Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

текст презентации о народной одежде. Консультация для педагогов доу традиционный народный костюм как воспитующий элемент


Скачать 141.14 Kb.
НазваниеКонсультация для педагогов доу традиционный народный костюм как воспитующий элемент
Анкортекст презентации о народной одежде.docx
Дата08.02.2018
Размер141.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатекст презентации о народной одежде.docx
ТипДокументы
#36104
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Консультация для педагогов ДОУ

Традиционный народный костюм как воспитующий элемент.
(1,2,3)Интерес к традиционной культуре русского народа в детских учреждениях нашей страны все больше возрастает. И это прекрасно. Во-первых, потому что, начиная включать в свою образовательную методику этнопедагогические элементы, мы убеждаемся, насколько эта самая народная педагогика гармонически сложена, выверена опытом поколений, видим, сколько ласки и семейного тепла в ней(а ведь наши воспитанники, особенно в первые годы пребывания в детском саду, так нуждаются в ласковом, душевном слове),понимаем, сколько образовательных, развивающих, воспитательных задач можно решить с помощью одной какой-нибудь потешки, пестушки, игры(это тоже выработанная столетиями универсальность, у предков было не так уж много свободного времени, и то, что посвящалось детям, предполагало решение нескольких задач одновременно). Итак, мы понимаем все это, но вместе с тем мы должны осознавать, что традиционная культура — это не просто кладезь народных творческих достижений, это — система, в которой все взаимосвязано и взаимоупорядочено. Таким образом, работая в основном, со словесной частью традиционной культуры, мы не должны оставлять без внимания материальную. (4)В частности, если перед нами встанет задача организовать занятие, досуг, концерт, где мы оденем воспитанников в народные костюмы, мы должны изучить основные принципы построения такого костюма, дабы не совершать ошибок, так упорно повторяемых в детских учреждениях при решении подобных задач. Ситуация и выход из нее хорошо описываются в методическом пособии «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях» (под редакцией Е.И. Якубовской),поэтому далее я приведе отрывок из данного пособия:

(5,6)«Многолетняя практика сценической жизни народной песни и танца создала условный образ русского народного костюма, который прочно «въелся» в сознание людей. К сожалению, этот образ: у женщин — кокошник, широкий, или наоборот, приталенный по фигуре, сарафан без пояса, у мужчин — короткая рубаха навыпуск, часто так же без пояса, яркие, пестрые краски — весьма далек от истинно народного костюма.

(7)При этом самое неприятное то, что через этот «кич» в обществе утверждаются неверные этические и эстетические представления о народной одежде. А одежда, как и другие элементы национальной культуры, несет в себе огромную воспитующую силу, особенно, если ее изготовить своими руками.

С древнейших времен одежда воспринималась людьми как «вторая кожа», отражающая внутреннее душевное устроение человека. Так, смена будничной одежды на праздничную была частью его праздничного преображения, когда суть человека, его гармония и красота как бы проступали наружу, выявлялись, радуя самого человека и окружающих. (8)Но и в ежедневной, будничной одежде были те же закономерности, отражающие самое главное в предназначении человека.

Прежде всего это главное читалось в самом облике человеческой фигуры, всегда подтянутой, стройной (независимо от комплекции) — подпоясанной. Недаром в старину жест подпоясывания означал готовность к действию, выражал волю человека. Исполняя над ним наказание, прежде всего распоясывали. До сих пор мы употребляем выражение «распоясался», если хотим сказать, что некто вышел из границ дозволенного.

(9)Пояс акцентировал гармоничное строение человеческой фигуры, отмечая в ней «точку золотого сечения» - живот. Отношение к животу, как к своеобразному символу жизни отразилось в истории языка. В старину слово «живот», собственно, и означало «жизнь человека». (10,11)Положение пояса по отношению к пупку — центру живота, у женщин и мужчин было различным. Женщины завязывали пояс несколько выше, почти под грудью, что подчеркивало в женской фигуре ее материнское начало. Мужчины же, наоборот, подпоясывались чуть ниже, подчеркивая свое мужское, отцовское достоинство. Соответственно, и в эстетическом плане подчеркивалась, с одной стороны, женская грация, а с другой — бравая молодцеватость.
(120Известно,что пояс был главным оберегом, охраняющим жизнь человека, еще и благодаря вытканному, вышитому или вывязанному на нем цветному узору. Представление о силе действия различных украшений, способных «оберечь» человека благодаря своей связи с некими могучими силами, до сих пор бытует в обществе, многие люди носят их сознательно, веря в их «оберегающую силу». (13)Роль узора в народном костюме иная. Это как бы диалог человека, призывающего на свою защиту силы добра, с Творцом, понимание, присущее развитой народной культуре, в отличие от веры в «амулет», свойственное первобытной культуре.
(14)Узор – это не просто «амулет» - это своеобразный текст, выражающий благопожелание, но не словами, а изобразительными символами, одним из которых является цвет (прежде всего красный). На некоторых поясах можно встретить и словесный текст: молитву, приветствие, пожелание здоровья.(15) Узор, выполняемый на рубахе, на ее подоле (именно поэтому мужчины носили длинные рубахи, почти до колен), рукавах, вороте, плечах (плечи – символ «силы-могуты», способности к труду, вообще к действию, также обладает сходным значением.

«По одежке встречают…», - говорит народная пословица. Действительно, в старину многое можно было узнать о встречном человеке по костюму. Одежда рассказывала о занятиях человека, его возрасте, социальном и семейном положении. Она была тесно связана со всем многовековым укладом и обычаями русской деревни. Неписанными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресеньям в престольные праздники, на свадьбу, при сборе урожая, по случаю похорон и траура.

(16)Семейное положение и возраст крестьянки можно было определить по головному убору и украшениям: девушки носили косу и повязку, замужние женщины полностью убирали волосы под кокошник или сороку. Повязка, открывающая волосы девушки, ее украшенная лентами и косниками коса, символизируют ее «девичью волюшку», красоту юности, допустимую традицией свободу в общении. Выходя замуж, женщина становилась матерью семейства: от нее зависели жизнь и здоровье детей и мужа. Ответственность матери, подчиненность жены главе семейства - отцу и мужу, символизировали ее скрытые от чужих, быть может, и не всегда добрых взглядов, волосы. Расплетенная надвое и уложенная вокруг головы коса навсегда скрывалась от посторонних глаз шапочкой- волосником, поверх которой надевался головной

убор или платок.(17,18)

Узор, украшающий девичьи и женские головные уборы, как и узор на их рубахах и поясах, указывал на их принадлежность к миру «людей добрых», то есть людей, живущих в согласии с миром, Богом и обществом. Молодка, недавно вышедшая замуж, носила яркий, богато украшенный убор( в разных областях России их называли повойниками, сороками, кокошниками). Женщина средних лет, имеющая взрослых детей, уже не могла надевать расшитый птицами, цветами, деревьями головной убор, но цвет его до времени оставался красным или малиновым. Старушки носили уборы темных цветов.]

Далее – несколько слов о других элементах женского и мужского народного костюмов. (19)Итак, женский костюм включает в себя рубаху, поверх которой одевается сарафан или понева(20)(род запашной юбки, которая крепилась вокруг талии шнурком-гашником). Понева была распространена в южных областях России, у нас на северо-западе носили сарафаны). (21)Мужской костюм состоит из рубахи и портов – штанов свободного кроя, шились они не по привычной нам брючной выкройке, а составлялись из двух перегнутых полотнищ, между которыми для удобства шага вшивалась ластовица.

Когда мы нередко видим на сцене пожилых женщин в девичьих повязках или маленьких девочек в кокошниках и сороках, возникает ощущение несоответствия костюма их возрасту и положению, и в конечном итоге элементы народной одежды утрачивают свой смысл. (22)Вместе с тем, именно смысловое содержание традиционной народной культуры имеет воспитующее и образовательное значение. Поэтому необходимо тщательно изучить глубинное содержание, которое несут в себе элементы народной одежды, и, конечно, изготовить их своими руками. Тогда знакомство детей с народным костюмом послужит их внутреннему росту, обогатит знания о родном народе, станет источником радости собственного праздничного преображения.

(23,24)

b6be78wh1su.jpg
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей