Морфемическая улыбка
Переделанная песня "Улыбка " - муз. В.Шаинского, м/ф "Крошка Енот"
Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем.
Приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.
Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.
Приставка, корень и суффикс составляют основу слова
Окончание — изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица. От приставки станет смысл точней. Без приставки любой корень сиротинка. "по" приставь к простому слову "бег" и увидишь сразу разницу в картинках. Прибежать и убежать, забежать, перебежать, отбежать, вбежать, сбежать... Ну, сколько можно? А за корнем суффикс есть, не один, их всех не счесть... Не пугайся, всё не так уж безнадежно.
И пускай меняются они, и кичатся своей значимостью в слове, в корень зри, он главный и один остается неизменным в этой своре. Корень все слова родит: Родина, народ, родник, род, родня, родименький, урод бездарный... Родственников надо знать, звать, искать и выбирать, тех особенно, в которых слог ударный.
Если слово будем мы склонять, и спрягать, и род менять, менять и числа, окончанье можно увидать - штука нужная для связи слов по смыслу. Вот теперь, наверняка, услыхав издалека фразу: "мол, моя твоя не понимает" - будешь знать, кто говорил - части слова не учил и в сравнении с тобой морфем не знает. Но, чтоб точно утверждать, слово надо разобрать, например, простое слово — "улетаю".
Песенка львенка
Правописание корней с чередованием гласных а — о в зависимости от места ударения:
-гар- (-гор-), -зар- (-зор-), -клан- (-клон-) — в этих корнях написания зависят от места ударения, но не проверяются им!
В корне -гар- (-гор-) под ударением пишется а, без ударения — о.
В корне -зар- (-зор-) под ударением пишется о, без ударения — а.
В корне -клан- (-клон-) под ударением пишется и а и о, а без ударения — только о. Переделанная "Песенка львенка и черепахи" - муз. Г.Гладков - м/ф "Как львенок и черепаха пели песню"
Я на солнышке лежу, загораю иль горю? -гар- иль (-гор-), -зар- иль, (-зор-)? как писать, я не пойму.
Виной солнечный удар, с ударением корень -гáр-, без него в корне "о": загорáю, но загáр.
Корень -зар-, наоборот, ударение не берет. Есть заря, нет двух зóрь - хочешь верь, не хочешь — спорь.
Клáн, склонéние, наклóн клáняться, баклáн и склóн... Что за чушь с "а" и "о" внутри корня одного?
С корнем -клан- совсем легко, в безударном всегда "о", а ударит - не спрошу, слышу как, так и пишу.
Я на солнышке лежу, Все вопросы отложу... Ложить, все-таки, иль класть? Ох, в дурдом бы не попасть.
Череда чередований
Переделанная "Песенка Мамонтенка" - муз. В.Шаинского, м/ф "Мама для мамонтенка"
В корнях с чередованием гласных е - и пишется и, если после корня идет суффикс -а-.
В остальных случаях пишется е. Ищу я в учебнике и в словаре однокоренные слова к "замереть": замри, умирать, помереть - как общую часть в них узреть?
Пугают слова: удеру - удираю, стелю - расстилать, раздеру - раздираю, блестеть, но блистать, сжечь - сжигаю, стереть, запереть - запираю. Я скоро, наверно, залаю, где "е" а где "и" я не знаю.
Скорее до сути добраться хочу, любую цену за билет заплачу... Ой, что это я лепечу? Пора обратиться к врачу.
Ведь суть очевидна, где есть суффикс -а-, там в корне "и" пишется, вот чудеса. Во всех остальных вариантах "е" пишем и без консультантов. Во всех остальных вариантах "е" пишем и без консультантов. Пол- полу-
Переделанная песня «Я у бабушки живу» - муз. Э. Ханок Словообразование путем сложения начальной части слова с целым словом.
После пол- (половина) в сложных словах ставится д е ф и с в следующих случаях:
1) перед всеми прописными буквами;
2) перед гласными буквами;
3) перед согласной л.
В остальных случаях слова с пол- пишутся с л и т н о. Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся с л и т н о. В коридоре в полутьме, дремлют в полузабытье два полуботинка у трюмо. Если полу- впереди, чтоб себе не навредить, напишите слово слитно, но... Пол-лимона, пол-листа, пол-окна, пол-аиста пол-Европы, пол-Москвы. Везде дефис: перед эл и гласными, а перед согласными перед прописными не забудьте, please (плииз) В остальных всех случаях, совестью не мучаясь, пишем слитно: полдник, полкило, с полвторого до пяти, полдороги, полпути, полдень, полночь, полминуты, но... Пол-лимона, пол-листа, пол-окна, пол-аиста пол-Европы, пол-Москвы. Везде дефис: перед эл и гласными, а перед согласными перед прописными не забудьте, please (плииз) Все прсто
В приставках, оканчивающихся на з (с), перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с в соответствии с произношением: разбежаться, но расписаться. Переделанная песня "Первые шаги" (Топ. Топ. Топает малыш) - муз. Пожлаков С.
То з, то вдруг буква эс на конце приставок раз- и без- С этой парой не было б проблем, но таких штук шесть иль семь. Из-бавь, но ис-кусанный; бес-полезный, без-ответственный; нис-провергнуть, то есть низ-вергать... Как узнать, где з, где эс писать?
Раз-, без-, низ-, из- прежде посмотри, через-, воз- (вз-) что за ней стоит.
Если гласная стоит, то всегда в приставке з звучит. Надо быть безумцем, чтобы здесь написать в приставке эс. Бездарь да и тот поймет, звонкая согласная дает право написать в приставке з, это знает даже шимпанзе.
Ну что ж, как и слышится, эс перед глухими пишется: нисходить, рассказывать, воспеть... Просто все, тут не над чем потеть.
Затертый диалог
Переделанная песня "Веселый ветер" - муз. И.Дунаевского - к/ф "Дети капитана Гранта"
В корнях с чередованием гласных е - и пишется и, если после корня идет суффикс -а-. В остальных случаях пишется -е-: обтирать, протирать, но обтереть, протереть.
Чтобы образовать форму повелительного наклонения ед.ч., нужно к основе настоящего (будущего) времени прибавить суффикс -и: вытрут - вытри; кладут - клади; сорвут - сорви. - А ну-ка, всё скорей сотри с доски, приятель. - Всю доску вытрать? Ну вот, опять я. - Не всю, оставь, пожалуй, слово "вытирать" и ответь как чередуются е с и. - Суффикс а если есть после корня, пишем и. Если нет, пишем е. - Все верно. Ну, о чём же прошу тебя повторно? Что сделать? - Доску вытереть.
- А если я скажу тебе: "запри все двери", что нужно сделать? Давай проверим. - Закрыть. Закрыл, что еще сделать в интерьере: собрать тетради и проветрить класс? - Не хитри, отвечай мне по делу. Делать что? - Запирать, отпирать. - А в совершенном виде поставь вопрос. - Что сделать?.. Неужто отпереть опять?
Запомни: вытереть, сотру, сотрем , сотрите. "Сотрать", "трать", "вытрать" не говорите. Тереть, стирать, протертый - слово тёрка с ними в одном гнезде, в нем корень -тер- и -тир-. Трать, потрать деньги, как пожелаешь, скажет мама, когда в дневнике увидит все пятерки и, может быть, кто знает, подарит сотни три иль две.
Расплата
Переделанная песня "Пони бегает по кругу" - муз. Е.Ботяров - м/ф "Пони бегает по кругу"
Мне сказали: "Папа должен рядом с двойкой расписаться". Роспись делает художник, папа мог разволноваться.
В приставках роз- (рос-) — раз- (рас-) под ударением пишется о без ударения — а: роспись, но расписка. (Примечание: Существительное роспись означает действие или результат действия по глаголу расписать — расписывать, т.е. покрывать красками. В документах ставят только подпись.)
В приставках, оканчивающихся на з (с), перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с: раздевалка, но раскраска.
Чтобы избежать расправы, одним росчерком пера ставлю закорючку справа, рядышком с оценкой 2.
Разгадал мой ход учитель и устроил мне разнос, россыпью слова рассыпал все с приставкой раз- и роз-:
розыгрыш, развал, раскраска, розыск, россказни, разбор, розвальни, разбег, развязка, розги, розжиг, разговор.
Выдаю без размышленья звонким голосом своим: "Пишем а без ударенья, пишем эс перед глухим".
Пренеприятнейшая приставка
Переделанная "Песенка о капитане" - муз. И.Дунаевского - к/ф "Дети капитана Гранта"
пре- в значении "очень", "весьма", "через", "по-иному" (близка к пере-)
пребольшой (очень) преувеличивать преступать (пере...) превращать преображать
при- в значении близости, присоединения, приближения, неполного действия, доведения действия до конца, сопутствующего действия:
приморский приделать пригибать приоткрыть придумать
припевать
ЗАПОМНИТЬ:
прибаутка
| примитивный
| пребывать
| прельстить
| прибывать
| принцесса
| превзойти
| прелюдия
| привидение
| приоритет
| преграда
| препираться
| привилегия
| приохотить
| предание
| преподнести
| призвание
| притворщица
| преемник
| препятствие
| прилежание
| притон
| президент
| преставиться
| присмиреть
| приурочить
| презирать
| претворять
| присутствие
| причудливый
| прекословить
| претензия
|
|
Как-то раз один пацан получил два за диктант. Не сказать, чтоб он был полный профан. В "местопребывание" написал и вместо е, то же самое в "прекрасный" и "предел".
Приуныл, присмирел, и никто ему по дружески не спел: Пре- по смыслу близка к слову "очень", и похожа иногда на пере-. Голову чтоб себе не морочить, при- иль пре- смотри почаще в словаре. Приближать: прибыть, прижать; прибавлять: пришить, пристать; не доделать: приоткрыть, приподнять.
Если рядом с чем-нибудь: пригород, приморье - тут при- напишут даже шалопут и плут. Не сочти ты за труд и запомни то, о чем тебе поют. Пре- по смыслу близка к слову "очень", и похожа иногда на пере-. Голову чтоб себе не морочить, при- иль пре- смотри почаще в словаре.
РЁВА Переделанная песня "Неприятность эту мы переживем" - муз. Б.Савельев - м/ф "Лето кота Леопольда"
Меня будут ругать, я готов заплакать. Как глаголы спрягать: тыкать, хныкать, плакать? Не хочу обижать слово в форме личной, рифмы неприличной мне не избежать.
При употреблении некоторых глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: к — ч; г — ж и др.
печь - пеку, печешь, печет, печем, печете, пекут. Но НЕ! пекёшь, пекет, пекем
жечь - жгу, жжешь, жжет, жжем, жжете, жгут. Но НЕ! жгешь, жгет, жгем, жгете
скакать - скачу, скачут. Но НЕ! скакаю, скакают
плакать - плачу, плачут. Но НЕ! плакаю, плакают При изменении глагола хныкать допускаются оба варианта: хнычу, хнычет и хныкаю, хныкает. Глагол тыкать (говорить «ты») изменяется по лицам с сохранением согласной [к]: тыкаю, тыкаешь, тыкает и т.д. Но тыкать (в значении втыкать в землю) спрягается с чередованием к — ч: тычу, тычет и т.д Может, я - хныкаю, тыкаю, скакаю, кликаю, плакаю?.. Ой, едва ль. Не знаю. Не хочу обижать слово в форме личной, рифмы неприличной мне не избежать.
Стоп! У всех этих слов ка в конце основы. Не смотря на число, значит, че. Эх, рёва! Плачу - надо сказать, будет симпатичней. И звучит приличней, и легко писать.
РУСОФИЛПеределанная песня "Танец утят"За грибами в лес ходил, видно, ноги промочил, засопливил, капли пил не зря, не зря. Как-то мне не по себе, может, нужен суффикс -е-. Слова этого нигде нет в словарях. Опротивить или -еть, обессилить, зареветь... так недолго очуметь. Вчера не зря надо мной смеялся дед, мол, в свои тринадцать лет, не осилил книгоед и букваря. На мгновенье надо мне притормозить, можно без напряга, что знал, то вспомнить, сообразить. Обессилить (сил лишить), обесчестить, очернить, но кого-нибудь, а только не себя. Переходный, знать, глагол. Вот и всё - ответ нашёл. Даже насморк вдруг прошёл, и понял я: в переходных пишем -и-, зеленеть, но зеленить. Как же я оклеветал себя любя, хоть из носа потекло, я не мазал никого, не виновна в этом и моя ноздря. А в непереходных - -е-: оплешиветь, столбенеть, не дай бог, завшиветь - тоже суффикс -е-, осопливел, окривел, обеззубел, очерствел и глагол обезголосел - -е- везде. А пока я нос лечил, разбирался, голосил, зачервивели грибы, их выбросил. Но, спасибо им, они здорово мне помогли, даже дед сказал мне вслед: "Ты - русофил". БОЙКАЯ С ДВОЙКОЙПеределанная "Оранжевая песня" - муз. К.ПевзнераБезударные в корнях а с о чередую. Знает вся моя родня, пару дай любую, правило я расскажу, букву в корне подскажу. В безударных корнях -лаг- (-лож-) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: полагать, прилагательное; в остальных случаях — о: положить, предложить, изложить. [Перед ж пишется о (-лож-) перед г — а]. Исключение: полог.
В безударных корнях -кас- (-кос-) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: касаться, прикасаться; в остальных случаях — о: коснуться, прикосновение.
В корне -раст- (-ращ-, -рос-) пишется а перед ст и щ: возраст, растить, выращивать; в остальных случаях — о: заросли, вырос. Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.
В словах: слаг аемое, предполаг аемое, безотлаг ательное - за корнем суффикс -а-. Когда нет ударенья, пишу -лаг- без сомненья, и есть предположенье, "а" перед "г" всегда. В дневнике пятёрки сплошь, правда, не брешу я. В безударном корне -лож- о всегда пишу я. И, конечно, не вопрос, знаю как писать -кас- (-кос-). В словах: кас ательная, кас аемо, кас анье, или соприкас аться - за корнем суффикс -а-. Когда нет ударенья, пишу -кас- без сомнения. Ну, а в "прикосновение" пишу я -кос- всегда. Поросль, заросли, росла, но не повзрослела - корень -рос- во всех словах, мне до них нет дела... Перед ст и перед щ а пишу я... и вообще... Я наврала тут лишку, едва закрою книжку, и сразу корни с корнем из головы долой. Сижу после уроков, но только, что в том проку, я бойкая, но с двойкой боюсь идти домой. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |