Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Л. Г. Нуриева Развитие речи у аутичных детей Москва Теревинф 2003 удк 615. 851 Ббк 74. 3 Н90 Нуриева Л. Г. Н90 Развитие речи у аутитаых детей Методические разработки


НазваниеЛ. Г. Нуриева Развитие речи у аутичных детей Москва Теревинф 2003 удк 615. 851 Ббк 74. 3 Н90 Нуриева Л. Г. Н90 Развитие речи у аутитаых детей Методические разработки
АнкорNyurievae Razvitie rechi u autichnykh detey Metodichka.doc
Дата23.09.2017
Размер1.1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаNyurievae_Razvitie_rechi_u_autichnykh_detey_Metodichka.doc
ТипМетодические разработки
#17545
страница7 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




Расширить предикативный словарь ребенка позволяет изучение профессиональной деятельности человека. Сна чала обозначаются действия, связанные с той или иной домашней работой. На занятиях оговаривается, что мама и папа малыша умеют делать много полезных вещей, но есть люди, которые выполняют разные виды работ не только для своих детей, а делают это для всех людей, например:


варианты заданий:
Карточки со словами Картинки

Лечит













Учит









Рисует









Шьет









Готовит







Существующие внутри семантического поля антонимичные и синонимичные отношения имеют большое зна чение в структуре языка, поэтому понятия противопо ложности и тождественности значений закладываются на ранних этапах работы. Однако выполнение заданий на под бор антонимов и синонимов требует достаточного лекси ческого запаса. В связи с этим в полном объеме соответ ствующие задания будут предлагаться ребенку значительно позже. На занятиях по накоплению предикативного сло варя вводятся только слова с частицей не, имеющие ан-тонимичную пару (прыгает — не прыгает, плавает — не плавает, летает — не летает).
варианты заданий:

На большом игровом поле крупно (3—5 см) напечатан глагол. Внизу нарисованы картинки животных. На отдель ной карточке ярко печатается частица не. Логопед спра шивает ребенка, прыгает ли это животное. Если ответ утвердительный, ребенок называет утвердительную форму глагола, если отрицательный — придвигает к слову «не» и читает антоним. (Неговорящий ребенок пользуется ука зательным жестом.)


Прыгает





Летает















































НЕ



Синонимичный ряд пока ограничивается несколькими парами:

прыгает — скачет

идет — ходит.

Больший объем брать нецелесообразно.

Полезны игры, расширяющие кругозор ребенка, обращающие его внимание на то, что способ действия животного, птицы или человека во многом определяет внешний вид и особенности строения его тела.
варианты заданий:

Выбираются 2—3 различных по значению глагола и печатаются на карточках (половина альбомного листа). Под словами рисуются пиктограммы, обозначающие данные способы защиты зверя или птицы (например, бодаться, кусаться, клевать). Пиктограмма должна отображать ту часть тела животного, которой оно выполняет действие (рога, зубы, клюв). На маленьких карточках изображены рисунки различных животных и птиц. Педагог спрашивает ученика: «Кто бодает?» «Клюет?» «Кусает?» Ребенок отвечает: «Бык бодает». «Ворона клюет». «Крокодил кусает». Берет картинки и кладет их к соответствующим пиктограммам. Отрабатываются и антонимичные варианты: чайка не бодает, баран не клюет, волк не бодает, павлин не кусает и т.п.

БОДАЕТ






КУСАЕТ






КЛЮЕТ








НЕ











































































































































Основные отличительные признаки животных, птиц и рыб удобно рассматривать с ребенком по таблице.


Птицы

Животные

Рыбы





Есть:

голова;

туловище;

шея;

хвост;

крылья;

клюв;

две лапы
Покрыты перьями
Нет: зубов





Есть:

голова;

туловище;

шея;

хвост;

зубы;

4 лапы или ноги;

молоко у мам
Покрыты шерстью
Нет: крыльев


Есть:

голова;

туловище;

хвост;

плавники;

жабры


Покрыты чешуей
Нет: шеи, ног





Следующие упражнения являются переходными к новому уровню общения — участию в диалоге, в котором ответ ребенка эхолалично повторяет вопрос взрослого.
варианты ЗАДАНИЙ:

Ребенку предлагаются игровые карты, на которых нарисованы собачьи будки. Под будками написаны предложения, описывающие действия собак («сижу», «лежу», «бегаю», «лаю», «кусаю», «вою», «сторожу»). В каждой будке сидит собачка (используются маленькие фигурки из различных детских игрушечных наборов). Одна собачка не имеет своего домика, поэтому она ходит в гости к другим и повторяет все действия собачек-хозяев. При этом они ведут диалог:

Хозяин: Я лежу. А ты?

Гость: И я лежу.

Хозяин: Я лаю. А ты?

Гость: И я лаю.

Хозяин: Я кусаю. А ты?

Гость: И я кусаю.

И так далее.

Роль хозяина и гостя поочередно выполняют ребенок и логопед.








Я лежу






Я кусаю


В другой игре используются парные картинки живот ных и карточки для глобального чтения с предложени ями типа «Я бегаю», «Я мяукаю». Одна серия картинок находится у логопеда, другая - у ребенка. Логопед берет подходящее по смыслу предложение, кладет к соответ ствующей картинке и говорит, например: «Я бегаю». Уче ник повторяет действия и слова логопеда, используя свой аналогичный комплект карточек.






















Я бегаю.




Я мяукаю.




Я царапаюсь.




Я лаю.
















Я хрюкаю.




Я чавкаю.




Я бодаюсь.





В конце игры обязательно находятся действия, общие для нескольких животных, например бегает и собака, и лошадь, и коза; бодает и баран, и коза, и корова; роет и свинья, и собака.

Перечисленных в описанных играх глаголов обычно достаточно для того, чтобы аутичный ребенок начал упо треблять в речи простейшие фразы. Нужно учитывать, что на данном этапе развития речи ребенка на предметную отнесенность слова оказывают сильное влияние ситуа ция, жест, мимика, интонация человека, который играет (занимается) с малышом. Задания нужно ярко обыгры вать, сопровождать соответствующими жестами («бодать ся» — показывать пальчиками, «лакать» — имитировать язычком) и учить этим жестам ребенка. Данный прием расширяет поле его произвольной деятельности, что по ложительно отражается на процессе обучения.

В дальнейшей работе по развитию речи необходимо наращивать предикативность предъявляемого речевого материала, что особенно важно для тех аутичных детей, у которых не сформировалась вербальная речь, но они овладели глобальным чтением. Так как внутренняя речь оперирует преимущественно семантикой (значением), а не фонетикой слова (Выготский Л. С., 1999), нужно продол жать уточнение номинативного словаря через его класси фикацию. Особое значение на следующем этапе развития речевой функции приобретает формирование грамматического строя речи, который также имеет ряд особеннос тей у детей с РДА.

Глава 5

Формирование грамматического строя речи
Состояние лексической стороны речи ребенка, овла девшего построением простейших нераспространенных предложений, имеет свои особенности. В глагольном сло варе преобладают слова, обозначающие действия, которые он ежедневно выполняет или наблюдает: «спать», «мыть», «умываться», «купаться», «одеваться», «идти», «бежать», «есть», «пить», «убирать» и др. Своеобразие в формиро вании лексики выражаются как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря. Выявляются труднос ти в назывании многих прилагательных. Характерно зна чительное расхождение в объеме пассивного и активного словаря. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение дифференцировать некоторые действия, чтс приводит к использованию глаголов обобщенного значе ния (ползет—идет, воркует—поет и т. д.).

Отмечаются также расстройства в усвоении знаковой формы языка, в комбинировании знаков на основе пра вил языка, в оперировании знаками в процессе порож дения речи. В каждом языке существуют свои законь подчинения слов в предложении по роду, лицу, падежу, склонению, спряжению, существует определенный, специфический для языка, порядок слов в предложении, от изменения места которых меняются его смысловые от тенки. Аутичные дети испытывают специфические труд ности в оформлении высказывания: ребенок может быть увлечен определенным типом построения предложения или способом словоизменения и не стремится к исполь зованию всего того многообразия грамматических форм, которыми богат его родной язык.

Например, малыш упорно называет все существитель ные и качественные прилагательные в уменьшительно-ласкательной форме, причем применяя только один-два типа суффиксов («столичек», «листочичек», «краснень кий», «жиденький», «густенький»), использует только одну глагольную форму (чаще инфинитив или форму 3 лица единственного числа). Для устранения этих лексико-грамматических особенностей речи ребенка необхо димо продолжать логопедические занятия.

Значительно облегчает работу по построению речевого высказывания введение зрительных знаковых символов. Для того чтобы решить задачи и по расширению актив ного словаря, и по актуализации пассивного словаря, на занятиях лучше использовать лексику, как можно шире охватывающую богатство нашего языка, не ограничивать словарный состав бытовым содержанием. Избирательная лексика, в которую был погружен ребенок на первых эта пах работы, уже выполнила свою задачу: у ребенка поя вилась стойкая реакция на слово в отрыве от конкретной ситуации. Дальнейшее использование «рафинированно го» словаря вторично задерживает его речевое развитие.

Необходимо подбирать для речевых упражнений не только простейшие, часто повторяющиеся слова (как в на родных сказках), но и знакомить ребенка с поэзией клас сиков, употреблять пословицы, поговорки, причастные и деепричастные обороты. По мере отработки определен ного типа фраз в ситуациях, смоделированных педагогом, нужно включать речевые высказывания отработанного типа в повседневную жизнь, но уже используя слова, не обходимые ребенку в быту. Этот прием позволит обога тить ежедневное общение ученика, а также подготовит его внутреннюю речь к усвоению новых языковых средств.

Приемы визуализации при построении речевого выска зывания. (Подобные виды заданий используются при рабо те с детьми, имеющими комбинированные слухоречевые расстройства (Жукова О. С., Королева И. В., 2001)).
I уровень. Словосочетания, состоящие из существительного и прилагательногоПеред ребенком лежит игровое поле, разделенное на 4-10 ячеек разного цвета. Отдельно предлагается соответ ствующее количество контурных картинок на прозрачном материале (хорошо держится рисунок, нанесенный чер ным маркером на плотные прозрачные папки-уголки). При наложении просвечивающегося квадратика на рас крашенное игровое поле картинка приобретает тот или иной цвет.

Вариант первый: педагог договаривается с учеником о том, что он будет задумывать цвет рисунка, но ребенку об этом не скажет. Взрослый молча выбирает картинку и кладет ее на любой цветовой квадрат. Ученик должен «угадать» и озвучить задуманное педагогом словосочета ние. Например: «красное яблоко», «синий шарф» и т. д.

Вариант второй: ребенок сам выбирает и кладет на поле картинки и оценивает, правильно ли взрослый уга дал задуманное словосочетание.

Замечание: неговорящий ребенок берет карточки по выбору педагога. Например, по просьбе сделать красный шарф, кладет рисунок на красный квадрат, услышав сло восочетание «синий шарф», перемещает картинку на си нее поле.



















1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей