Главная страница

1. Методичка (Мизулин, Горяшкиева). Контрольные вопросы по каждой теме. Пособие отражает специфику учебного заведения, профиль будущего специалиста и призвано дать студентам-медикам определенные знания в области философии


Скачать 411.5 Kb.
НазваниеКонтрольные вопросы по каждой теме. Пособие отражает специфику учебного заведения, профиль будущего специалиста и призвано дать студентам-медикам определенные знания в области философии
Анкор1. Методичка (Мизулин, Горяшкиева).doc
Дата29.09.2017
Размер411.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла1. Методичка (Мизулин, Горяшкиева).doc
ТипКонтрольные вопросы
#21633
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

Введение


В процессе гуманитарной подготовки молодых специалистов большую роль играет философское знание. Философия способствует формированию культуры мышления, умению оперировать понятиями, анализировать события, отделять существенное от второстепенного, истинное от ложного, выявлять и осмысливать противоречия окружающей действительности. Учебно - методическое пособие по курсу «Философия», предназначенное для студентов медицинских вузов, разработано в соответствии с требованиями нового Государственного образовательного стандарта по философии и включает в себя: планы семинарских занятий, рекомендуемую литературу, учебно - методические рекомендации и контрольные вопросы по каждой теме. Пособие отражает специфику учебного заведения, профиль будущего специалиста и призвано дать студентам-медикам определенные знания в области философии.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ


  1. Мировоззрение: понятие, структура, содержание.

  2. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия).

  3. Философское мировоззрение и его особенности



ЛИТЕРАТУРА

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник, М, 2003

Введение в философию. Учебник, М, 2004

Краткий философский словарь, М, 2000

Мизулин Н.Н., Гончарова Н.В. Тестовые задания по курсу «Философия и философские проблемы медицины», Астрахань, 2008

Радугин А.А. Философия. Курс лекций, М, 2004

Спиркин А.Г. Философия. Учебник, М, 2006

Философия. Учебник (ред. Кохановский В.П.), Ростов н/Д, 2009

Хрестоматия по философии, М, 2001

Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, М, 2006
Данная тема представляет собой своеобразную пропедевтику в мир философского знания, поэтому ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ заключается в том, чтобы помочь студенту сформировать основы философской культуры мышления, представляющее осмысленное отношение человека к миру и к самому себе, т.е. мировоззрение.

1. Мировоззрение: понятие, структура, содержание. Мировоззрение – обобщенное представление человека о мире и его месте в нем. Далее необходимо уточнить, что представляет собой структура и содержание мировоззрения. Мировоззрение включает в себя: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения (чувства, настроения, эмоции). Мировосприятие – познавательно-психологическая сторона мировоззрения. Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. Под содержанием мировоззрения понимается совокупность таких элементов как знание (информационная сторона), ценностные ориентиры (ценностная сторона), убеждения, идеалы, вера.

2. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия). Мировоззрение носит конкретно-исторический характер. Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое (от греч. mifos – предание, сказание и logos – слово, учение). Главная функция мифологического мировоззрения – это функция причинного объяснения мира. Мифология объединяла зачатки знаний, религиозных верований, различных видов искусства в единое, нерасчлененное целое. Основные структурные элементы мифологического мировоззрения: знания, вымысел, вера. Анализ каждого из этих элементов позволяет выявить сущность и содержание мифологического мировоззрения, последний этап которого носит название предфилософия.

Характеристика другого типа мировоззрения, религиозного, должна ориентировать человека на усвоение содержания религиозной картины мира, согласно которой мир разделен на два: естественный (земной) и сверхъестественный (небесный). Основу религиозного мировоззрения составляет «вера» в существование сверхъестественных сил и их ведущую роль в жизни людей. Современная религиозная картина мира представлена тремя мировыми религиями (христианство, ислам, буддизм) и рядом мононациональных религий, а также политеистическими верованиями. В заключение данного вопроса необходимо привести характеристики магико-анимистических и мистико-религиозных представлений о болезни.

3. Философское мировоззрение и его особенности. В его понимании существует множество подходов. Согласно наиболее распространенной точке зрения, философское знание представляет собой комплексный, интегративный вид знания. Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Философия выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются мировоззренческая, методологическая, прогностическая.

Мировоззренческая функция. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает мир как единое целое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия (категории). Категории философии – это понятия особого рода, они отражают наиболее общие связи и отношения вещей. Ключевыми категориями философии являются бытие, материя, развитие и др. Философское мировоззрение, как представление о целом, имеет свою структуру: онтология - философское учение о бытии; гносеология - философское учение о познании мира; аксиология - философское учение о ценностях и др.

Методологическая функция. Под методологической функцией понимается определенная совокупность приемов теоретического освоения действительности. В философии существуют различные методы познания и исследования, которые будут рассмотрены в дальнейшем.

Прогностическая функция. Философия, опираясь на теоретическое осмысление действительности, обладает возможностями творческого формирования новых взглядов, идей, закладывает фундамент новых миропониманий. В заключительной части этого вопроса следует рассмотреть вопрос о связи философии и медицины, в частности, найти общие точки их соприкосновения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.В чем специфика мифологического мировоззрения?

2.Каковы особенности религиозного мировоззрения?

3.Что общего и в чем отличие мифологического и религиозного мировоззрения?

4.Каковы особенности философского мировоззрения?

5.Какова специфика философского знания?

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.
1.Философские идеи Древнего Востока (Индия, Китай).

2.Античная философия (Греция, Рим)

3.Философская мысль Средневековья и эпохи Возрождения.

4.Философские идеи Нового Времени и Просвещения.

5.Философия ХIХ века.

6.Современная западная философия (ХХ в.)

7.Русская философия.
ЛИТЕРАТУРА

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2003.

Введение в философию. Учебник. М., 2004.

Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 2000.

История философии ( ред. Яковлев В.П) Ростов н/ Д, 2000.

Корольков А.А. Диалектика и теория медицины. М., 1979.

Лисицын Ю.П. История медицины, М., 2008

Мизулин Н.Н., Гончарова Н.В. Тестовые задания по курсу «Философия и философские проблемы медицины», Астрахань, 2008.

Основы философии науки ( ред. Кохановский В.П.), Ростов н/Д, 2006

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2004.

Спиркин А.Г. Философия. Учебник, М., 2006.

Современная философия: словарь и хрестоматия, Ростов н/Д, 1996

Хрестоматия по философии, М, 2001

Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, М, 2006

Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины. Учебник, М, 2007

Философия (ред. Кохановский В.П), Ростов н/Д, 2009.

Философия медицины (ред. Шевченко Ю.Л), М., 2004.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Рассмотреть основные этапы развития философской мысли в истории философии. Параллельно показать особенности формирования медицинских знаний в эти же периоды, а также их взаимосвязь.

1. Философские идеи Древнего Востока (Индия, Китай). Следует иметь в виду, что очагами древневосточной цивилизации в начале первого тысячелетия до н.э. являлись древняя Индия и древний Китай. Специфическими особенностями древневосточной философии являются: религиозный характер; традиционализм, выраженный в культе прошлого, обычаев, языка предков и т.д.; антропоцентризм, наиболее ярко сформулированный в принципе антиперсонализма.

Философия Древней Индии. Первым письменным памятником философской культуры Древней Индии являются Веды. Данный источник позволяет разделить все философские школы древней Индии на ортодоксальные (веданта, йога и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм и др.). Основы философского мировоззрения всей древнеиндийской культуры сосредоточены в четвертой части Вед – «Упанишадах». Начиная с Упанишад, «Брахман» и «Атман» становятся центральными понятиями всей индийской философии (и, прежде всего, веданты). Центральный вопрос в теории познания Упанишад – разделение знания на низшее и высшее. Низшее – это знание эмпирической действительности (оно не истинное, ибо отрывочно и фрагментарно). Высшее – знание духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, йогической практики. Именно это знание дает власть над миром. В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей (мокша, мукти). Упанишады стали, своего рода, фундаментом всех последующих философских воззрений.

В рамках философии Древней Индии впервые сформулирована концепция переселения душ, связанная с понятиями кармы и сансары. Суть философии буддизма сформулирована в четырех благородных истинах: жизнь есть страдание; страдания следуют за желаниями; есть возможность и путь избавления от страданий; суть этого пути - следование учению буддизма. Своеобразие буддизма состоит в том, что он отрицает идею субстанциональности бытия, выраженную в понятиях Брахмана и Атмана. Буддизм основан на том, что все разнообразие бытия связано цепью единой причинно-следственной зависимости.

Философия Древнего Китая. Философия Древнего Китая возникает в VI в. до н. э. Первые философские школы: конфуцианство, школа закона, школа имен, школа «инь-ян», даосизм и др. Основоположником всей китайской философии является Конфуций. Центральными моментами в его философии являются проблема воспитания, проблема взаимоотношений между людьми. Важнейшими понятиями философии Конфуция являются: «жень» - гуманность, «и» - справедливость, «сяо» -сыновняя почтительность, «чжи» - разумность и ,наконец, «ли» -соблюдение правил поведения, ритуалов. Согласно учению Конфуция, без «ли» невозможен общественный порядок. Конфуцианство известно также своим учением о «золотой середине», которое дает нам представление о предмете и способах достижения знания. Другая известная школа философии древнего Китая - даосизм. Основателем этой школы является мудрец Лао Цзы. В философии даосизма главным является учение о Дао. «Дао» – это «естественный закон самих вещей», это «основа мира», это «правильный путь». Согласно учению Лао Цзы, все в мире находится в движении, изменении и развитии. Как бы ни шло это развитие, справедливость всегда восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей. В основе философии даосизма лежат два принципа: недеяние и непротивление. Это главные требования Дао по отношению к человеку. Они распространяются и на индивидуальную, и на социальную деятельность людей, а также на сферу их познавательной деятельности.

Многие тезисы мыслителей Древнего Востока вошли в последующие философские системы. Например, суждения древневосточных философов о материальной первооснове природных явлений было унаследовано и развито в античной философии натурфилософскими школами и т. п. В завершение этого вопроса необходимо рассмотреть краткую характеристику философских основ медицины Древней Индии и Китая.

2. Античная философия (Греция, Рим). Термин «античная философия» означает учение, возникшее в Древней Греции и Древнем Риме, которое проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап философии Древней Греции - зарождение и становление (VI-V в.в. до н.э.) - получил название натурфилософского и представлен следующими школами: милетская школа, элейская школа, философия Гераклита. Первые философские школы были сосредоточены на познании окружающего мира (космоса). Следовательно, космоцентризм связан с познанием природы в целом, поиском первоначала (архэ). На этом же этапе зарождается ключевая философская категория - «субстанция». Милетская школа. Ее основным представителем называют Фалеса. Им была сформулирована философская система, сутью которой является учение о первоначале, которым он считал воду. По Фалесу, все начинается с воды и в нее возвращается. Систему взглядов Фалеса в полной мере можно назвать философской, так как для него значим исключительно рациональный аргумент. Другие философы этой школы - Анаксимандр и Анаксимен, выясняли, каковы признаки первоначала вообще, как возникают из него вещи и в чем суть научной космогонии. Другая школа этого этапа - элейская. Она представлена философами Парменидом, Ксенофаном и Зеноном. Именно Парменид вводит ключевое понятие философии «бытие». Учение о бытии Парменида представляет собой ответ на исходный вопрос греческой философии этого этапа - что есть первоначало. Философия Гераклита. В своем произведении «О природе» он сформулировал основной тезис своего учения: «все течет и ничто не пребывает». Бытие - это равновесие двух потоков, но оно имеет первоначало - огонь. Все произошло из огня и в него возвращается.

Второй этап античной философии (V-IV в.в. до н.э.) получил название «классического» и связан с именами мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля, школой атомистов (Левкипп и Демокрит) и др. Видным представителем этого периода является Сократ (470-399 г.г. до н.э.). Его можно назвать основоположником и философской антропологии. Именно Сократ заявлял, что главной проблемой философии должна стать проблема человека, а не космоса. Эта проблема сформулирована у него в виде вопросов: «В чем сущность человека»? «Какова его природа»? Он также создает специфический способ философствования – диалог. Главное место в философии Сократа занимают этические вопросы. Проблема нравственной природы человека у него тесно связана с проблемой знания, отсюда следуют ключевые тезисы его философии: «познай самого себя» и «я знаю, что ничего не знаю». Таким образом, учение о знании у Сократа является не целью, а средством. На первом месте в его философии стоит этика. Суть этики Сократа состоит в следующих положениях: 1) нравственное стремление (стремление к добру) уже существует у каждого человека, добродетель есть знание; 2) добродетели можно обучить при помощи умственного образования, добродетель одна.

Наивысшее развитие греческой философии связано с именами Платона и Аристотеля. Платон (427-347 г.г. до н.э.) является основателем идеалистической традиции. Философия Платона подразделяется на три части: диалектика, физика и этика. Диалектика – учение о бытии, физика – учение о природе, этика – учение о нравственности. В первой части своего учения под названием диалектика, он рассматривает теорию «идей». Именно Платон впервые подразделяет реальный мир на два: идеальный и материальный. Мир идей это - сущность и причина материального мира. Таким образом, идея это - форма определенного класса предметов. Каждая идея, по Платону, представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся отдельные предметы. Идеи Платона составляют иерархию идей в идеальном мире, которая завершается верховной идеей. Другим существенным моментом диалектики является гносеология (теория познания), сущность которой - в познании идей. При этом идея не воспринимается чувствами, а только мыслится. К истинному знанию, по Платону, относится учение о душе, подробно изложенное в диалогах «Тимей» и «Федон», в которых он продолжает мысль Сократа о бессмертии души. Учение о знании, как воспоминании, называют платоновской «теорией воспоминания». Этика Платона основана на понимании добра как высшей цели нашей деятельности, но эта цель - не в достижении личного счастья, а в создании совершенного общества.

Философия Аристотеля (384 - 322 г.г. до н.э.) по праву считается вершиной античной философской мысли. Аристотель является первым систематизатором древнегреческой философии. Ключевым произведением Аристотеля является «Метафизика». Метафизика или первая философия, это, во-первых, учение о высших, то есть самых общих причинах или началах, во-вторых, это теоретическая наука, которая изучает бытие, а не деятельность. Первая философия, по Аристотелю, изучает бытие вообще. А «вторые философии» (например, физика, математика) изучают лишь отдельные стороны бытия. Изучение бытия возможно, по Аристотелю, с помощью логики. Логику он назвал «органической» наукой, так как она есть орудие для изучения бытия. Логика, по Аристотелю, имеет методологическое значение для познания. Метод выведения общего с помощью единичных факторов Аристотель называет индукцией. Метод доказательств из силлогизмов, т.е. из общих выводов, получение производных, частных суждений он назвал дедукцией. Важнейшей частью философии Аристотеля является учение о материи и форме как двух самостоятельных началах каждой вещи. В этом просматривается дуалистичность его воззрений. Важной частью учения Аристотеля является учение о душе человека, на котором основана его этика. Много места в своих работах Аристотель отводит изучению основных философских категорий.

Третий этап,(IV-III в.в. до н.э.), называемый эллинизмом, связан с упадком древнегреческого общества, распадом Греции. В этот период возникли три главных течения древнегреческой философии: стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Значительное место в своих учениях они уделяют вопросам этики.

Стоицизм. Школа стоиков основана Зеноном из Китиона в 300 г. до н.э. Этика стоиков опиралась на натурфилософию и учение о строжайшей необходимости, действующей в мире. Для стоиков необходимость (судьба) непреложна. Свобода – в признании и согласии с этой необходимостью.

Эпикуреизм – философское направление, основанное известным древнегреческим мыслителем Эпикуром. Главное в его учении - этика поведения, приводящая к счастью. Речь идет об отдельном индивиде, а не об обществе, которое является лишь средством для достижения благополучия индивида. В отличие от этики стоиков, эпикурейская этика носит гедонистический характер (от греч. гедонэ – удовольствие). Удовольствие – это цель жизни, но под удовольствием понимается не чувственное удовольствие, а состояние духовной стабильности (атараксии), которую может выработать в себе лишь мудрец, способный преодолеть страх смерти.

Скептицизм - философское направление, где сомнение являлось основным принципом. Скептики считали, что жизненный идеал человека – невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Представителем скептицизма являлся Пиррон (360 - 270 г.г. до н.э.).

Следует подчеркнуть, что философия Древнего Рима (римский стоицизм, римский эпикуреизм, римский скептицизм и др.) явилась, своего рода, продолжением основных идей эллинистической философии. В заключительной части данного вопроса следует провести анализ философских идей в древнегреческой и древнеримской медицине.

3. Философская мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Главная особенность философии эпохи Средневековья: ее религиозность, что находит свое отражение в принципе теоцентризма, который утверждает, что источником и первопричиной Бытия в целом является Бог.

Традиционно философия эпохи Средневековья подразделяется на два больших этапа. Первый этап (V-Х в.в.) – философия патристики. Его представитель - Аврелий Августин (Блаженный, 354 - 430 г.г.), философские идеи которого изложены в произведениях «Исповедь», «О граде Божием». В последнем произведении философ рассматривает два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т.е. государственность, основанная на любви к себе, и «град Божий», т.е. духовная общность, основанная на любви к Богу. Августин Блаженный привносит в философию идею монизма, согласно которому существует только одно абсолютное начало – Бог, все остальное - вторично, является его творением. С именем Августина также связано новое понимание человека, сформулированное в принципе персонализма, что лежит в основе современной христианской антропологии. Человек как персона (личность) наделен от Бога свободой воли, в человеке как персоне, есть глубинное, непостижимое начало, что делает его тайной.

Второй этап Средневековой философии - эпоха схоластики (X-XV вв.), представлена Фомой Аквинским (1225 - 1274 г.г.). Его главный религиозно - философский труд - «Сумма теологии». Философия Ф. Аквинского носит название философии томизма. В XIV веке он был канонизирован Римской католической церковью, а в XX веке учение Ф. Аквинского возродилось под названием неотомизма. Основные положения его философии представлены тремя моментами. Во-первых, Ф.Аквинский обосновал принципы христианской теологии с помощью логики Аристотеля. Из этого следует, что соотношение веры и разума таково, что истины веры превосходят истины разума. Во-вторых, он обосновал 5 способов доказательства бытия Бога. В-третьих, он обосновал первостепенную значимость священного учения. «Священное учение есть наука. Следует, однако, знать, что природа наук бывает двоякой. Одни из них таковы, что зиждутся на основоположениях, непосредственно отысканных естественной познавательной способностью, как-то: арифметика, геометрия и другие в этом же роде. Другие таковы, что зиждутся на основоположениях, отысканных при посредстве иной, и при том высшей дисциплины… Священное писание есть такая наука, которая относится ко второму роду; ибо она зиждется на основоположениях, выясненных иной, высшей наукой; последняя есть то знание, которым обладает Бог, а также те, кто удостоен блаженства». В духе католического учения Ф. Аквинский решал и социальные проблемы. Государственная власть – от Бога. Церкви должна принадлежать главная роль в гражданском обществе. Земная жизнь в государстве лишь приготовление к будущей духовной жизни. В заключительной части необходимо показать особенности схоластической медицины.

Философия эпохи Возрождения. При характеристике данного этапа в развитии философской мысли необходимо подчеркнуть его переходный характер от религиозной эпохи к принципиально иному периоду европейской истории (ХV в.- начало ХVII в.). Новая эпоха, получившая название Ренессанса или Возрождения, осознала себя, как возрождение античной культуры. Ее важнейшая отличительная черта - ориентация на искусство. Характерные черты философии этой эпохи представлены понятиями антропоцентризм и гуманизм. При рассмотрении особенностей антропоцентризма Возрождения, необходимо подчеркнуть, что он основан на идее культа человека-творца. Бог - творец первой природы (натуры), но и человек тоже творец второй природы (культуры). Другая важнейшая черта философии этой эпохи – гуманизм. Выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения впервые провозглашают идею природного и социального равенства людей. Характерной чертой этой эпохи является также пантеизм, что означает «Природа – есть Бог». В данном принципе Бог утрачивает свой трансцендентный характер, он сливается с природой, таким образом, обожествляется сама природа. Пантеистического воззрения придерживались выдающиеся гуманисты Возрождения Николай Кузанский, Мишель Монтень и Джордано Бруно. Пантеизм является своеобразной формой перехода от догматического религиозного мировоззрения к научному пониманию природы.

Для более полного понимания философии эпохи Возрождения необходимо обратится к творчеству Н. Кузанского. Например, идея совпадения абсолютного максимума и абсолютного минимума заключает в себе подлинную сущность и природу Бога. Н.Кузанский является автором теории «ученого незнания», сердцевиной которого является учение о совпадении противоположностей. Другим крупнейшим философом - гуманистом был Мишель Монтень (1533 - 1592 г.г.). В его произведении «Опыты» сформулирована этическая доктрина индивидуальности каждого человека. В своей философии гуманизма он подвергает критике противников традиционной аскетической морали. Натуралистическая философия человека Монтеня оказала огромное влияние на дальнейшее развитие европейской этической мысли.

В заключение необходимо подчеркнуть, что Возрождение, в целом, представляет собой период, где осуществляется своеобразный синтез Античности и Средневековья, ориентация на античные образцы и обожествление человека. Данный синтез предопределил в дальнейшем суть и своеобразие современной западной цивилизации.

4. Философские идеи Нового времени и эпохи Просвещения. «Новое время» - это период (ХVII в.), когда происходит ряд важнейших изменений в социально-экономической и духовной жизни Европы. Для него характерны две отличительные черты: 1) падение авторитета церкви и 2) рост авторитета науки.

Философия Нового времени все более опирается на авторитет науки. Именно в этот период формируется принципиально новая научная картина мира, утверждается новый тип мировоззрения. Развитие науки Нового времени приводит и к переориентации самой философии. В философии на первый план выходят проблемы гносеологии. Отсюда рождаются две важнейшие традиции – эмпиризм и рационализм. Эти направления представлены двумя выдающимися мыслителями Ф. Бэконом и Р. Декартом.

Френсис Бэкон (1561 - 1626 г.г.) является основателем эмпиризма, суть которого сформулирована в исходном тезисе его философии: «всякое знание из опыта». Он же считает, что подлинно научным методом познания является индукция, которая опирается, прежде всего, на чувственный опыт. Бэкон подвергает критике рационализм, который опирается, прежде всего, на разум. По мнению Бэкона, разум без данных чувственного опыта пуст. В теории познания Ф. Бэкона вновь остро ставится проблема истинного и ложного в познании. Другой философ этого периода - Рене Декарт (1596 - 1650 г.г.). Отличительной чертой его философии является рационализм. Рационализм как метод мышления основан на вере в неограниченную силу человеческого познания, силу и мощь человеческого разума. Для рационализма не существует принципиально неразрешимых проблем, есть только проблемы еще не решенные. Благодаря рационализму Декарта, возникает новое понимание науки, которая целиком отождествляется с математикой и естественными науками. Рационализм предоставляет право разуму на неограниченное господство. Человек, опираясь на свой разум, может все. В рамках этой философии Декарт обосновал свой знаменитый метод сомнения, который предполагает следующую формулировку истины: «Я мыслю, следовательно, существую». Суть данного тезиса помогает более глубоко обосновать идею рационализма. Из него также следует еще один важный вывод, связанный с поиском критерия истинности получаемых знаний. Поскольку данный тезис апеллирует к разуму, «все вещи, воспринимаемые нами, ясно и отчетливо истинны». В теории познания Декарт сформулировал свой знаменитый метод - «правила для руководства ума», которые сыграли значительную роль в становлении современной науки.

В истории философии также выделяют своеобразный исторический этап, названный философией эпохи Просвещения (XVIII в.). Эпохой Просвещения в европейской истории принято называть время, которое было сориентировано на критику феодального устройства, борьбу против религиозных предрассудков и суеверия, выступающей за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданских мнений. Наиболее мощно Просвещение проявило себя в Англии, Германии, Франции. Французская философия этой эпохи представлена Вольтером (1694 – 1778 г.г.), которым был сформулирован ключевой принцип данной эпохи названный «деизмом». Деизм представляет собой своеобразную форму религиозности, согласно которому Бог, сотворив мир, в дальнейшем не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Таким образом, деизм противостоит теизму, пантеизму и атеизму. Опираясь на принцип деизма, Вольтер сформулировал теорию естественной религии. Естественная религия, по Вольтеру, является общей для всех людей. Вслед за Вольтером термин «естественный» начинает широко употребляться всеми просветителями и противопоставляется термину «сверхъестественный». Формируются теории «естественного права», «естественного человека» и т.д. Другим мыслителем французского Просвещения является Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778 г.г.). Центральной темой его размышлений является проблема социального неравенства и путей его преодоления. Главный источник социального зла, по его мнению, заключается в имущественном неравенстве, которое также порождает взаимную зависимость людей. Эта зависимость вызвана разделением труда и цивилизаций. Отсюда следует критика современной ему цивилизации. Идеалом, по Руссо, является естественное состояние общества, в котором человек самодостаточен. К этому идеальному обществу прийти нельзя, но вернуться можно. В рамках данной теории сформулирована идея «естественного человека», которая состоит в том, что человек по своей природе, изначально существо идеальное. Все искажения в человеческую природу привносятся усилиями общества, цивилизации. Отсюда, цель воспитания – это сохранение изначальной совершенной природы человека.

Таким образом, все просветители касаются проблемы наилучшего общественного устройства и наибольшего общественного благосостояния, в своих трудах они формируют понятия и принципы, которые будут иметь огромное значение для будущего гражданского общества. В заключительной части вопроса необходимо дать краткую характеристику медицины данного периода. Своеобразие ее в том, что философские идеи среди медиков проявляли себя в виде т.н. «ятрошкол» («ятромеханики», «ятрофизики», «ятрохимии» и др.).

5. Философия ХIХ века. В истории философской мысли ХIХ века существует уникальный исторический период, называемый Немецкой классической философией, он охватывает время с середины XVIII в. по середину ХIХ в. Немецкая классическая философия представлена плеядой замечательных имен: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Для выяснения сущности и содержания данного исторического этапа необходимо, прежде всего, обратится к творчеству трех мыслителей: И. Канта; Г.В.Ф. Гегеля и Л. Фейербаха.

Иммануил Кант (1724 - 1804 г.г.) Философская система Канта носит название трансцендентального идеализма. Все творчество Канта принято подразделять на два периода: «докритический» и «критический». Именно в «критический» период Кант совершает своеобразный переворот в философии, сосредотачивая свое внимание на проблемах гносеологии (теории познания), а не онтологии, как традиционно было принято. Кант придает особое значение специфике познающего субъекта как главному фактору, который определяет и способ, и предмет познания. У Канта основой философии, ее предметом является не природа, мир, человек, а познавательная деятельность субъекта. В противовес господствующему рационализму, Кант осуществляет критический анализ познавательных способностей субъекта, определяя его границы. Формулирует свою теорию познания, называемую кантовским вариантом агностицизма. Анализ процесса познания Кант осуществляет в своем произведении «Критика чистого разума». Основные понятия его теории познания: «вещь - в - себе» и «вещь - для - нас». Он также дает понятие знания a priori (до опыта). Трудности процесса познания, по Канту, порождают суждения разума, взаимно исключающие друг друга, или антиномии, каждая из которых может быть доказана как истинная.

Анализируя творчество Канта, необходимо также остановится на его этике в работе «Критика практического разума». В учение о морали Кант привносит идею долга и формулирует основной нравственный закон, получивший название «категорического императива»: «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831 г.г.) Философская система Гегеля носит название философии абсолютного идеализма. Центральным понятием его философии является понятие «абсолютной идеи», которое составляет основу всей его философской системы, творческую и творящую силу. Вся философская система Гегеля характеризуется двумя важнейшими элементами - логикой и диалектикой. Опираясь на принцип тождества бытия и мышления, Гегель выстраивает всю свою философскую систему, которая, согласно его логике, представляет собой процесс саморазвития абсолютной идеи. В основе его лежит диалектический метод, где всякое развитие протекает по определенной «триадичной» форме (тезис, антитезис, синтез). Этот метод позволяет изучить природу развития, которая заключается в саморазвитии понятия. Диалектика понятия определяет диалектику вещей (природных и социальных процессов). Диалектика вещей, по мнению Гегеля, есть лишь отражение подлинной диалектики, которая присуща абсолютной идее. Цель этого развития – абсолютный дух, в котором «сняты противоречия и достигнута гармония». Весь этот диалектический процесс подчиняется трем основным законам диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений и закон отрицания отрицания), которые будут рассмотрены в дальнейшем.

Людвиг Фейербах (1804 - 1872 г.г.). Философская система Фейербаха носит название «антропологического материализма». Его основное произведение - «Сущность христианства». Согласно Фейербаху, в мире начинается новая эпоха, связанная с умиранием христианства и религии вообще. И занять это место должна философия, причем философия в обновленном варианте, которая сама становится своеобразной религией. Суть этой философии основана на любви человека к человеку, она требует относиться к человеку как к высшей ценности, как к богу. Отсюда следует конечное основание его философии: «человек человеку – бог». Антропологический материализм Фейербаха предполагает, что человек - это единственный и высший предмет философии, это высшее природное существо. Отсюда сущность человека определяется такими природными качествами как ум, воля и сердце. Человек относится к себе как к богу, когда он видит божественное в другом человеке. В заключение необходимо рассмотреть взгляды Канта, Гегеля, Фейербаха по проблемам медицины.

В рамках этого же периода следует рассмотреть и философию марксизма. Ее основоположниками являются Карл Маркс (1818 - 1883 г.г.) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895 г.г.). Основные идеи марксистской философии формируются, прежде всего, на основе критики философии Гегеля и Фейербаха. Философская антропология Маркса затрагивает проблемы сущности и существования человека, его свободы и отчуждения. В них он пытается преодолеть недостатки фейербаховского представления о человеке. Главное в марксистском понимании человека – это концепция социального отчуждения человеческой сущностной природы. Следует подчеркнуть, что в философии марксизма впервые был сформулирован, так называемый, основной вопрос философии – вопрос об отношении бытия и мышления, материи и сознания; концепция материального единства мира, критически переосмыслена идеалистическая диалектика Гегеля и сформулирована новая материалистическая диалектика как теория развития, гносеология и логика. Философия марксизма дает новое, т.е. материалистическое понимание истории, в котором история истолковывается как закономерный процесс, историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Центральной категорией учения об обществе является категория «общественно-экономической формации», а история человеческого общества воспроизводится как смена различных общественно-экономических формаций. Необходимо заметить, что философия марксизма получила свое дальнейшее развитие и в ХХ веке, как в странах Западной Европы, так и в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки.

6. Современная западная философия (ХХ в.). Современная западная философия, в широком смысле этого слова, хронологически охватывает период со второй половины XIX века по настоящее время. В нем принято выделять три этапа. Первый этап: 40-е годы XIX века - первая мировая война, второй этап: первая мировая война – 40-е годы XX века, третий этап: 50-е годы XX века по настоящее время.

В узком смысле слова под «современной западной философией» понимается только третий этап. На этом этапе возникают новые центры философской мысли (США, Латинская Америка, Канада, Австралия). При этом продолжают сохраняться традиционные европейские центры (Германия, Австрия, Франция).

На современном этапе западная философия представлена следующими наиболее мощными направлениями: сциентизм, иррационализм и религиозная философия.

Сциентизм. Суть сциентистского направления связана с ориентацией на экспериментальную науку, с абсолютизацией ее роли в системе культуры. Сциентизм находит свое наиболее яркое выражение в философии позитивизма. В развитии позитивистской философии можно выделить четыре больших этапа: первый позитивизм – 40-80-е годы XIX века (О. Конт и др.). Именно на этом этапе сформирована основная идея, что предметом философии должно стать научное знание, а философия должна стать философией науки. Второй позитивизм или махизм (Э.Мах и др.) – 80-е годы XIX века – 20-е годы XX века. Главная проблема этого этапа – способ получения эмпирического (опытного) знания на основе наших ощущений. Третий этап – неопозитивизм или «логический позитивизм» ( Р. Карнап и др.) – 20-е – 50-е годы XX века, предметом анализа является построение научной теории, критерии научного знания. Четвертый этап (60-е годы XX века по настоящее время) называется постпозитивизм ( Т. Кун и др.). Ключевые проблемы данного этапа: проблема роста и развития научного знания, структура научных революций и др. Философия позитивизма наиболее ярко обнаруживает исходный принцип сциентистской традиции – принцип минимизации, который означает, что философия должна на каждом этапе своего развития заниматься решением тех проблем, которые она в состоянии решить, а не заниматься вечными вопросами бытия человека в мире, которые, в принципе, не имеют окончательного решения.

Иррациональная традиция. Иррационализм – философское направление, которое считает, что решающим источником познания являются внерациональные элементы (воля, чувства, интуиция, эмоции и т.п.). Иррациональная традиция наиболее ярко представлена в философии Ф.Ницше (1844 – 1900 г.г.). Его предшественниками были А.Шопенгауэр и С.Кьеркегор, в основе их философии находится «воля». С творчеством Ницше связано возникновение философского направления, называемого «философия жизни». Он связал волю с феноменом жизни. Жизнь, по его мнению, раскрывается через волю. Свои философские взгляды Ницше выразил в произведениях: «Так говорил Заратустра», «По ту строну добра и зла» и др. Ключевым принципом его философии является нигилизм, суть которого в переоценке и отрицании прежних ценностей. По мнению Ницше, происходит обесценивание духовных ценностей, таких как Бог, истина, добро, красота. Все принимает утилитарный смысл. Отсюда - необходимость создания нового учения, поиск новых идей, который связан с такими понятиями, как «воля к власти», «преодоление себя», «сверхчеловек». Идея сверхчеловека – это идея самоутверждения человека. Философия экзистенциализма (Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер) возникает и развивается под мощным влиянием иррациональной традиции. Название данной философской школы происходит от термина «экзистенция», что означает «существование». Она возникает в период кризиса между двумя мировыми войнами. Главная проблема, которую решает экзистенциальная философия – это проблема существования отдельной конкретной личности в данное время. Таким образом, на первый план ставится проблема человека. Ключевой принцип экзистенциальной философии - «существование предшествует сущности». Эта принципиально новая постановка проблемы человека означает, что значимым является только существование. Человек изначально есть, т.е. он существует, а уже потом определяется как личность. Ключевая проблема классической философии – тема сущности человека, в экзистенциальной философии отодвигается на второй план. Более того, данный тезис означает, что человек не определяется никакой сущностью. Важным является только проблема его существования, которое подвергается анализу сквозь призму таких понятий как «страх», «смерть», «пограничная ситуация» и т.п. В рамках иррациональной традиции следует также рассмотреть философию фрейдизма и неофрейдизма. З. Фрейдсоздал концепцию «психоанализа», в которой представляет психику человека как совокупность трех слоев – «Оно», «Я», «Сверх-Я», где: «Оно» – мир бессознательного, инстинктов, «Я» - сознание человека, «Сверх-Я» - законы, запреты, культурные традиции. Фрейд считал, что определяющую роль играет «Оно». Неофрейдизм – учение, разработанное продолжателями Фрейда. Так, К.Юнг вводит понятие «коллективное бессознательное», представляющее собой не индивидуальное бессознательное, а всеобщее бессознательное (например, феномен толпы).

Религиозная философия. Ключевые тенденции западной религиозной философской мысли определяются господствующими в современном мире христианскими доктринами. Наиболее известной школой современной религиозной философии является неотомизм, который возникает в 70-е годы XIX века и представляет собой дальнейшее развитие учения Фома Аквинского (томизма). Философия томизма была объявлена в энциклике Папы Римского единственно истинной. На современном этапе представители религиозной философской мысли пытаются уйти от крайних ортодоксальных взглядов, привести религиозное сознание в соответствие с настоящим временем. В частности, неотомизм признает за философией право иметь свою собственную точку зрения, но оно не может быть полностью независимо от теологии, т.к. это ведет, по их мнению, к деградации философии. Неотомизм также считает, что теология в учении о боге должна опираться на позитивную науку. Одновременно философия неотомизма содержит критику науки, в которой подчеркивается, что все беды современного мира - «в забвении Бога». Следующая характерная черта философии неотомизма связана с понятием «антропологический поворот», означающего, что если ранее все вопросы, включая проблему человека, сводились к проблеме Бога, то сегодня в центре находится проблема человека. Наиболее ярко эта идея сформулирована в концепции «интегрального гуманизма» Ж. Маритена, которая содержит требования уважения человеческого достоинства, прав человека и его свободы. В рамках этого направления необходимо рассмотреть взгляды Тейяр де Шардена («христианский эволюционизм»). В заключительной части этого вопроса следует показать связь этих философских направлений и медицины.

7. Русская философия. Особенностью русской философской мысли является то, что она очень долгое время развивалась в тесном союзе со всеми элементами духовной культуры: литературы, искусства, архитектуры. Другая характерная черта русской философской мысли - ее религиозность. Периодизация русской философской мысли и по сей день представляет довольно сложное явление. Несмотря на это, необходимо выделить следующие ключевые этапы развития русской философской мысли. Первый этап - это этап древнерусской философской мысли, период ее зарождения и становления – XI-XIV в.в. Средневековая философская мысль – XV-XVI в.в. Период смены средневековой философской мысли на новоевропейскую традицию, связанную с отходом от религиозного мировоззрения и утверждением гуманистических традиций - XVII век. С середины XVII в. по первую треть XIX в. – философия эпохи русского Просвещения, эпоха европеизации России. Вторая половина XIX века до начала XX века – период дальнейшего развития и расцвета русской философской мысли, период появления основных школ, направлений, традиций: русская религиозная философия, философские течения политического радикализма, социально-философские концепции славянофилов и западников, философия русского марксизма. И, наконец, последний этап – русская философия XX века, представленная такими направлениями как большевизм, евразийство, русский космизм и др.

При анализе русской философской мысли необходимо также дать анализ ключевых проблем, к которым обращается русская философия с момента своего возникновения. Этим также определяется ее своеобразие. Так, например, на этапе древнерусской философской мысли ключевой темой является тема Софии – Премудрости Божьей. Следующая ключевая тема сформулирована в идее соборности, которая означает, что только единение, а не рознь, может спасти человечество. Важный круг проблем, который извечно присутствует в русской философской мысли, объединяется одним названием – «русская идея». Она охватывает следующие проблемы: судьба мира, судьба России, ее миссия («Москва – третий Рим»), идея единения человечества, роль интеллигенции в судьбе своего народа.

Наиболее известное направление русской философии – религиозная философия. Основоположником русской религиозной философии является Владимир Соловьев (1853 - 1900 г.г.). Центральная тема учения Соловьева – учение о Церкви, учение о боговластвовании «теократии». Данная тема конкретизируется двумя ключевыми вопросами: «Как соединить божественное с человеческим»?, «Как укрепить власть Бога на земле»? Эти вопросы подводят В. Соловьева к идее Всеединства. Концепция Всеединства сформулирована у него в трех аспектах. Метафизический аспект: «бытие и сущность есть единое». Здесь Всеединство означает единство творца и творения. В гносеологическом аспекте Всеединство сформулировано в концепции цельного знания (философского, научного и религиозного). И, наконец, практический аспект, сформулированный в идее единой мировой Церкви и государства. Идея Всеединства – это идея спасения мира от распада и деградации. Целью и смыслом всего исторического процесса, по В.Соловьеву, является одухотворение человечества, соединение божественного и человеческого. Процесс постепенного достижения человечеством Всеединства есть процесс постепенного превращения его в богочеловечество. В рамках религиозной философской традиции следует назвать и Павла Флоренского (1882 - 1937 г.г.). В основе его философии – учение о Софии – божественной мудрости. Эта тема означает, что творческая премудрость Бога является вечной идеей самого человечества. Еще один представитель этого направления - Николай Бердяев (1874 - 1948 г.г.). В рамках европейской философской традиции Н. Бердяев является одним из основоположников религиозного варианта экзистенциализма, который называется персонализмом. Центральная тема его философии – это проблема человека и его свободы. Бердяев считает, что источником свободы является дух. Отсюда, ключевая тема его философских исканий - тема свободы духа. Он считает, что философия, которую следует развивать далее, должна быть философией духа. Свобода - это внутренняя, глубинная, сокровенная энергия духа. Тема свободы у него тесно связана с темой творчества. Все, что возникает нового в мире – возникает через творчество, т.е. посредством свободы.

Представляют интерес и взгляды представителей т.н. «русского космизма», философского направления, в котором можно выделить три разновидности: 1) естественнонаучный (К.Циолковский, В.Вернадский); 2) религиозный (Н.Федоров); 3) художественно-поэтический (А.Фет, Ф.Тютчев). Студентам следует рассмотреть их особенности. В этом же вопросе необходимо дать краткую характеристику философских взглядов русских ученых – медиков (И.М.Сеченова, И.И.Мечникова, И.П.Павлова и др.).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что такое «натурфилософия»? Назовите представителей

2. Кто такие «софисты»?

3. Что из себя представляет «стоицизм»?

4. Что такое «патристика»? Назовите представителей.

5. Что такое «схоластика»? Назовите ее представителей.

6. В чем отличие «номинализма» и «реализма» в средневековой философии?

7. «Теизм», «пантеизм», «деизм», «атеизм». Чем отличаются эти понятия?

8. В чем суть «монадологии» Лейбница?

9. В чем отличие «эмпиризма» и «рационализма»?

10. «Эмпиризм» и «сенсуализм». Тождественны ли эти понятия?

11. Почему материализм ХVIII века называют «механистическим»?

12. Что такое «вещь в себе» И.Канта?

13. В чем суть «триады» Гегеля?

14.Почему материализм Л.Фейербаха называют

«антропологическим»?

15.В чем отличие «классической» и «неклассической» философии?

16.В чем отличие «рационализма» и «иррационализма»?

17. Что общего и в чем различие во взглядах Ф.Ницше и

А.Шопенгауэра?

18.Что такое «позитивизм»? Назовите его представителей.

19. Что представляет собой «экзистенциализм»? Каковы его разновидности и представители?

20. Что такое «тейярдизм»?

21. В чем специфика русской философии?

22. Что такое «русский космизм»?

23. Назовите основные идеи (темы) русской философии.

24. В чем суть философии «всеединства» В.Соловьева?

25. Что такое «софиология» в русской философии?

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом