Мазанова Е.В. М12 КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты за-
нятий для логопедов / Е.В. Мазанова. — 2-е изд., испр. ■— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 184 с.
ISBN 978-5-296-00682-0
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.
Комплект пособий адресован логопедам массовых и коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов, педагогам коррекционных классов.
Введение
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефи-менкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований. Логопедам-практикам пособия помогут вести коррекционную работу целенаправленно и планомерно, так как в них отражен системный подход, который определяет содержание коррекционной работы.
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы встречаются следующие замены или смешения букв на письме:
звонкие - глухие согласные (Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, 3 - С, Ж - Ш);
лабиализованные гласные (О - У, Ё - Ю);
соноры (Л, М, Н, Р, Й);
свистящие и шипящие (С - Ш, 3 - Ж, СЬ - Щ);
аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч - Щ, Ч - Ц, Ч - ТЬ, Ц - Т, С - Ц, Ч - Ш, Ц - ТС).
Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие.
Развитие фонематического восприятия.
Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Определение положения звука по отношению к другим.
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;
все буквы и звуки родного языка; ,
отличительные признаки гласных и согласных звуков;
гласные и согласные звуки;
твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости - глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
узнавать и различать гласные и согласные звуки; различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
подбирать слова на заданный звук;
сравнивать слова со сходными звуками;
строить звуковые схемы слогов и слов;
составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры).
Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: 3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.
В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.
Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой, но также не исключена возможность частичного или полного использования предлагаемого материала на индивидуальных занятиях по устранению акустической дисграфии.
В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и физ-минутки, содержание которых связано с темой занятия.
Большое внимание в ходе предлагаемых занятий уделяется припоминанию литературных произведений, герои которых «присутствуют» на занятии, все это помогает параллельно вести работу по развитию связной речи.
Выполнение детьми заданий на доске, на карточках, в рабочих альбомах создает условия для решения следующих специальных задач.
Обогащение зрительных представлений.
Развитие зрительно-двигательной координации.
Стимуляция познавательной активности.
Включение мыслительных операций.
Развитие неречевых процессов. Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.
I. Подготовительный.
II. Основной.
III. Заключительный.
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие слуховых дифференцировок.
Развитие фонематического восприятия.
Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Основные задачи и направления работы основного этапа.
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
Закрепление полученных знаний.
Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Предлагаемая методика обучения строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.
Представленное перспективное планирование и конспекты занятий могут быть рекомендованы для работы с детьми младшего школьного возраста независимо от программы, по которой работает логопед.
Конспекты фронтальных логопедических занятий базируются на современных в логопедии требованиях, которые распространяются на все виды фронтальных (групповых) и подгрупповых занятий:
тема и цель занятия пронизывает все этапы работы;
занятия максимально насыщены изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом;
на занятиях сочетаются учебные и игровые методы работы;
проводится систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия;
происходит постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи.* Параллельно ведется работа по обогащению словаря и
развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.
В представленном плане дан приблизительный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения. Учитель-логопед самостоятельно намечает темы и определяет количество часов для каждой темы после проведения обследования устной и письменной речи младших школьников.
В данном пособии не представлены конспекты по некоторым обобщающим темам, например: «Звонкие и глухие согласные», «Дифференциация свистящих и шипящих звуков», а также редко встречающиеся виды нарушений «Буквы Э - Е», «Звуки «ТС - Ц» и т.д. При необходимости логопеды могут восполнить этот пробел самостоятельными наработками. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
№
| Тема занятия
| Содержание работы
| Кол-во часов
| 1 /. Подготовительныйэтапработы|
| 1
| Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия
| Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления
| 6-8
| 2
| Звуки
| Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков
| 1-2
| 3
| Гласные и согласные звуки
| Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме
| 1-2
| //. Основнойэтапработы
| 4
| Дифференциация гласных А — Я, У - Ю, 0 - Ё, Ы - И, Э - Е
| Гласные буквы Я, Ю, Б, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме
| 1-2
| 5
| Дифференциация гласных А — Я
| Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А — Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте
| 3
| 6
| Дифференциация гласных У — Ю
| Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У — Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
| 3
|
| №
| Тема занятия
| Содержание работы
| Кол-во часов
| 1
| Дифференциация гласных 0 — Ё
| Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв 0 — Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
| 3
| 8
| Дифференциация гласных Ы — И
| Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы — И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
| 3
| 9
| Дифференциация гласных Э — Е
| Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э — Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
| i
| 10
| Мягкий знак
| Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения
| i
| 11
| Звонкие и глухие согласные
| Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
| i
| М
| Звуки Б — Б', П — П'
| Звуки Б — Б', П — ГГ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со
| i
|
| №
| Тема занятия
| Содержание работы
| Кол-во часов J
|
|
| словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
|
| 13
| Звуки В — В', Ф — Ф'
| Звуки В — В', Ф - Ф'. Дифференциация звуков В — В', Ф — Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
| 3
| 14
| Звуки Г Г, К К', X - X'
| Звуки Г Г, К К'. Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
| 3
| 1Ь
| Звуки Д - Д', 1 -Г
| Звуки Д — Д', Т — "1'. Дифференциация звуков Д — Д', Т — Vизолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
| 3'
| 1Ь
| Звуки 3 — 3', С — С
| Звуки 3 3', С — С. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания,анализа и синтеза
| 3
|
| I №
| Тема занятия
| Содержание работы
| Кол-во часов
| М
| Звуки Ж - Ш
| Звуки Ж — Ш. Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
| S
| 18
| Лабиализованые гласнье. Звуки 0 — У
| Закрепление знаний о гласных звуках 0, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и кооординации движений
| 1-2
| rra
| Лабиализованые гласные. Буквы Ё — Ю
| Буквы Ё — Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё — Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза
| 1-2
| 21
| Дифференциация соноров. Звуки Р — Р'-Л-Л'
| Звуки Р — Р', Л — Л'. Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
| 3-4
| 22
| Звуки Л - Л' - Й
| Звуки Й, Л — Л'. Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
| 3-4
|
| №
| Тема занятия
| Содержание работы
| Кол-во часов
| п
| Дифференциация свистящих и шипящих звуков
| Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме
| 2-6
| 24
| Звуки С — С, Ш
| Звуки С — С, Ш. Дифференциация звуков С — С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
| 3
| 2Ь
| Звуки 3 — 3', Ж
| Звуки 3 — 3', Ж. Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
| 3
| 2Ь
| Звуки С — С, Ц
| Звуки С — С, Ц. Дифференциация звуков С — С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
| 5
| 21
| Звуки ТС — Ц (на усмотрениелогопеда)
| Знакомство со звуками ТС— Ц. Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на
| 5
|
№
| Тема занятия
| Содержание работы
| Кол-во I часов j
|
|
| письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
|
| М
| Звуки Ч - Щ
| Звуки Ч — Щ. Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза
| 3
| 29
| Звуки Ч — ТЬ
| Звуки t b — Ч. Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
| 3
| 30
| Звуки Ч - Ш
| Звуки Ч — Ш. Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок
| 3
| 31
| Звуки Ч — Ц (наусмотрениелогопеда)
| Звуки Ч — Ц. Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
| 3
| Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков
| ///. Заключительныйэтап
| W
| Развитие связной I В коррёкционной работе использу-речи ются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, | изложение, сочинение..!
| 6-
10
|
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНСПЕКТАХ ЗАНЯТИЙ
Символ
| Обозначение
| СЮ
| Кружок красного цвета, для обозначения гласного звука
| (X)
| Кружок для обозначения йотированных гласных после ь и ъ, после гласного и в начале слова (зеленый + красный)
| &
| Зеленый кружок для обозначения мягкого согласного звука
| Ф
| Зеленый звонок — символ для обозначения звонкого мягкого согласного; на письме зеленый, незакрашенный кружок
| (з) (з)
| Зеленые наушники — символ для обозначения глухого мягкого согласного; на письме — зеленый закрашенный кружок
| ©
| Кружок синего цвета для обозначения твердого согласного
| ®
| Звонок синего цвета — символ для обозначения звонкого твердого согласного; на письме синий незакрашенный кружок
| а
| Наушники синего цвета — символ для обозначения глухого твердого согласного; на письме синий закрашенный кружок
|
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
ЗАНЯТИЕ 1
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |