ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ. ( 6-ой тип слоговой структуры).
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО». Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения. Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Логопед: Ребенок:
|
Логопед: Ребенок:
| Бант – бантик
| Лист – листик
| Бинт – бинтик
| Зонт – зонтик
| Фант – фантик
| Мост – мостик
| Куст - кустик
| Болт – болтик
| Дождь – дождик*
| Холм – холмик
| Шарф – шарфик*
|
|
Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ». Цель:
Учит четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.
Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масло, бинт.
Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед: Ребенок:
а) с окончанием «ОЙ». Двор метут (чем?) Метлой.
Моются (чем?) Губкой.
Шьют (чем?) Иглой, ниткой.
Угощают (чем?) Булкой, халвой.
Едят (чем?) Вилкой, ложкой. б) с окончанием «ОМ». Хлеб намазывают (чем?) Маслом.
Рану бинтуют (чем?) Бинтом.
Упражнение «ЧЕГО НЕТ?» Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.
Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: винты, болты, банты, кусты, листы, зонты, волки, катки, куски, комки, узлы, козлы, дятлы, мосты. Ход игрового упражнения. Логопед, показывая ребенку картинку, называет предмет, изображенный на ней. Затем убирает картинку и просит ответить на вопрос:
«Чего (кого) нет?» Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Винты – винтов
| Зонты – зонтов
| Узлы – узлов
| Фильмы – фильмов
| Волки – волков
| Углы – углов
| Банты – бантов
| Катки – катков
| Козлы – козлов
| Бинты – бинтов
| Куски – кусков
| Дятлы – дятлов
| Кусты – кустов
| Листы – листов
| Мосты – мостов
|
|
|
|
Упражнение «ОДИН – ПЯТЬ». Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными.
Расширять и активизировать словарный запас.
Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку: « Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов». а) с нулевым окончанием. Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Одна комната – пять комнат
| Одна яблоня – пять яблонь
| Одна конфета – пять конфет
| Одна котлета – пять котлет
| Одни колготы – пять колгот
| Одно яблоко – пять яблок
|
б) с окончанием «ЕЙ» Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Один огонь – пять огней
| Один бивень – пять бивней
| Один уголь – пять углей
| Один парень – пять парней*
| Один камень – пять камней
| Один корень – пять корней*
| Один ливень – пять ливней
|
|
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.
2. Расширять и активизировать словарный запас. Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу. а) с суффиксом «Н» и окончанием «ЫЙ» Логопед: Ребенок: Котел из меди – медный котел
Бульон из рыбы – рыбный бульон*
Костюм из ваты – ватный костюм
Пузырь из мыла – мыльный пузырь*
Палас в пыли – пыльный палас
Лоб в поту – потный лоб
Поток из воды – водный поток
Запах дыма – дымный запах б) с суффиксом «Н» и окончанием «ИЙ» День летом – летний день
День зимой – зимний день
Упражнение «КТО ЭТО?» Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.
Упражнять в словообразовании.
Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы:
Логопед: Ребенок: Кто мелет муку? Мельник.
Кто кладет печи? Печник.
Кто ухаживает за лесом? Лесник.
Кто много шутит? Шутник.
Кто продает и рубит мясо? Мясник.
Как называется спортсмен,
который катается на лыжах?
Лыжник.
Кто пасет коней и коров? Пастух.
Кто кует цепь? Кузнец.
Кто много ленится? Лентяй.
Кто много болтает? Болтун.
Кто лечит больных? Доктор.*
Кто управляет самолетом? Летчик.* ( Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. Существительные с суффиксом –НИК- используются на первом занятии).
Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ». Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с предлогом «НА».
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование: сюжетные картинки. Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку сюжетные картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы. Логопед: Ребенок:
На чем катаются дети зимой?
| На санках, на коньках.
| На чем люди передвигаются по воде?
| На лодках, на яхтах.
| На чем лежит снег зимой?
| На ветках, на кустах, на елках, на окнах, на холмах, на соснах, на шапках,* на лавках.
|
Упражнение «ПРЯТКИ». Цель: Учит четко произносить слова 6-го типа слоговой структуры при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ЗА». Оборудование: сюжетная картинка. Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку, что животные играют в прятки, а затем предлагает посмотреть и сказать, кто куда спрятался.
Ребенок: Зайчик за окном.
Медведь за кустом.
Индюк за углом.
Павлин за елкой.
Барбос* за будкой.
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ». Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении антонимов.
Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением. а) подбор антонимов к именам прилагательным. Логопед: Ребенок:
Толстый – тонкий
Высокий - низкий
Здоровый – больной
Глупый – умный
Светлый – темный
Холодный – теплый
Слабый – сильный
Богатый – бедный
Пустой – полный
Жидкий – густой
Глубокий – мелкий
Сладкий – кислый
б) подбор антонимов к глаголам. Уронить – поднять
Бросить – поднять
Проснуться – уснуть
Отдохнуть – устать
Опоздать – успеть
Сохнуть – мокнуть
Зажигать - гаснуть
( Лексический материал данного упражнения необходимо разделить на 2 занятия.)
Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО». Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.
Расширять и активизировать словарный запас.
Развивать слуховое внимание.
Оборудование: предметные картинки: хоккей, футбол, индюк, компас, магнит, павлин, дельфин, костюм, балкон, каблук, медведь, пастух. Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5-6 картинок и говорит: « Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала».
Логопед: Ребенок:
| Логопед: Ребенок:
| Хок – хоккей
| – фин дельфин
| Фут – футбол
| – тюм костюм
| Ин – индюк
| - кон балкон
| Ком – компас
| – лук каблук
| Маг – магнит
| – ведь медведь
| Пав – павлин
| – тух пастух
|
Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа в словосочетаниях.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3.. Формировать слуховое внимание и память. Оборудование: предметные картинки: ельник, костюм, дельфин, бублик, медведь, компот, каблук, тюльпан, альбом, бульон. Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая словосочетания: дальний ельник, модный костюм,
умный дельфин, мягкий бублик, сильный медведь.
Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетания. Логопед: Ребенок: Дальний дальний ельник
Сильный сильный медведь
Умный умный дельфин
Мягкий мягкий бублик
Модный модный костюм
(Аналогично проводится работа со словосочетаниями: теплый компот, тонкий каблук, мелкий дождик, пустой карман,* низкий тюльпан, Костин альбом, мясной бульон.)
Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Цель: 1.Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.
2.Учить понимать семантическое значение приставочных глаголов и правильно употреблять их.
3.Активизировать глагольный словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Пальто с пола нужно (поднять, отнять, занять) поднять
Мальчик стул из комнаты (занес, поднес, отнес) отнес
Антон маме букет (выдал, отдал, сдал) отдал
Павлик руки от грязи (умыл, замыл, отмыл) отмыл
Осенью у птиц начинается (вылет, отлет, прилет) отлет
Папа летом всю семью на дачу (подвез, отвез, завез) отвез
Вратарь из ворот мяч (забил, отбил, побил) отбил
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |