Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников Дети с общим недоразвитием речи. Конспект занятия по теме Семья Конспект занятия по теме Игрушки


НазваниеКонспект занятия по теме Семья Конспект занятия по теме Игрушки
АнкорЕфименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников Дети с общим недоразвитием речи.doc
Дата11.05.2019
Размер0.61 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЕфименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников Дети с общим не
ТипКонспект
#49218
страница1 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………………..2

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития…………………….4

Конспект занятия по теме «Семья»………………………………………………7

Конспект занятия по теме «Игрушки»…………………………………………...8

Конспекты занятий по сказке «Репка»…………………………………………...9

Дидактические игры с куклой……………………………………………………12

Игры и занятия по теме «Домашние животные»……………………………….13

Игры………………………………………………………………………………..17

Конспекты занятий по теме «Дикие животные»………………………………..19

Фрагмент занятия по сказке «Три медведя»……………………………………..22

Конспекты занятий по теме «Овощи»……………………………………………23

Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития…………………….27

Игры «Магазин»……………………………………………………………………28

Игра «Ласковые имена»……………………………………………………………30

Игра «Два медведя»………………………………………………………………..31

Занятие. Тема «Словообразование»………………………………………………31

Игра «Что мы делаем»……………………………………………………………..32

Конспект занятия. Тема «Словообразование»………………………....................32

Конспекты занятий. Тема «Слово»………………………………………………..33

Работа над предложением и его грамматическим оформлением……………….35

Согласование глагола-сказуемого с существительным-подлежащим в роде и числе…………………………………………………………………………………………….35

Согласование существительного с прилагательным в роде……………………..38

Конспекты занятий…………………………………………………………………39

Работа над простым распространённым предложением…………………………41

Конспект занятия……………………………………………………………………44

Конспекты занятий. Тема «Предложение»………………………………………..47

Конспекты занятий. Тема «Зима»………………………………………………….50

Конспект занятия. Тема «Предлоги»………………………………………………51

Конспект занятия. Тема «Овощи»…………………………………………………54

Работа над интонационной законченностью предложений……………………...58

Составление описательных рассказов……………………………………………..59

Конспекты занятий………………………………………………………………….60

Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития…………………….62

Конспекты занятий. Тема «Слово»………………………………………………..63

Деление слов на слоги……………………………………………………………...71

Работа над предложением и его грамматическим оформлением.

Конспект занятия. Тема «Предложение»………………………………………….72

Конспект занятия. Тема «Согласование числительного прилагательным и существительным»……………………………………………………………………………..75

Составление сложных предложений по демонстрируемому действию………...76

Конспект занятия. Тема «Союз потому что»……………………………………...77

Конспект занятия. Тема «Предложения с союзом потому что»…………………78

Конспекты занятий и тексты для последовательных пересказов………………..79

Конспект занятия. Тема «Пересказ рассказа «Гадюка»»…………………………90

Тексты и рассказы для творческих пересказов……………………………………93

Устные сочинения. Конспекты занятий…………………………………………..94

Обследование речи детей…………………………………………………………...99

Приёмы фронтального обследования понимания речи…………………………..99

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.

Предисловие


В основу пособия «Формирование речи у дошкольников» положен многолетний опыт работы автора с детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.

Книга предназначена для логопедов и воспитателей, работающих в специальных детских садах, а также для логопедов, работающих на логопедических пунктах.

Формирование устной речи у детей с недоразвитием речи вызывает трудности у логопедов-практиков, поэтому основная задача книги — познакомить логопедов и воспитателей с методическими приемами по формированию фразовой и связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, показать приемы обследования речи детей I уровня, грамматического строя и связной речи детей II и III уровня.

В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития (СНОСКА: См, Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1967.) В соответствии с этим вся коррекционная работа делится также на три этапа. На каждом этапе Проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности. Так, например, работа с детьми, имеющими I уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности; основной работой первого этапа будет формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Здесь же необходимо отработать простое распространенное предложение. Отработанную фразу можно включать в диалог или небольшой рассказ.

На втором этапе главное — формирование фразовой речи. Логопед учит детей распространять предложение, грамматически и интонационно оформлять его, а также ведет работу по расширению словаря, охваченного тематическим единством, постепенно усложняя структуру слова. Таким образом дети постепенно учатся образовывать новые слова. Так же как и на первом этапе, отработанную фразу необходимо включать в диалог и рассказ описательного характера.

Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи. Связная речь — это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления. Для примера приведем пересказ.

Ребенку был прочитан следующий рассказ:

«Жили-были петух, хохлатка и их детки — пушистые цыплятки. Около дома все ходили-кружили хорек и хитрая лиса. Но петух зорко охранял свою семью. Один раз вывела хохлатка цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала хохлатка: «Кудах-тах-тах! Ко мне, детки, ко мне!» Все цыплятки подбежали и спрятались под маминым крылом, только самый маленький не успел. Его схватил хорек. Но тут подлетел папа-петух, закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хищник, бросил цыпленка, скок за кустик — и нет его. А петух-победитель закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!»

Пересказ ребенка: «Пошла курочка свои детки... чтобы гулять. А птенчики пошли гулять. А навстречу хомяки. А ребятишки спрятались. А уже летели птенчики... Папа и крыльями махает... Клювал его, а сами в кустики, а птенчик убежал. А курочка закудахтала: «Ку-ка-ре-ку!»

Связная речь у таких детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четкой систематической коррекционной работы логопеда. Уделяя внимание работе над словом, путем практических упражнений логопед подводит детей к пониманию связи слов в предложении и отрабатывает наиболее сложные грамматические формы.

Таким образом, на каждом этапе логопедической работы формируются все стороны речевой деятельности.

Объем речевых заданий первого, второго и третьего этапов работы дается условно в зависимости от речевой динамики этих детей. Логопед может использовать задания из предыдущих и последующих этапов работы.

В связи с тем что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет), то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста, особенно на первых этапах работы. В дальнейшем работа будет усложняться за счет возрастных требований к словарю детей, определяемых «Программой дошкольного воспитания».

Общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития речи. Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.

Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным). В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры. Логопед дает воспитателю задание для проведения игр с детьми различного уровня развития.

В разделе «Обследование речи детей...» даны приемы для обследования речи детей I уровня речевого развития, а также грамматического строя и связной речи детей II и III уровня. Обследование речи у детей I, II, III уровня можно проводить фронтально.

Применяется и индивидуальная форма обследования, но, как показала практика, фронтальная форма обследования является наиболее эффективной, так как она обеспечивает более глубокое изучение речевых возможностей ребенка. Игровая ситуация, непринужденная обстановка освобождают ребенка от скованности, побуждают его к общению, способствуют быстрому контакту с логопедом. Кроме того, фронтальная форма значительно сокращает сроки обследования. Если индивидуальное обследование занимает две-три недели, то фронтальное— два-три занятия. Фронтальная форма обследования не исключает индивидуальной. Ответы детей заносятся в протокол, который ведется одновременно с обследованием. Полученные результаты помогают логопеду лучше сгруппировать детей по подгруппам и спланировать индивидуальную работу.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей