Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагоги. Коррекционная и специальная педагогика


НазваниеКоррекционная и специальная педагогика
АнкорМишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика.doc
Дата21.11.2017
Размер0.6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагоги
ТипУчебное пособие
#31981
страница7 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7

2.5. Взаимодействие специалистов в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Для успешной реализации задач воспитательного процесса воспитателю необходимо сотрудничать с различными специалр стами: психологом, дефектологом (тифлопедагогом, сурдопедагогом, олигофренопедагогом), логопедом, специалистами по музыкальному и физическому воспитанию, врачом, медицинской сестрой, руководством учреждения, а также с родителями.

Воспитатель - дефектолог. Наиболее тесно воспитатель сотрудничает с дефектологом группы (тифлопедагогом, сурдопедагогом или олигофренопедагогом). Их совместная работа направлена на реализацию индивидуального подхода к обучению, воспитанию и развитию каждого воспитанника. Дефектолог может рекомендовать наиболее эффективные методы работы с тем или иным ребенком. Педагог закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях специалистом, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).

Совместно проводится анализ динамики развития воспитанников, обсуждается ход реализации индивидуальных программ развития каждого ребенка. При этом воспитатель может рекомендовать внести существенные изменения, так как имеет возможность видеть детей не только в процессе организованного обучения, но и в свободной деятельности, в ходе общения со сверстниками. Воспитатель совместно со специалистом (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогом, логопедом) планирует проведение экскурсий и. прогулок, подготавливающих (как, например, в логопедических группах) или способствующих закреплению полученных знаний (как в группах для детей с нарушениями зрения). Также совместно планируются и различные праздники (например, дни рождения, Новый год, праздник осени и т. д.).

Воспитатель - логопед. Как указывалось выше, любое психофизическое нарушение или отклонение сопровождается нарушением или отставанием в речевом развитии. Отсюда понятна значимость сотрудничества воспитателя с логопедом.

На начальном этапе пребывания воспитанников в ДОУ компенсирующего, вида педагоги сталкиваются с проблемами не только активного построения высказывания детьми, но и, самое главное, понимания речи взрослых. Учитывая это, воспитателю необходимо (с помощью логопеда) выяснить уровень развития импрессивной речи воспитанников, особым образом строить свои высказывания (особенно в период адаптации) — фраза должна быть короткая, простая, без сложных грамматических конструкций; используется словарь, находящийся в зоне актуального развития ребенка; новое слово, понятие вводится с помощью наглядной ситуации. В первое время как на занятиях, так и в свободной деятельности воспитатель использует преимущественно методы и приемы развития речи, не требующие развернутого высказывания детей. Далее воспитатель уделяет внимание формированию диалогической речи (понимание вопросов, различные формы вопросов и ответов, умение поддерживать разговор с собеседником). Лишь позже акцент на занятиях по развитию речи ставится на монологической речи.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях (Г. В. Чиркина). Воспитатель логопедической группы также проводит с каждым ребенком и индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков речи (по логопедической тетради и заданиям логопеда).

Воспитатель - психолог. Педагогу необходимы тесные контакты и с психологом ДОУ. Проведя индивидуальное психологическое обследование детей и определив общий уровень его психического развития, психолог совместно с педагогом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с каждым ребенком. Особенно важна роль психолога в адаптационный период, когда возможны проявления дезадаптационного стресса. Именно проблемы личностного развития и поведения, общения детей в коллективе, детско-родительских отношений могут быть решены совместно воспитателем и психологом. В случае возникновения затруднений воспитателю необходимо сделать запрос в специальный журнал психолога с указанием проблемной ситуации.

Воспитатель - специалисты по музыкальному и физическому воспитанию. Учитывая наличие нарушения общения у воспитанников коррекционного ДОУ и трудности его формирования, можно говорить о том, что именно с помощью музыки воспитатель сможет установить первоначальный контакт с ребенком, развивать эмоциональную сферу воспитанников. Музыкальные занятия способствуют и формированию активной речи детей. Все это показывает необходимость не только присутствия воспитателя на музыкальных занятиях, но и его активного участия в них. Вместе с музыкальным руководителем он организует детские утренники, праздники, досуг. То же относится и к физкультурным занятиям. Специалист по физической культуре помогает воспитателю в выборе адекватных возможностям детей подвижных игр на прогулках, в паузах между занятиями и т. д.

Воспитатель - медицинские работники. Взаимодействие с медицинскими работниками происходит в двустороннем порядке. Во-первых, врач должен предупредить воспитателя о наличии заболевания у воспитанника и факторах, способствующих его усугублению. Совместно с врачом и медицинской сестрой воспитатель может проводить закаливающие процедуры, что, несомненно, будет способствовать укреплению нервной системы воспитанников и здоровью в целом. Во-вторых, наблюдения воспитателя помогут выявить дополнительные заболевания, выяснить эффективность приема тех или иных лекарственных препаратов.

Воспитатель - руководство учреждения (методист, директор). В процессе работы воспитатель взаимодействует с руководством учреждения, чаще всего - с методистом или старшим воспитателем. В его обязанности входит руководство и контроль за коррекционно-педагогической работой. Воспитатель может обратиться за помощью в составлении календарных планов, в оснащении группы, за методической помощью. Кроме этого, старший воспитатель контролирует четкое выполнение всех режимных моментов. Он ведет следующую документацию:

  • годовой план педагогической работы, месячный план работы, план работы на неделю;

  • протоколы педагогических советов, семинаров, посещений открытых занятий;

  • журнал посещения групп;

  • списки детей по группам с указанием диагноза;

  • журнал по приему детей в специальное учреждение;

  • журнал по выводу и переводу детей в специальные учреждения другого типа;

  • журнал учета пособий и игрушек;

  • список методической литературы (Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова, 2003).

Воспитатель - родители. Одним из сложных, но важных направлений в деятельности воспитателя является работа с родителями детей дошкольного учреждения.

В ДОУ достаточно распространена такая ситуация: после беседы воспитателя с мамой (или другим близким взрослым) последняя задает вопрос, и педагог понимает, что все его усилия оказались напрасны. Цель общения не достигнута, нарастает раздражение, возникает конфликт и т. п. Во избежание этого воспитателю следует помнить о возможных состояниях родителей, связанных с их позицией по отношению к ребенку и его нарушению (Л. И. Солнцева, С. М. Хорош, 1983).

Под адекватной позицией понимают такое отношение к ребенку в семье, при котором он воспринимается как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания; тем самым родителями принимается и нарушение в развитии ребенка, и сам ребенок. Принятие этого означает способность родителей примириться с фактом его наличия. Под принятием ребенка понимается готовность включения его в свой жизненный сценарий, в свою жизненную программу.

Специалистами (Л. И. Солнцева, С. М. Хорош, 1983) выделяются четыре типа неадекватной позиции. При первом типе ребенок и его особенности родителями принимаются, но все же их позиция остается неадекватной. Это определяется тем, что ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, как беспомощное существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. В результате такой позиции возникает гиперопека. Второй тип позиции родителей - принятие нарушения и непринятие ребенка - характеризуется отстраненностью от ребенка. Дети при подобном к ним отношении выделяются неухоженностью, у них наблюдается дефицит ласки и эмоционального общения. При третьем типе позиции - непринятии нарушения и принятии ребенка - родители всеми средствами пытаются доказать несостоятельность дефекта. При воспитании ребенка ими не принимаются в расчет его специфические особенности. При четвертом типе неадекватной позиции родителей и ребенок, и его ограниченные возможности ими не принимаются.

Результатом этого обычно является отказ от ребенка и лишение его права жить в семье.

Кроме того, вопросы, задаваемые родителями, помогут воспитателю правильно определить содержание разговора.

Воспитателю следует строить свои отношения с родителями как партнерские, позиция «над» является непродуктивной и не способствует эффективности коррекционно-воспитательного процесса.

Безусловно, данная работа должна вестись в тесном единстве разных специалистов (психолога, дефектолога, логопеда).

Содержание коррекционно-педагогического процесса воспитатель реализует в таких видах деятельности, как прием детей, утренняя зарядка, прием пищи, занятия, прогулки, экскурсии, беседы с родителями, родительские собрания.

Воспитатели в обязательном порядке посещают педсоветы, семинары, конференции, открытые занятия, проводимые в учреждении.

В Программе ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, 2003) предлагается следующий перечень документации воспитателя:

  • перспективный месячный план работы;

  • план и учет ежедневных занятий (в плане указываются тема, программное содержание, оборудование и примерный ход занятий);

  • план и учет проведения режимных моментов;

  • тетрадь передачи детей;

  • методическая тетрадь - тетрадь записей педсоветов, семинаров, посещений открытых занятий.

Вопросы и задания

  1. Раскройте цели и задачи работы ДОУ компенсирующего вида.

  2. Охарактеризуйте особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

  3. Что такое адаптация и почему важно знать об особенностях ее протекания?

  4. На что направлена работа педагога в адаптационный период?

  5. Сравните особенности поведения в адаптационный период детей, нормально развивающихся и с нарушениями и отклонениями в развитии.

  6. Каковы направления работы воспитателя ДОУ компенсирующего вида в основной период?

  7. Раскройте содержание каждого из них.

Рекомендуемая литература

  1. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. - М., 1987.

  2. Выготский Л. С. Дефектология и развитие ненормального ребенка в книге "Проблемы дефектологии". - М., 1995

  3. Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Д. Шматко. - М., 1997.

  4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М., 2003.

  5. Калинина Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. - СПб., 2002.

  6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка - М., 1973.

  7. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

  8. Методические рекомендации к организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ЗПР / Под ред. С. Г. Шевченко). - М., 2004.

  9. Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. - М., 2005.

  10. Морозова Е. И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего возраста // Дефектология. - 1997. - №4. - С. 67-79.

  11. Петровский В. А., Калиненко В. К, Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1995.

  12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида для слабовидящих детей: ясли-сад-начальная школа. / Под ред. Л. И. Плаксиной - М., 1999.

  13. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова 2-е изд. - М., 1996.

  14. Севастьянова Е. О. Дружная семейка. - М., 2005.

  15. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие / Под ред. Т.Г.Неретиной. - М, 2004.

  16. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М., 2003.

  17. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. -- М., 2004.

  18. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. - М., 2002.

  19. Хайртдинова Л.Ф. Формирование начальных представлений о себе у дошкольников с нарушениями интеллекта // Дефектология, № 1, 2002. - С.81-89.

СЛОВАРЬ

Адаптация - процесс приспособления организмов к условиям существования.

Адаптация социальная - активное приспособление индивидов к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Анализатор - термин, введенный И. П. Павловым для обозначения нервного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей. Деятельность А. позволяет воспринимать на разном уровне информацию об окружающем мире и внутренних состояниях организма и анализировать ее. Нарушения деятельности анализаторов приводят к различным нарушениям. А. состоит из нескольких отделов - рецептора, проводящего пути и центрального отдела, который находится в коре головного мозга.

Аномальный - отклоняющейся от нормы. В настоящее время использование термина в специальной педагогике считается некорректным.

Аутизм - отрыв от реальности, уход в себя, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность (необычность) реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах с окружающей средой. Чаще используется термин «ранний детский аутизм» (РДА), так как проявляется и диагностируется в раннем детском возрасте (до 48 месяцев).

Билингвистический подход к обучению - термин активно используется в сурдопедагогике и означает возможность одновременного обучения неслышащих (глухих) устной речи и языку жестов. При этом язык жестов рассматривается в качестве самостоятельного, родного, приоритетного по отношению к словесному языку.

1 Основные термины и понятия уточняются также в проекте Федерального закона «О специальном образовании».

Билингвизм - двуязычие.

Брайля, точечная азбука. Используется при обучении слепых детей, подростков, взрослых в учебной и профессиональной деятельности. Система рельефной письменности, в которой буквы, цифры, ноты обозначаются различными комбинациями расположения шести выпуклых точек. Предполагает активное использование тактильного анализатора (активное ощупывание).

Дактилирование (дактиль) - метод обучения глухих. Побуквенный образ слова передается сочетанием пальцев (как правило, при проговаривании слова).

Дезадаптация (дизадаптация) - нарушения приспособления к окружающей среде. В специальной педагогике в настоящее время выделяют несколько видов дезадаптации - школьную (неумение адаптироваться к требованиям, которые предъявляет школа), социальную (неумение соответствовать требованиям окружения) и т. д.

Дети с особыми образовательными потребностями - современный синоним термина «дети, имеющие нарушения».

Дети с отклонениями в развитии - аномальные, «особенные» дети.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга внутриутробно, во время родов или на первом году жизни ребенка, проявляющаяся в виде двигательных расстройств (параличи, парезы, насильственные, содружественные движения); нарушение тонуса мышц; отмечаются нарушения координации движений, речевые расстройства (дизартрия). Как правило, сопровождается нарушением психического развития разной степени выраженности.

Дефект - нарушение, недостаток какого-либо органа, выпадение психической, физиологической или психической функции; отклонение от нормы, может быть врожденным (дефект развития) или приобретенным. В разной степени ограничивает возможности ребенка, подростка, взрослого полноценного взаимодействия с окружающим. В настоящее время использование термина считается некорректным.

Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их развития, обучения, воспитания. Современные синонимы - специальная, коррекционная педагогика.

Динамика - термин, который используется для характеристики изменения состояния ребенка (его уровня развития, степени овладения определенным навыком, учебным предметом и т. д.). Может быть спонтанной (связана с развитием ребенка), но чаще достигается в процессе целенаправленного обучения. Д. может быть положительной - связана с улучшением, отрицательной - связана с ухудшением состояния ребенка.

Жестов, язык - естественный, родной язык для неслышащих с рождения индивидов. Каждое слово передается жестом.

Задержка психического развития (ЗПР) - временное (темповое) отставание развития психики в целом или отдельных ее функций от нормального развития. Выделяется несколько форм: конституциональная (гармонический инфантилизм - ребенок по внешнему облику, состоянию эмоционально-волевой сферы напоминает ребенка более младшего возраста), психогенная (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания), соматогенная (в ее основе лежат длительные заболевания), церебрально-органическая (связана с негрубой органической недостаточностью центральной нервной системы).

Практически для всех вариантов ЗПР характерна положительная динамика, которая достигается в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Зрения, нарушения - снижение остроты или сужение поля зрения. По степени снижения остроты зрения выделяются слепые и слабовидящие. По времени наступления дефекта - слепорожденные (слепые с рождения или потерявшие зрение в раннем возрасте - до трех лет); поздноослепшие (нарушения зрения наступают после трех лет). Среди слепых выделяются тотально слепые (полностью утрачены зрительные восприятия) и частично слепые индивиды, имеющие фоновое зрение (выделяют фигуру из фона), или сохранившие светоощущения (отличают свет от тьмы).

Иннервация - снабжение клеток нервными импульсами.

Интеграция - объединение.

Интегрированное обучение - совместное обучение нормальных и «особенных» учащихся в общеобразовательном пространстве (школа, детский сад). По степени интеграции выделяются полная, частичная, комбинированная и др.

Интеллект - совокупность всех познавательных функций и процессов индивида.

Интеллекта, снижение - умственная отсталость.

Исключительные дети - современный обобщенный термин для характеристики детей и подростков с различными нарушениями; синоним - «особенные» дети и подростки; дети и подростки с особыми образовательными потребностями.

Компенсация - возмещение нарушенных функций и систем организма (прежде всего, за счет процессов, механизмов, заложенных биологически). К. становится возможной, главным образом, благодаря целенаправленному обучению и воспитанию; может быть полной или частичной.

Коррекционная работа - система педагогических мероприятий, направленная на улучшение состояния, преодоление имеющихся нарушений, а также на развитие интеллектуальных, физических, речевых, сенсорных возможностей личности «особенных» детей и подростков

Логопедия - наука о нарушениях речи, их преодолении и профилактике.

Нарушение - отклонения от нормы; могут быть врожденными, приобретенными. В настоящее время активно используется синоним термина «недостаток».

Олигофренопедагогика - составная часть специальной педагогики, предметом которой является обучение и воспитание детей и подростков с нарушениями интеллекта.

Паралич - выпадение функции мышцы, конечности вследствие нарушения иннервации.

Парез - уменьшение силы или объема движения вследствие нарушения иннервации.

Слуха, нарушение - снижение остроты слуха. По степени снижения остроты слуха выделяются тотально глухие и слабослышащие. По времени наступления недостатка выделяют глухих с рождения (потеря слуха произошла в период от рождения до трех лет) и позднооглохших (потеря слуха наступила после трех лет).

Специальная педагогика - составная часть общей педагогики, рассматривающая вопросы обучения и воспитания лиц с отклонениями в психическом и физическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднительно или невозможно. Синоним - коррекционная педагогика.

Сложные (комплексные, множественные) нарушения - нарушения развития, при которых отмечается сочетание однородных (сенсорных - зрения и слуха - двойные сенсорные дефекты) или разнородных (умственная отсталость, ДЦП, нарушения слуха) расстройств.

Сурдопедагогика - составная часть специальной педагогики; предметом С. является обучение и воспитание детей и подростков с нарушением слуха.

Тифлопедагогика - составная часть специальной педагогики. Предметом Т. является обучение и воспитание детей и подростков с нарушениями зрения.

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением коры головного мозга. Синоним - снижение интеллекта. Сопровождает человека всю жизнь, затрагивает нарушение интеллекта и личности в целом, является стабильным состоянием. По степени тяжести выделяют легкую, умеренную, выраженную, глубокую умственную отсталость.

Темы курсовых работ

  • Ранние попытки оказания помощи аномальным детям в России.

  • Первые попытки организации специального образования за рубежом (на примере конкретной страны - на выбор).

  • Актуальные проблемы современного отечественного специального образования.

  • Проблема интегрированного обучения на современном этапе.

  • Содержание обучения в специальной педагогике в России (раскрыть на примере конкретной отрасли).

  • Особенности развития специального образования в 70-90-х гг. XX столетия (на примере любой зарубежной страны).

  • Вклад зарубежных исследователей (педагогов-практиков, клиницистов) в развитие специального образования (за рубежом) - на выбор.

  • Новые тенденции' развития специального образования (на примере любой страны).

  • Современные подходы к организации обучения детей с проблемами в обучении.

  • Современное законодательство в отношении «особенных» граждан (на примере конкретной страны).

  • Особенности развития специального образования в России в 60-80-х гг. XX столетия.

  • Первые мероприятия советского государства в организации помощи аномальным детям.

  • Вклад Л. С. Выготского в развитие отечественной специальной педагогики.

  • Особенности формирования общения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

  • Понятие «адаптация». Особенности адаптации воспитанников ДОУ компенсирующего вида.

  • Использование игр в процессе формирования культурно-гигиенических навыков.

  • Особенности речевого развития при различных нарушениях.

  • Проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Формы работы воспитателя ДОУ компенсирующего вида.

  • Понятие психологической готовности к школьному обучению.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой.семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подо печной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограничен ной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его право субъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

  • Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

  • Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

  • Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

  • Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14

  • Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

  • Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15

  • Каждый человек имеет право на гражданство.

  • Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

  • Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

  • 2Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в*брак сторон.

  • Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17

  • Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

  • Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

  • Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

  • Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

  • Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

  • Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

  • Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек без какой-либо дискриминации имеет

право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый

периодический отпуск.

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение .на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА

Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование на их собственное благо и на благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Резолюция 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН

ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

9 декабря 1975 г.

Генеральная Ассамблея,

сознавая обязательства, взятые на себя государствами-членами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, действовать как совместно, так и индивидуально в сотрудничестве с Организацией в целях содействия повышению уровня жизни, полной занятости и обеспечению условий для прогресса и развития в экономической и социальной областях,

вновь подтверждая свою веру в права человека и основные свободы, а также принципы мира, достоинства и ценности человеческой личности и социальной справедливости, провозглашенные в Уставе,

напоминая о принципах Международных пактов о правах человека, а также о нормах социального прогресса, уже провозглашенных в учредительных актах, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда Организации Объединенных Наций и других заинтересованных организаций,

ссылаясь также на резолюцию 1921 (LVIII) Экономического и Социального Совета от 6 мая 1975 года о предупреждении потери трудоспособности и восстановлении трудоспособности инвалидов, принята без голосования подчеркивая, что провозглашается необходимость зашиты прав, обеспечения благосостояния и восстановления трудоспособности людей с физическими и умственными недостатками,

учитывая необходимость предупреждения инвалидности, вызванной физическими и умственными недостатками, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия всеми возможными мерами включению их в нормальную жизнь общества,

сознавая, что некоторые страны на данном этапе своего развития могут посвятить этим целям лишь ограниченные усилия,

провозглашает настоящую Декларацию о правах инвалидов и просит принять меры в национальном и международном плане, чтобы Декларация служила общей основой и руководством для защиты этих прав:

  1. Выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденный или нет, его или ее физических или умственных способностей.

  2. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.

  3. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.

  4. Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица; пункт 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц применяется к любому возможному ограничению или ущемлению этих прав в отношении умственно неполноценных лиц.

  5. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

  6. Инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции.

  7. Инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций.

  8. Инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

  9. Инвалиды имеют право жить в кругу своей семьи или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Что касается его или ее места жительства, то ни один инвалид не может подвергаться какому-либо особому обращению, не требующемуся в силу состояния его или ее здоровья или в силу того, что это может привести к улучшению состояния его или ее здоровья. Если пребывание инвалидов в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем сложны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его или ее возраста.

  10. Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих Дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер.

  11. Инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества; если они являются объектом судебного преследования, они должны пользоваться обычной процедурой, полностью учитывающей их физическое или умственное состояние.

  12. С организациями инвалидов могут проводиться полезные консультации по всем вопросам, касающимся прав инвалидов.

  13. Инвалиды, их семьи и их общины должны быть полностью информированы всеми имеющимися средствами о правах, содержащихся в настоящей Декларации.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Резолюция 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН

ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ

20 декабря 1971 г.

Генеральная Ассамблея,

сознавая обязательство, взятое на себя государствами - членами Организации Объединенных Наций в соответствии с Уставом, действовать как совместно, так и индивидуально в сотрудничестве с Организацией в целях содействия повышению уровня жизни, полной занятости и обеспечению условий для прогресса и развития в экономической и социальной областях,

вновь подтверждая веру в права человека и основные свободы, а также в принципы мира, достоинства и ценности человеческой личности и социальной справедливости, провозглашенные в Уставе,

ссылаясь на принципы Международных пактов о правах человека и на нормы социального прогресса, уже провозглашенные в конституционных актах, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда Организации Объединенных Наций и других заинтересованных организаций,

подчеркивая, что провозглашается необходимость защиты прав, обеспечения благосостояния и восстановления трудоспособности людей, страдающих физическими и умственными недостатками,

1 СССР при голосовании воздержался.

учитывая необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействия по мере возможности включению их в обычную жизнь общества,

сознавая, что некоторые страны на данном этапе своего развития могут приложить лишь ограниченные усилия в этих целях, провозглашает настоящую Декларацию о правах умственно отсталых лиц и просит принять меры в национальном и международном плане, с тем чтобы Декларация служила общей основой и руководством для защиты этих прав:

  1. Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.

  2. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.

  3. Умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.

  4. В тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

  5. Умственно отсталое лицо имеет право пользоваться квалифицированными услугами опекуна в тех случаях, когда это необходимо для защиты его личного благосостояния и интересов.

  6. Умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации злоупотреблений и унизительного обращения. В случае судебного преследования в связи с каким-либо деянием оно должно иметь право на должное осуществление законности, полностью учитывающее степень умственного развития.

  7. Если вследствие серьезного характера инвалидности умственно отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права или же возникает необходимость в ограничении или аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования, должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений. Эта процедура должна основываться на оценке квалифицированными специалистами общественно полезных возможностей умственно отсталого лица, а также предусматривать периодический пересмотр и право апелляции в высшие инстанции.


Оглавление

Предисловие 3

Глава 1. Общие вопросы специальной педагогики .............................5

2.70.Предмет, цель и задачи специальной педагогики ......................5

2.71.История становления специальной педагогики

за рубежом ....................17

1.3. История становления специальной педагогики

в России ...............32

1.4. Актуальные проблемы специального образования

на современном этапе ..........................53

Глава 2. Коррекционная направленность воспитательного

процесса в дошкольном образовательном учреждении

(ДОУ) компенсирующего вида ................62

2.1. Организация воспитательного процесса

в ДОУ компенсирующего вида .....................62

2.2. Особенности психического развития детей

с ограниченными возможностями здоровья ..................64

2.3. Содержание работы педагога

в адаптационный период...................... 67

2.72.Содержание работы педагога в основной период ................79

2.73.Взаимодействие специалистов

в ходе коррекционно-воспитательного процесса .........................102

Словарь ....................110

Темы курсовых работ ..................115

Приложение 1. Всеобщая декларация прав человека .................117

Приложение 2. Декларация прав ребенка ..................126

Приложение 3. Декларация о правах инвалидов ..................130

Приложение 4. Декларация о правах умственно отсталых лиц. ..............134

Мишина Галина Александровна

Моргачева Елена Николаевна

Коррекционная и специальная педагогика

Учебное пособие

Редактор И, И. Чеснокова

Корректор Л. Шитова

Компьютерная верстка А. П. Сильванович

Оформление серии А. Никулина

Издательство «ФОРУМ»

101000, Москва - Центр, Колпачный пер., д. 9а

Тел./факс: (495) 625-32-07, 625-52-43

E-mail: mail@forum-books.ru

ЛР№ 070824 от 21.01.93

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127282, Москва, ул. Полярная, д. 31 в

Тел.: (495) 380-05-40

Факс: (495) 363-92-12

E-mail: books@infra-m.ru

Отпечатано в полном соответствии с качеством

предоставленных диапозитивов в ОАО "Тульская типография".

300600, г. Тула, пр. Ленина,109.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей