7. Как уточнить, о чем идет речь. Окончания имен при лагательных мужского, женского и среднего рода в вини тельном падеже единственного числа. Вопросительные местоимения «какой», «какая», «какое».
Род
| Именительный падеж
| Винительный падеж
|
Мужской
| Какой?
Это красный шар.
Синий троллейбус.
| Саша купил какой?
Красный шар.
Синий шар.
|
Средний
| Какое?
Это красное яблоко.
Синее пальто.
| Оля взяла какое?
Красное яблоко.
Мама купила какое?
Синее пальто.
|
Женский
| Какая?
Это красная машина.
Синяя ракета.
| Антон нарисовал какую?
Красную машину.
Синюю ракету.
|
Какой шар, матрешку хочет купить кто-нибудь.
— Посмотри, какие красивые шары! Я хочу купить один шар.
— Какой?
— Синий.
— Я хочу нарисовать яблоки.
— Какие тебе нужны карандаши?
— Красный и желтый.
8. Как уточнить, о чем идет речь (продолжение). Зави симость окончаний прилагательных от категорий одушев ленности и неодушевленности.
Прилагательные в винительном падеже единственного числа
|
Род
| Неодушевленный.
Существительное.
Что?
| Одушевленный.
Существительное.
Кто?
|
Мужской
| Какой?
Саша увидел новый самолет. Ира купила синий портфель.
| Какого?
Саша увидел нового товарища.
Ира купила синего попугая.
|
Женский
| Какую?
Оля нарисовала большую синюю машину.
| Какую?
Оля нарисовала большую синюю птицу.
|
Какого ты гладишь кота?
Большого, рыжего.
Какой ты рисуешь дом?
— Высокий, желтый.
9. Как уточнить с помощью местоимений, о чем идет речь. Притяжательные и указательные местоимения в ви нительном падеже единственного и множественного числа. Употребление предлога «рядом с».
— На какого медведя ты хочешь посмотреть?
— Вот на этого, белого.
— Какую лису ты видел?
— Вот эту, рыжую.
— Где твоя мама?
— Моя мама рядом со мной.
— Где ваша (ваш) дочка (сын)?
— Моя дочка (сын) рядом со мной.
И т. д. Со всеми местоимениями по таблице.
-
Именительный падеж
| Винительный падеж
|
Мужской род
| Женский род
| Мужской род
| Женский род
|
мой
твой
его
наш
ваш
их
этот
| моя
твоя
ее
наша
ваша
их
эта
| моего
твоего
его
нашего
вашего
их
этого
| мою
твою
ее
нашу
вашу
их
эту
|
10. Кто кому помогает. Употребление дательного падежа после глагола «помогать». Спряжение глагола «по могать».
— Это наша комната. В комнате беспорядок.
— Я помогаю бабушке наводить порядок.
Отрабатываем вопрос «Кто кому помогает?» и ответ на него.
-
Помогать
| Кому?
| Что делать?
|
Я помогаю
Ты помогаешь
Они помогают
| мне, тебе, ему
маме, папе
Ивану
| собирать грибы
рисовать
работать
|
11. Как обозначить неопределенное количество предме тов. Слова «много», «мало».
— У меня много/мало книг, цветов, знакомых и т.п.
Употребление существительных в родительном падеже множественного числа после количественных числитель ных 5—20 и слов «много», «мало».
— На улице много машин.
— Мама купила 6 открыток.
— Папа принес 10 яблок.
— У меня мало машинок.
— В коробке 16 кубиков.
— На дереве много птиц.
12. Кто чем занимается в свободное время. Спряжение глагола «заниматься».
— В свободное время мы занимаемся спортом.
— Это наш спортивный зал, здесь мы бегаем и прыгаем.
— Это наш бассейн, здесь мы занимаемся плаванием.
Активная лексика: спортивный зал, бассейн, плавание.
Пассивная лексика: штанга, брусья, кольца, конь, канат, корзина, сетка, гантели.
13. Как выразить необходимость совершить действие.Слово «надо» с личными местоимениями и в безличных предложениях.
— Мне надо пойти в магазин.
— Ей надо приготовить обед.
— Ему надо починить стул.
— Им надо идти в детский сад.
— Это надо сделать.
Учиться заканчивать предложения.
— Завтра у мамы день рождения. Мне надо...
— Саша плохо играет в футбол. Ему надо...
— Наташа плохо поняла рассказ. Ей надо...
— Коля и Антон хотят посмотреть, как живут волки, лисы, зайцы. Им надо...
— Марина не умеет танцевать. Ей надо...
— Мы хотим пойти в кино. Нам надо...
14. Как выразить просьбу, разрешение или запрещение совершить действие. Существительное или местоимение, обозначающее лицо, которому разрешается или запреща ется совершить действие, всегда стоит в дательном паде же, а после слов «можно», «нельзя» употребляется только инфинитив.
— Да, можно. Нет, нельзя.
— Мне
можно посмотреть, как работает кран?
— Да, можно. Но здесь стоять нельзя.
— А где можно стоять? (Уточнение.)
— Вон там, около дерева.
При расширении активного словаря на занятиях нуж но сосредоточить внимание ребенка не на заучивании новых слов, а ставить его в ситуации мыслительных за дач, когда надо производить осознанный выбор речевых форм. Работа проводится в условиях узких микротем, ко торые постепенно расширяются и объединяются. Это при водит к осознанию ребенком собственной речевой про дукции и речи других.
15. Как поздравить с праздником. Глагол «поздравлять». Употребление винительного падежа для обозначения ли ца, которому адресовано поздравление («Витя поздравил Антона, Иру») и творительного падежа с предлогом для обозначения названия праздника, события («С Новым годом», «С днем рождения», «С праздником 8 Марта»). Личные местоимения в творительном падеже.
-
Я поздравляю.
Мы поздравляем тебя (вас) с
| Тебя (вас) с
| днем рождения!
Новым годом!
Праздником 8 Марта!
|
Я поздравил(а).
Мы поздравили Я хочу поздравить.
Мы хотим поздравить
| воспитательницу, Олю, маму, папу, учительницу
Иру, Бориса, бабушку
| с праздником!
с праздником!
|
16. Как спросить, сколько стоит какая-нибудь вещь. Со четание количественных числительных с существитель ным «рубль».
Игра «Спортивный магазин».— Сколько стоит этот мяч?
— Пятьдесят рублей.
— Сколько стоят эти ласты?
— Сто рублей и т. д.
Активная лексика: продавать, сколько стоит, рубль, деньги, предметы из игры.
17. Как выразить чувство радости, удовольствия. Крат кие прилагательные «рад», «рада», «рады».
— Папа рад, что у него сегодня выходной.
— Маша рада, что у нее есть свободное время.
— Мы рады, что поедем на дачу.
18. Как называются дни недели. Употребление назва ний дней недели в винительном падеже с предлогом «в» для обозначения времени действия.
— В понедельник я хожу в бассейн.
— Во вторник я хожу на рисование.
— В среду я хожу к логопеду. И так далее.
19. Как обозначить предмет, подобный тому, о котором говорится. Употребление указательных местоимений «та кой», «такая», «такое», «такие».
— У меня тоже есть такой альбом (такая открытка, та кое письмо, такие марки).
20. Как обозначить начало-конец действия. Инфинитив глаголов несовершенного вида после фразовых глаголов (начал читать, кончил читать).
— Мама начала читать эту книгу в среду, а закончила в воскресенье.
21. Как сказать, что кто-то к кому-нибудь часто ходит.Спряжение глагола «ходить». Употребление глаголов дви жения «идти—ходить» в настоящем времени.
— Ты куда идешь?
— В садик.
— Ты часто ходишь в садик?
Спряжение глагола (по лицам):
— Я хожу в садик.
— Ты ходишь в садик.
— Папа ходит на работу.
— Мы ходим гулять.
— Вы ходите в театр.
— Они ходят в библиотеку.
22. Как выразить желание брать с кого-нибудь пример.Предложения со сравнительным оборотом (союз «как»).
— Я хочу читать, как мама.
— Мама хочет танцевать, как эта балерина.
— Папа хочет петь, как этот артист.
— Мы хотим кататься, как эти дети. (И с отрицанием — не хочу).
23. Как сказать, что при определенном условии действие обязательно совершится. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия (союз «если»).
—
Если ты придешь ко мне, я покажу тебе свои ри сунки.
— Если я буду хорошо заниматься, мама купит мне пряники.
Если я прочитаю рассказ, мы пойдем гулять.
24. Как сказать, что ты можешь (не можешь) что-либо сделать. Спряжение глагола «мочь».
— Я сейчас не могу построить башню, у меня нет вре мени.
— А когда ты сможешь?
— Вечером.
— Паша, ты можешь дать мне ручку?
— Нет, не могу. Она у мамы.
— Вы можете прийти ко мне в воскресенье?
— Нет, не можем, мы уезжаем на дачу.
По мере изучения тем повышается уровень интел лектуализации речевых высказываний путем обозначения в речи действий, качеств, свойств предметов и их эле ментов, отношений и связей. Из наглядной ситуации ре бенком выделяются предметы, действия и на этой основе сравниваются формы слов, конструируются различные предложения. Сначала ребенок учится сопоставлять резко контрастные признаки предметов, а затем — более
сходные.
25. Как сравнить предметы, состояния. Сравнительная степень прилагательных. Предложения со сравнительным оборотом (союз «чем»). Сравнение неживых предметов.
Умение называть 1-2 признака любого предмета.
— Какой канат?
— Длинный и толстый.
— Какая нитка?
— Тонкая и короткая.
— Чем отличается канат от нитки?
— Канат толще, чем нитка.
— Канат длиннее, чем нитка.
— Что можно делать с помощью каната?
— Что-нибудь привязывать.
— А ниткой можно что-нибудь привязать?
— Можно.
— Что общего между канатом и ниткой?
— Ниткой и канатом можно что-нибудь привязывать.
Учим искать обобщающее слово. Учим сравнивать по размеру, цвету, форме, материалу, по целевому предназначению (для чего?).Сравнение живых существ.
1. Ищем обобщающее слово.
— Что общего у волка и лисы?
— Это дикие животные.
— Чем отличается волк от собаки?
— Волк — дикое животное, а собака — домашнее.
2. Если трудно подобрать обобщающее понятие,
гово рим о внешнем виде, о питании, о детенышах (что знаем).
26. Как сказать, кто старше (моложе). Употребление ко личественных числительных в винительном падеже с пред логом «на» при указании на возраст.
— Я старше тебя на 20 лет.
— Ты моложе меня на 20 лет.
— На сколько лет он старше меня?
— Мы одного возраста.
27. Как сказать, о чем мы говорим, думаем. Употребле ние предлога «о» («об») с существительным в предложном падеже. Личные местоимения в предложном падеже.
— Вчера мама рассказывала мне о черепахах.
— Мама беспокоилась обо мне.
-
Именительный падеж
кто?
| Предложный падеж
о ком?
|
я
ты
он
она
оно
мы
вы
они
| обо мне
о тебе
о нем
о ней
о нем
о нас
о вас
о них
|
перейти в каталог файлов