Тема: Дифференциация звуков В - В' в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели и задачи: закреплять знания о звуках В - В'; учить дифференцировать звуки В - В' в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; учить грамматическому оформлению предложения; развивать высшие психические процессы; тренировать в установлении аасоциативных связей.
Оборудование: таблица цифр и букв; индивидуальные карточки; буква В (запись на доске); символы для обозначения звуков В - В'; разрезные картинки; предметные картинки; текст по выбору логопеда.
Ход занятия
J. Оргмомент
1. Развитие логического мышления.
Логопед: Рассмотрите таблицу и составьте слова при помощи карточек-подсказок.
Запись на карточках: 1070 (вата), 1427 (винт), 1893 (волк), 16243 (веник).
0
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| а
| в
| н
| к
| и
| Р
| е
| т
| о
| л
| 2. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.
3. Соотнесение звуков с буквой и символами для обозначения на письме.
II. Основная часть
1.Развитие зрительного восприятия и логического мышления.
Логопед: Соберите картинку и назовите предмет.
Картинки: водолаз, садовник, веревка, ветка, павлин, тыква.
2.Дифференииаиия В- В' в словах.
Логопед: Распределите слова из предыдущего задания в два столбика, раздав их Винни-Пуху (веревка, ветка) и волку (тыква, павлин, водолаз, садовник).
Какие слова можно объединить в одну группу? Почему? (Садовник, водолаз. Это профессии.)
3.Работа по грамматическому оформлению предложений.
Логопед: Используя картинки, закончите предложения и запишите их (запись на доске) под диктовку.
В огороде выросла ...
В саду у старой яблони сломана ...
В зоопарке мы видели красивого и высокого ...
За нашими розами ухаживает внимательный ...
4.Физминутка «Рисуем глазами».
Логопед: «Нарисуйте» сначала круг правым глазом, прикрыв левый, а потом наоборот. Повторите то же самое, вообразив рисование цифры 6.
5.Развитие слуховой памяти.
Логопед: Послушайте сказку (текст на выбор логопеда) и постарайтесь ее запомнить. Перескажите сказку по цепочке по памяти. Попробуйте припомнить из текста слова со звуками занятия. Дайте им характеристику. Запишите эти слова.
III. Итог занятия
Логопед: Прочитайте слова, которые вы записали на доске в следующем порядке: сначала с мягким согласным, а затем с твердым.
ЗАНЯТИЕ 21
Тема: Дифференциация звуков Ф - Ф'.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками Ф — Ф', с нормой артикуляции изучаемых звуков; учить дифференцировать звуки Ф - Ф' изолированно, в слогах и в словах; закреплять знания о правописании собственных имен; обогащать словарь детей; развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки фонематического анализа, учить работать с деформированным текстом.
Оборудование: символы для изображения звуков занятия; карточки со слогами; изображение кота Филимона; карточки-слова; пособие «Подарки в мешке»; изображение светофоров; карточки со словами (по количеству детей); словосочетания (запись на доске); индивидуальные карточки с записью текста (2-й кл.), текстом стихотворения (3-й кл.).
Ход занятия
. Оргмотент
1.Беседа по теме занятия.
Логопед: Какое сейчас время года? (Зима.) Какой сейчас месяц? (Февраль.) Послушайте стихотворение про этот зимний месяц.
Снег мешками валит с неба,
И кругом сугробы снега!
То бураны, то метели
На наш город налетели!
По ночам мороз силен,
Да и днем резвится он! Вот в такую непогоду к нам на занятие пришел кот Фили-маш (логопед выставляет на доску изображение кота). Филимон недоволен, он фырчит: фыр - фыр - фыр! Послушайте и скажите, какой первый звук произносит кот в слогах? (Ф.) А с какого звука начинается кличка кота? (Ф'.)
Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
Соотнесение звуков с буквой и символами.
4. Сравнительная характеристика звуков занятия.
Ф — согласный, твердый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным кружком, из символов выбираем синие наушники.
Ф' — согласный, мягкий, глухой. На письме обозначаем зеленым закрашенным кружком, из символов выбираем зеленые наушники.
Л. Основной текст
1.Развитие фонематического слуха.
Логопед: Послушайте, как воет ветер за окном, этот вой напоминает вой животных. Кот Филимон очень любит прислушиваться к разным звукам — у него отличный слух. Филимон предлагает вам поиграть и проверить, как вы умеете слушать звуки. Послушайте звуки, слоги и слова - поднимите наушники соответствующего цвета.
Звуки: Ф, ФЬ, В, Р, Ф, ФЬ, ФЬ, Ф, Н, 3, Ж, Ц, ВЬ, ФЬ, Ф.
Слоги: фа, ва, фы, фи, фё, оф, фо, фе, эф.
Слова: фары, буфет, фиалки, туфли, телефон.
2.Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Логопед: Кот немного отогрелся и предлагает нам конфеты.
Логопед раздает карточки в виде силуэта конфет, на них записаны слоги.
Логопед: Прочитайте слоги на карточках и запишите их в тетрадь, скажите, какой звук занятия есть в каждом слоге?
фы - фи фа - фя фё - фо фи - фы
3.Закрепеление правописания собственных имен существительных.
Логопед: У кота Филимона очень много друзей, в именах которых пишется буква Ф. Филимон просит вам напомнить, как могут звать его друзей. Если припомните не всех, он вам поможет. Запишите имена людей в два столбика: в первый -мужские, во второй - женские. Назовите звуки занятия.
Имена: Федора, Фёдор,Фома, Фадей, Филат, Феня, Фаина, Филя, Фрол, Федот.
4.Физминитка.
Пальчиковые упражнения «Флажок», «Филин».
5.Звуковой анализ слов.
Логопед: Кот Филимон собирается домой. На улице по-прежнему холод и снег. Давайте подарим котику теплые шарфики, но эти шарфики волшебные - они не только согреют Филимона, но и напомнят о нашем занятии. Вставьте букву Ф в слова, отметьте звуки занятия.
Карточки в форме шарфиков с написанными на них словами:
*акел *лот *етр *утбол
*окус *артук *иалки *инал
. *игура *икус *иниш *абрика
6.Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед: Кот Филимон решил немного помочь и вставил буквы в слова сам. Проверьте его работу и исправьте ошибки.
Работа кота: фэн. фяры, кофта, кофэ, фызика, фязан.
7.Дифференииаиия звуков занятия в словах.
Логопед: Посмотрите, какие необычные светофоры нарисовал для вас кот Филимон. У этих светофоров по два глаза. (Логопед выставляет на доску изображения светофоров.) Послушайте слова и поднимите нужный сигнал светофора.
Логопед называет слова, а дети поднимают либо синий, либо зеленый сигнал. Логопед объясняет детям значение слов, отмеченных звездочкой.
Слова: ферма, кафтан*, скафандр*, факел, шофер, филин, физика, фарфор, фазан, конфета.
8. Дифференциация Ф - Ф' в словосочетаниях.
Логопед: Составьте из слов словосочетания (слова записаны на карточках). Запишите их (запись на доске) и назовите звуки занятия.
Карточки со словами-
| Карточки со словами-
| признаками
| предметами
| ФИОЛЕТОВЫЙ
| ВАЗА
| ФЛАНЕЛЕВЫЙ
| КОНФИТЮР*
| ФАРФОРОВЫЙ
| КОФТА
| ФРУКТОВЫЙ
| ШАРФ
|
9. Дифференииаиия Ф - Ф' в тексте.
Логопед: Восстановите текст из предложений, расставив их по порядку. Озаглавьте текст.
Предложения для текста {запись на карточках).
- Для первого класса.
В буфет -
Факт, что в буфете не будет
Федя полез за конфетой.
Конфет.
- Для второго класса.
На деревьях спеют сливы, яблоки и груши. Осенью мы снимали урожай спелых фруктов. Эти фрукты дают нам в столовой весь год. За школой фруктовый сад. У нас в селе есть школа.
III. Итог занятия
Логопед: Прочитайте текст и назовите слова с изучаемыми звуками.
ЗАНЯТИЕ 22
Тема: Дифференциация звуков В - В', Ф - Ф'.
Цели и задачи: закреплять знания детей о звуках В - В', Ф -Ф'; учить дифференцировать изучаемые звуки в слогах, словах, сравнивать звуки; развивать логическое мышление, навыки слогового анализа; обогащать словарь; развивать зрительную и слуховую память, зрительное восприятие.
Оборудование: символы для обозначения звуков занятия (на каждого ребенка); слоговые таблицы; предметные картинки; картинки - Дровосек и Федора; кроссворд (запись на доске); слова-омонимы (запись на доске).
Ход занятия
I. Орг момент
1. Закрепление полученных ранее знаний.
Логопед: Разложите картинки под символами звуков. Припомните темы прошлых занятий. Назовите родственные слова. Назовите слова, которые отличаются только одной буквой. Где предметы во множественном числе? Назовите слово, которое употребляется только в определенном числе.
Картинки: фасоль, валенки, конфеты, веник, сова, венок, сарафан, кофейник, ваза, фрукты, велосипед, кофе.
Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
Припоминание характеристики изучаемых звуков (задание 1. с. 17).
II. Основная часть
1.Развитие фонематического восприятия (задание 2. с. 17).
Логопед: Найдите в таблице все буквы В. Нарисуйте под ними простым карандашом звонок. Теперь найдите все буквы Ф. Нарисуйте под ними наушники.
ВДНУФГАВФОХВФР
ФВФЦЩВЕНЛВЦФРТ
В Ф П Ы Ц Ф К Ф В Ж Э Ф И В
Логопед: Я назову слог, а вы поднимите соответствующий символ.
Слоги: ва, фа, фи, во, эф, фё, фи, ви.
2.Работа на уровне слова.
Логопед: Прочитайте слоговые таблицы (запись на доске) и запишите их по памяти.
ВА-ФА-ВА ВИ-ВИ-ФИ-ФИ
ВО-ВО-ФО ВЫ-ФЫ-ФЫ-ВЫ
ВЫ-ФЫ-ВЫ ФЁ - ВЁ - ВЁ - ФЁ
3.Знакомство с героями занятия через звуковой анализ (задания 3.4. с. 18).
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли герои из сказок. Давайте отгадаем их имена.
Обведите по точкам портрет первого героя занятия. Из какой сказки он пришел? Подберите родственные слова к его имени. (Железный Дровосек.)
Теперь послушайте отрывок из сказки и скажите, о каком герое идет речь. (О Федоре.)
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушел,
Наварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи
И чашки ушли, и стаканы.
Остались одни тараканы.
Эти сказочные герои пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли много интересных заданий. Вот послушайте первое. Федора и Дровосек записали на карточках слова, но перепутали буквы В - Ф. Помогите им навести порядок,
офраг феер зафыли
кузофок вокус Аврика
шкавы феник витиль
вонарь ифа солофей
форы советы вафли
фата софёнок фишни
Логопед: Запишите слова верно (запись на доске) и обозначьте изучаемые звуки в словах.
4.Развитие зрительного восприятия и внимания.
Логопед: «Расшифруйте» слова (запись на доске) и раздайте их Федоре и Дровосеку.
ШКА... РУКА... ШАР... ЛЕ... РО...
БРО... КРО... ВЕТ...Б ДРО...А ДУ...
Логопед: Какое слово лишнее, почему? (ДУБ - в этом слове нет звуков и букв занятия.)
5.Физминутка.
Пальчиковые упражнения «Ветер», «Флажок», «Волки лиса».
6.Работа на уровне словосочетания (задание 5. с. 18).
Логопед: Федора и Дровосек объясняют вам следующее задание. Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова. Запишите эти слова. Выделите буквы В - Ф.
Слова-действия
| Слова-предметы
| вить
ловить полоть
| ФЛАЖОК
ВОДА
ВОЛК
| Слова-действия
| Слова-предметы
| МАХАТЬ
НАЛИВАТЬ
СВЕТИТЬ
| МОРКОВКА
ГНЕЗДО
ФОНАРИК
| 7.Дифференииаиия В - В'.Ф - Ф' в предложениях (задание 6, с. 18).
Логопед: Дополните предложения словами, подходящими по смыслу. Выделите буквы В - Ф.
В огороде выросла .... ПАВЛИН
В саду у старой яблони сломана .. . МОРКОВЬ
В зоопарке мы видели красивого . САДОВНИК
За нашими розами ухаживает .... ВЕТКА
8.Дифференииаиия В - В' - Ф - Ф' в тексте (задание 7. с. 18-19).
Логопед: Составьте рассказ по сюжетной картинке. Запишите его. Выделите буквы В - Ф.
9.Пересказ рассказа по памяти - развитие слуховой и зрительной памяти.
Логопед: Припомните получившийся рассказ и перескажите его по памяти.
III. Итог занятия
Логопед: Прочитайте слова со звуками занятия, дайте характеристику звукам.
ЗАНЯТИЕ 23
Тема: Дифференциация звуков Г - Г'.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками Г - Г', их характеристикой, нормой произношения; учить дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости; обогащать словарь по темам «Животные» и «Птицы»; формировать навыки классифицирования, навыки работы с обобщениями; учить дифференцировать звуки занятия изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях; развивать зрительное и слуховое внимание, память.
Оборудование: символы для обозначения звуков занятия на письме; стилизованное изображение буквы Г (указатель дорог; старушка, нагнувшаяся вперед; коса, перевернутая вверх лезвием); шнурки для конструирования рукописной буквы Г (на каждого ребенка) и наборы палочек (на каждого ребенка) для составления печатной буквы Г; карточки для индивидуальной работы (на каждого ребенка).
Ход занятия
I. Оргмомент
1.Знакомство с героем занятия {задание 3. с. 19).
Логопед: Сегодня к нам гости пришел Гном. Он хочет
быть нашим гидом (выставляется карточка с этим словом, логопед объясняет лексическое значение) по своему родному городу.
Но город, в котором живет Гном, найти не так-то просто. Поэтому на пути к нему расставлены вот такие указатели (логопед выставляет стилизованные изображения буквы Г в виде старушки, косы и указателя дорог). А на экскурсию по городу Гном предлагает отправиться на его автомобиле. Этот автомобиль сконструировал и построил Гном по своим чертежам, другого такого автомобиля нет во всем мире, гном решил назвать свой автомобиль - ГНОМОМО-БИЛЬ, т.е. автомобиль для Гнома.
2.Знакомство со звуками занятия.
Логопед: Занятие только началось, а я назвала так много новых слов: гид, гномомобиль, город, Гном. Подумайте и скажите, с каких звуков начинаются эти слова?
3.Сформулировать и записать на доске тему занятия.
П. Основная часть
1. Сравнительная характеристика звуков занятия
(задание I.e. 19).
Г - согласный, твердый, звонкий, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком. Ему соответствует синий звонок.
Г" - согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком. Ему соответствует зеленый звонок.
Сходства: звонкие, согласные, для обозначения нужны звонки, рисуем незакрашенные кружки.
Различие: Г - твердый, Г" - мягкий.
2.Развите зрительного восприятия (задание 4. с. 20).
Логопед: Мы едем по городу Гнома. Наш друг любит совершать покупки в различных магазинах. Вот и сейчас он не удержался и помчался в огромный универсальный магазин. Ничего не остается, как последовать за ним.
Сколько здесь разного товара! Как же удержаться и не купить лишнее? Нам помогут в этом звуки занятия- Помогите Гному купить в магазине необходимые товары. Запишите слова - названия покупок. Выделите звуки Г ■- Г'.
Картинки: магнитофон, груша, галстук* миска, ракетка, кеды.
Логопед: Какие покупки лишние? Почему? (Миска, ракетка, кеды - в словах - названиях этих картинок - нет звуков занятия.)
3.Развитие умения обобщать и классифииироватъ.
Логопед: Рассмотрите «купленные» предметы и скажите, в каких отделах мы это приобрели? (Магнитофон - в отделе бытовой техники; грушу — в овощном отделе; гастук - в отделе мужской одежды.) В какие еще отделы мы заходили вместе в Гномом? (В отделы обуви, посуды, спортивных товаров.)
4.Развитие зрительного гнозиса.
Логопед: Посмотрите на стилизованные изображения буквы Г и подумайте, на что еще она может быть похожа.
5. Конструирование буквы Г. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Логопед: Гном очень любит мастерить. В универсальном магазине он купил для всех палочки и шнурки. Сложите из шнурка рукописную букву Г, а из палочек - печатную Г. Гном проверит, у кого лучше всех получилась его любимая буква.
6.Дифференииаиия звуков занятия в слогах (задание 5, с. 20).
Логопед: Гном проголодался. Он приглашает вас на пасеку, где живет его друг медвежонок. На пасеке у медвежонка всегда есть свежий и душистый мед. Вот и пасека. Но чем это так огорчен ее хозяин? Медвежонок жалуется, что его пчелы заболели — они совсем позабыли, кто из них в каком улье живет, поэтому не могут верно разнести мед по сотам.
Рассмотрите внимательно пчел и распределите их по ульям.
7.Физтинитка,
Логопед: Медвежонок очень рад, что вы справились с работой. Он угощает вас медком. Его трудолюбивые пчелки принесли липовый и гречишный мед. Вы знаете, откуда пчелы берут пыльцу для такого меда? А из чего получается цветочный мед?
Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем.
Выполните упражнения пальчиковой гимнастики «Гуси», «Гусь гогочет», «Грабли»,
8.Дифференииаиия звуков Г -Г' в словах (задание 6, с. 20).
Логопед: В городе Гнома есть зоопарк. Гном приглашает нас и медвежонка поехать туда и навестить зверей и птиц. Медвежонок сообщает, что недавно в зоопарк привезли новых обитателей, многие ему незнакомы. Назовите известных вам обитателей зоопарка и расставьте подписи к клеткам.
Картинки: гиена, бегемот, тигр.
9.Развитие зрительной и слуховой памяти. а также орфографической зоркости.
Логопед: Запишите по памяти названия животных и птиц, укажите в словах звуки занятия.
10.Дифференииаиия звуков Г - Г на уровне предложения. Логопед: Медвежонку пора возвращаться на пасеку к своим пчелам, да и нам пора заканчивать наше занятие. Гном раздает вам карточки и просит на память о проведенном вместе времени составить из слов предложения. Прочитайте слова каждого столбика (записаны на карточках) и составьте предложения. Образец: Гена играл на гармошке.
Имена собственные
| Слова-действия
| Слова-предметы
| Гена
| загадал
| на гармошке
| Галя
| играла
| овраг
| Гриша
| перепрыгнула
| говорила
| Гуля
| громко
| загадка
| Гоша
| грелся
| на пригорке
| III. Итог занятия
Логопед: Припомните названия птиц и животных, с которыми вы познакомились в зоопарке.
ЗАНЯТИЕ 24
Тема: Дифференциация звуков К - К".
Цели и задачи: познакомить детей со звуками К - К'; учить дифференцировать звуки занятия, давать их сравнительную характеристику; обогащать словарь детей; формировать навыки грамматического оформления предложений, навыки языкового анализа и синтеза; развивать связную речь, логическое мышление, фонематический слух и восприятие.
Оборудование: буква К (запись на доске); стилизованное изображение; символы для обозначения звуков занятия; предметные картинки с изображением животных, продуктов питания, в названии которых есть звуки К - К'; пособие «Телефон»; предметные демонстрационные картинки - кит и кот; карточки со словами на каждого ребенка; сюжетная картинка «Колобок».
Ход занятия /. Оргмомент
1. Развитие слухового внимания.
Логопед: Послушайте рассказ о том, как животные варили компот.
Однажды кот, коза, корова, собака, кролик решили сварить компот. Они приготовили большую кастрюлю. Налили в нее воды. Поставили на огонь. Каждый положил в кастрюлю то, чем любил лакомиться больше всего. Коза нарезала капусту, кот покрошил колбасу, корова - арбузные корки, собака бросила кость, а кролик - морковь. Когда вода закипела, друзья решили попробовать...
Подумайте и скажите, каков был компот? Верно ли поступили животные? Правильно ли отобрали продукты для компота? Почему? А как, по-вашему, нужно варить компот?
2.Знакомство с темой занятия.
Логопед: Припомните и назовите животных из рассказа. А теперь назовите продукты, которые принесли животные. (Животные - коза, собака, кролик, корова, кот; продукты -капуста, колбаса, корки, кость, морковь.) Скажите, какие согласные звуки повторяются во всех словах. (Звуки К — К.)
3.Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Сравнительная характеристика звуков К - К'.
К - согласный, твердый, глухой, для обозначения звука используем синие наушники.
К' - согласный, мягкий, глухой, для обозначения звука используем зеленые наушники.
2.Дифференииаиия звиков К - К в слогах.
Логопед: «Соедините» букву К с гласными и прочитайте слоги (запись на доске).
3.Знакомство с героями занятия.
Логопед: Пока мы с вами составляли слоги, к нам заглянули герои стихотворения. Они прячутся и хотят, чтобы вы их отгадали.
... Вот что сказка говорит:
Жили-были кот и кит.
Кот огромный, просто страшный.
Кит был маленький, домашний.
Кит мяукал, кот пыхтел.
Кит купаться не хотел. .
.. ну, и кто же разберет:
где здесь КИТ, а где здесь КОТ?
Логопед выставляет на доску демонстрационные картинки с изображением кота и кита.
4.Дифференииаиия звуков К - К' в словах.
Логопед: Рассмотрите картинки из пособия «Телефон» и определите, какие выберет для себя кот, а какие кит.
На кнопках или на диске телефона вместо цифр расположены картинки: свинка, мартышка, кенгуру, крокодил, медведь, цапли. Если на картинке изображен телефон с кнопками, на данном пособии можно также отрабатывать знания детьми пространственных отношений. Например: мартышка находится в верхнем правом углу, крокодил находится слева от мартышки...
5.Развитие логического мышления.
Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их.
Погасили в доме свет –
Все равно покоя нет.
Ру-чу-чу, да ру-чу-чок.
Кто же там? ... (сверчок
загадки )
Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром в школу, днем домой. (Валенки)
За веревочку-узду Через двор коня везу, С горки вниз на нем лечу, А потом его тащу. (Санки)
Он ходит в рыжей шубке, Как пилки остры зубки. Прожорливый зверек, Гроза мышей ... (хорек)
Как только отправляются Они зимой гулять. Жильцы в дома вселяются, И в каждый - сразу пять. (Перчатки)
Витамин зарыт в снегу. На болоте, на лугу.
(Клюква)
в. Развитие умений составлять словосочетания из двух слов.
Логопед: Помогите коту и киту составить словосочетания из двух слов. Кот будет называть слова-признаки, а кит слова-предметы (запись на карточках).
Слова, названные котом
| Слова, названные китом
| КРАСНЫЙ
| КНИГА
| УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ
| КЕПКА
| СЛАДКИЙ
| ВЕТКА
| ТОНКИЙ
| МОРКОВКА
| ВЫСОКИЙ
| ГОРКА
| КЛЕТЧАТЫЙ
| СКАЗКА
| 7. Физминутка.
Логопед: На занятии вы много отгадывали, писали, теперь можно немного отдохнуть.
Логопед читает стихи, дети повторяют за ним текст и выполняют движения.
Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!
Варежки - на ручки,
Валенки - на ножки.
Берегите на морозе
Носики и пальчики!
8.Дифференииаиия звуков занятия на уровне предложения.
Логопед: Вы не забыли словосочетания, которые мы составляли перед выполнением гимнастики? Назовите словосочетания по памяти и дополните их до предложений. Например: сладкая морковка - заяц грызет сладкую морковку.
9.Запись предложений на доске и обозначение звуков занятия.
10.Дифференииаиия звуков занятия на уровне текста.
Логопед: Кит и кот очень довольны, вы отлично усвоили,
чем отличаются звуки занятия. Научились отличать их от других звуков, и различать между собой. Кот и кит хотят разыграть перед вами сценку из своей любимой сказки «Колобок» . Помогите героям, припомните содержание сказки и запишите ее в виде ответов на вопросы кита и кота.
Кто жил в доме?
Кто испек Колобка?
Куда бабка положила Колобка?
Что случилось потом?
Перечислите, кого встречал Колобок на своем пути?
Кто последний говорил с Колобком и обманул его?
Что случилось с Колобком?
Почему лиса смогла перехитрить Колобка?
///. Итог занятия
Логопед: Назовите из последних предложений слова для кита, а потом для кота. Дайте советы коту и киту, как им жить? Кому из них где нужно находиться?
ЗАНЯТИЕ 25
Тема: Дифференциация звуков К - К', Г - Г'.
Цели: закреплять знания о звуках К - К', Г - Г', произношение и навыки различения звуков К - К', Г - Г' в слогах, словах; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; закреплять знания норм орфографии; развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: буквы К - Г (запись на доске); разрезные картинки: Карлсон и Гном; зеркала (на каждого ребенка); предметные картинки с изображением сказочных героев.
Ход занятия I. Оргмомент
1. Развитие слуховой памяти (задание 7. с. 21).
Логопед: Припомните и скажите, как кудахчут куры? (Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах.) А как гогочут гуси? (Гага-га, га-га-га.) Подберите и запишите 3-5 родственных слов к словам: «куры», «гуси». С каких звуков начинаются слова «куры» и «гуси»?
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. II. Основная часть
1.Развитие зрительного внимания и логического мышления.
Логопед: Составьте из частей разрезные картинки и назовите героев занятия.
Логопед раздает детям части разрезанных картинок, изображающих Карлсона и Гнома.
2.Сравнение звучания звуков занятия.
Логопед предлагает детям произнести звуки занятия по порядку перед зеркалом и дать характеристику каждому звуку; найти в таблице все буквы Г и К и нарисовать под ними соответствующие символы (задание 2, с. 19).
3.Запись сравнительной характеристики звуков К - К - Г - Г в тетрадь.
К - согласный, твердый, глухой, отметим синими наушниками, для обозначения на письме нужен синий закрашенный кружок.
К' - согласный, мягкий, глухой, отметим зелеными наушниками, для обозначения на письме нужен зеленый закрашенный кружок.
Г - согласный, твердый, звонкий, отметим синим колокольчиком, для обозначения на письме нужен синий незакрашенный кружок.
Г' - согласный, мягкий, звонкий, отметим зеленым колокольчиком, для обозначения на письме нужен зеленый незакрашенный кружок.
4.Дифференииаиия звуков занятия на уровне слога.
Логопед: Угадайте слоги, составленные при помощи гласных и символов, запишите их (запись на доске). Слоги:
5.Дифференииаиия звуков занятия на уровне слова (задание 8, с. 21).
Логопед: Помогите Карлсону и Гному. Соедините слова с буквами Г - К так, чтобы получилась пары слов. Запишите слова парами, сравните слова по произношению, написа- нию и значению. Образец колос - голос.
КОРА ГОЛОС КОЛОС КАЛЬКА
КРОТ ГОРА ГАЛЬКА ГОД
КУБКИ ГОЛ ГРОТ КОЛ
КОТ КУСТЫ ГУБКИ ГУСТЫ
Сравните слова в парах по звучанию, написанию и значению.
Физминутка Сем, занятие 24).
Развитие зрительного внимания, памяти. Закрепление правописания собственных имен сишествителъных.
Логопед: Рассмотрите картинки с изображением сказочных героев и назовите их имена.
Картинки: Красная Шапочка, Дюймовочка, Кот в Сапогах, Гуси-Лебеди, Баба-яга, Курочка Ряба.
Логопед: Припомните, как пишутся собственные имена существительные. Запишите слова (запись на доске) и укажите в них наличие звуков занятия.
8.Развитие звукового анализа на уровне слова.
Логопед: Подберите для гнома и Карлсона по 5 слов с их любимыми звуками так, чтобы эти слова обозначали живые I существа. Например: Для Карлсона - корова, комар... Для Гнома - газель, горилла.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите слова, которые вы записали. Дайте характеристику встречающимся звукам занятия. ЗАНЯТИЕ 26
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |