Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Кузьмина ольга сергеевна рабочая тетрадь


НазваниеКузьмина ольга сергеевна рабочая тетрадь
АнкорRabochaya tetrad Integratsia detey s OVZ v obrazovatelnoe prostranstvo.doc
Дата03.11.2017
Размер4.31 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRabochaya_tetrad_Integratsia_detey_s_OVZ_v_obrazovatelnoe_prostr
ТипСтатья
#30594
страница5 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Общие и особые образовательные потребности детей с ОВЗ

Психологические особенности детей с ОВЗ

Прежде чем описывать причины различных нарушений, необходимо отметить основные условия нормального развития ребенка.

В-первую очередь, это нормальная работа головного мозга и его коры. При наличии патологических состояний нарушается нормальное функционирование процессов возбуждения и торможения, затрудняется осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации, изменяется работа психической деятельности человека.

Во-вторых, необходимо нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности.

В-третьих, важна сохранность всех органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.) и речевой системы в целом, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром и позволяют полноценно усваивать информацию.

В-четвертых, необходима систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в дошкольном учреждении, школе и других учебных заведениях.

На процесс нормального психического развития ребенка могут повлиять различные факторы, главными из которых считаются внешние (социальные, экологические, информационные, экономические, демографические, гигиенические) и внутренние (биологические). К биологическим факторам, обуславливающим наиболее серьезные отклонения в психофизическом развитии ребенка, относят:

  1. пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала;

  2. биохимические вредности;

  3. серьезные отклонения в соматическом состоянии матери;

  4. внутриутробные нарушения (проявляющиеся в процессе беременности);

  5. родовые травмы;

  6. несовместимость родителей по резус-фактору;

  7. различные опухолевые образования;

  8. наследственная предрасположенность к заболеваниям.

Таким образом, болезнь, вызывая нарушение биологической линии развития, тем самым создает препятствия для нормального развития – усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка.

Кроме перечисленных причин особую роль в правильном развитии ребенка влияет благоприятная социальная среда. Неблагоприятные условия проживания ребенка (неполные и социально опустившиеся семьи, депривация и др.) воздействуют на психическое развитие ребенка, которое впоследствии приводит к возникновению различных отклонений (снижение интеллектуальных темпов развития, неврозы, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы и т.п.).

Для правильной и своевременной помощи необходимо знать психологические особенности, закономерности развития таких детей. Исследователями выделяют общие и специфические закономерности развития детей с ОВЗ.

Задание. Составьте схему основных условий нормального психического развития.


Задание. Перечислите общие закономерности психического развития детей с ОВЗ. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории детей с ОВЗ.

Задание. Перечислите специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Многообразные причины, нарушения условий нормального функционирования способны привести к появлению множества вариантов отклоняющегося развития. В зависимости от характера нарушений выделяются следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья (по Н.М. Назаровой):

  • с нарушениями слуха (глухие (неслышащие), слабослышащие, позднооглохшие);

  • с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);

  • с нарушениями речи (в том числе тяжелыми);

  • с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич и другие нарушения);

  • с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения (расстройство аутистического спектра, психопатии);

  • с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);

  • с задержкой психического развития;

  • со сложными недостатками развития.

Конкретное нарушение (потеря зрения или слуха, моторные нарушения при детском церебральном параличе, нарушение интеллекта и др.) накладывает специфический отпечаток на формировании психических процессов ребенка (таких как ощущение, восприятие, память, речь, мышление, внимание, воображение) и личности в целом.

Задание. Заполните таблицу психологических особенностей развития детей с ОВЗ.

Восприятие




Мышление




Память




Внимание




Речь




Эмоционально-волевая сфера




Особенности личности




Знания особенностей психического недоразвития детей с ОВЗ дает возможность более глубоко понять специфику их развития и правильно организовывать коррекционную помощь.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии

Дети с нарушениями в развитии имеют и общие с нормой, и особые образовательные потребности. Данные потребности определяются характером первичного и вторичных нарушений (по концепции Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях в развитии, см. схему).

Схема

Первичные и вторичные нарушения в развитии

НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ





ПЕРВИЧНЫЕ

ВТОРИЧНЫЕ


медики

педагоги,

психологи


Специалисты, осуществляющие коррекцию


В трудах Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, Н.Д. Шматко и др. подчеркивается, что коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, должна строиться с учетом их особых образовательных потребностей и быть направлена на преодоление вторичных нарушений.

Технологии организации инклюзивного обучения в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Рассмотрим технологии организации инклюзивного образования. К таким технологиям относятся:

- технология создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей;

- технология включения всех участников образовательного процесса;

- технология организации инклюзивного образования в общеобразовательных школах и детских садах;

- технология поддержки и тьюторского сопровождения интегрированных детей;

- технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии;

- технология социально-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ (по Е.А. Мартыновой).
Технология создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей (Д.Митчелл)

Дэвид Митчелл, говоря о развитии инклюзивного образования, считает важным наличие комплекса условий, выполнение каждого из которых является обязательным. В противном случае, идея инклюзии будет профанирована. Эти условия он выразил в виде формулы: И.О. = В + О + 5К + П + Рс + Рк . Расшифруем ее и дадим определение каждому знаку.

В – видение. Это приверженность основным принципам И.О. и готовность к его введению. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного коллектива для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

О – Определение в школу. Включение детей в общий учебный процесс, а не сегрегация по способностям (в специальные школы, в специальные классы).

5 К – это 5 компонентов: адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное преподавание, адаптированная доступная среда, признание права на И.О.

Адаптированный учебный план: имеется в виду не только и не столько адаптация учебного плана, сколько адаптация содержания образования и способов его подачи учащимся. Митчелл считает – это самой сложной задачей, с которой сталкиваются педагоги.

Адаптивная оценка: оценка – не должна быть инструментом для «сортировки» учеников. В случае использования оценки для «сортировки», учащиеся с особыми образовательными потребностями неизбежно окажутся худшими, получив «клеймо» неудачников и снижение мотивации. Такие дети, как правило, вытесняются из школы. В инклюзивной школе оценка должна соответствовать следующим критериям: объективность, информативность, обеспечение обратной связи. Т.е. оценка должна давать информацию о том, каковы достижения у ребенка, какие трудности в обучении он испытывает и в чем их причины. Методики оценки должны учитывать конкретные виды инвалидности или проблемы ученика.

Адаптивное преподавание: И.О. требует от педагога владения широким набором стратегий и методик обучения. Имеются в виду не только разнообразие методик, разработанных для массовой школы, но и специальные методики обучения детей с ограниченными возможностями в развитии.

Признание права на инклюзивное образование: И.О. основано на том, что все педагоги, ученики и их родители признают право учащихся с особыми образовательными потребностями на обучение в общеобразовательных школах, и необходимые для этого дополнительные ресурсы.

П – Поддержка: И.О. требует поддержки со стороны команды профессионалов (психологи, логопеды, специальные педагоги, инструкторы ЛФК, социальные работники, врачи, координатор специального образования, который консультирует обычных педагогов школы, а также помощники учителей. Последние есть не во всех странах.). Важна поддержка и помощь со стороны родителей.

Позиция учителя в условиях инклюзивного образования меняется. Он утрачивает свою автономность и работает в рамках тесного сотрудничества со специальным педагогом, психологом, логопедом, социальным педагогом, с родителями. В своей деятельности он становится открытым, вынужден демонстрировать свой опыт названным категориям педагогов в течение длительного времени. Не каждый педагог может работать в таких условиях. Многие испытывают напряжение от постоянного присутствия другого педагога. При этом снижается качество работы и работоспособность. Учитель инклюзивной школы может быть успешен, если:

 он достаточно гибок

 ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы

 он уважает индивидуальные различия

 он может слушать и применять рекомендации других членов команды

 он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе

 он согласен работать с другими специалистами в одной команде.

Рс – Ресурсы: все ресурсы, в которых нуждается ученик с особыми образовательными потребностями, как, правило, сосредоточены в системе специального образования (особенно, если она хорошо развита). Это – материальные средства, подготовленные кадры, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. Необходимо перераспределить эти ресурсы, как это делается во многих странах, на основе принципа «ресурсы идут за учеником».

Рк- руководство: для того, чтобы все перечисленные компоненты И.О. работали, необходимо руководство на всех уровнях: правительственном, региональном, местном, а также на уровне директоров школ и учителей. Все участники процесса должны понимать и уметь объяснить идеологическую основу инклюзивного образования, а также своими действиями демонстрировать приверженность успешной реализации И.О. Руководители школ вместе с учителями несут ответственность за развитие инклюзивной культуры в своих школах.
Обязательным в инклюзивном образовании становится изменение способов подачи информации и модификация. Изменение способов подачи информации предполагает предоставление детям с ОВЗ особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.

Модификация предполагает некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ОВЗ. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.

Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются. Возможно изменение содержания программы, т.е. введение специальных разделов или исключение сложных для восприятия тем, увеличение количества часов на прохождение той или иной темы. Весь материал должен представляться пошагово, четко формулируя цель и будущий результат.

Организация инклюзивного образования предполагает индивидуализацию обучения в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка. В связи с этим следует тщательно подбирать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающие реализацию так называемых обходных путей обучения. Также следует позаботиться о беспрепятственном доступе в учебные кабинеты и места общего пользования, следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды.

Рассмотрите общие подходы и рекомендации педагогам по обучению детей с ОВЗ инклюзивно.

Рекомендуется:

  • давать дополнительное время для написания контрольной, проверочной работы (разрешать дописать на перемене или после уроков);

  • разрешать переписывание проверочной или контрольной работы;

  • принимать работу позже установленного срока;

  • оценивать собственный прогресс ребенка, сравнивать знания и умения ребенка не относительно некой усредненной нормы, а оценивать его собственные усилия;

  • выдавать задания, четко разбитые по шагам, для облегчения их выполнения;

  • разрешить выйти на пару минут или дать задание, связанное с передвижением по классу, тем детям, которым тяжело высидеть 45 минут.

Все указанные рекомендации выполняются учителями параллельно с работой психологов по адаптации детей к выполнению стандартных школьных требований.

«Такого рода образование, должно являться составной частью общей образовательной стратегии и, действительно, быть объектом новой социально-экономической политики. Это требует крупной реформы обычной школы».

Задание. Сформулируйте факторы, способствующие успешному созданию адаптированной образовательной среды.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Технология включения всех участников образовательного процесса (Т. Бут, М. Эйнскоу)

В практическом пособии «Показатели инклюзии», разработанном Тони Бут и Мэл Эйнскоу представлены три взаимосвязанных аспекта (три оси), отражающие наиболее важные направления улучшения ситуации в образовательных учреждениях: создание инклюзивной культуры, развитие инклюзивной политики и внедрение инклюзивной практики.

Все эти три оси очень важны для развития инклюзии в образовательном учреждении. В любом плане реформ и изменений, проводимых в школе, необходимо уделять внимание всем трём направлениям. Тем не менее, аспект «создание инклюзивной культуры» намеренно помещён авторами в основание треугольника, т.к. то внимание, которое уделяется потенциалу позитивного или негативного влияния школьной культуры на характер и динамику реформ образования, является совершенно недостаточным. Школьная культура, как раз, и является основой проводимых реформ и изменений. Развитие общих инклюзивных ценностей и отношений сотрудничества может привести к изменениям и в других аспектах. Именно инклюзивная культура, которая формируется в школе, изменяет политику и практику образования и обучения, она может быть активно поддержана новыми сотрудниками и учениками школы.

Каждая ось делится на два раздела, чтобы можно было сфокусировать внимание на том, что необходимо сделать для повышения уровня образования и полноценного участия в школьной жизни. Все вместе они являются методикой оценки, направленной на структурирование работы по созданию плана инклюзивного развития школы; предложенные авторами названия осей и разделов могут служить в качестве заголовков разделов такого плана.

В каждом разделе каждой оси содержится от пяти до одиннадцати индикаторов. Они задают те направления движения к инклюзии, с которыми сравнивается текущая ситуация в школе с целью выявления приоритетных направлений развития школы. Каждый из индикаторов относится к одному из важных аспектов школьной жизни.

Инклюзивная культура предполагает принятие школьным сообществом ценностей инклюзии, понимание необходимости поддержки индивидуальности, реализацию потребности в развитии каждого его участника независимо от «стартовых» возможностей.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понятие «инклюзивная политика» связано со стратегией развития образовательного учреждения, необходимых изменений в управлении и педагогической деятельности, минимизацией авторитарных подходов в воспитании и обучении, создании условий для творческой продуктивной деятельности, как сотрудников образовательного учреждения, так и родителей и учащихся (воспитанников), включение в работу всех видов поддержки. С этим связано планирование деятельности учреждения в направлении развития инклюзивной политики.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инклюзивная практика включает в себя методический аспект, выбор содержания образования, форм, методов и технологий его реализации с опорой на активную позицию всех участников образовательного процесса – педагогов, детей, родителей. Кроме того, с инклюзивной практикой напрямую связан поиск необходимых для успешной адаптации в ОУ и развития детей разнообразных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и др.)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильная организация работы по каждому из перечисленных компонентов, по мнению авторов, способствует формированию инклюзивной культуры не только в образовательном учреждении, но и в целом в обществе.

«Оно похоже на матрёшку — двигаясь всё глубже по осям, разделам, индикаторам и вопросам, начинаешь понимать, что происходит в реальности и что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию».
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей