Лебедева Л.В.
Признаки военной семейной травмы в автобиографическом дискурсе
На протяжении всего ХХ века в нашей стране происходили быстрые, радикальные изменения во всех сферах жизни общества, которые нарушили условия безопасности миллионов людей: революции, войны, репрессии. В сознании людей нескольких поколений оставались актуальными вопросы экзистенциальной безопасности. Травматичные переживания потерь близких, с одной стороны, и необходимости сохранения семейных ценностей, групповой идентичности, чувства достоинства, с другой, наполняли людей жизненным опытом, который хранится в семейной памяти.
Военная семейная травма – социально-значимые, жизненно важные и разрушительные события прошлого, которые нанеслиущерб основам культуры общества, условиям жизни людей, базовым ценностям и индивидуальной и групповой идентичности, информация о которых содержится в семейной (родовой) памяти.
Предметом нашего исследования являются признаки военной семейной травмы - эмоционально заряженные упоминания потомков о тяжелом опыте родных в годы ВОВ.
Эмпирической базой исследованияпризнаков военной семейной травмы послужили тексты автобиографий советских и российских социологов, собранных Б.З. Докторовымi.
Исследование показало, что в рефлексивных автобиографиях содержатся, в частности, исторические свидетельства о драматичных жизненных перипетиях членов семьи во время Великой отечественной войны. Переживаемый поколениями дедов и прадедов опыт военной травмы куммулируется в эмоциональных реакциях и поведенческих стереотипах, которые хранятся в памяти последующих поколений и содержатся в текстах автобиографий. К ним следует отнести упоминания о рассказах предков об их участии в боевых сражениях на фронте, смерти родственника на фронте, блокаде и голоде, плене, оккупации и репрессиях после плена кого-либо из близких, эвакуации и необходимости выживания в трудных условиях, послевоенной жизни с раненым или инвалидом, горечь от отсутствия информации о месте захоронения погибшего родственника, потере связи с родными (или частью их) во время бомбежек, эвакуации и т.д.
Предки передают следующим поколениям не только эмоциональную память о тяжелых переживаниях, но иобщие стратегии и жизненные навыки, которые позволили членам семьи выжить в трудные военные и послевоенные годы. Например, потомки отмечают такие качества у своих родственников, прошедших через трудности военного времени, как недоверчивость, молчаливость, нежелание вспоминать, а также то, что перенесенные травмы не помешали им остаться добрыми, отзывчивыми на чужое горе.
Семейная культура содержит полярные ценностные установки предков, транслируемые следующими поколениями. Они включают, с одной стороны, представления о беспомощности и невозможности управлять жизнью, защитить детей, с другой - о солидарности близких, которая помогла преодолеть тяжелые времена.
Сохранившиеся в семейной памяти последующих поколений эмоциональные и содержательные упоминания об опыте проживания военных трудностей предков буквально подтверждает тезис о том, «что никто не забыт и ничто не забыто» и через 70 лет послевоенного времени.
i Б. З. Докторов. Современная российская социология: Историко-биографические поиски. В 3-х тт. [Электронный ресурс] М.: ЦСПиМ, 2014. URL:https://www.socioprognoz.ru/index.php?page_id=122 (4.10.2016г.)
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |