ГБПОУ «Педагогический колледж им. Н. К. Калугина»
г. Оренбурга
Конспект урока по литературному чтению
Проведенного в 4 «А» классе
«МОАУ НОШ №75»
Студенткой 38 «Б» группы
Мараховка Варварой Николаевной
Учитель:_______________________________
Методист:______________________________
Г. Оренбург
2016 г.
Тема урока: «И вспомнил Олег коня своего.»
Тип урока: Комбинированный.
Класс: 4 «А»
Предмет: Литературное чтение.
УМК: «Школа 21 века» Цель урока: Проследить развитие признаков художественности в предложенном тексте. Сравнить и провести анализ текстов. Планируемые результаты: Личностные УУД: формирование позитивной мотивации к учебной деятельности школьников, умение проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности. Способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, проявлять познавательный интерес к изучению предмета. Метапредметные УУД: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии. Предметные УУД: понимание ключевых проблем произведения, умение анализировать литературное произведение формулировать тему, идею, владеть литературоведческой терминологией; формирование собственного отношения произведения; понимание авторской позиции.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», Л.А.Ефросиниа, М.И.Оморокова 4 кл.,1 ч.; рабочая тетрадь: Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 4 класс; инвентарь для работы, компьютер, проектор.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемое УУД
| I.Организационный момент
| Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут, Варвара Николаевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Пожалуйста, проверьте готовность к уроку.
| Приветствие, проверяют свою готовность к уроку.
| Личностные: Самооценка готовности к уроку.
Метапредметные: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
| II. Актуализация знаний
| -Ребята, а какой большой раздел в литературе вы сейчас изучаете? (Летописи, былины, жития)
-Верно, и сегодня мы продолжаем читать летописи, продолжаем узнавать историю нашего государства. Тема нашего сегодняшнего урока «Песнь о вещем Олеге»
– Сегодня на уроке мы прочитаем отрывок, в котором рассказывается о походе князя Олега на Царьград.
Рассказываю: О князе Олеге.
Деятельность Олега оставила глубокий след в исторической памяти народа. К исходу своей жизни он стал властелином огромного государства. Ему покорились многочисленные славянские племена, перед ним отступили хазары; ему удалось поставить на колени сильнейшее государство того времени – Византийскую империю.
В 907 году он совершил успешный поход на её столицу – г. Константинополь, или, как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать отпор войску Олега. Греки запросили мира. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов.
Крупнейшим русским городам – Киеву, Чернигову, Переяславлю византийцы должны были заплатить дань. Русские купцы, которые находились в Константинополе (Царьграде), должны были получать помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов в течение шести месяцев.
В знак верности заключённому соглашению византийцы целовали крест.
Олег также дал клятву на верность договора. В конце церемонии Олег повесил свой щит на вратах города.
Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи, и та вынуждена была принять их.
«И прозвали Олега, – пишет летописец, – Вещий».
– Каким вам представляется Олег?
– Почему народ прозвал Олега Вещим?
Кто является автором произведения? (Александр Сергеевич Пушкин)
Что же мы знаем о поэте, и какие произведения нам известны? ( Повествуют)
| Отвечают на вопросы.
Слушают. Учатся воспринимать информацию на слух.
| Познавательные:
осуществить логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлекать необходимую информацию из текстов; осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Метапредметные: освоение способов решения задач проблемно-поискового характера
| III. Изучение материала.
| Выразительное чтение фрагмента летописи.
Ребята, а сейчас я вам прочитаю отрывок из Повести временных лет, автором является летописец Нестор. (Читаю)
Работа с текстом:
- Что мы называем повестью временных лет? (Летопись)
-Ребята, а как вы понимаете значение слова – летопись?
А хотите узнать его точное значение? (да) Тогда давайте все посмотрим на экран (слайд 2). Каким языком написан текст? (Старославянским)
- Какие сведения мы получили из этого источника? (о сроках княжения Олега…и др.)
- Можно ли их назвать точными? (да, потому как информация взята из первоисточника)
А теперь давайте вместе разберём не знакомые нам слова. (слайд 3)
Работа по содержанию:
-Понравился ли вам прочитанный фрагмент летописи? (Нет/ да)
-Что «оживило» текст? ( Диалог, иллюстрации)
-О каком князе идёт речь? (Олеге)
-Какую смерть предсказали волхвы князю? (От коня своего)
-Как поступил князь Олег со своим конём, чтобы избежать смерти? Удалось ли ему уйти от судьбы?
-Заметили ли вы, что почти каждое предложение начинается с союза «и»? (Да) Это придаёт речи напевность и связанность, одно предложение словно перетекает в другое. Каким ещё жанрам лит-ры свойственна такая напевность и неторопливость? (Былинам)
- Как же надо читать это произведение? (Неторопливо, размеренно)
Чтение текста учащимися.
| Слушают чтение учителя.
Отвечают на вопросы.
Аргументированно отвечают
Дают развёрнутые ответы
Читают текст. Следят по тексту.
| Познавательные:
извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, самостоятельного чтения, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные:
ориентироваться в учебнике, контролировать свои действия, осознание правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи.
Коммуникативные:Уметь слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.
Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, проявлять познавательный интерес к изучению предмета.
| IV.Физкультминутка
| Конь копытом застучал,
Головою покачал,
Низко голову склонил,
И воды в реке попил.
Снова голову поднял
И по полю поскакал.
| Выполняют физкультминутку.
|
| Изучение материала
(продолжение)
| - А теперь давайте перейдём к следующему произведению « Песнь о вещем Олеге» написанное в стихах А.С. Пушкиным.
Я вам сейчас его прочитаю, а вы внимательно следите. Потом вы мне расскажите, о чём оно.
(Выразительно читаю стих-е)
| Слушают чтение учителя.
|
| VI. Закрепление изученного материала.
| Закрепление изученного.
-Давайте проведём сравнительный анализ стих-я и летописи о вещем Олеге.
Поэт, как бы приоткрывает для нас таинственный занавес, и показывает, как в те далёкие времена жили русские князья.
-Объясните мне сходство сюжетов этого стихотворения и прочитанного нами отрывка из летописи?
-Скажите, действительно ли автор летописи слышал слова Олега сам или додумал их, предложил те фразы, которые могли быть произнесены?
- Так вот оказывается писец часто заменял слова, дописывал книгу. Если произведение казалось ему недостаточно хорошим. Так в летописи появляется условность, или вымысел, а это уже признак художественности. -Как автор текста оценивает поступок Олега? (Осуждает героя за вызов богам, насмешку над судьбой). Работа над построением произведения: -Произведение состоит из:
Экспозиции - вступительная часть л.произв.-я, содержащая мотивы, которые в дальнейшем развиваются.
Завязка – начало, исходный пункт каких-нибудь действий, событий.
Кульминация – точка высшего напряжения, подъёма, развития чего-нибудь.
Развязка – заключительная часть произведения, а также вообще конец. Завершение какого-нибудь сложного, запутанного дела.
Эпизод – случай, происшествие.
|
| Личностные:
- способствовать адекватному рассуждению о причинах своего успеха или неуспеха в учении, проявлять познавательный интерес к изучению предмета.
Регулятивные:
- осуществить поиск решения поставленных задач, уметь оценивать собственные знания.
| VII. Рефлексия
| - Прочитайте экспозицию. Что вы узнали?
- Где завязка, начало действия?
- А дальше идёт развитие действия, эпизод.
Читаю.
- Всего одно предложение. Как автор этим эпизодом готовит нас к кульминации?
- И наконец, кульминация. Прочитайте эту часть.
Выделите глаголы, которые характеризуют душевное состояние Олега.
- Кульминация ведёт к близкой развязке. Прочитайте, чем заканчивается текст.
Запись в тетрадь.
Экспозиция→завязка→эпизод→кульминация→
развязка
-Ребята, какие впечатления у вас остались после сегодняшнего урока?
– Расскажите о том, что вас больше всего поразило, заинтересовало, привлекло ваше внимание. Итог урока: При помощи художественного слова летописные тексты становятся всё богаче и выразительнее.
| Отвечают на вопросы. (Фронтальный опрос).
Записывают под диктовку.
Поднимают руки. Отвечают.
Учащиеся кратко рассказывают о событиях, с которыми они познакомились по текстам летописей.
| Регулятивные: оценивать собственную деятельность на уроке. Умение проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности
| VIII. Домашнее задание
| _________________________________________________________________________________________________________________________________
| Записывают д/з в дневник.
| Регулятивные: осуществлять поиск решения поставленных задач.
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |