Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Кузьмина ольга сергеевна рабочая тетрадь


НазваниеКузьмина ольга сергеевна рабочая тетрадь
АнкорRabochaya tetrad Integratsia detey s OVZ v obrazovatelnoe prostranstvo.doc
Дата03.11.2017
Размер4.31 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRabochaya_tetrad_Integratsia_detey_s_OVZ_v_obrazovatelnoe_prostr
ТипСтатья
#30594
страница6 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Технология организации инклюзивного образования в общеобразовательных школах и детских садах (отечественный подход)

Данная технология основана на теоретических позициях С.В. Алехиной, Т.П. Дмитриевой, Е.Н. Кутеповой, Е.В. Самсоновой, М.М. Семаго и др. Реализация технологии организации инклюзивного образования в образовательных учреждениях (школа, детский сад) осуществляется в следующих направления:

- организация образовательного процесса;

- психологическая готовность администрации и работников учреждения;

- учебно-методическое обеспечение;

- информационное обеспечение;

- финансовое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение;

- кадровое обеспечение.


Задание. Заполните таблицу, отражающую этапы включения образовательного учреждения в работу по организации инклюзивного образования, содержание деятельности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива на каждом этапе.


Этапы включения ОУ

Направления деятельности администрации и педагогического коллектива

Подготовительный



Адаптационный



Полное включение




Рекомендации для образовательных учреждений, готовых приступить к инклюзивной практике (алгоритм действий):

  • Изучить родительский запрос, потребности в совместном обучении.

  • Определить детский контингент, который будет интегрирован (диагнозы, возраст, количество детей).

  • Уточнить возможности медицинской поддержки и наблюдения.

  • Объективно оценить педагогические ресурсы.

  • Обеспечить наличие в ОУ дееспособного психолого-медико-педагогического консилиума.

  • Оценить материально-технические возможности учреждения, а также качество и степень развития педагогической охранительной среды.

  • Проанализировать полноту и насыщенность системы дополнительного образования.

  • Проработать внесение изменений в организацию учебно-воспитательного процесса и систему сопровождения учащихся.

  • Определить персональные приоритеты отрабатываемой модели инклюзии.


Технология поддержки и тьюторского сопровождения интегрированных детей (по материалам Н.Н. Зубаревой, И.В. Карпенковой, Е.В. Кузьминой)

Необходимым условием получения качественного образования в инклюзии является тьюторство. В переводе с латинского слово «тьютор» означает наблюдаю, забочусь, в переводе с английского – наставник, опекун. В Россию понятие тьюторства пришло из Великобритании, где оно рассматривается как исторически сложившаяся педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

Задание. Дайте свое определение понятиям «тьюторство» и «тьютор».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________
Задание. Сформулируйте, какими профессиональными компетентностями должен владеть тьютор?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы тьютора состоит в создании условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в среду школы. Успешность включенности ребенка в школьную жизнь, по мнению Н.Н. Зыбаревой, И.В. Карпенковой, Е.В. Кузьминой, должна определяться с точки зрения развития его:

• когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;

• коммуникативной сферы: умения общаться;

• эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде;

• самостоятельности.


Задание. Сформулируйте основные задачи тьюторского сопровождения.




Задание. Заполните таблицу «Этапы организации тьюторского сопровождения».




Этапы

Краткое содержание
































Содержание работы с детскими коллективами в направлении формирования у них толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

Самое сложное и главное направление в развитии инклюзивного образования является формирование толерантного отношения у всех субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ. Субъектами образовательного процесс становятся не только нормально развивающие сверстники, но и их родители. Порой сложно формировать понимание и поддержку инклюзии у педагогических работников учреждения. Поэтому важно не только работать с детским коллективом, но и с коллективом взрослых людей, постепенно вовлекая родителей в совместную значимую деятельность детей.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Причем терпимость следует рассматривать не как уступку, снисхождение или потворство. Терпимость предполагает, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека [12; 29].

Рассматривая инклюзивное образование как педагогический феномен, мы обязаны ввести такое понятие как «педагогическая толерантность». Под педагогической толерантностью мы понимаем способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

Задание. Какие значимые качества должны быть у педагога для организации инклюзивного образования?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Выделяются некоторые подходы к формированию толерантного отношения у сверстников к детям с ОВЗ:

1. Включение мотивационных процессов в игровую деятельность дошкольников.

2. Формирование толерантности в детском коллективе посредством психического развития детей (развитие произвольности).

3. Воспитание толерантного самосознания у дошкольников.

4. Развитие взаимодействия дошкольников через создание специальных социальных ситуаций.

Задание. Заполните таблицу.


Подход

Цель

Основные направления






































Важным направлением в формировании толерантного отношения к детям с ОВЗ у взрослых является вовлечение родителей нормально развивающихся детей в образовательный процесс.

По данным Д. Митчелла, выделяются пять уровней вовлеченности родителей [29].

Задание. Кратко запишите уровни вовлеченности родителей и их характеристики.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Для формирования детского коллектива педагогу необходимо создать определенный психологический климат в классе, который, по мнению Д. Митчелла, предполагает многокомпонентную стратегию, основанную на психологических аспектах класса в отличие от физических. Психологический климат в классе иногда называют окружением в классе, психосоциальным окружением, атмосферой, фоном, экологией или средой.

Основной принцип создания благоприятного климата класса – создание такой психологической среды, которая облегчает обучение. Можно выделить три основных фактора:

- отношения: степень, в которой люди в классе поддерживают друг друга и помогают друг другу;

- личностное развитие: степень, в которой улучшается личностный рост и самосовершенствование;

- системная поддержка: наличие порядка в классе, ясное понимание педагогами своих ожиданий, контроль и реакция на изменения.

Задание. Как Вы считаете, какие проблемы могут возникнуть в детском коллективе, в педагогическом коллективе?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии

Вопросы сопровождения, в том числе психолого-педагогического, обсуждаются и рассматриваются в работах отечественных исследователей (Л.В. Байбородовой, Н.Г. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой и др).

Так, О.С. Газман отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение с позиции технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания и педагогической поддержки является комплексной системой, особой культурой поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ посвящены труды С.В. Алехиной, Е.Л. Агафоновой, А.В. Беловой, С.И. Бондаревой, Т.В. Ветер, Ю.Т. Гороховой, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и др.. В своих работах они отмечают, что понятие «сопровождение» следует распространять не только непосредственно на ребенка с ОВЗ и инвалидностью, но и на других субъектов инклюзивного образования [с. 10]. Данное понятие сочетается с понятием сохранения позитивного здоровья, а также с динамической оценкой адаптированности ребенка в образовательной среде, с одной стороны, и поддержанием оптимальной его адаптации в этой среде, - с другой. В соответствии с этим главной целью психолого-педагогического сопровождения является непрерывное поддержание силами всех специалистов — субъектов образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка по амплификации образовательных воздействий (определяемых, в первую очередь, закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий, со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса.

Таким образом, исходя из позиций М.М. Семаго, психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования – это организованный, целостный и управляемый процесс поддержки всех активных участников инклюзивного образовательного процесса для раскрытия личностного потенциала каждого и успешной амплификации (расширение, усиление, обогащение) образовательных воздействий.

Данное сопровождение определяться тремя основными взаимосвязанными компонентами.

Задание. Заполните таблицу «Компоненты психолого-педагогического сопровождения» и соотнесите их с конкретными формами и содержанием работы специалистов.

Компоненты психолого-педагогического сопровождения

Формы и содержание работы специалистов













Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение. Таким образом, психолого-медико-педагогическое сопровождение является технологичным процессом, он цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л.Н. Харавиной).

Задание. Заполните таблицу «Этапы психолого-педагогического сопровождения».


Диагностический


Поисково-вариативный



Практико-действенный



Аналитический




Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии

  1. Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем.

  2. Технология построения адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету.

  3. Технология выделения детей группы риска по различным видам дезадаптации (образовательной и/или поведенческой).

  4. Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений, формирование эмоционального принятия и группового сплочения.

  5. Технология проведения междисциплинарных консилиумов специалистов.

  6. Технология коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и другими субъектами.

  7. Технология психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, администрацией).

Задание. Перечислите основные критерии и показатели эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения в инклюзивном образовательном учреждении

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей