ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТОГО СЛОГА. ( 3-ий тип слоговой структуры). Упражнение « ДОГОВОРИ СЛОВО».
Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа
Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Вариант 1 Логопед произносит начало слова, ребенок заканчивает его звуком [м], затем называет слово полностью. Логопед: Ребенок: До дом
Да дам
Ды дым
Ко М ком
Га гам
Та там
То том Вариант 2 Ребенок произносит первый звук [м], логопед договаривает слово. Затем ребенок произносит слово полностью. Ребенок: Логопед: Ребенок: М ак мак
ай май
оль моль
ох мох
ыть мыть
ать мать (Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.) Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ».
Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при образовании имен существительных в форме единственного числа от множественного числа.
Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения. Логопед, бросая мяч ребенку, называет имя существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, называет это слово в единственном числе. Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: Коты – кот века – век
Киты – кит дома - дом
Быки – бык меха - мех
Дубы – дуб тени - тень
Кони – конь дни - день
Бои – бой пни - пень
Упражнение «ЧТО ТЫ ЗАПОМНИЛ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Развивать зрительную память и внимание. Оборудование: предметные картинки: бак, люк, дым, мох, мед, лев.
Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком 5 – 6 картинок и говорит: «Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что ты запомнил».
Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКУ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «мой» с существительными мужского рода. Оборудование: предметные картинки: тень, дед, ель, лед, мех, тюль, пух, пень.
Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них, и род слова «тюль». Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать «мой». Ребенок: Мой дед мой мех мой тюль
Мой лед мой пух мой пень.
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении антонимов
2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения. Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением. Логопед: Ребенок: Да – нет
Ночь – день
Взять – дать
Север – юг.
Верх – низ*
Упражнение «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ».
Цель:
1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 3-го типа.
Учить определять предмет по существенным признакам или действиям.
Развивать логическое мышление и слуховое внимание.
Оборудование: предметные картинки: ель, дом, лев, ком, бык, пух. Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком предметные картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит отгадать и сказать, о каком предмете идет речь. Логопед: Ребенок: Ветвистая, высокая, зеленая, колючая ель.
Старый, кирпичный, двухэтажный дом.
Грозный, большой, с лохматой гривой лев.
Большой, круглый, снежный ком.
Белый, легкий, птичий пух.
Упражнение «ЛАБИРИНТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Развивать зрительное внимание.
Оборудование: бланк с переплетенными линиями.
Ход игрового упражнения. Логопед показывает ребенку бланк с переплетенными линиями, уточняет названия предметов, нарисованных на левой стороне бланка, и обращается к ребенку с вопросом: «У кого что?». Ребенок , проследив линию глазами должен ответить предложением. Логопед: Ребенок:
У мамы мак. (У мамы фен.)
У папы пень. ( У папы конь.) У Тани тень. (У Тани мак.) У дуба фен. (У дуба тень.)
У дома конь. (У дома пень.)
Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Учить подбирать рифмующиеся слова.
3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление. Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки. Логопед: Ребенок: Зеленеет даль полей.
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? май
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали? Это … кот
С подстриженной гривой
Он скачет ретиво
Чуть шпорами тронь,
Кто же это? конь
Иван работы так боится,
Как палки пес,
Как камня птица.
Лежит в постели целый день.
Напала на Ивана… лень.
Упражнение «НАЗОВИ 5 ПРЕДМЕТОВ».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при согласовании числительного «пять » с именами существительными.
2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.
Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: « Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где пять таких предметов и назовешь их». Логопед: Ребенок: Муха - пять мух
Липа – пять лип
Дыня – пять дынь
Нота – пять нот
Хата – пять хат
Пуля - пять пуль
Ива – пять ив
Лето – пять лет
Упражнение «СЛОЖИ КАРТИНКУ И НАЗОВИ ДРУГИМ СЛОВОМ».
Цель:
Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении синонимов..
Формировать целостное восприятие предмета.
Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки, разрезанные на 2 части. Ход игрового упражнения. Логопед объясняет ребенку, что некоторые предметы можно называть разными словами. Например, про «дом» можно сказать «здание» и т.д.
Затем логопед делит разрезные картинки: одну часть оставляет у себя, другую отдает ребенку. Показывая половину картинки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку, и назвать изображенный на ней предмет по-другому. Логопед: Ребенок: Здание - дом
Лошадь - конь
Книга - том
Дорога - путь
Битва - бой
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |