II. Развитие зрительного восприятия
Детям предлагается стилизованное изображение белки, нарисованное с помощью букв (рис. 32).
• Назовите буквы, использованные в рисунке.
39 III. Логопедическая часть занятия ч '
1. Развитие слухоречевой памяти I
— Послушайте слова. Из них загтитпите в тетрадь только те, которые включают в свой состав звуки Гб}, [д] или Гб'], Гд'].
Речевой материал: дуб, дятел, дерево, воробей, клёст, рябчик.
— Что объединяет эти слова? (они связаны с живой природой)
— Какие слова вы записали? (дети перечисляют слова)
.-
2. Повторение артикуляции^ характеристики звуков (6), (д) и написания букв б, д
— Как произносятся звуки [б], [д]? (оба звука, могут быть твердыми и мягкими. В произношении звука [б] участвуют губы. В произношении звука [д] участвует язык, поднимающийся к нёбу)
— Что общего в написании букв б, д? (в их состав входит «овал»)
— Чем различаются буквы <б, д1 (у буквы «б» «хвостик» смотрит вверх, у буквы «д» вниз, в состав букв входят разные элементы)
На стенд выставляются изображение наложенных контуров «Птицы и жиб.от-ные» (рис. 33).
— Кто здесь изображен? (воробей, дятел, медведь, лебедь, белка)
— На кого из этих живых существ похожа буква 61 (на белку) А буква д1 (т дятла)
Логопед выставляет на стенд стилизованные изображения букв «б», «д» (рис. 34). . ,
— Проверьте свой вывод.
Дети рассматривают рисунки, обсуждают сходство и различие букв. •
3. Развитие кинетических и оптико-пространственных представлений '•
Детям предлагается рисунок «Буквенные кружева», варианты 1, 2 (рис. 35).
— На рисунках, которые находятся перед каждым из вас, изображены «Буквенные кружева». Маркером обведите букву б по контуру, у буквы д обведите элемент «длинная наклонная палка с петлей».
Дети работают по вариантам.
4. Работа над слоговым синтезом
Логопед раздает карточки для игры «Паутинка» (рис. 36).
— Перед каждым из вас «паутинка», внутри нее спрятаны слова. Слова раз делены на слоги. Следите глазами по линиям между слогами и вы разгадаете, какие именно слова спрятаны в паутине.
— Что у вас получилось? (дерево, белка, дятел, клёст, дуб, рябчик, медведь, дупло, ягоды)
— Запишите те слова, в состав которых входят звуки [б], [б'], [д], [д'] и буквы б, д. Дети записывают: дерево, белка, дятел, дуб, рябчик, медведь, дупло, рябина,
— Подчеркните букву, у которой «хвостик» смотрит вверх, одной чертой, у которой «хвостик» смотрит вниз - двумя чертами.
— Сколько черточек будет под буквой б? (одна) Под буквой д1 (две)
5. Анализ предложений
Детям предлагается карточка для игры «Змейка» (рис. 37).
— Перед вами «змейка». Хоть змеи зимой спят, но они приготовили для нас сюрприз. Внутри «змейки» спрятались предложения. Слова в предложениях
40 объединились друг с другом. Мы должны отделить слова друг от друга, обозначить предложения.
— Как это сделать? (в начале предложения пишется заглавная буква, в конце предложения ставится точка)
— Какие предложения у вас получились? (ответы детей). Запишите текст в виде схем. Найдите место букв б, д в словах и обозначьте буквы в схеме. Например:
Всё в лесу засыпано белоснежным снегом. Вот на полянку выбежал заяц. На нём белая шубка. Тепло ему в ней. рис Уточняется правописание слова «шубка» при помощи подбора проверочного
слова.
IV. Лексико-грамматическая часть занятия , -•&*••**:->•
Г - ' яр*;*.--'*
'-v
Предлагается игра «Собери предложения» (рис. 38 а, б).
— Посмотрите на образец, выставленный на доске. Здесь изображены круги со стрелками, направленными в разные стороны. Чем они отличаются друг от друга? (ответы детей).
— Найдите слова, которые соответствуют первому кругу. Составьте из этих слов предложения. Например;
(1) В лесу холодная зима замела дорожки.
— Запишите эти предложения в тетрадь. Подчеркните букву б одной чертой, д двумя чертами.
— Спрячьте в треугольник слова-предлоги, слова-союзы спрячьте в кружок.
Аналогичная работа проводится с остальными словами и предложениями.
(2) В берлоге под снежным сугробом спит бурый медведь.
(3) Сопят в глубоких норах барсуки, ежи.
Уточняется лексическое значение слова «сопят»: издают носом звук во время сна.
V. Развитие двигательных навыков пальцев рук
Логопед раздает каждому ребенку карточки с изображениями наложенных контуров (рис. 33).
— Каждый из вас получил лист, на котором находятся изображения наложенных контуров животных и птиц. В их названиях имеются буквы б, д. Обведите по контуру животное или птицу, в названии которого (или которой) есть буква б.
— Как вы думаете, кто из изображенных животных и птиц не соответствует сезону? (это лебедь - он является перелетной птицей)
VI. Итог занятия
— Вспомните, что мы с вами делали на сегодняшнем занятии.
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ К ИГРАМ
л и.
Г"
Речевой материал к игре «Цветные слова»
(Цветная вклейка)
| №
игровой
ШрТОЧКИ
| Задания
| 1
| Назови все фигуры, укажите, какого они цвета
| 2
| 1. Составь слова по схемам М 2. Какие схемы лишние?
2. Подбери геометрические фигуры для слов: зал, лиса, торт, тина, дом. "" "" [ "
3. Придумай свои слова, загадай их с помощью геометрических фигур
|
|
| 3
| 1. Составь слова по схемам № 3. Какие схемы лишние? 2. Подбери геометрические фигуры для слов: мел, лев, меч, мяч,ручка.
,
3. Придумай свои слова, загадай их с помощью геометрических
фигур.
| 1
|
|
| 4
| 1. Составь слова по схемам № 4. Какие схемы лишние? 2. Подбери геометрические фигуры для слов: колено, лень, цепь
, парк, ельник.
3. Придумай свои слова, загадай их с помощью геометрических
фигур.
|
|
| Речевой материал к игре «Филлворд»
БУКВЫ Б, Д
победа
дробь
бандероль
банда
дуб
дикобраз
дебри
бедуин
бедро
бодрость -
блюдце
обед
бард
блондинка
бедность
бригада
111
буквы п,т
пятка
птичка
топор
протокол
топка
топь
платье
капуста
пост плот
теплоход
питон
трапеция
трап
паутина
пустота
пёстрый
'Т,
_4
5
Речевой материал к игре «Волшебное чтение»
|
| № заданий
. Задавив: прочитай слово по буквам, написанным в картинках — . — . —— . . ^^
| 1 В лимонах (цапля), в цветочках (самолёт)
| 2 В помидорах (медаль), в яблоках (палец)
| 3 В неваляшках (водопад), в матрёшках (синица)
| 4 В вишенках (ландыш), в цветочках (молния), в яблоках (слон)
| •,дг- ? . , — __ ^.
' <-, .
|
| 1 Г
Речевой материал к игре «Ромб»
| Вариант 1
| Вариант 2
| Вариант 3
| Зал
| Конь
| Яд
| Ёж
| Моль
| Крик
| Чай
| Весь
| Юг
| Чиж
| Хмель
| Пёс
| Дуб
| Сталь
| Лёд
| Клещ
| Рысь
| Жир ,
| Щи
| Хорь
| Клюв 1
| Бык
| Царь
| Ключ
| Мёд
| Брысь
| Ёж
| Лом
| Вальс
| Плед
| Як
| Ель
| Гриб
| Май
| Роль
| Плюс
| Дым
| Цель
| Клей
| Жук
| Пень
| Сев
| Лещ
| Альт
| Лес
| Мяч
| Тролль
| Жечь
| Ключ
| Вопль
| Желчь
| Зуб
| Кольт
| Лечь
| Бок
| Спесь
| Сгиб
| Жил
| Шмель
| Злюсь
| зада:
102 Речевой материал к игре «Улитка»
заданий
Задание: прочитай слова, составь предложения
1
Дети собирали в лесу ягоды.
Под кустом черники Рая увидела змею.
Прошло жаркое лето.
Осень позолотила листья деревьев.
Катя читала книгу о зайчатах. В книжке были красивые картинки.
Зима не хочет прощаться со своими правами. Но весна уже пришла.
Жаркое лето в самом разгаре, Дети по утрам ходят за грибами.
Речевой материал к игре «Змейка»
№ зданий
Задание: прочитай слова, составь предложения
Рано утром Миша пошёл в парк. Облетела листва с кленов и берез. Под ногами пестрый ковёр. Стал Миша собирать листья.
Дядя Женя подарил племяннику черепаху. Петя назвал ее Жаркой. У Жорки на спине панцирь. Есть острые когти.
Речевой материал к игре «Путешествие по предложениям»
м
заданий
| Задание
| Предложение
| 1
| 1. А 1,В2, А4.Г4
| Поспели овощи на грядках.
| 2. А 3, В 1, Б в, В1, В 5, ГЗ, А 2, ВЗ
| Гриша собирает помидоры и кладёт их в вёдра.
| 3. А 5, Б 5, Г 1
| Даша срывает огурцы.
| 4. БЗ, А в, Б 4, Г в, В 6, Г 2, Б 2, В 4, Г 5
| Саша и Антон кладут в ящик свёклу и морковь.
| 2
| 1. В 1, А 1, А 6, В 5
| Звери готовятся к зиме.
| 2. Б 1, Г 3, Г 2, Б 2, Б 3
| Белочка насушила грибы и ягоды.
| 3. А 5, В 2, Б 6, Г 6, А 3,
Г1
| Барсук сделал теплую нору под пнём.
| 4. А 4, В 6, Г 5, Б 5, Г 4
| Ёжик нашёл норку в лесу.
| 5. Б 4, В 3, А 2, В 4
| Он натаскал белых грибов.
| 3
| 1. А 1, В 2, В4, Г 1, В 6, Б 1
| С утра небо заволокло тёмными тучами.
| 2. Г 3, Б 3, Г 5
| Ветер качает деревья.
| 3. А 4, Б 5, А 2, А б, Б 6
| Льёт дождь, дорога в лужах.
| 4. А 5, Б 2, В 1, В 5, А 3, ВЗ
| Наташа вышла «а улицу с зонтом.
| 5, В 4, Г 2, Г 4, Г в
| Ей не страшен дождь.
| 4
| 1. А1.В4
| Наступила осень.
| 2. А 2, Б в, Б 3, В 1, В 4, А 4, А 5, Г 4, Г 6
| Люди ходят в лес за грибами и спелой брусникой.
| 3. В 5, В 2, В 5, Г 3, Б 2
| Листья начинают менять свой цвет.
| 4. Г 1, А 3, А в
| Скоро будет листопад.
| 5. В б. Г 5, Б 1, В 3, Г 2
| Перелётные птицы готовятся к отлёту.
| 103 Речевой материал к игре «Загадки времен года»
/Нвсыгыап аыпл*1Л|*а\
(Цветная
14
заданий
— Предложения
1. Закончился сентябрь. В лесах, парках и скверах листопад. Яркие листья медленно опускаются на землю. Можно составлять осенние букеты. Дуб рассыпал возле себя жёлуди. Из них можно сделать отличные поделки. Хорошо осенью!
2. Вот и пришла зима. Принесла она радость ребятишкам. Можно строить снежную крепость, играть в снежки. Можно кататься на коньках, играть в хоккей. Как здорово ходить на лыжах'. Зимой много забав! Выбирай любую.
3. Яркое солнце растопило лёд. Льдины с громким треском начали движение. Начался весенний ледоход. Опасно выходить на лёд а это время. Можно не вернуться на берег. Вода ледяная. Солнце еще не успело прогреть речную воду.
4. Бурлит лесное царство. Из берлоги выбралась медведица с медвежатами. У норы лиса с озорными лисятами. Птицы звонко поют песни. Оживают деревья и кусты от долгого зимнего сна. Все рады весне! Весна — прекрасное время года.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |