Главная страница
qrcode

Контрольная работа Онтогенез речевой деятельности Задание 1


НазваниеКонтрольная работа Онтогенез речевой деятельности Задание 1
Дата21.05.2020
Размер22.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонтрольная работа.docx
ТипКонтрольная работа
#69413
Каталог


Контрольная работа

Онтогенез речевой деятельности

Задание 1. Проанализируйте примеры слоговой элизии, приведенные ниже. Какие слоги сохраняются, какие сокращаются? Почему многие дети одинаково упрощают одни и те же слова?
1. Гая (голова), сёнь (солнце), дилк (крокодил), бака (собака), тух (петух), маи (маленький) (Миша);

2. Га (нога), ка (рука), дя (дятел), сяп/пи/пись (писать), мась (масло), маи (маленький) (Лиза);

3. Маська (бумажка), муком (молоком), ись (видишь), талёзна (осторожно) (Аня);

4. Песин (апельсин), магай (помогай) (Оля);

5. Яга (ягода) (Виталик, Лиза, Миша).
1. Гая (голова)-трехсложное слово ,первый слог сильноредуцированный остается, второй слог исчезает, третий слог ударный остается с выпадением В.

Сёнь (солнце)-слово с трудным сочетанием согласных, сокращение щелевого л, сокращается второй безударный слог ,замена твердого С на мягкий С.

Дилк (крокодил)-трехсложное слово, два слога сокращаются, остается последний ударный, так же есть перестановка буквы к в конец слова(метатезис).

Бака (собака)-сокращение предударного слога.

Тух (петух)-сокращение безударного слога.

Маи (маленький) (Миша)- трехсложное слово, сохраняется ударный первый слог и остается от третьего слога звук и.

2. Га (нога)-сокращается предударный первый слог.

Ка (рука)-сокращается предударный первый слог.

Дя (дятел)-сохраняется ударный слог.

сяп/пи/пись (писать)- сяп-сохраняется ударный слог; в случае пи и пись-скорее всего сохраняются, так как находятся в начале слова.

Мась (масло) –сохраняется ударный слог.

Маи (маленький) (Лиза) трехсложное слово, сохраняется ударный первый слог и остается от третьего слога звук и.

3. Маська (бумажка)-сокращение предударного слога.

Муком (молоком)-трехсложное слово, остается сильноредуцированный первый слог и ударный слог, сокращается второй слог.

Ись (видишь)-сокращается ударный слог с губно-зубной щелевой В.

Талёзна (осторожно) (Аня)-сокращение первого сильноредуцированного слога.

4. Песин (апельсин)-сокращение первого безударного слога.

Магай (помогай) (Оля)-сокращение первого безударного слога.

5. Яга (ягода) (Виталик, Лиза, Миша)-сокращение второго безударного слога.

Задание 2. Определите, в каких случаях из приведенных ниже ребенок заменяет звук субститутом по причине: а) неумения артикулировать двухфокусные согласные; б) неумения артикулировать дрожащие; в) по иным причинам.

В случае: а) (неумение артикулировать двухфокусные) особо выделите примеры, когда вместо двухфокусного ребенок произносит однофокусный, отличающийся от требуемого звука только отсутствием второго фокуса.

Эта сказка пла Масу и медведя. Зыли дед и баба и зыла у них внуська. Зваи её Маса.

Соблалась в лес с подлуськами. В лесу она заглудилась... Только увидела избуську, оклыла двеj. (Владик; 4.0)
Эта сказка пла (неумение артикулировать дрожащие) Масу (неумение артикулировать двухфокусные согласные) и медведя. Зыли (неумение артикулировать двухфокусные согласные) дед и баба и зыла (неумение артикулировать двухфокусные согласные) у них внуська (неумение артикулировать Ч). Зваи (неспособность поднять кончик языка для произношения Л) её Маса (неумение артикулировать двухфокусные согласные).

Соблалась (неумение артикулировать дрожащие согласные) в лес с подлуськами (неумение артикулировать дрожащие согласные-Л; неумение артикулировать двухфокусне согласные). В лесу она заглудилась..(по иным причинам). Только увидела избуську (неумение артикулировать двухфокусные), оклыла (по иным причинам-пропуск звука Т-неспособность поднять кончик языка; неумение артикулировать дрожащие л вместо р) двеj(неумение артикулировать дрожащие ).

Задание 5. Проанализируйте типичные замены согласных в речи разных детей.

1. Таякан (таракан), апать (опять), патка (пятка), мать (мяч), мау (мяу), тяйник (чайник) (Лиза);

2. Галятий (горячий), сялик (шарик), глёмти (громче), мозет (может), тюдна (трудно) (Аня);

3. Пият (пират), глип (гриб), йобат (робот), дедуська Ванецька (дедушка Ванечка) (Ася);

4. Папаська (папочка), озика (ложечка), дёмик (домик), на улису (на улицу) (Оля);

5. Ля (я), мать (мяч), дявай исё (давай ещё), ницива моть (ничего мёд), асизяить (освежает), Сясь апать буду ёдам згать (сейчас опять буду йодом жгать=жечь) (Дима).

1. Таякан (таракан)-замена Р на J, неусвоенность Р-сложен механизм вибрации кончика языка, апать (опять) замена твердого П на мягкий П, по порядку восприятия согласных, твердые усваиваются раньше мягких, патка (пятка)- по порядку восприятия согласных, твердые усваиваются раньше мягких, мать (мяч)-замена мягкого М на твердый М, замена шипящего Ч на мягкий Т, мау (мяу)- по порядку восприятия согласных, твердые усваиваются раньше мягких-замена мягкого М на твердый М, тяйник (чайник) (Лиза)-замена предненебного шипящего Ч на мягкий Т ; (взрывной усваивается раньше аффриката Ч).

2. Галятий (горячий)-замена зубной дрожащей Р на смычный зубной мягкий Л, замена предненебного шипящего Ч на мягкий Т(взрывной усваивается раньше аффриката Ч) ,сялик (шарик)-замена передненебного шипящего Ш на щелевую зубную мягкую С, замена зубной дрожащей Р на смычный зубной мягкий Л, глёмти (громче)-замена зубной дрожащей Р на зубной мягкий Л, замена передненебного шипящего Ч на смычный зубной мягкий Т, мозет (может)-замена твердого передненебного шипящего Ж на щелевой зубной твердый З ,тюдна (трудно) (Аня)-замена зубной дрожащей Р на мягкий J+У;

3. Пият (пират)-замена зубного дрожащего Р на мягкий J, глип (гриб)-замена зубного дрожащего Р на смычный зубной мягкий Л, замена смычного губного твердого Б (звук П) на П в конце слова, йобат (робот)-замена зубного дрожащего Р в начале слова на мягкий J, дедуська Ванецька (дедушка Ванечка) (Ася)- замена передненебного шипящего Ш на щелевой зубной мягкий С, двухфокусного аффриката Ч на однофоксный аффрикат Ц.

4. Папаська (папочка)-замена передненебного шипящего Ч на щелевой зубной мягкий С , озика (ложечка)- пропуск Л, замена передненебного шипящего Ж на щелевой зубной мягкий З, дёмик (домик)-замена твердого переднеязычный Д заменается на мягкий Д, на улису (на улицу) (Оля)- замена аффриката Ц на щелевой зубной твердый С;

5. Ля (я)- замена J на мягкий Л, мать (мяч)-замена мягкого М на твердый М, замена двухфокусного аффриката Ч на взрывной мягкий Т, дявай исё (давай ещё)-замена переднеязычного твердого Д на переднеязычный мягкий Д;замена переднеязычного передненебного Щ на переднеязычный щелевой С, ницива моть (ничего мёд)-замена двухфокусного аффриката Ч на однофокусный аффрикат Ц;,замена мягкого М на твердый М, замена Д в конце слова на мягкий глухой Т, асизяить (освежает)- губно-зубной щелевой В опускается в произношении, замена передненебного шипящего Ж на щелевой зубной мягкий З , Сясь(опускается произношение Й и Ч,замена твердого С на мягкий С) апать( замена мягкого П на твердый П) буду ёдам згать (замена передненебного шипящего Ж на твердый щелевой зубной З) (сейчас опять буду йодом жгать=жечь) (Дима).

Задание 6. Проанализируйте случаи замены гласных в следующих примерах. Какие случаи более, какие - менее типичны?

Гось (гусь) (Женя); дивитька (девочка), Тимафий (Тимофей), ми (мы), пай (пол) (Лиза); музика (музыка), бабиська (бабушка) (Аня).

Гось (гусь) (Женя)- более типично, У и О разделяютя в речи детей в последнюю очередь ; дивитька (девочка)-менее типично слог де находится в сильной позиции под ударением; Тимафий (Тимофей)- более типично,в окончании ий не разграничиваются гласные переднего ряда И и Е; ми (мы)-более типично, замена Ы на И; пай (пол)-(Лиза) –неспособность поднять кончик языка при артикуляции Л, замена на J-в согласных, гласный О меняется на А -менее типично; музика (музыка)-более типично замена Ы на И; бабиська-гласная У меняется на И, -менее типично (бабушка) (Аня).

Задание 10. Какие согласные пропущены детьми в следующих словах? В каких позициях? Отметьте случаи пропуска согласных в начале, в середине и в конце слова.

1. Апатка (лопатка), Икитя (Никита), саха (сахар), Иза (Лиза), пиик (парник) (Лиза).

2. Адел ааадю (надел сковороду), авова (корова), деала (делала), апошки (сапожки), акать (толкать), аосяя (хорошая), Баба-Ага (Баба-Яга) (Оля).

1. Апатка (лопатка)-пропуск в начале слова, Икитя (Никита)-в начале слова пропуск, саха (сахар)-пропуск в конце слова, Иза (Лиза)-пропуск в начале слова, пиик –сочетание рн в середине слова (парник) (Лиза).

2. Адел ааадю (надел сковороду) в начале слова надел, в начале и середине слова сковороду, авова (корова)-в начале слова деала (делала)-в середине слова, апошки (сапожки)-в начале слова, акать (толкать)-пропуск в начале слова и в середине, аосяя (хорошая)-в начале и середине слова, Баба-Ага (Баба-Яга) (Оля)-пропущен J в начале слова Яга.


перейти в каталог файлов


связь с админом