Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Нюриевае. Развитие речи у аутичных детей. Методичка.. Л. Г. Нуриева Развитие речи у аутичных детей Москва Теревинф 2003 удк 615. 851 Ббк 74. 3 Н90 Нуриева Л. Г. Н90 Развитие речи у аутитаых детей Методические разработки


НазваниеЛ. Г. Нуриева Развитие речи у аутичных детей Москва Теревинф 2003 удк 615. 851 Ббк 74. 3 Н90 Нуриева Л. Г. Н90 Развитие речи у аутитаых детей Методические разработки
АнкорНюриевае. Развитие речи у аутичных детей. Методичка..doc
Дата24.09.2017
Размер1.1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНюриевае. Развитие речи у аутичных детей. Методичка..doc
ТипМетодические разработки
#18220
страница9 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11





Четвертый вариант. Подбираются картинки копытных животных (корова, кабан, жираф, овца, лошадь, ослик зебра, бегемот). Оформляются карточки для глобального чтения с названиями этих животных. На отдельной карте печатается слово «копытный» без окончания. Окончани -АЯ, -ЫЙ пишутся на квадратиках (6х6 см). Сначала ребенок подбирает подписи к картинкам, затем ищет нужное окончание к словам «копытный» или «копытная» кладет к карточке со словом без окончания.























корова




ослик




лошадь










КОПЫТН




АЯ




ЫЙ




АЯ






Тему «Животные» можно аналогично отработать с при лагательным «хвостатый», согласуя его с существитель ными мужского и женского рода.

Закрепление согласования прилагательного с сущест вительным проводится сначала в словосочетаниях, далее — в предложениях различной структуры, позднее — в связ ной речи.
V уровень. Формирование словообразования глаголов

Дифференциация словообразовательных форм глаголов очень сложна для ребенка с небольшой речевой практи кой. Это связано с тем, что глагол обладает более отвле ченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразователь ных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые уже усвоены ребенком.

В связи с этим в процессе логопедической работы с аутичным ребенком проводится преимущественно за крепление простых словообразовательных моделей с ис пользованием приставочного способа.
варианты ЗАДАНИЙ:

На альбомном листе печатается глагол «шёл», к нему подбирается картинка. На отдельных карточках пишутся приставки У-, ЗА-, ПОДО-, ОТО-, ДО-, ПЕРЕ-, ПРИ-, ПО-. Ребенок придвигает приставки к глаголу и прочи тывает как изменяются слова с изменением приставки.



Глава 6

Приемы работы над расширением фразы, над естественным звучанием речи
Для развития речи как средства коммуникации необ ходимо успешное развитие внешне неоречевленной пред метной деятельности самого ребенка в сочетании с речевой деятельностью взрослых в процессе их общения с ребен ком. У ребенка, погруженного в стереотипные действия, предметная деятельность бывает представлена однообраз ными манипуляциями с игровыми и неигровыми пред метами, а речевая продукция сводится к отставленным эхолалиям, словам-штампам и фразам-штампам. Эхолалии могут соответствовать по смыслу ситуации, а могут даже отдаленно не привязываться к конкретной обстановке. Если же ребенка привлекает ритмически органи зованная речь, то он может постоянно декламировать лю бимые стихи или напевать строчки из песен в полном отрыве от их содержательной стороны. Все эти проявле ния соответствуют II группе аутистического дизонтогенеза (по классификации О. С. Никольской). Без специальной коррекционной работы спонтанное развитие речи может остановиться на этом этапе, ребенок не сможет пользо ваться речью как средством общения.

Прежде чем приступить к составлению программы по развитию речи, уточняются объем и характер обращений к ребенку, употребляемых в семье. Педагог и родители составляют список точно сформулированных инструкций-побуждений обиходно-бытового характера, которые будут употребляться в неизменном виде и на занятиях, и в повседневной жизни ребенка. Работа начинается со строгой организации речевого режима в семье, так как излишняя беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие понимания и самой речи.

Первоначальное общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает же лание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Педагог и родители просто включаются в сте реотипные действия, повторяя то, что делает ребенок. За тем педагог подключает ребенка к речевой деятельности сознательно, приобщая его к общению с помощью языка. При этом основной игровой стереотип ребенка на первых порах остается неизменным.

Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием слов, связан ных с определенной, конкретной ситуацией. Чтобы мак симально приблизить ситуацию общения к естественной, на занятии должны присутствовать двое взрослых, один из которых стимулирует диалог, а другой — отвечает от име ни ребенка и побуждает его к самостоятельному ответу. Так как деятельность ребенка осуществляется пока совместно со взрослым, общение носит ситуативный характер. Вне специально организованной ситуации нет необ ходимости мешать ребенку погружаться в привычные для него речевые проявления.
Темы для общения, предлагаемые ребенку

Каждая тема отрабатывается на двух-трех занятиях. Если ребенок начал использовать предложенные стерео типные ответы хотя бы на уроке, можно переходить к от работке следующих типов фраз. Уже усвоенные речевые формы нужно обязательно закреплять в ситуациях семейного общения. В речевые штампы постепенно добавляют ся названия других предметов, с которыми играет (мани пулирует) ребенок.

1. Ответ на просьбу что-нибудь сделать.

— Нарисуй мне, пожалуйста, кошку.

— Хорошо, нарисую.

— Построй мне, пожалуйста, башню.

— Хорошо, построю.

Подстановка наречий «сейчас», «потом»

— Построй мне, пожалуйста, поезд.

— Хорошо, сейчас построю башню, потом — поезд.

2. Умение возразить собеседнику.

— Мы пришли в магазин.

— Неправда, мы пришли на занятия.

— Ты нарисовал круг.

— Неправда, я нарисовал квадрат.

Чтобы преодолеть «застревание» ребенка на этапе пассивного приобретения слов путем эхолаличного их повто рения, в ситуацию общения как можно раньше вводятся уточняющие вопросы. Учитывая то, что в условиях хоро шего эмоционального контакта дети II группы РДА могут адекватно перенимать интонацию собеседника, наиболее предпочтительной оказывается вопросно-ответная форма речевого общения. Для преодоления затруднений в вы ражении временных отношений отрабатываются понятия «год», «месяц», «неделя» и т.д., а также стимулируется ис пользование различных глагольных форм.

3. Уточняющий вопрос, или как переспросить собеседника.

Временные понятия: «год», «месяц», «неделя» и т.д. Употребление предлога «через».

— Мама, что здесь строят?

— Здесь строят дом.

— Дом? А когда он будет готов?

— Через год.

— Мама, что ты варишь?

— Борщ.

— Борщ? Скоро он будет готов?

— Через час.

4. Будущее время. Образование форм будущего времени: сложного и простого. Употребление личных местоимений. Наречия времени: «завтра», «сегодня».

— Я буду читать сказки. — Я почитаю сказки сегодня вечером.

— Ты будешь есть кашу. — Ты поешь кашу завтра.

— Он будет купаться. — Он искупается завтра.

— Она будет спать. — Она поспит сегодня ночью.

— Мы будем гулять. — Мы погуляем завтра.

— Вы будете играть. — Вы поиграете сегодня днем.

Особое место в диалогах занимает использование мес тоимений, так как для детей данной группы характерна значительная задержка и нарушение употребления всех разрядов (а особенно личных) местоимений.

5. Как узнать, почему кто-то что-либо делает (не делает).

Вопросительное наречие «почему». Сложноподчиненное предложение с придаточным причины (союз «потому что»).

— Почему ты не ешь яблоки?

— Потому что я не хочу.

— Почему ты не рисуешь?

— Потому что я играю.

— Почему ты не читаешь?

— Потому что я хочу смотреть телевизор.

6. Кто что умеет (не умеет) делать. Вопросительное на речие «почему», союз «потому что».

— Почему ты не танцуешь?

— Я не умею танцевать.

— Почему ты любишь петь?

— Потому что я умею хорошо петь.

Большую роль для детей, склонных к выраженному стереотипному поведению, играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определен ном контексте. Их затрудняет понимание смысла предло жения при изменении форм и порядка слов, не всегда воспринимается ими смысл грамматических конструкций. В ряде случаев дети не понимают слегка усложнен ных заданий. При возникновении подобных затруднений, следует вернуться на предыдущий этап работы и, меняя инструкцию буквально по одному слову, постараться предельно детализировать действия в той или иной ситуа ции, обращая особое внимание на наглядность. Так как параллельно с развитием коммуникативных форм речи ребенок обучается глобальному чтению, большую пользу на занятиях приносит использование таблиц. Таблицы печатаются крупно, с выделением цветным шрифтом клю чевых слов. Слова, которые должен использовать ребенок, выносятся на отдельные карточки.


7. Как уточнить, о чем идет речь. Окончания имен при лагательных мужского, женского и среднего рода в вини тельном падеже единственного числа. Вопросительные местоимения «какой», «какая», «какое».

Род

Именительный падеж

Винительный падеж


Мужской

Какой?

Это красный шар.

Синий троллейбус.

Саша купил какой?

Красный шар.

Синий шар.


Средний


Какое?

Это красное яблоко.

Синее пальто.



Оля взяла какое?

Красное яблоко.

Мама купила какое?

Синее пальто.


Женский

Какая?

Это красная машина.

Синяя ракета.

Антон нарисовал какую?

Красную машину.

Синюю ракету.

Какой шар, матрешку хочет купить кто-нибудь.

— Посмотри, какие красивые шары! Я хочу купить один шар.

— Какой?

— Синий.

— Я хочу нарисовать яблоки.

— Какие тебе нужны карандаши?

— Красный и желтый.

8. Как уточнить, о чем идет речь (продолжение). Зави симость окончаний прилагательных от категорий одушев ленности и неодушевленности.

Прилагательные в винительном падеже единственного числа

Род

Неодушевленный.

Существительное.

Что?


Одушевленный.

Существительное.

Кто?


Мужской

Какой?

Саша увидел новый самолет. Ира купила синий портфель.

Какого?

Саша увидел нового товарища.

Ира купила синего попугая.


Женский


Какую?

Оля нарисовала большую синюю машину.


Какую?

Оля нарисовала большую синюю птицу.

Какого ты гладишь кота?

  • Большого, рыжего.

  • Какой ты рисуешь дом?

— Высокий, желтый.

9. Как уточнить с помощью местоимений, о чем идет речь. Притяжательные и указательные местоимения в ви нительном падеже единственного и множественного числа. Употребление предлога «рядом с».

— На какого медведя ты хочешь посмотреть?

— Вот на этого, белого.

— Какую лису ты видел?

— Вот эту, рыжую.

— Где твоя мама?

— Моя мама рядом со мной.

— Где ваша (ваш) дочка (сын)?

— Моя дочка (сын) рядом со мной.

И т. д. Со всеми местоимениями по таблице.


Именительный падеж

Винительный падеж

Мужской род

Женский род

Мужской род

Женский род

мой

твой

его

наш

ваш

их

этот

моя

твоя

ее

наша

ваша

их

эта

моего

твоего

его

нашего

вашего

их

этого

мою

твою

ее

нашу

вашу

их

эту


10. Кто кому помогает. Употребление дательного падежа после глагола «помогать». Спряжение глагола «по могать».

— Это наша комната. В комнате беспорядок.

— Я помогаю бабушке наводить порядок.

Отрабатываем вопрос «Кто кому помогает?» и ответ на него.


Помогать

Кому?

Что делать?

Я помогаю

Ты помогаешь

Они помогают

мне, тебе, ему

маме, папе

Ивану

собирать грибы

рисовать

работать


11. Как обозначить неопределенное количество предме тов. Слова «много», «мало».

— У меня много/мало книг, цветов, знакомых и т.п.

Употребление существительных в родительном падеже множественного числа после количественных числитель ных 5—20 и слов «много», «мало».

— На улице много машин.

— Мама купила 6 открыток.

— Папа принес 10 яблок.

— У меня мало машинок.

— В коробке 16 кубиков.

— На дереве много птиц.

12. Кто чем занимается в свободное время. Спряжение глагола «заниматься».

— В свободное время мы занимаемся спортом.

— Это наш спортивный зал, здесь мы бегаем и прыгаем.

— Это наш бассейн, здесь мы занимаемся плаванием.

Активная лексика: спортивный зал, бассейн, плавание.

Пассивная лексика: штанга, брусья, кольца, конь, канат, корзина, сетка, гантели.

13. Как выразить необходимость совершить действие.

Слово «надо» с личными местоимениями и в безличных предложениях.

— Мне надо пойти в магазин.

— Ей надо приготовить обед.

— Ему надо починить стул.

— Им надо идти в детский сад.

— Это надо сделать.

Учиться заканчивать предложения.

— Завтра у мамы день рождения. Мне надо...

— Саша плохо играет в футбол. Ему надо...

— Наташа плохо поняла рассказ. Ей надо...

— Коля и Антон хотят посмотреть, как живут волки, лисы, зайцы. Им надо...

— Марина не умеет танцевать. Ей надо...

— Мы хотим пойти в кино. Нам надо...

14. Как выразить просьбу, разрешение или запрещение совершить действие. Существительное или местоимение, обозначающее лицо, которому разрешается или запреща ется совершить действие, всегда стоит в дательном паде же, а после слов «можно», «нельзя» употребляется только инфинитив.

— Да, можно. Нет, нельзя.

— Мне можно посмотреть, как работает кран?

— Да, можно. Но здесь стоять нельзя.

— А где можно стоять? (Уточнение.)

— Вон там, около дерева.

При расширении активного словаря на занятиях нуж но сосредоточить внимание ребенка не на заучивании новых слов, а ставить его в ситуации мыслительных за дач, когда надо производить осознанный выбор речевых форм. Работа проводится в условиях узких микротем, ко торые постепенно расширяются и объединяются. Это при водит к осознанию ребенком собственной речевой про дукции и речи других.

15. Как поздравить с праздником. Глагол «поздравлять». Употребление винительного падежа для обозначения ли ца, которому адресовано поздравление («Витя поздравил Антона, Иру») и творительного падежа с предлогом для обозначения названия праздника, события («С Новым годом», «С днем рождения», «С праздником 8 Марта»). Личные местоимения в творительном падеже.

Я поздравляю.

Мы поздравляем тебя (вас) с


Тебя (вас) с

днем рождения!

Новым годом!

Праздником 8 Марта!

Я поздравил(а).

Мы поздравили
Я хочу поздравить.

Мы хотим поздравить

воспитательницу, Олю, маму, папу, учительницу

Иру, Бориса, бабушку

с праздником!

с праздником!

16. Как спросить, сколько стоит какая-нибудь вещь. Со четание количественных числительных с существитель ным «рубль».

Игра «Спортивный магазин».

— Сколько стоит этот мяч?

— Пятьдесят рублей.

— Сколько стоят эти ласты?

— Сто рублей и т. д.

Активная лексика: продавать, сколько стоит, рубль, деньги, предметы из игры.

17. Как выразить чувство радости, удовольствия. Крат кие прилагательные «рад», «рада», «рады».

— Папа рад, что у него сегодня выходной.

— Маша рада, что у нее есть свободное время.

— Мы рады, что поедем на дачу.

18. Как называются дни недели. Употребление назва ний дней недели в винительном падеже с предлогом «в» для обозначения времени действия.

— В понедельник я хожу в бассейн.

— Во вторник я хожу на рисование.

— В среду я хожу к логопеду. И так далее.

19. Как обозначить предмет, подобный тому, о котором говорится. Употребление указательных местоимений «та кой», «такая», «такое», «такие».

— У меня тоже есть такой альбом (такая открытка, та кое письмо, такие марки).

20. Как обозначить начало-конец действия. Инфинитив глаголов несовершенного вида после фразовых глаголов (начал читать, кончил читать).

— Мама начала читать эту книгу в среду, а закончила в воскресенье.

21. Как сказать, что кто-то к кому-нибудь часто ходит.

Спряжение глагола «ходить». Употребление глаголов дви жения «идти—ходить» в настоящем времени.

— Ты куда идешь?

— В садик.

— Ты часто ходишь в садик?

  • Да, каждый день.

Спряжение глагола (по лицам):

— Я хожу в садик.

— Ты ходишь в садик.

— Папа ходит на работу.

— Мы ходим гулять.

— Вы ходите в театр.

— Они ходят в библиотеку.

22. Как выразить желание брать с кого-нибудь пример.

Предложения со сравнительным оборотом (союз «как»).

— Я хочу читать, как мама.

— Мама хочет танцевать, как эта балерина.

— Папа хочет петь, как этот артист.

— Мы хотим кататься, как эти дети. (И с отрицанием — не хочу).

23. Как сказать, что при определенном условии действие обязательно совершится. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия (союз «если»).

Если ты придешь ко мне, я покажу тебе свои ри сунки.

— Если я буду хорошо заниматься, мама купит мне пряники.

  • Если я прочитаю рассказ, мы пойдем гулять.

24. Как сказать, что ты можешь (не можешь) что-либо сделать. Спряжение глагола «мочь».

— Я сейчас не могу построить башню, у меня нет вре мени.

— А когда ты сможешь?

— Вечером.

— Паша, ты можешь дать мне ручку?

— Нет, не могу. Она у мамы.

— Вы можете прийти ко мне в воскресенье?

— Нет, не можем, мы уезжаем на дачу.

По мере изучения тем повышается уровень интел лектуализации речевых высказываний путем обозначения в речи действий, качеств, свойств предметов и их эле ментов, отношений и связей. Из наглядной ситуации ре бенком выделяются предметы, действия и на этой основе сравниваются формы слов, конструируются различные предложения. Сначала ребенок учится сопоставлять резко контрастные признаки предметов, а затем — более сходные.

25. Как сравнить предметы, состояния. Сравнительная степень прилагательных. Предложения со сравнительным оборотом (союз «чем»). Сравнение неживых предметов.

Умение называть 1-2 признака любого предмета.

— Какой канат?

— Длинный и толстый.

— Какая нитка?

— Тонкая и короткая.

— Чем отличается канат от нитки?

— Канат толще, чем нитка.

— Канат длиннее, чем нитка.

— Что можно делать с помощью каната?

— Что-нибудь привязывать.

— А ниткой можно что-нибудь привязать?

— Можно.

— Что общего между канатом и ниткой?

— Ниткой и канатом можно что-нибудь привязывать.

Учим искать обобщающее слово.

Учим сравнивать по размеру, цвету, форме, материалу, по целевому предназначению (для чего?).

Сравнение живых существ.

1. Ищем обобщающее слово.

— Что общего у волка и лисы?

— Это дикие животные.

— Чем отличается волк от собаки?

— Волк — дикое животное, а собака — домашнее.

2. Если трудно подобрать обобщающее понятие, гово рим о внешнем виде, о питании, о детенышах (что знаем).

26. Как сказать, кто старше (моложе). Употребление ко личественных числительных в винительном падеже с пред логом «на» при указании на возраст.

— Я старше тебя на 20 лет.

— Ты моложе меня на 20 лет.

— На сколько лет он старше меня?

— Мы одного возраста.

27. Как сказать, о чем мы говорим, думаем. Употребле ние предлога «о» («об») с существительным в предложном падеже. Личные местоимения в предложном падеже.

— Вчера мама рассказывала мне о черепахах.

— Мама беспокоилась обо мне.

  • Я думал о ней.

Именительный падеж

кто?

Предложный падеж

о ком?

я

ты

он

она

оно

мы

вы

они

обо мне

о тебе

о нем

о ней

о нем

о нас

о вас

о них
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей