Главная страница
qrcode

Контрольная работа предмет психология и педагогика10 тема психика и организм. Психическое развитие в процессе онтогенеза и филогенеза. Основные функции психики. Основные психические процессы


НазваниеКонтрольная работа предмет психология и педагогика10 тема психика и организм. Психическое развитие в процессе онтогенеза и филогенеза. Основные функции психики. Основные психические процессы
Дата13.02.2020
Размер305 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлапсихология и педагогика.doc
ТипКонтрольная работа
#67063
Каталог


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПРЕДМЕТ: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА10

ТЕМА: ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПСИХИКИ. ОСНОВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.



Выполнил: _________________________


(звание)






(фамилия, имя, отчество)






(№ группы)






(пoдпиcь обучающегося)


Проверил: ________________________


(должность, специальное звание)



(фамилия имя отчество)






Оценка: __________________________________






(пoдпиcь)

2020
О


















Психика - сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире.

Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Это определение основано на представлении о разумности поведения каждого индивида, поскольку человек способен не только отражать окружающий мир (субъективное отражение объективной реальности), но и разумно управлять своим поведением.

Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств.

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство - раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» - вынужденное движение.

Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д. Живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирование по своему характеру реактивно, т. е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

    Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам - одноклеточным - свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

    В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

    Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Так же как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (потому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.

    В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она сталкивается со многими другими трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходит до объяснения связей и зависимостей психического от материального. Это - психофизиологическая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явлений, как личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др.

    Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным и материальным, является сильным аргументом в пользу материализма, но, конечно, не есть доказательство того, что развитие материального причинно обусловливает появление и формирование идеального.

    С другой стороны, идеализм, утверждая независимость идеального от материального, казалось бы, обходит эти проблемы, но также оказывается в тупике, когда необходимо научно объяснить факты, на которые опирается материалистическая точка зрения. В первую очередь это относится к очевидным свидетельствам, накопленным современной биологией, медициной, психологией и психофизиологией, о зависимости между психическими процессами и физическими состояниями человека и работой его мозга.

      Психическое отражение – это субъективное представление о мире. Все, что попадает в сознание человека при помощи органов чувств, подвергается специфической обработке на основе имеющегося опыта.

      Есть объективная реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека. А есть психическое отражение, которое зависит от особенностей органов чувств, эмоций, интересов и уровня мышления индивида. Психика интерпретирует объективную реальность, основываясь на этих фильтрах. Таким образом, психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».

      Когда человек переосмысливает свою действительность, он образовывает мировоззрение, исходя из:
      уже произошедших событий;
    1. актуальной реальности настоящего;
    2. действий и событий, которые должны произойти.
      Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, он прочно оседает в психике и влияет на настоящее. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии психики человека. В то время как будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений – все это отображается в его фантазиях, мечтах и снах. Можно сказать, что человек находится в этих трех состояниях одновременно, независимо от того, о чем думает в данный момент.

      Психическое отражение имеет ряд особенностей и характеристик:
      Психический (ментальный) образ формируется в процессе активной деятельности человека.
    3. Дает возможность правильно отражать действительность.
    4. Носит упреждающий характер.
    5. Преломляется через индивидуальность человека.
    6. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
    7. Само психическое отражение углубляется и совершенствуется.
      Отсюда вытекает основная функция психического отражения: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека в целях выживания.

        Нервная система впервые появляется у низших многоклеточных беспозвоночных. Возникновение нервной системы – важнейшая веха в эволюции животного мира, и в этом отношении даже примитивные многоклеточные беспозвоночные качественно отличаются от простейших. Наличие нервной ткани способствует резкому ускорению проводимости возбуждения: в протоплазме скорость проведения возбуждения не превышает 1–2 микрон в секунду, но даже в наиболее примитивной нервной системе, состоящей из нервных клеток, она составляет 0,5 метра в секунду!

        Нервная система существует у низших многоклеточных в весьма разнообразных формах: сетчатой (например, у гидры), кольцевой (медузы), радиальной (морские звезды) и билатеральной. Билатеральная форма представлена у низших плоских червей и примитивных моллюсков в виде располагающейся вблизи поверхности тела сети нервных клеток, в которой выделяются более мощным развитием несколько продольных тяжей. По мере своего прогрессивного развития нервная система погружается под мышечную, ткань, продольные тяжи становятся более выраженными, особенно на брюшной стороне тела. Одновременно все большее значение приобретает передний конец тела, формируется головной отдел, а вместе с ним скопление и уплотнение нервных элементов. У высших червей центральная нервная система приобретает строение "нервной лестницы", при котором головной мозг располагается над пищеварительным трактом и соединен двумя симметричными коммисурами – окологлоточным кольцом с расположенными на брюшной стороне подглоточными ганглиями и далее с парными брюшными нервными стволами. Подобную нервную систему называют ганглионарной, или ганглионарной лестницей. У некоторых представителей данной группы, например, пиявок, нервные стволы сближаются настолько, что получается "нервная цепочка".

        От ганглиев отходят мощные проводящие волокна, которые и составляют нервные стволы. В гигантских волокнах нервные импульсы проводятся значительно быстрее благодаря их большому диаметру и малому числу синаптических связей, т.е. мест соприкосновения аксонов одних нервных клеток с дендритами и клеточными телами других. Головные ганглии достигают лучшего развития у наиболее подвижных животных, обладающих и наиболее развитыми рецепторными системами. Наряду с нервной системой развиваются и органы чувств. Щупальца и щетинки кольчатых червей, связанные с нервными клетками, могут воспринимать интенсивность химических и термических раздражителей. У многощетинковых червей вся поверхность тела проявляет химическую чувствительность. Органы зрения червей имеют разнообразное строение – от стадии скопления пигментных клеток до высокодифференцированных глазных камер. У многощетинковых трубчатых червей глаза даже способны к аккомодации.

        Зарождение и эволюция нервной системы обусловлены необходимостью координации разнокачественных функциональных единиц многоклеточного организма, согласования процессов, происходящих в разных частях его при взаимодействии с внешней средой, обеспечения деятельности сложно устроенного организма как единой целостной системы. Достаточную гибкость и изменчивость реакций сложного многоклеточного организма может обеспечить только координирующий и организующий центр, каким является центральная нервная система.

        Огромное значение имел в этом отношении и процесс цефализации, т.е. обособление головного конца организма и возникновение головного мозга. Только при наличии головного мозга возможно подлинно централизованное "кодирование" поступающих с периферии сигналов и формирование целостных программ врожденного поведения, не говоря уже о высокой степени координации всей внешней активности животного.

        Уровень психического развития зависит не только от строения нервной системы. Так, например, близкие к кольчатым червям коловратки также обладают билатеральной нервной системой и мозгом, а также специализированными сенсорными и моторными нервами. Однако, мало отличаясь от инфузорий размером, внешним видом и образом жизни, коловратки по своему поведению больше всего напоминают последних и не обнаруживают более высоких, чем они, психических способностей. Очевидно, обитание в микромире не требует от них более высокого уровня развития психики.

          Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и наивысший.

          Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то , другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

          Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти.

          Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость — способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера. Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.

          Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов — наследственно закрепленных, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.

          Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.

          Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.

          Следующий, высший уровень перцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь мы обнаруживаем готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия (в ограниченных, правда, пределах).

          Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.

          Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения в пространстве (локомоция). Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у них появляется свой язык.

            Считается, что высшие психические функции (ВПФ) своим появлением обязаны натуральным психическим функциям. Каждый психический процесс происходит на двух уровнях — «натуральном» и «высшем»: неосознанное – осознанное, неопосредованное знаками –опосредованное знаками, непроизвольное – произвольное, биологическое – культурное и т.д. Различие между высшими и низшими психическими функциями имеет методологическое значение, поскольку определяет неоднородность (гетерогенность) психики, а сам психический процесс характеризует с точки зрения качественных изменений.

            Понятие высших психических функций характеризует специфические процессы, происходящие с человеческой психикой. К ним относятся речь, мышление, память, восприятие. Впервые понятие ВПФ было определено в середине XIX века Вильгельмом Максимилианом Вундтом, немецким врачом, специалистом по человеческой физиологии и экспериментальной психологии.

            В России основателем теории о высших психических функциях считается психолог Лев Семенович Выгодский, его последователями в этом направлении стали исследователи: нейропсихолог Лурия А.Р., психологи Леонтьев А.Н, Запорожец А.В, Эльконин Д.Б. и Гальперин П.Я., именуемые «кругом Выгодского». Эти исследователи дали более широкое объяснение понятию ВПФ.

            В общее понятие «развитие высших психических функций» Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»:
            процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления,
          1. процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.).
            Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов.

            Выделяя два исторических этапа развития человечества, биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, Выготский считает, что важно различить и своеобразно противопоставить их как два типа развития и в онтогенезе. В условиях онтогенетического развития обе эти линии — биологическая и культурная — находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс. Как подчеркивал A.M. Матюшкин, для Выготского «главная проблема и предмет исследования в том, чтобы понять "сплетение" двух типов процессов, проследить их конкретное своеобразие на каждой ступени развития, раскрыть возрастную и индивидуально - типологическую картину развития на каждом из этапов и по отношению к каждой высшей психической функции. Трудность для Выготского состоит не в том, чтобы проследить и понять отдельный процесс культурного развития, но в том, чтобы понять его особенности в сложном сплетении процессов».
              Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.

              1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

              Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

              Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

              2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

              Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

              3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

              4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

              И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

              С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

                Сознание — высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер.

                С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире. Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности опериро­вания ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

                Сознание характеризуется:

                - Во-первых, сознание всегда активно. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов.

                - Во-вто­рых, интенционально. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

                Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегу­ляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии), Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат, а также мотивационно-ценностный характер сознания. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

                Основной предпосылкой и условием возникновения сознания явилось развитие человеческого мозга. Но сам мозг — продукт исторического развития. Трудовая деятельность способствовала лучшей координации движений, что было неразрывно связано с развитием двигательных и сенсорных областей мозга, регулирующих сложные произвольные движения. Особое развитие получают области, играющие принципиальную роль в высших интеллектуальных процессах. Причем преобладающее значение начинает играть левое полушарие, в котором находятся главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи. Так, развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с трудом, явились очень важным условием становления сознания.

                Вторым условием, которое способствовало формированию сознания, явилось возникновение речи (языка).

                Человеческий язык – истинный носитель сознания. Сам термин "сознание" включает в себя две составляющие: coзнание, т.е. совместное, общественное, универсальное для всех знание. Слово языка несет в себе не просто предметное значение, но обобщенное предметное значение. Произнося слово, люди должны быть уверены, что имеют в виду одно и то же и понимают друг друга. Таким образом, "сознание обязано своим возникновением происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются от живой целостности человеческой деятельности и идеализируются в форме языковых значений" (А. Н. Леонтьев).
                Конечно, зачаточное сознание первобытного человека несопоставимо с сознанием человека современного. Развиваясь и совершенствуясь, сознание достигает формы самосознания, в котором происходит осознание человеком самого себя, своих качеств и свойств, потребностей, целей и ценностей.

                Трудовая деятельность и развитие языка способствовали изменению интеллектуальной деятельности человека. Возникает подлинное мышление, значительно отличное от интеллекта животных, обеспечивающее опосредованное отражение действительности в связях и отношениях, не доступных непосредственному чувственному восприятию. Следует иметь в виду, что сознание не является чем-то неизменным, оно меняется в зависимости от конкретно-исторических общественных условий жизни людей и прежде всего от развития тех отношений, в которые вовлекается человек. В ходе исторического развития сознания перестраиваются отдельные психические процессы: восприятие, память, мышление. Существенно меняется вся деятельность людей и соответственно изменяется и тип психического отражения действительности.

                  Любое проявление бессознательного представляет собой ценный акт человеческой психики, наделенный определенным смыслом, хотя и не осознаваемый индивидом. Феномен человеческой психики состоит и в том, что мозг обладает такими структурами, которые фиксируют общее бессознательное, присущее всему человечеству.

                  Коллективное бессознательное (термин ввел швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг) состоит из общечеловеческих первообразов – архетипов. Это структурные элементы коллективного бессознательного не только индивидов, но и предшествующих поколений. Согласно Юнгу, эти образы живут в нашей психике, а “берутся” они из общечеловеческого опыта, а не из нашего собственного.

                  В древности люди представляли себе жизнь как череду бесконечно сменяющихся событий, которые движутся по кругу. Круг как нельзя лучше символизировал неизбежность событий. Проходит жизнь, века сменяют друг друга, но время вечно, и ничто не в силах замедлить или остановить его ход.

                  Современному человеку эти прообразы могут показаться очень далекими. Но это не так. “ Юнг открыл, что в культурном творчестве, в мифах, сказках, легендах, эпосе, в литературе, живописи и даже в сновидениях, в искажениях сознательного поведения, повсеместно и во все времена обнаруживаются некие устойчивые мотивы”. Это и есть архетипы.

                  Бессознательное – это такое же исключительное проявление человека, как сознание; оно определяется общественными условиями существования человека. В нашем бессознательном можно обнаружить некие стандарты, позволяющие сопоставить потоки видений. У каждого типа видений свои собственные истоки и своя особая природа.

                  Первый тип видений – это эстетический опыт. Когда бессознательное вырывается из-под контроля сознания, человек видит необычные цветовые пятна, форма и тон которых постепенно меняются; рождаются картины с фантастическими ландшафтами. Это свидетельствует о том, что психологические состояния человека воплощаются в эстетических образах.

                  Второй тип видений основан на конкретном биографическом опыте. Их образы рождаются из индивидуального бессознательного. Человек как бы заново проживает некоторые события своей жизни. Наше прошлое не выстраивается в памяти в виде череды конкретных и последовательных эпизодов, поэтому природа распорядилась так, что вспышки памяти озаряют неожиданно. То, что происходит с человеком, не растворяется и не исчезает, а уходит в глубины подсознания.

                  Третий тип видений – своего рода сенсация, основанная на неизгладимом и разносторонним феномене рождения ребенка. Психологи считают, что при рождении ребенок испытывает сильнейший стресс. В результате в психике плода происходят глубочайшие изменения. Культурологи считают, что вся мировая мифология рождена именно психическим опытом младенца.

                  Подсознание человека способно вынести на поверхность то, что близко и понятно индивиду. Но в глубинах психики возникают образы, выходящие за пределы той культуры, в которой живет конкретный человек, например, Китай, Япония, Индия, Египет и др. Совершенно очевидно, что в его индивидуальной памяти эти воспоминания не могут быть подкреплены конкретностью видений, но впечатления довольно яркие. Казалось бы, все это можно объяснить как коллективное бессознательное, однако данный опыт ученые склонны называть трансперсональным, т.е. относящимся к совокупному общечеловеческому достоянию. Это последний, четвертый тип видений.

                  Картина человеческой психики сложна и многогранна. Представления о бессознательном носят пока фрагментарный характер, поскольку это очень сложная структура, имеющая свои ярусы. В процессе исследования психики обнаружились такие грани бессознательного и глубинные противоречия сознания, что ученые и мыслители уже выражают сомнение в том, что разум может успешно вести человечество за собой. Но разум способен перевести бессознательное в сознание, которое является, в свою очередь, ценным средством возвышения человечества.

                    Многие теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного, совершив тем самым переворот в науке. Однако такие представление далеки от истинного положения вещей. Фрейд ввел представление об уровнях строения психики; им было впервые рассмотрено соотношение сознания и бессознательного. Этот ученый является основателем психоанализа. По мнению многих, достижения в этой области поставили его в один ряд с такими мыслителями, как Дарвин, Маркс и Эйнштейн. Фрейд во многом перевернул существовавшее до него представление о человеке.

                    К моменту создания психоаналитического учения представления о бессознательном имели широкое хождение как среди философов, так и среди медиков. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Фрейд обратился к осмыслению этой проблемы, поставив её в центр своего психоаналитического учения.

                    Фрейд показал, что наша психика в процессе эволюции приобрела драгоценный дар – способность вытеснять из сознания неприятные переживания в другие её участки. Безусловно, мы просто не выдержали бы такого напряжения сознания, если бы все наши жизненные катастрофы собирались на одном этом участке. Психические травмы вытесняются в те участки психики, которые и называются бессознательным.

                    Мы перестаем их осознавать, но они продолжают действовать и зачастую определяют содержание сознания. Основатель психоанализа говорит о том, что подавленное и вытесненное в бессознательное желание человека “продолжает существовать и ждет только первой возможности сделаться активным…”.5

                    Для Фрейда бессознательное – это вместилище инстинктов, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. Фрейдовские представления о человеческой психике как состоящей из Оно (бессознательное), Я (сознание) и Сверх-Я (совесть) известны. Отношение между бессознательным и сознанием, где оно сравнивается с лошадью, а Я – с всадником, сидящим на лошади, но практически подчиненным её необузданным порывам, представления о Сверх-Я – все это часто воспринимается как новое слово в истории науки и философии, впервые сказанное Фрейдом. Однако в истории философии имеются более ранние аналоги подобных взглядов на человеческую психику. Прежде всего, Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания, причем далеко не все психические акты становятся сознательными. Бессознательное представлено у Фрейда в качестве унаследованного глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, выражающие различные безотчетные влечения человека. Сознание выступает как посредник между бессознательным и внешним миром, предназначенный для содействия в деле оказания влияния этого мира на бессознательную деятельность индивида.

                    В психоаналитической философии бессознательное предстает в качестве двух самостоятельных психических процессов: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Зачастую это приводит к двусмысленному пониманию бессознательного. Психоаналитическая философия основывалась на раскрытии содержания вытесненного бессознательного, хотя это - только часть понятия и полностью не покрывает его.

                    Итак, Фрейд совершил революцию в нашем представлении о субъекте. Он стремился показать, что сознательная жизнь является только малой частью всего психического существования человека. Если сравнить нашу психику с айсбергом, то надводная часть – это все то, что является сознательным, а бессознательное будет ассоциироваться с гораздо большей невидимой массой льда, которая находится под водой. Именно эта невидимая масса определяет как центр тяжести, так и курс движения айсберга. бессознательное – это ядро нашей индивидуальности.

                    Исследовать подсознание можно разными способами. У самого Фрейда центральное место заняло толкование сновидений. “ Толкование сновидений есть via Regia (дорога в царские чертоги) к познанию бессознательного, самое определенное основание психоанализа и та область, в который всякий исследователь приобретет свою убежденность и образование”.

                    Проблема сновидений не является новым откровением для философии, напротив, именно философы дали Фрейду пищу для размышлений.

                    Чтобы понять сновидение, необходимо различать его явное содержание и скрытое бессознательное содержание. Первое – это то, что мы более или менее успешно можем вспомнить после пробуждения. Второе находится на уровне подсознания. Сновидение, как мы его вспоминаем (явное содержание) является, таким образом, искаженной реализацией вытесненных желаний. Фрейд называл этот процесс “работой сновидения”. Кроме того, существует и вторичная работа сновидения – подсознание использует “артистические” средства; в наших сновидениях мы все становимся актерами. Работа сновидения трансформирует скрытые мысли сновидения в его явное содержание. Сновидение, как мы его вспоминаем, содержит скрытое сообщение, которое контрабандой допускается в наше сознание. Мы смотрим на явное содержание сна, как на ребус, который должен быть разгадан.

                    Таким образом, попытка расшифровки сновидений ведет Фрейда к пониманию того, как подсознание функционирует в соответствии с некоторыми “грамматическими” правилами. Если следовать соображениям Фрейда, то за нашими сновидениями, неадекватными реакциями, шутками и невротическими симптомами скрываются бессознательные мотивы. Возникает подозрение, что вещи, которые являются осмысленными в свете сознательных намерений и мотивов субъекта, могут приобрести новый смысл с помощью психоаналитического исслелования бессознательного. То, что на первый взгляд кажется нам непонятным и бессмысленным, получает новый смысловой оттенок, если рассматривать это как выражение бессознательных мотивов и намерений.

                    Открытие Фрейда разрушило традиционное представление о человеке. Со времен греческих мыслителей европейская тра диция рассматривала человека как единственное существо, наделенное способностью автономного разума. Разум описывался как важнейшее свойство, присущее только человеку и отличающее его от других существ. Но, как выяснилось, в душе человека происходят неосознаваемые им, не подвластные осмыслению процессы, которые могут влиять на сознательные, рассудочные представления, действия, решения и определять их, и это разрушило традиционный образ человека.

                      Надсознательные процессы - процессы образования интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы.

                      Сверхсознание или надсознание - это Психические процессы, порождающие новую, ранее не существовавшую информацию путем рекомбинации следов впечатлений, полученных извне. Её функция - это защита от преждевременного вмешательства сознания. Будучи вероятным по природе, сверхсознание тем не менее не случайный подбор комбинаций, оно обусловлено:

                      1) ранее накопленным опытом, включая опыт предшествующих поколений;

                      2) задачей или целью, которое перед сверхсознанием ставит сознание, натолкнувшееся на проблему;

                      3) доминирующей потребностью.

                      При попытке решить сложную и значимую проблему, мы перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет и тогда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы. Мы четко представляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить. Это качественно новый взгляд, который может изменить всю нашу жизнь.

                      То есть, то, что вошло в наше сознание, является интегральным продуктом, хотя у нас не осталось четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы. Мы знаем только то, о чем мы думали в каждый конкретный момент или определенный промежуток времени. Сам же процесс выработки решения для нас самих остался неосознаваемым. В жизни подобные явления называют интуицией, т. е. способом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания.

                      Виды надсознательных процессов:

                      - процессы творческого мышления,

                      - переживания значимых жизненных событий,

                      - кризисы чувств,

                      - личностные кризисы и др.

                      Надсознательный опыт это качественно новый взгляд на знания, которыми обладает индивид. Это интегративный процесс преобразования прежних знаний. Новые знания сопряжены с моментом озарения. Они развертываются в форме работы сознания, длительной и напряженной. Результатом ее является некий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства, новой жизненной установки, меняя дальнейшее течение сознания.


                      Психика, под которой понимается внутренний мир человека, включающий в себя его ощущения и восприятие, память и представления, мышление и фантазии, чувства и волю, оказывает серьезное воздействие на поведение индивида. Таким образом, поведение человека следует рассматривать как единство психических и физиологических процессов. Оно складывается из наследственно закрепленных реакций и привычек, а также навыков, приобретенных в течение жизни в процессе обучения и воспитания.

                      Немов Р.С. Психология: в трех томах. Книга 1. Учебник для студентов высш. Пед.учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1999.
                    1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
                    2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. Смирного С.А. - М.: Академия, 1998.
                    3. Психология и педагогика. Учебное пособие / под ред. К.А. Абульхановой и др. - М. 1998
                    4. Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков и др. Основы психологии и педагогики. Учебн. пособие. – М.: Новое знание, 2004.
                    5. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
                    6. Фрейд. З. Психоанализ. Психология бессознательного. – М.: Издат-во политической литературы, 2009.



перейти в каталог файлов


связь с админом