Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

РЕФЕРАТ. Коррекционная работа с детьми в школьных логопунктах, поликлиниках


НазваниеКоррекционная работа с детьми в школьных логопунктах, поликлиниках
Дата04.09.2019
Размер20.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРЕФЕРАТ.docx
ТипРеферат
#62980
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Коррекционная работа с детьми в школьных логопунктах, поликлиниках

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Коррекционная работа с детьми в школьных логопунктах

ГЛАВА 2. Коррекционная работа с детьми в школьных поликлиниках

Заключение

Список литературы

Введение

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадет в дошкольном образовательном учреждении и школе. Логопед Преодоление речевого нарушения способствует развитию познавательных способностей ребенка. Раздвигая рамки общения — как в среде сверстников, так и с взрослыми — ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Поскольку коррекционная работа в школе осуществляется в основном в группе, логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенный логопедический диагноз.

Для выработки единого подхода к коррекции развития учащихся логопед взаимодействует с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, родителями учащихся, логопедами дошкольных образовательных учреждений, ведет необходимую документацию, т.е. осуществляет целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников.

Согласно нормативным документам, регламентирующим работу учителя-логопеда на школьном логопункте (Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации») логопедический пункт при общеобразовательной школе организуется для оказания помощи обучающимся с нарушениями устной и письменной форм речи.

Цель коррекционной работы школьного логопункта:

Коррекционная (логопедическая) работа в соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской федерации» (ст.49,72) и стандартом образования второго поколения направлена на создание системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющим различные нарушения устной и письменной форм речи, в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания. Позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

ЗАДАЧИ коррекционной работы школьного логопункта:

- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ОВЗ;

- определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения речевого развития и степенью его выраженности;

- создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

- разработка и реализация индивидуальных учебных планов; организация индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий для детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по педагогическим, медицинским и другим вопросам.

СИСТЕМА ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.

▪ Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учёта ближайшего прогноза развития обучающегося и создание благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трёх уровней:

- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития);

- профилактического;

- развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

▪ Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи обучающемуся. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребёнка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

▪ Деятельностный принцип коррекции.

Принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности обучающегося и создание оптимальных условий для его ориентировки в конкретной ситуации.

▪ Учёт возрастно-психологических и индивидуальных особенностей обучающегося.

▪ Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с обучающимся.

Перенос нового позитивного опыта, полученного обучающимся на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнёров ребёнка, принять новые способы общения и взаимодействия с ним.

▪ Развитие динамичности восприятия.

В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности обучающихся.

▪ Продуктивность обработки информации.

Необходимо обеспечить обучающемуся полноценное условие учебной информации на основе переноса предлагаемых учителем-логопедом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятие решения.

▪ Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятия специальных упражнений по коррекции высших психических функций.

▪ Обеспечение мотивации к учению.

Принцип предполагает обеспечение постоянного интереса обучающегося к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

▪ Концентрический.

В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

Программа коррекционно-развивающей работы включает в себя взаимосвязанные направления, которые и отражают её основное содержание:

диагностическая работа

- организация диагностических обследований и своевременное выявление обучающихся с речевой патологией; выявление обучающихся для зачисления на школьный логопункт;

- проведение зачисления обучающихся на логопункт, комплектование групп и подгрупп в соответствии со структурой нарушения речевого развития и степенью его выраженности;

коррекционно-развивающая работа

- проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, по устранению различных речевых нарушений, в соответствии с графиком, согласованным с администрацией МБОУ;

- развитие и совершенствование устной речи обучающихся, формирование у них правильного произношения, фонематических, морфологических, синтаксических обобщений, на базе которых осуществляется коррекция письма и чтения;

- содействие преодолению неуспеваемости обучающихся по русскому языку; - применение знания содержания программы по русскому языку, владение методами и приемами обучения русскому языку, использование дидактических материалов в соответствии с темами программы;

- осуществление систематической связи с заместителями директора по учебной работе, классными руководителями и родителями обучающихся, посещающих логопункт;

- посещение уроков с целью выработки единой направленности в работе учителя-логопеда и учителя с обучающимися, имеющими нарушения речи;

- осуществление взаимодействия с учителями по вопросам усвоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку);

- по завершению занятий, при выпуске, проведение оценки успехов обучающихся, получивших логопедическую помощь;

- применение здоровье сберегающих технологий.

информационно-просветительская работа.

- регулярное проведение родительских собраний и консультаций;

- информирование педагогического совета МБОУ о задачах, содержании и результатах работы логопедического пункта;

- проведение среди учителей и родителей обучающихся, пропаганды логопедических знаний по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи;

- поддержание связи со специалистами МДОУ, специальных (коррекционных) МБОУ, ПМПК и врачами-специалистами детских поликлиник;

-активное участие в методических объединениях учителей-логопедов;

-участие в заседаниях методических объединений учителей и работе педагогических советов .

ГЛАВА 2


После подробного ознакомления с анамнезом ребенка и его речью, данными врачебного обследования логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости индивидуальных или групповых занятий в условиях поликлиники или психоневрологического диспансера. Если ребенок не нуждается в специальных логопедических занятиях, необходимо проконсультировать родителей, как работать с ребенком дома. В случае отсутствия места в группе ребенка следует записать на очередь для последующего вызова на занятия.

Все дети, обратившиеся в текущем году за логопедической помощью, должны быть зарегистрированы в журнале первичного приема. На детей, приступающих к систематическим или консультативным занятиям, логопед заводит логопедические карты, в которых подробно записывает анамнез ребенка, состояние его речи, речевой диагноз, намеченный план занятий и динамику продвижения. Кроме того, логопед имеет журнал посещаемости логопедических занятий (групповых и консультативных). Журнал делится на две части: в первой фиксируются регулярные занятия, а в другой - консультативные Обе части журнала содержат следующую информацию: фамилия, имя, возраст ребенка, диагноз, даты и количество занятий, результативность.

Как указывалось выше, логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.

При оказании помощи следует учитывать:

1) нервно-психическое, соматическое состояние детей и их возрастные особенности (негативизм, возбудимость, быструю утомляемость, трудность в переключаемости внимания);

2) разнообразие речевой патологии в детском возрасте как органического, так и функционального характера;

3)необходимость присутствия родителей на логопедических занятиях для дублирования работы в домашних условиях.

Специализированные ясли для детей с нарушением речи.

Специализированные ясли для детей с нарушением речи являются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероприятий, направленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов.

Ясли находятся в ведении местных органов здравоохранения, которые руководят их работой и осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей.

Отбор в ясли для детей с нарушениями речи проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра (невропатолога, психоневролога) и логопеда. Дети направляются на отборочную комиссию со следующей документацией: выписка из истории развития болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере заработной платы.

Прием в специализированные ясли осуществляется:

а) для детей с задержкой речевого развития в течение всего года по мере освобождения мест;

б) для заикающихся — один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года.

В специализированные ясли принимают детей с заиканием и задержкой речевого развития на органическом фоне.

Противопоказаниями к приему являются: выраженная умственная отсталость (олигофрения, умственная отсталость, связанная с прогредиентным психическим заболеванием), судорожные припадки, грубые нарушения двигательных функций.

Работа специализированных яслей строится по типу учреждений с круглосуточным пребыванием детей. В специализированных яслях находятся дети до 4 лет (принимаются в возрасте до 3 лет).

Группы комплектуются по речевому дефекту (заикание, задержка речевого развития).

Выписка из специализированных яслей производится домой, в специальный детский сад или детский сад общего профиля (по показаниям).Специализированный дом ребенка. Основной задачей логопеда в Доме ребенка является профилактика отклонения в речевом развитии (начиная с доречевого периода — от 3 месяцев и до 1 года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.

Логопед принимает активное участие в медико-психолого-педагогических комиссиях, обследует всех детей по видам речевой и неречевой деятельности, описывает уровень развития каждого ребенка, составляет план мероприятий, обеспечивающий своевременное развитие речи или ее исправление, По каждой подгруппе детей и индивидуально.

Он ежедневно занимается с детьми всех возрастных групп (начиная с 3-месячного возраста) по подгруппам и индивидуально (в соответствии с методическими установками по обучению детей раннего возраста), оценивает эффективность обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, абстракция и др. – развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью.

Речь является средством регуляции психической деятельности человека. Она организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей