностей и умелое их применение в разных ситуациях.
Талант — очень высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности.

2.4. Деятельность человека, ее основные формы
Деятельностьформа активности человека, направленная на преобразование окружающего мира.
В структуре любой деятельности принято выделять:

объект — то, на что данная деятельность направлена;

субъект — тот, кто ее осуществляет;

цель — идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Цели подразделяют на: o
объективные — определяемые общественно‐значимыми, важными для подавляющего большинства людей мотивами; o
субъективные — связанные только с личными устремлениями, интересами, намерениями конкретных людей.

средства, необходимые для достижения поставленной цели;

результат, к которому стремился субъект.
Различают деятельность практическую и духовную.
Практическая деятельность направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием духовной деятельности является изменение сознания людей.
Практическая деятельность подразделяется на:

материально‐производственную
(например, строительство удобного и безопасного жилья)
;

социально‐преобразовательную
(к примеру, проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса)
К духовной деятельности относят:

познавательную;

ценностно‐ориентировочную;

прогностическую
(например, определение возможных последствий реформы льготных выплат)
Можно говорить о деятельности политической, хозяйственной, социальной, культурной.
Особым видом деятельности является творчество.
Творчество — деятельность, результатом которой является создание нового, еще не известного, не имеющего аналогов в природе.
Основными видами (способами) деятельности являются учеба, игра и труд.
К данной группе можно отнести также общение.
Общение — процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже всё человечество в целом.
От общения необходимо отличать коммуникацию.
Коммуникация — процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает), а обратная связь между субъектами отсутствует.

2.5. Мышление и деятельность
Мышление — опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Особенности мышления:
1.
Опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное.
2.
Обобщенность. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Слово позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества — широчайшие обобщения, выраженные словом.
Язык — объективная материальная форма мышления. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку человеческие мысли не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.
Мыслительная операция — один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны:
анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.
Анализ — мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез — обратный анализу процесс мысли; объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
Сравнение — установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе.
Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение.
Абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой‐нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.
Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним; возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Обобщение — выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила или формулы.
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.
Суждение — представляет собой отдельную мысль о чем‐либо.
Рассуждение — последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую‐либо мыслительную задачу, понять что‐либо, найти ответ на вопрос.

Умозаключение — вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключение может быть:
1.
индуктивным — умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или об их группах человек делает общий вывод;
2.
дедуктивным — рассуждение, в которых мысль движется в обратном направлении.
Дедукция — это вывод частного случая из общего положения. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя и не изучали их специально;
3.
умозаключением по аналогии — умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях.
Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.
Мыслительная деятельность человека проявляется решении разнообразных мыслительных задач.
Задача — ситуация, сущность которой состоит в достижении цели.
Сложные задачи человек решает в несколько этапов:
1.
осознание вопроса задачи;
2.
анализ ее условия;
3.
решение;
4.
проверка правильности решения.
Выделяют три вида мышления: конкретно действенное, конкретно‐образное и абстрактное.
Конкретно‐действенное (практическое) мышление — направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской или иной практической деятельности людей.
Практическое мышление — это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи.
Конкретно‐образное (художественное) мышление — характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретных образах.
Абстрактное (словесно‐логическое) мышление — направлено в основном на поиск общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление оперирует в основном понятиями, широкими категориями, а образы, представления играют в нем вспомогательную роль.

2.6. Цель и смысл жизни человека
У каждого человека своя жизненная позиция:

фатализм — вера в предопределенную, неотвратимую судьбу, рок. Фаталисты убеждены, что человек не властен изменить свою жизнь;

пессимизм — весьма мрачная и безысходная точка зрения людей на жизнь. Пессимисты убеждены в том, что ничего хорошего человеку ожидать не приходится, и все идет к худшему;

скептицизм — главный его вывод можно сформулировать так: разум человека не может постичь истину, определить смысл своего пребывания на Земле; все наши познания относительны, во всем нужно сомневаться, все нужно подтверждать опытом — как говорится, «доверяй, но проверяй»;

цинизм — философия людей, которые сознательно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения. «Нам закон не писан, — говорят они, — ничего святого вообще нет. Делай так, чтобы тебе самому было хорошо»;

оптимизм — имеет множество приверженцев, которые верят в лучшее, в то, что прекрасен и сам человек, и его жизнь. Таких людей называют оптимистами. Они убеждены, что наш мир — лучший из всех миров.
Ученые используют для определения позиции людей термины:

конформизм — обозначает позицию человека, который всегда приспосабливается к другим людям и обстоятельствам. Конформисты не отстаивают своих принципов, не заявляют о своей точке зрения.
Они как флюгера — крутятся в ту сторону, откуда «дует ветер»;

нонконформизмнонконформисты не подстраиваются под других; у них есть своя жизненная позиция, и они не боятся ее отстаивать.
В общении с людьми важны такие понятия, как компромисс и консенсус.
Компромисс — умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия. Главное при достижении компромисса — стремление сторон решить проблему, проанализировать ситуацию и достичь цели.
Консенсус — выражается как необходимость полного согласия, единого подхода по какому‐либо вопросу.
2.7. Самореализация
Самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. Человеку важно не только хорошо узнать себя, свои способности, интересы, профессиональные склонности. Важно все это проявить в конкретной деятельности.
По А. Маслоу самореализация — это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности.
Человек, стремящийся к самореализации, в большей степени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей или стереотипов.
Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.

2.8. Индивид, индивидуальность, личность
Индивид — отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям. Родившийся ребенок — уже индивид, так как обладает всеми задатками человека, но пока еще не индивидуальность.
Индивидуальность — не просто «единица» человеческого рода, а неповторимое своеобразное сочетание природных задатков, поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас. Чтобы стать индивидуальностью, надо приобрести определенный жизненный опыт труда, общения, развить свои природные качества.
Но чаще всего используется понятие личность.
Личность — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают социальную индивидуальность и неповторимость человека.
Основные стороны личности:
1.
социально обусловленные особенности — желания, стремления, идеалы, мировоззрение;
2.
личный опытобъем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек;
3.
индивидуальные особенности различных психических процессов — внимание, память;
4.
биологически обусловленные особенности — темперамент, задатки, инстинкты.
Научное определение личности включает индивидуальные особенности, способности, взгляды, отношения, ценности, мотивы, привычные способы адаптации и то, что обычно называется темпераментом.
Темперамент — типичные эмоциональные реакции, настроения и энергетические характеристики человека.
Формирование человеческой личности происходит только в процессе общения с другими людьми, под влиянием общества, то есть в процессе социализации индивида.
Социализация — осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус.
Социальный статус — положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

2.9. Внутренний мир человека
Духовный мир — сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений.
Важнейшим признаком сформировавшейся человеческой личности является наличие у нее мировоззрения.
Мировоззрение — устоявшейся системы взглядов на мир, себя и собственное место в этом мире.
Различается множество видов мировоззрения:

научное — признает решающее значение научных знаний в понимании мира, отрицает всё, не признанное наукой, например, НЛО, инопланетян, «лох‐несское чудовище» и пр.;

паранаучное — предполагает существование иного мира — мира духов, высших сил, в котором возможны астрологические прогнозы, магия и колдовство;

религиозное — опирающееся на одну из религий — веру в сверхъестественное, в Бога, основывающее свои действия и поступки на одной из священных книг;

атеистическоеотрицает существование высших, неприродных сил.
Можно выделить и другие виды мировоззрения людей, например:

гуманистическое — признающее ценность всех людей на земле;

человеконенавистническое — его отличает презрение к другим людям, народам, пропаганда национальной исключительности, войн, кровопролития;

революционное — отстаивающее резкие, кардинальные преобразования общества;

консервативное — с недоверием относящееся к любым новшествам и предпочитающее все традиционное, устоявшееся.
2.11. Самопознание
Cамопознание — процесс осмысления нами своих собственных возможностей, потребностей, своего места в обществе.
Самооценка — эмоциональное отношение человека к собственному образу, оценку им самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
В психологии выделяется несколько типов самооценки: адекватная, завышенная и заниженная.
Важную роль в процессе самопознания играет самоисповедь.
Самоисповедь — способ призвать самого себя в судьи собственных действий, поступков, побуждений и результатов того, что задумано и осуществлено. Исповедь человека перед самим собой помогает лучше осмыслить свои качества, поступки, определить причины своих ошибок и неудач. Ведь перед собой человеку трудно лукавить.

2.12. Поведение
Поведение человека — внешнее проявление его деятельности, его отношения к обществу, другим людям, рассматриваемое с точки зрения нравственности и права.
Также поведение понимается как совокупность поступков.
Поступок — сознательное действие, направленное на достижение определенных целей.
Альтруизм — нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами.
Эгоцентризм — жизненный принцип и моральное качество, выражающееся в том, что человек в своем поведении руководствуется только собственными прихотями, не считаясь с интересами окружающих.
2.13. Свобода и ответственность личности
Свобода — самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Ответственность — контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил. Ответственность предполагает оценку собственных поступков и предвидение их последствий.
Ответственность может быть:

внешнейперед вышестоящим начальством, перед окружающими людьми, перед законом;

внутренней — перед самим собой (чувство долга, угрызения совести, чувство справедливости).
Ограничителями свободы человека в обществе выступают обязанности.
Обязанности — требования к поведению, выработанные обществом и закрепленные в правовых актах государства.
Главные обязанности гражданина нашей страны закрепляются Основным законом государства —
Конституцией.
Одним из наиболее возвышенных качеств каждого человека является патриотизм.
Патриотизм — искреннее и глубокое чувство любви к своей родине, своему отечеству, стране, в которой человек родился и вырос.
Свобода человека проявляется в осознанном выборе при принятии решений.
Выбор — решение, что предпочесть в условиях альтернативы.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей