Главная страница

Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагоги. Коррекционная и специальная педагогика


НазваниеКоррекционная и специальная педагогика
АнкорМишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика.doc
Дата21.11.2017
Размер0.6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагоги
ТипУчебное пособие
#31981
страница1 из 7
Каталогid55464011

С этим файлом связано 86 файл(ов). Среди них: Лубовский Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с ОВЗ.doc, Kimelman_Tamara_Kak_pobedit_autizm-1.pdf, Akhutina_Skoro_shkola.pdf, Stupenki_gramoty_ch_2_Galskaya.pdf, ТБ и правила поведения учащихся на зимних каникулах.docx, Akhutina_Diagnostika.pdf, FREEChristmasAddition.pdf, Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагоги, Программа-Театр-Буратино.doc и ещё 76 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7

Г. А. Мишина

Е. Н. Моргачева

КОРРЕКЦИОННАЯ

И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования

Москва

ФОРУМ -ИНФРА-М

2010

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией дошкольного.

воспитания детей с проблемами в развитии ИКП РАО Е. А. Стребелева;

доктор психологических наук, профессор, Директор Института психологии

им. Л. С. Выготского РГГУ Е. Е. Кравцова

Мишина Г. А., Моргачева Е. Н.

Коррекционная и специальная педагогика / Г. А. Мишина

Е. Н. Моргачева. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2010. - 144 с. (Профессиональное образование).

ISBN 978-5-91134-048-3 (ФОРУМ)

ISBN 978-5-16-002874-3 (ИНФРА-М)

Учебное пособие знакомит студентов с понятийным аппаратом, основными теоретическими положениями теории Л.С.Выготского, задачами и принципами специальной педагогики, со держанием коррекционно-воспитательного процесса.

Данное учебное пособие предназначено для учащихся учебных, заведений среднего профессионального образования. Также может представлять интерес для практических работников дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Предисловие

Издание данного учебного пособия обусловлено необходимостью совершенствования содержания коррекционно-воспитательного процесса в коррекционных учреждениях в связи с ратификацией Россией Конвенции ООН «О правах инвалидов» (1991г.).

На современном этапе развития специального образования первоочередной задачей становится развитие личности проблемного ребенка, вопросы адаптации и социализации. На Всероссийском совещании «Реализация программы модернизации непрерывного педагогического образования при подготовке специалистов дефектологического профиля для дошкольных учреждений России» (2004г.) отмечался малый объем знаний по указанным проблемам специальной педагогики и специальной психологии в системе подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений.

Исторически выработанная и зафиксированная в культуре система отношений ребенка определенного возраста с обществом определяется как социальная ситуация развития в данном возрасте. Для каждого отдельного ребенка она воплощается в его конкретных отношениях со своим окружением (родителями, воспитателями детского сада, другими детьми). Эти отношения в совокупности образуют межличностную ситуацию развития ребенка. "Вклад" самого ребенка в межличностную ситуацию своего развития определяется особенностями его поведения и деятельности.

Первичные нарушения в развитии (например, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и т.д.) приводят к «выпадению» ребенка из социального пространства, нарушению связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей. По отношению к ребенку с нарушениями развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы и культурные инструменты решения воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного усвоения общественного опыта возникают вторичные отклонения в развитии, социальная некомпетентность.

С учетом обозначенных приоритетов и теоретической концепции отечественной специальной педагогики в предлагаемом учебном пособии представлено содержание работы воспитателя коррекционного дошкольного учреждения.

Данное учебное пособие предназначено для учащихся учебных заведений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям 0313700 - дошкольное образование, 0318 - специальное дошкольное образование, 032000 - коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная). Также может представлять интерес для практических работников дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Учебное пособие знакомит студентов с понятийным аппаратом, основными теоретическими положениями теории Л.С.Выготского, задачами и принципами специальной педагогики, содержанием коррекционно-воспитательного процесса.

Книга состоит из двух глав. В первой главе раскрываются вопросы, касающиеся исторического аспекта развития специальной педагогики, выделены актуальные проблемы этой науки на современном этапе. Вторая глава посвящена организации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего вида, содержанию работы воспитателя в адаптационный и основной период.

В конце каждой главы даны контрольные вопросы, задания и список литературных источников для самостоятельной работы студентов.

В приложениях даны примерные темы курсовых работ к каждой из представленных глав, материалы зарубежных и отечественных законодательных актов, касающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

1.1. Предмет, цель и задачи специальной педагогики

Специальная (коррекционная) педагогика - составная часть педагогики, изучает организацию обучения и воспитания детей и подростков с отклонениями в физическом и (или) психическом развитии, для которых получение образования в обычных условиях затруднительно или невозможно. Данную категорию детей и подростков в настоящее время называют «особенные», «исключительные», имеющие «особые образовательные потребности».

Предметом специальной педагогики являются обучение, воспитание, развитие, социализация «особенных» детей и подростков.

К категориям «особенных» в настоящее время относят: детей и подростков с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих), слуха (глухих и слабослышащих), интеллекта, речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата (значительную часть которых составляют дети и подростки с детским церебральным параличом (ДЦП)), ранним детским аутизмом, а также со сложными нарушениями - сочетанием нескольких однородных (зрения и слуха - двойные сенсорные дефекты) или разного рода нарушений - (умственной отсталости и снижения слуха; умственной отсталости, ДЦП; нарушений речи и зрения и т. п).

Объектом (то, на что направлена наука) специальной педагогики является специальное образование людей, имеющих отклонения в развитии; субъектом (на кого направлено специальное образование) - человек (чаще - ребенок или подросток) с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий особые образовательные потребности.

Специальная педагогика является интегративной (объединенной) наукой. Сформировалась она из нескольких отраслей дефектологии (комплексной науки об изучении, воспитании, обучении аномальных детей и подростков) - сурдопедагогики (обучение детей и подростков с нарушением слуха), тифлопедагогики (обучение детей и подростков с нарушением зрения), олигофренопедагогики (обучение и воспитание умственно отсталых), логопедии (обучение и воспитание детей, подростков, взрослых с речевыми расстройствами), обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями.

Структура специальной педагогики включает два раздела: дошкольную и школьную. Вместе с тем, в последнее время некоторые из ее направлений, в частности, сурдопедагогика, тифлопедагогика и логопедия рассматривают в качестве неотъемлемой составной части популяцию взрослых лиц, их профессиональное обучение; коррекцию имеющихся нарушений (чаще - речи). Дошкольная специальная педагогика для оказания помощи начинает выделять детей раннего детского (младенческого) возраста - от рождения до трех лет.

Специальная педагогика ставит перед собой ряд задач, которые условно можно разделить на несколько категорий.

Прежде всего, это задачи теоретического характера, связанные с развитием науки. К ним относятся:

  • совершенствование и развитие методологии специального образования;

  • определение концепций, целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса;

  • изучение педагогических систем образования, рассмотрение возможности появления инновационных альтернативных систем;

  • обоснование и разработка принципов, методов, приемов специального обучения;

  • совершенствование методов диагностики;

  • решение вопросов, связанных с комплектованием специализированных учреждений;

  • создание оптимальных условий для более эффективного обучения, воспитания, социализации «особенных детей и подростков»; повышение эффективности процесса социализации;

  • решение проблем, связанных с профессиональной и трудовой подготовкой потенциальных выпускников;

  • разработка системы профилактических мероприятий по

  • предупреждению нарушений развития.

Кроме того, каждое направление специальной педагогики выделяет задачи образовательные (связанные с процессом обучения), воспитательные (направленные на процесс воспитания), а Также специфические. Образовательные и воспитательные задачи связаны с общей дидактикой и теорией воспитания, специфические обусловлены особенностью предмета.

Образовательные задачи, как было указано выше, связаны с процессом обучения и содержанием учебной деятельности. Можно выделить несколько общих для всех отраслей специальной педагогики задач:

  • расширение кругозора и формирование мировоззрения «особенных» детей и подростков;

  • формирование предпосылок (для детей дошкольного возраста), навыков и умений учебной деятельности;

  • развитие познавательной деятельности в процессе овладения знаниями (собственно обучение);

  • развитие мышления и речи (устной и письменной);

Помимо образовательных, специальная педагогика ставит целый ряд воспитательных задач, которые направлены на развитие различных общественно значимых личностных качеств детей и подростков. К ним относятся:

• разностороннее развитие личности ребенка;

• формирование морально-этических, нравственных качеств, взглядов, убеждений;

Вместе с тем, своеобразие предмета делает необходимым решение специальных задач, стоящих перед специальной педагогикой. Их конкретизация, содержание варьируются в зависимости от направления (специфических особенностей, характера имеющихся нарушений, степени сохранности интеллекта, компенсаторных возможностей) специальной педагогики. Решение специальных задач включает:

  • изучение закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей;

  • преодоление (компенсация) специфических отклонений в психическом, социальном развитии и сопутствующих основному нарушению дефектов;

  • активизация компенсаторных возможностей детей и подростков;

  • установление связей с социальным окружением;

  • подготовка к социальной адаптации и интеграции в общество;

  • осуществление профессиональной, трудовой подготовки (с учетом типологии нарушения, индивидуальных особенностей и возможностей личности).

Специальная педагогика опирается на ряд принципов - ключевых положений, без которых наука не может существовать. Наиболее важные из них:

  • ранняя педагогическая помощь. Раннее выявление, ранняя диагностика и своевременное оказание специализированной помощи способствуют успешному развитию детей с нарушениями;

  • коррекционно-компенсирующий, развивающий характер специального образования. Предполагает опору образовательно-воспитательного процесса на использование сохранных возможностей; развитие, насколько это возможно, нарушенных систем организма;

  • единство развития мышления и речи. Реализация принципа опирается на положение отечественных психологов и лингвистов о взаимосвязи и взаимообусловленности развития мышления и речи как факторов, совместно обусловливающих процесс развития как нормального, так и «особенного» ребенка;

  • деятельностный подход. Предполагает учет ведущего вида деятельности (игровой, учебной) в процессе обучения и воспитания. Обязательными условиями реализации данного принципа являются организующая роль взрослого и совместное выполнение деятельности;

  • индивидуальный и дифференцированный подходы. Предполагают учет индивидуальных (личностных, интеллектуальных, сенсорных) особенностей и возможностей ребенка в процессе обучения; вариативных (типологических) особенностей группы детей в рамках одной категории нарушения. Учет данного принципа позволяет правильно организовать учебно-воспитательную работу;

  • социально-адаптирующая направленность образования. Данный принцип рассматривает коррекцию и компенсацию имеющихся недостатков как средства и условия достижения людьми с различными нарушениями максимально возможной самостоятельности и независимости в жизни (Л. В. Андреева, 2005).

Цели и задачи, стоящие перед специальной педагогикой, являются, в общем, приблизительно одинаковыми для всех ее направлений. Кроме того, сходными оказываются некоторые из ключевых положений науки.

В частности, при рассмотрении понятия «социальная адаптация детей и подростков с нарушениями» не существует принципиальных различий в сурдопедагогике, олигофренопедагогике, тифлопедагогике. Социальная адаптация - это «активное приспособление к условиям социальной ср^еды путем освоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе» (Б. П. Пузанов, 2003) - в олигофренопедагогике; «процесс и результат внутренней и внешней гармонизации отношений личности со средой, активного приспособления и уравновешивающего потребность индивида» (Л. А. Андреева, 2005) - в сурдопедагогике; «активное включение в жизнь современного общества и общественно полезный труд» (В. П. Ермаков, 2000) - в тифлопедагогике.

При этом каждая научная отрасль по-разному рассматривает некоторые из принципов, которые являются специфичными для конкретной ее области, а также отдельные основополагающие термины и понятия.

Так, специфическими принципами являются: для сурдопедагогики - единство развития слухового восприятия и устной речи; логопедии - принцип системного подхода к анализу речевых нарушений; олигофренопедагогики - принцип коррекци-онной направленности процессов обучения и воспитания.

Кроме того, различными направлениями по-разному при одинаковой формулировке, рассматриваются такие важные для современной специальной педагогики понятия, как «компенсация» (замещение, перестройка нарушенных функций) и «коррекция» (система мероприятий, направленная на улучшение состояния, преодоление имеющихся нарушений, а также на развитие различных способностей и возможностей личности). Это связано прежде всего с различной природой нарушений.

Представители тифлопедагогики исходят из положения о том, что коррекция и компенсация нарушений зрения при его снижении возможны благодаря восстановлению, охране и развитию остаточного зрения. При слепоте коррекция зрения невозможна, однако компенсация дефекта проходит за счет развития не связанных со зрением тактильных, сенсорных, моторных компонентов психической деятельности при ведущей роли мышления (как свойства отражения существенных признаков, связей и отношений объективного мира) и речи. Это обеспечивает ребенку «адекватное и активное отражение внешнего мира и создает возможность овладеть различными формами деятельности на каждом возрастном этапе» (Л. И. Солнцева).

Сурдопедагоги считают, что коррекция и компенсация нарушений слуха связаны с развитием и расширением слуховых возможностей слабослышащего (со сниженным слухом) и глухого ребенка (известно, что остаточный слух сохраняется и при тотальной глухоте), а также с развитием речи. Компенсация при глухоте осуществляется, кроме того, за счет активного использования сохранных анализаторов (прежде всего зрительного), формирования и развития словесной речи, использования различных форм коммуникации (в частности, дактильной и жестовой видов речи).

По мнению олигофренопедагогов, полностью скоррегировать интеллектуальный дефект невозможно, так как умственная отсталость в отечественной науке считается стойким, стабильным состоянием. Вместе с тем, представители данного направления специальной педагогики рассматривают проблему коррекции и компенсации интеллектуального дефекта с позиции необходимости обучения, воспитания, развития личности умственно отсталого ребенка (подростка), осуществления его профессионально-трудовой подготовки, активного включения в жизнь.

Необходимо отметить, тем не менее, что полная коррекция и компенсация большинства нарушений и дальнейшее нормальное развитие «особенных» детей и подростков возможны не всегда. Наиболее благоприятными состояниями в плане перспективы являются задержка психического развития (ЗПР) и невыраженные речевые нарушения. В остальных случаях можно говорить об определенной динамике (улучшении состояния). Обязательным условием улучшения состояния в любых случаях является целенаправленная, систематическая работа в специально организованных условиях.

Помимо имеющихся понятийных, терминологических различий, каждая область специальной педагогки выделяет для решения узко специальные, характерные исключительно для конкретной области цели и задачи. Например, проблема охраны остаточного зрения является актуальной только для тифлопедагогики, сохранения остаточного слуха, слухопротезирования - для сурдопедагогики.

Различия предметных областей, точнее характера нарушений, обусловливают разработку и использование различных методов, приемов, систем обучения.

Часть категорий «особенных» детей и подростков - это касается дошкольников и школьников с ЗПР, умственной отсталостью, с не выраженными нарушениями зрения и слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата - обучаются так же, как обычные дети - «изустным методом» (М. Ф. Гнездилов).

Для дошкольников и школьников с выраженными сенсорными нарушениями - зрения и слуха - требуется либо сочетание обычных методов и приемов со специальными, либо разработка особых систем обучения.

Слепота делает невозможным использование при обучении чтению и письму обычного типографского шрифта. Поэтому при обучении слепых (и частично зрячих) детей и подростков заменяют буквы обычного шрифта их рельефными изображениями, так как их легко ощупать, не видя. Используются различные виды рельефа - выпуклый и вогнутый, точечный и линейный.

Метод обучения слепых детей получил название «Метод рельефных шеститочий Л. Брайля» (по имени изобретателя). Суть его заключается в том, что каждая буква алфавита или цифра обозначается сочетанием точек (всего их шесть), расположенных в определенной последовательности в пространстве. Вариации количества точек (от одной до шести) и расположения точечных символов создают комбинации букв, знаков препинания, математических символов. Процесс чтения слепыми того или иного материала основывается на восприятии этих комбинаций: точки объединяются в буквы, буквы в слова, предложения. Обучение письму также имеет свои особенности. Письмо тоже рельефное, и осуществляется путем нанесения вдавленных комбинацией точек (букв, цифр) при помощи специального грифеля на плотную бумагу, в результате чего на обратной стороне листа возникает выпуклый рельеф. Проверить правильность написания можно путем ощупывания вогнутых точек острием грифеля.

Глухих детей обучают звучащей речи, метод звучащей речи - ведущий при их обучении.

Но его использование на практике представляет для глухих детей значительную сложность, так как они не могут контролировать правильность собственной речи. Это касается и звучания, так как отсутствует слух.

При обучении глухих детей звучащей речи в качестве ведущего в настоящее время метода, особенно на начальном этапе, активно используется сочетание нескольких приемов: проговаривание (опора на зрительный анализатор - ребенок видит четкую артикуляцию педагога), которое обязательно сопровождается дактилированием взрослого (каждый звук (буква) слова передается определенным сочетанием пальцев. Проговаривание и дактилирование слова соотносятся с картиной (муляжом) предмета (это делается для улучшения понимания). Рисунок/картина обязательно подписывается, для того чтобы дети могли соотнести название предмета с его письменным обозначением, одновременно «схватив» и прочитав графический образ слова целиком (глобально). Таким образом, для правильного восприятия значения слова, правильного его произношения (глухим детям трудно проконтролировать правильность собственного произнесения - они не слышат своей речи) понимания звукового состава слова и его графической записи используется одновременно несколько приемов: проговаривание, дактилирование, показ, подпись. Опора на письменную речь является важной составляющей обучения. Кроме того, при обучении глухих детей и подростков используются жесты (правда, в условиях школьного обучения это приветствуется не всегда). Каждый жест заменяет собой слово. Несмотря на то, что метод звучащей речи является ведущим при обучении и глухих, и слабослышащих детей и подростков, дактилирование и использование жестов (для глухих) сохраняется.

Объединяющим все направления специальной педагогики содержательным аспектом являются трудовая направленность процесса обучения, профессиональная ориентация и профессиональная подготовка, необходимые для успешной социализации и адаптации аномальных подростков в общество.

Вместе с тем, содержание обучения различных категорий аномальных детей и подростков варьируется, и выбор программы обучения (содержание обучения) зависит прежде всего от интеллектуальных возможностей и дошкольников, и школьников.

Содержание обучения в специализированных школах (дошкольных учреждениях), рассчитанных (или ориентирующихся) на нормальное развитие ребенка, соответствует программе общеобразовательной школы. Это касается детей и подростков с сенсорными нарушениями - зрения (слепых, слабовидящих), слуха (глухих, слабослышащих), с речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата,» с задержкой психического развития. По окончании школы выпускники получают аттестат о полном (с нарушениями слуха (слабослышащие), зрения, с тяжелыми нарушениями речи) или неполном среднем образовании (подростки с ЗПР).

Обучение и воспитание дошкольников с нормальным интеллектом, но имеющих различные нарушения (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и др.) проводится по специальным программам, ориентированным на программу обычных дошкольных образовательных учреждений, но с привлечением ряда профильных специалистов (сурдопедагогов, дефектологов, логопедов, тифлопедагогов), которые в период дошкольного детства (в последние годы - раньше) оказывают необходимую «поддерживающую» помощь, и готовят детей к обучению либо в обычной, либо в специальной школе (по общеобразовательной программе).

Однако ориентация специализированных школ и дошкольных образовательных учреждений на программу общеобразовательной школы, тем не менее, не может не учитывать типологических особенностей и возможностей «особенных» учащихся. Указанное определяет специфику работы специальных школ.

Это находит отражение в увеличении сроков обучения для некоторых категорий «особенных» детей и подростков. Так, вместо 11 лет дети и подростки с нарушением слуха и зрения обучаются 12. Кроме того, практически для всех детей и подростков предусматривается введение длительного подготовительного (пропедевтического) периода обучения в начальных классах (в общеобразовательной школе этого нет); допускается перераспределение программного материала, изменение последовательности изучения тем; вводится (особенно на начальных этапах обучения) щадящий режим (сокращение продолжительности уроков, введение игровых приемов и методов работы и т. д.); уменьшена наполняемость классов и групп (для детей дошкольного возраста).

Содержание обучения и воспитания школьников с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталых) учитывает особенности и возможности детей и подростков данной категории и существенно отличается от программы общеобразовательной школы.

Основным отличием является небольшой объем получаемых знаний по всем учебным предметам. Программа является облегченной, модифицированной, растянутой во времени. Так, школьники за девять лет обучения овладевают знаниями и умениями, соответствующими приблизительно уровню начальной общеобразовательной школы. Кроме того, программой предусмотрено изучение не всех предметов: в специальной школе не преподаются иностранные языки, алгебра, химия, физика, геометрия; в старших классах вводятся лишь элементы данных дисциплин. Несмотря на небольшой объем знаний и умений к программе обучения предъявляются серьезные требования. Все сведения должны быть научно достоверными и соответствовать современным требованиям науки. Значительное место в программе обучения отводится трудовой подготовке школьников. По окончании школы выпускники с нарушениями интеллекта получают аттестат о неполном среднем образовании, срок обучения составляет девять лет.

Дети и подростки с более выраженным интеллектуальным дефектом (с умеренной умственной отсталостью) получают первоначальное обучение в специальной школе для детей с глубокой степенью умственной отсталости или в специальных классах при школах для детей с нарушениями интеллекта. Содержание обучения в таких школах и классах направлено в основном на получение элементарных навыков обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков самообслуживания и доступной трудовой деятельности. Школьников учат навыкам и умениям, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Достаточно разработанным является содержание обучения умственно отсталых дошкольников - существует несколько программ обучения и воспитания. Центральной задачей специальных дошкольных учреждений является подготовка воспитанников к обучению в специальной школе. Специализированный детский сад решает проблемы укрепления здоровья, интеллектуального, физического, трудового, эстетического развития умственно отсталых детей, а также воспитания их нравственных качеств.

Характеризуя различия в содержании, методах, приемах обучения, необходимо отметить, что содержание обучения практически для всех возрастных групп «особенных» категорий является достаточно разработанным. Вместе с тем, для ряда детей и подростков с нарушениями развития разработка содержания и сам процесс обучения существенно затруднены. Однако специалисты постоянно работают над совершенствованием содержания программ и процесса обучения детей данной категории. Это касается таких состояний, как ранний детский аутизм, сочетания нарушений зрения и слуха.

Специальная педагогика тесно связана с другими отраслями смежных дисциплин - прежде всего медицинского характера, так как своим появлением различные отрасли специальной педагогики обязаны именно им. Сурдопедагогика связана с отоларингологией, тифлопедагогика - с офтальмологией, олигофренопедагогика - с генетикой, психиатрией, невропатологией.

Наиболее тесная связь отмечается между специальной и общей педагогикой. Теории обучения, принципы, методы обучения и воспитания, приемы обучения, разработанные общей педагогикой, являются основой специального обучения и активно используются во всех отраслях специальной педагогики. В частности, это касается общих принципов дидактики (теории обучения).

Кроме того, специальная педагогика опирается на положения общей, возрастной, педагогической психологии, связана со специальной психологией. Общая психология дает характеристику основным функциям и процессам, обусловливающим психическую деятельность в норме. Учет таких важных знаний, как структура деятельности, ведущая деятельность в детском возрасте, возрастные кризисы и ряд других, позволяет разработать программы для каждого года обучения с учетом ведущей деятельности и личностных особенностей, свойственных всем возрастным периодам развития ребенка. Изучение психологических особенностей аномальных детей и подростков является предметом изучения специальной психологии, которая обогащает специальную педагогику знаниями об особенностях протекания психических процессов особенных детей и подростков. Это важно для правильной организации процесса обучения.

Внутри различных отраслей специальной педагогики существуют тесные взаимосвязи. Так, сурдопедагогика связана с логопедией - направление изучения детей и подростков, имеющих различные нарушения речи, выделившееся из сурдопедагогики. Кроме того, различные речевые нарушения могут отмечаться не только в норме, но и у умственно отсталых, имеющих нарушения зрения и слуха детей и подростков; нарушения слуха и зрения могут отмечаться не только в норме, но и при умственной отсталости. Нарушения зрения и слуха могут сопутствовать друг другу. Все это требует не только учета данных особенностей в процессе обучения, но и совершенствования разработки программ коррекционно-развивающего обучения.

Достаточно важной является «обратная связь», существующая между специальной педагогикой и другими дисциплинами. Специальная педагогика способствует расширению знаний медицинского профиля о вариантах нарушений развития; психологического - о психологических особенностях, свойственных различным категориям «особенных» детей; общепедагогического - о разработке особых, специфических методов обучения и воспитания, которые могут быть использованы в общеобразовательной школе.

Специальная педагогика как наука применяет различные методы исследования. К ним относятся методы наблюдения (чаще всего - в естественных условиях, реже - в специально организованных - в классе, группе), эксперимента (целенаправленное изучение в специально организованных условиях; изучаются, как правило, интеллектуальные, личностные особенности, возможности различных категорий «особенных» детей и подростков, педагогические условия, влияющие на улучшение успеваемости, психологического климата в группе и др.), анализа результатов деятельности (рисунки, тетради, контрольные работы);

анкетирование; социометрия (изучаются взаимоотношения в коллективе, социальной группе); математические методы обработки данных (чаще - в экспериментальных целях).

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте цели и задачи специальной педагогики.

2.Раскройте принципы специальной педагогики

3.Назовите и охарактеризуйте основные разделы специальной педагогики. При выполнении этого задания воспользуйтесь словарем.

4.В чем сходство и различие задач, стоящих перед специальной педагогикой?

5.С чем связаны различия в методах, системах, программах приемах обучения различных категорий аномальных детей и подростков?

6.Раскройте связь специальной педагогики с другими науками. В чем состоит принцип обратной связи специальной педагогики с медициной, педагогикой, психологией?

7.Коротко перечислите основные методы исследования в специальной педагогике.
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
связь с админом