Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лечебная физкультура для больных рассеянным склерозом


НазваниеЛечебная физкультура для больных рассеянным склерозом
АнкорBmedicine. Лечебная физкультура для больных рассеянным склерозом - Овчаров В.В..pdf
Дата18.12.2016
Размер4.38 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBmedicine_Lechebnaya_fizkultura_dlya_bolnykh_rasseyannym_skleroz
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#3622
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ
Пособие предназначено в первую очередь для специалистов по лечебной физкультуре, физиотерапевтов, но может быть использовано как неврологами (для формирования рекомендаций, таки самими больными и их родственниками.
А в торы :
В.В. Овчаров, А.В. Петров, Е.Ф. Крынкина,
М.Е. Гусева, Т.Т. Батышева, Ю.А. Климов, АН. Бойко
У ч реж де ни я Московский Городской Центр Рассеянного Склероза
(МГЦРС на базе ГКБ № 11), кафедра неврологии и нейрохирургии Российского Государственного Медицинского Университета (РГМУ) и Поликлиника Восстановительного лечения № 7 (ПВЛ № 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ
Вводная часть. Методические подходы к проведению занятий лечебной гимнастики у больных рассеянным склерозом. Основные принципы организации занятий. 8 1.2. Противопоказания к проведению лечебной гимнастики у больных P C ................................................................11 1.3. Самоконтроль на занятиях лечебной гимнастикой. Методические подходы к проведению занятий с больными, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере. Структура занятий. Оценка степени функциональной состоятельности больного P C ......................................................................................... 13 1.7. Общие положения местной (суставной) гимнастики. Пассивные упражнения. Активно-пассивные упражнения. Активные упражнения. Общие рекомендации в зависимости от выраженности пареза. Для больных с выраженным парезом (2 -3 балла. 18 1.8.2. Для больных с умеренным парезом (3 -4 и более баллов. 18 1.8.3. Для больных с глубоким парезом (мысленное выполнение упражнений 1.9. Рекомендации по отбору упражнений для проведения лечебных занятий. Местная (суставная) гимнастика. Упражнения для пальцев 2.2. Упражнения для лучезапястного сустава. Упражнения для локтевого сустава. 21 2.4. Упражнения для плечевого сустава и плечевого пояса. Упражнения для шеи. Упражнения для стоп. Упражнения для мышц голени. Упражнения для мышц бедра. Комплекс упражнений для увеличения объема движений в позвоночнике и укрепления мышц туловища, тренировки устойчивости, профилактики остеопороза. Комплекс упражнений для мимических и жевательных мышц. Комплекс упражнений, направленных на расслабление мышц ..28 6. Специальные упражнения, влияющие на функции вестибулярного аппарата, координацию движений и зрение ....31 6.1. Упражнения для развития координации движений. Отбор упражнений для развития координации движений в зависимости от тяжести нарушений (функциональной недостаточности 6.3. Упражнения для улучшения зрительных функций. Лечебный комплекс, применяемый при нарушении функции тазовых органов. Комплекс 1 ...........................................................................................41 7.2. Комплекс 2 ...........................................................................................42 7.3. Комплекс 3 ...........................................................................................44 7.4. Комплекс 4 ...........................................................................................45 7.5. Комплекс 5 ...........................................................................................46 7.6. Комплекс 6 ...........................................................................................47 7.7. Комплекс 7 ...........................................................................................48 7.8. Комплекс 8 ...........................................................................................49 7.9. Комплекс 9 ...........................................................................................49 7.10. Комплекс 1 0 ......................................................................................50 7.11. Общие положения при проведении занятий лечебной гимнастикой у больных с запорами. Упражнения при запорах, направленные на оптимизацию моторики кишечника. Специальные упражнения для облегчения акта дефекации в туалете 7 .1 1.3. Самомассаж при хронических запорах 8. Комплекс общих дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения в положении стоя. Дыхательные упражнения в положении сидя. Дыхательные упражнения в положении лежа. Приемы вибрационно-звуковой гимнастики. Методика обучения падению ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Рассеянный склероз (PC) является мультифакториальным заболеванием лиц молодого возраста, проявляющимся многоочаговым поражением центральной нервной системы (ЦНС) с нарушением функции всех регулирующих систем организма (нервной, иммунной, эндокринной) и прогредиентно-рем иттирую щ им течением. В структуре причин развития стойкой инвалидности в молодом возрасте среди неврологических заболеваний PC занимает одно из первых мест. Пока невозможно остановить развитие патологического процесса, хотя при современном адекватном патогенетическом и симптоматическом лечении активность заболевания может быть существенно снижена. Распространенность PC колеблется от 1 до
120 человек на 100 ООО населения в зависимости от места проживания и этнического состава популяции. В России распространенность
PC составляет от 30 до 70 случаев на 100 000. Существенно выше частота встречаемости PC среди европейских народов (особенно Северной и Центральной Европы, реже — у народов Азии и Африки. Начало заболевания приходится на возраст от 18 до 50 летно в последнее время регистрируется все больше случаев с ранним (долети поздним (старше 50 лет) началом PC. Женщины заболевают в 1 ,5 -2 раза чаще, чем мужчины.
По типу течения выделяют Ремиттирующее течение, для которого характерно течение с обострениями и ремиссиями, причем частота и тяжесть обострений, как и длительность ремиссий, очень индивидуальны. В фазу ремиссии прослеживается значительный регресс неврологической симптоматики, но каждое обострение может оставлять после себя резидуальные нарушения Вторично-прогрессирую щ ее течение, как правило, приходит на смену ремиттирующему. Для этого типа течения характерно неуклонное нарастание тяжести заболевания, те. стойких неврологических нарушений и инвалидности на протяжении не менее месяцев. Выделяют два варианта этого течения заболевания — с обострениями или без них. Припер во мн а фоне неуклонного прогрессирования сохраняются периоды обострений и относительно более мягкого течения, при втором — заболевание постепенно неуклонно прогрессирует Первично-прогрессирующее течение характеризуется непрерывным нарастанием неврологических нарушений с самого начала заболевания без периодов ремиссии. Такой тип течения чаще наблюдается при начале PC в более пожилом возрасте, при преимущественном поражении спинного мозга.
Первично-прогрессирующее течение наблюдается у 10-15% больных, ремиттирующее течение без перехода во вторичное прогр е сси ­
рование — у 10-30% , при нарастании длительности PC у большинства больных течение PC становится вторично-прогрессирующ им.
Причиной неврологической симптоматики является поражение миелиновых нервных волокон, расположенных в головном исп и н ном мозге. При этом миелин разрушается (т.н. демиелинизация), происходит нарушение проводимости по нервным стволам, прерываются связи между различными отделами нервной системы. Так как очаги демиелинизации образуются в разных местах, клинически это проявляется рассеянной неврологической симптоматикой. В случае обострения заболевания возникают новые участки дем иелини­
зации с усугублением неврологического дефицита, уменьшающие возможности адаптации к имеющимся нарушениям. Уже на ранних стадиях имеется повреждение самих нервных волокон и миелин- образующих клеток — олигодендроцитов. Это приводит к дегенеративным изменениям в аксонах. Острое воспаление, локальный отеки демиелинизация приводят к преходящему нарушению проведения нервного импульса, а дегенерация аксонов — к устойчивому блоку проведения. Остается стойкая неврологическая симптоматика. Усиление блока проведения наблюдается при формировании астрогли- ального рубца на месте очага воспалительной демиелинизации.
В основе патогенеза PC лежат аутоиммунные реакции на антигены миелина, в большей степени клеточные, в меньшей — при участии гуморального иммунитета, те. аутоантител. Анатомически участки поражения располагаются преимущественно в проекции центральной (ЦНС) ив меньшей степени — периферической нервной системы. Часто имеет место поражение вегетативных волокон, в том числе и во внутренних органах. Эти явления приводят не только к неврологическим нарушениям, но и к разбалансировке регулирующих систем организма. Клинически это проявляется двигательными, ко- ординаторными, чувствительными, когнитивными и аффективными нарушениями, снижением зрения, дисфункцией тазовых органов и другими вегетативными нарушениями.
При благоприятном течении заболевания наступает фаза ремиссии, когда после обострения наблюдается этап стабилизации с регрессом воспаления и частичным восстановлением (ремиелинизацией) утраченных участков миелина. Восстановление миелина, релокализация функций и другие механизмы компенсации приводят к частичному регрессу неврологической симптоматики. При неблагоприятном течении заболевания, при частых обострениях или при неуклонном прогресси­
ровании происходит накопление неврологического дефицита, что приводит к стойкому нарушению походки, формированию неправильной осанки, мышечного дисбаланса, неоптимального статического и динамического стереотипа, нарушение ритма дыхания, изменения моторики желудочно-кишечного тракта, функции тазовых органов, изменению поведения. Указанные изменения значительно утяжеляют заболевание и усиливают социальную дезадаптацию.
Диагностическим критерием рассеянного склероза является «дис- семинация вместе и времени признаки очагового поражения двух или более областей ЦНС (проводящих путей белого вещества мозга, преимущественно пирамидных, мозжечковых, чувствительных путей, медиального продольного пучка, зрительного нерва, задних столбов спинного мозга и др, появление которых происходит не одновременно. Те. в анамнезе заболевания должны быть два или более эпизода с поражением разных участков ЦНС с длительностью каждого из эпизодов не менее суток, с возможным интервалом между эпизодами не менее месяца или постепенным или ступенчатым п рогресси­
рованием болезни свыше полугода. При этом обязательно должны быть исключены все другие причины такого многоочагового поражения ЦНС.
Из дополнительных исследований определяющее значение имеет магнитно-резонансная томография (МРТ). Разработаны специальные критерии очаговых изменений на томограммах, подтверждающих диссеминацию вместе и времени уже на ранних стадиях PC,
с
когда часть очагов остаются субклиническими. Упрощенно говоря, необходимо выявить минимум три очага поражения белого вещества в головном или в спинном мозге, при этом размеры этих округлых очагов должны быть не менее 3 мм в диаметре. Метод вызванных потенциалов также может подтвердить наличие субклинического очагового поражения нервной системы. Также при прогрессирующих формах PC учитываются данные анализа спинномозговой жидкости. При этом нарушение иммунорегуляции отражается появлением олигоклональных иммуноглобулинов класса Применение новых прогрессивных лечебных технологий сделало возможным предотвратить неблагоприятное течение заболевания, минимизировать поражения нервной ткани в период обострения заболевания, способствовать компенсации иммунорегуляторных нарушений и более полному восстановлению утраченных функций организма. Однако даже при самом благоприятном течении болезни имеют место и сохраняются разнообразные нарушения, в том числе и со стороны двигательной системы. Больные продолжают нуждаться в системе комплексной медикаментозной и немедикаментозной реабилитации. В состав последней входит лечебная гимнастика.
Лечебная гимнастика является естественными высокоэффективным методом восстановительного лечения. При индивидуальном подходе (схеме лечения) она имеет минимальные противопоказания, позволяет повысить уровень реактивности организма в целом и оказать целенаправленное избирательное влияние на отдельные системы, повысить переносимость физической нагрузки, предотвратить развитие осложнений и способствовать адаптации к имеющимся неврологическим нарушениям. Тем самым существенно повышается качество жизни больных PC, продлевается их активная жизнь, расширяется социальная активность, пациенты остаются полезными членами семьи и общества.
С
7

1. Методические подходы к проведению занятий лечебной гимнастики у больных рассеянным склерозом. Основные принципы организации занятий Лечебная гимнастика является одним из элементов комплексного лечения больных PC. Лечение проводится в комбинации с фармакотерапией, включающей кортикостероидные препараты, иммуно­
модуляторы, и, по показаниям, другие лекарственные средства.
Пациенты обладают различной степенью обучаемости физическим упражнениям, которая зависитот возраста, степени физической подготовленности в прошлом, степени координаторно-двигательных, интеллектуально-мнестических, поведенческих и других нарушений. Часто имеются сопутствующие заболевания воспалительные заболевания органов дыхания, мочевыводящих путей, эндокринологические заболевания, вертеброгенные болевые синдромы, наклонность к артериальной гипертонии или гипотонии. У больных с нарушением функции тазовых органов имеется выраженная социальная дезадаптация, что может явиться одной из причин депрессии. Указанные проблемы необходимо учитывать при проведении ЛФК.
При использовании упражнений необходимо соблюдать определенные принципы постепенности (постепенный переход от простых к более сложным движениям, от умеренных к более интенсивным физическим нагрузкам очередности, когда проводится нагрузка последовательно различных мышечных групп цикличности соблюдение периодов интенсивной нагрузки и отдыха доступности демонстрация и обучение упражнениям должны проводиться с учетом уровня понимания пациента сознательности пациент должен понимать не только последовательность движений, но и задачи, которые преследуются при выполнении упражнений
с всесторонности, когда упражнения направлены на патологические процессы не только в пораженной области, но и на нормализацию функционального состояния всего организма в целом.
Задачи, преследуемые при проведении лечебной гимнастики максимально сохранить и поддержать организм пациента в активно действующем состоянии оказать профилактическое действие, не допустить возможных осложнений, вызванных недостаточной активностью отдельных систем уменьшить выраженность нарушенной функции, например, местную функциональную неполноценность паретичной конечности, увеличить силу и выносливость частично пораженных мышц, улучшить нарушенную координацию и т.д.
Каждый лечебный комплекс включает упражнения, имеющие конкретную направленность действия упражнения общей тренировки, направленные на функции организма в целом упражнения специальной тренировки, оказывающие избирательное влияние на какую-либо из систем и предотвращающие осложнения (упражнения, тренирующие сердечно-сосудистую систему, дыхательные упражнения, упражнения, корректирующие функцию желудочно-кишечного тракта упражнения, обучающие определенному социально-активному действию, например, самостоятельному приему пищи, ходьбе с тростью и др упражнения симптоматической тренировки, используемые для коррекции конкретного неврологического симптома (расстройство мочеиспускания, головокружение, коррекция тонуса мышц в конечности и др.);
В зависимости от степени активности выполнения упражнения делятся на активные, при которых движения осуществляются в мышцах, находящихся под полным (достаточным) волевым контролем, и активное мысленное выполнение упражнений, при котором проводится предварительное мысленное выполнение всех этапов упражнения

— пассивные или местные упражнения, при которых проводятся специальные методики лечебной гимнастики, направленные на мышцы пораженных отделов опорно-двигательного аппарата, у больных со значительными двигательными нарушениями, недостаточным волевым контролем над мышечными группами, при наличии как мышечных, таки суставных контрактур;
— активно-пассивные упражнения и упражнения с приемами самопомощи проводятся с помощью различных механических приспособлений, с использованием здоровой конечности или при помощи другого человека упражнения с самовспоможением, сочетанными действиями, когда конечность, которая полностью находится под волевым контролем, помогает выполнить пассивные или активно пассивные движения полностью парализованной конечности самостоятельно или посредствам блочной системы. Упражнения сопровождаются выраженной позитивной эмоциональной реакцией. Недостатком метода является недостаточный двигательный контроль за пораженной конечностью, невозможность осуществления движения в полном объеме (в данном пособии не рассматриваю тся).
При составлении терапевтического комплекса лечебной гимнастики, основанного на использовании методов кинезиотерапии, необходимо учитывать сопутствующие заболевания и степень их компенсации, степень тренированности пациентов, уровень их обучаемости. Упражнения лечебной гимнастики должны быть простыв выполнении, хорошо запоминаться и не вызывать заметного утомления пациентов. Оптимальное время утренних занятий — с 10 до 13 часов, вечерних — с 17 до 20 часов.
Использование упражнений лечебных комплексов согласуется с лечащим врачом или специалистом по ЛФК с учетом тяжести заболевания и особенностей течения процесса. При выраженном неврологическом дефиците занятия должны проводиться строго под контролем специалиста по ЛФК или специально подготовленного помощника, в т.ч. и обученного упражнениям лечебной гимнастики родственника

1 .2 . Противопоказания к проведению лечебной гимнастики у больных Острые лихорадочные состояния независимо от причины

Острые воспалительные процессы

Острые инфекционные заболевания

Сильные боли вне зависимости от локализации

Наличие инородных тел, находящихся поблизости от крупных кровеносных сосудов или нервных стволов

Наличие кровотечения вне зависимости от локализации

Тяжелое течение заболевания с нарушением функции жизненно важных органов

Сопутствующее соматическое заболевание в стадии декомпенсации. Самоконтроль на занятиях лечебной гимнастикой Перед началом, вовремя проведения и по завершении занятия необходим контроль за состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем (измерение частоты сердечных сокращений ЧСС, артериального давления — АД, частоты дыхательных движений — ЧДД). Самоконтроль может осуществляться с помощью ряда тестов, позволяющих оценить степень тренированности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Например, определение интенсивности физической нагрузки по величине пульса частота пульса вовремя тренировки находится в пределах
1 0 0 -1 3 0 уд мин, что свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки, частота пульса 1 5 0 -1 7 0 уд./м и н. отражает интенсивность нагрузки выше средней, частота более 180 уд./м и н. говорит о предельной нагрузке. Важно помнить, что часть больных склонны как преуменьшать (при депрессии, таки преувеличивать степень своей физической недостаточности. При необходимости проводятся специальные врачебные обследования, в частности ЭКГ, а во со ­
бых случаях — суточное мониторирование ЭКГ и АД

1 .4 . Методические подходы к проведению занятий с больными, имеющими нарушения в эмоционально волевой сфере У больных PC часто встречаются нарушения эмоционально­
волевой сферы, которые проявляются депрессивными реакциями или эйфорий. Депрессивные реакции проявляются преобладанием пессимистической оценки ситуации, недооценкой своих сил. Движения становятся замедленными, снижается тонус мышц, больные дольше обучаются и быстрее устают при выполнении упражнений лечебного комплекса.
У пациентов с преобладанием эйфории отмечается чрезмерная общительность, переоценка своих сил, желание выполнять упражнения, которые в настоящие время они выполнить не могут, нечеткость (формальность) при выполнении упражнений также они не могут сосредоточиться на правильности выполнения упражнений и лечебного комплекса. Больные быстро устают и плохо запоминают физические упражнения.
Для больных с депрессивными реакциями целесообразно формировать небольшую группу, не более 3 - 4 человека с выраженной депрессией — проводить индивидуальные занятия. По мере обучения возможно укрупнение группы до 3 - 5 пациентов. Вовремя занятий выбираются наиболее простые упражнения, не требующие участия большой группы мышц. Количество повторений не должно превышать 5 - 8 и сопровождаться переутомлением мышц. Вовремя проведения занятий надо максимально акцентировать пациента на четкости выполнения упражнений и поощрять его позитивными репликами, даже если упражнения выполняются неправильно.
У пациентов с эйфорией на первых этапах необходимо максимально сократить количество занимающихся в группе. Проводить индивидуальные занятия. Отдавать предпочтение упражнениям, не требующим большого внимания при выполнении и совершающимся с умеренной амплитудой, разнообразным, но по количеству не превышающим 5—8. Вовремя проведения занятий абсолютной четкости при выполнении упражнения требовать не надо. Количество повторений может быть увеличенным до 8 -1 0 раз. Возможно возникновение небольшой утомляемости в заинтересованной группе мышц

1 .5 . Структура занятий Занятия состоит из трех частей. Первый, ориентированный или подготовительный период, отводится на освоение специальных упражнений, подготавливает мышцы к нагрузке, повышает подвижность в суставах. Продолжительность от 5 до 10 минут (до 20% времени занятий. Вторая часть (основной, тренировочный период) — заучивание упражнений, отработка основных движений комплекса. Продолжительность этого периода до 2 0 -2 5 минут (60-80% ). Третья часть — заключительная, продолжительностью 5 -1 0 минут (10%), в течение которых постепенно снижается двигательная активность. В зависимости от степени функциональной состоятельности пациента продолжительность занятия различна .6 . Оценка степени функциональной состоятельности больного Для оценки выраженности двигательных нарушений используется термин степень функционального состояния больного, в основе которого лежит расширенная шкала инвалидизации (EDSS):
1 степень полная функциональная состоятельность пациента с возможностью выполнения ежедневных занятий ЛГ с постепенным усложнением схемы движения и увеличением мышечной нагрузки соответствует EDSS 0 -2 ,5 балласте пень снижение функциональной состоятельности пациента, возможность самостоятельных занятий ЛГ снижена, в основном за счет быстрой утомляемости пациента, наличия легкого или умеренного парапареза или гемипареза (соответствует EDSS
3 , 0 - 3 , 5 балласте пень функциональная состоятельность пациента заметно снижена, сохранена возможность заниматься ЛГ в группе, самостоятельно выполнять простые двигательные навыки, при выполнении сложных движений или движений, требующих дополнительных мышечных усилий (больших, чем обычно, нуждается в помощи (соответствует EDSS 4 ,5 -5 ,5 баллов степень функциональная состоятельность пациента заметно снижена, двигательные нарушения позволяют самостоятельно выполнять отдельные простые движения, при обучении новым движениями их выполнении необходимы постоянный контроль и помощь инструктора (соответствует EDSS 6 ,0 - 6 , 5 баллов степень функциональная состоятельность пациента значительно снижена, сохранена возможность самостоятельно выполнять отдельные простые движения, нуждается в посторонней помощи вовремя занятии ЛГ (соответствует EDSS 7 баллов степень функциональная состоятельность пациента значительно снижена, нуждается в постоянном постороннем уходе. При занятиях ЛГ значительные двигательные нарушения позволяют выполнять отдельные простые движения с посторонней помощью, занятия ЛГ проводятся в основном в пассивном режиме (соответствует EDSS 7,5 и выше баллов).
Занятия для больных, имеющих высокую степень функциональной состоятельности (1 -3 степень) должны быть направлены на адаптацию всех систем организма к постепенному возрастанию физической нагрузки и возвращению их к прежнему уровню двигательной активности.
Больным со средней степенью функциональной состоятельности
(4 -5 степень) необходимо поддерживать сохранившуюся двигательную активность, подвижность суставов, способствовать освоению и поддержанию новых двигательных стереотипов поведения, оказывать тренирующее влияние на работу внутренних органов.
При низкой степени функциональной состоятельности пациента
(6 степень) занятия должны быть направлены в основном на поддержание сохранившихся и обучение новым двигательным навыкам, освоение целесообразных заместительных движений, которые должны препятствовать осложнениям со стороны опорного аппарата профилактика контрактур, гармонизация мышечного тонуса и т.п.), поддержание работы внутренних органов, а также предотвращение развития трофических нарушений.
Не следует стремиться к идеальному выполнению упражнений уже на первых занятиях, количество повторений не должно утомлять пациента, сопровождаться появлением болезненности в позвоночнике, мышцах, сердцебиением и другими негативными реакциями
При появлении затруднений при выполнении упражнения целесообразен минутный отдых и самоанализ возможных причин при его невыполнении. На последующих занятиях проводится повторение ранее освоенных комплексов и изучаются новые серии упражнений. По окончании комплекса проводятся упражнения, имеющие релаксирующую направленность и восстанавливающие ритм дыхания. Повышать интенсивность упражнений необходимо постепенно с учетом состояния пациента. Интенсивность повышается путем увеличения количества и темпа повторений, нарастания амплитуды движения или совершения одновременно движения двумя руками или ногами. По мере освоения упражнения возможно включение занятий на тренажерах или использование гимнастических снарядов .7 . Общие положениям ест ной суставной) гимнастики Этот лечебный метод направленна поддержание или восстановление физиологического объема движений в суставах и подвижных сочленениях опорно-двигательной системы улучшение местного и регионарного кровообращения (артериального, венозного, межклеточного предотвращение и стимуляцию местных трофических нарушений, вызванных ограничением движения в пораженном сегменте уменьшение патологически увеличенного мышечного или сухожильного напряжения формирование оптимального двигательного стереотипа с учетом имеющихся особенностей состояния локальной двигательной си ­
стемы.
Упражнения для шеи можно проводить после дообследования рентгенографии краниовертебрального перехода, КТ или МРТ шейного отдела позвоночника и спинного мозга, очень осторожно, медленно. Содружественное движение глаз должно опережать движение головы. Появление или увеличение головокружения, шума в ушах или голове, пошатывания и т.п. явлений недопустимо и служит сигналом к прекращению выполнения упражнений
Местная лечебная гимнастика может быть пассивной, активной и пассивно-активной.
1 .7 .1 . Пассивные упражнения выполняются с посторонней помощью или с помощью здоровой конечности Проводятся приемы, направленные на расслабление определенных мышечных групп, улучшающие подвижность в суставе, обучение произвольному сокращению отдельных мышц при адекватном взаимоотношении с мышцами-антагонистами. Положение конечности должно быть максимально приближенным к физиологическому, при котором создаются условия для максимального расслабления мышц на которые оказывается воздействие. Вовремя движения необходимо стремиться к тому, чтобы движение было только в заинтересованной группе мышц. При проведении движения помощник надежно фиксирует конечность и осуществляет движение, максимально приближенное к физиологическому объему. Болевые ощущения при выполнении упражнения или нахождении в исходном положении недопустимы. В случае повышения тонуса мышц, препятствующего совершению движения, необходимо уменьшить напряжение. С целью снижения избыточного мышечного тонуса возможно применять проведение продольной тракции конечности, поглаживание мышц, проведение вибрирующего массажа. Улучшить подвижность в суставе можно методом тракции сустава с расширением суставной щели, кругового массажа сустава. При совершении пассивных движений в суставах конечности возможно появление небольшой усталости в мышцах, ощущение тепла. При появлении этих ощущений возможен перерыв в занятиях. В среднем проводится от 10 до 30 движений. Проводятся пассивные упражнения на одном -двух сегментах конечности. Желательно проводить повторные упражнения пассивной гимнастики 2 - 3 раза вдень с .7 .2 . Активно пассивные упражнения Положение конечности и стабилизация сустава аналогичны положению при проведении пассивных упражнений. Направление движений соответствует физиологическому, полный объем движений в суставе осуществлять не надо. Границей прекращения движений является появление болезненности в суставе или окружающих мягких тканях. Упражнения должны быть медленными и очень мягкими. Темп движений должен быть таким, чтобы больной мог следить за выполнением упражнений, посильно помогая помощнику. Важно, чтобы пациент в конце движения мог сам расслабить мышцы.
При выполнении упражнений необходимо сосредоточиться на правильности выполнения, прочувствовать каждое выполняемое движение, не стараться выполнять их с максимальной силой и большим количеством повторений. Количество повторений в здоровой и больной конечности может быть различно, ноне должно вызывать появления большой усталости в мышцах. Количество повторений индивидуально, желательно не превышать 8 -1 0 раз. Пауза для отдыха — около трех минут.
При недостаточном расслаблении мышц целесообразно проведение релаксирующего массажа. Возможно проведение противодействующих упражнений на мышцах-антагонистах этого сегмента. Проведение активно-пассивных упражнений можно сочетать с медикаментозными препаратами, влияющими на состояние мышечного тонуса .7 .3 . Активные упражнения Активные упражнения применяются при наличии мышечной силы более 2 баллов. Проведение активных упражнений способствует более адекватному и пластичному влиянию на состояние мышечно­
связочного и суставного аппарата. Произвольный контроль за состоянием мышечного тонуса позволяет осуществлять движение в суставах в большем объеме, даже при наличии болевого синдрома

1 .8 . Общие рекомендации в зависимости отв ы раже н нос т и пареза. Для больных с выраженным парезом
( 2 - 3 балла)
Положение конечности максимально приближено к физиологическому, мышцы максимально расслаблены. Осуществлять движения необходимо только за счет определенных групп мышц. Возможно появление небольшой болезненности в мышцах и суставах. Для уменьшения тонуса мышц, затрудняющих движения, можно применить один из методов релаксации. Приемы, способствующие снижению избыточного мышечного тонуса предварительное проведение продольной тракции конечности, поглаживание мышц, проведение вибрирующего массажа, методы физиотерапевтической релаксации. Темп движений и количество повторений индивидуальны. Показанием для перерыва и отдыха является появление небольшой усталости в соответствующих мышечных группах .8 .2 . Для больных с умеренным парезом
( 3 - 4 и более баллов)
Методические подходы при проведении занятий не отличаются от общих требований и аналогичны требованиям при более глубоких парезах (положение конечности максимально приближено к физиологическому, мышцы максимально расслаблены, надо стараться проводить движение только благодаря определенной группе мышц и т.д.). Возможно включение некоторого количества силовых, тренирующих упражнений, в том числе и с отягощением. К приемам, способствующим снижению избыточного мышечного тонуса, рекомендованным ранее, добавляется изометрическая релаксация, методика противодействия, ношение утяжелителей на конечностях .8 .3 . Для больных с глубоким парезом мысленное выполнение упраж нений)
Метод основан на физиологической способности организма реагировать на мысленную команду действия появлением реакций, соответствующих этому движению (изменением биоэлектрической
с
активности мышц, характерными вегетативными реакциями. Проведение мысленной гимнастики способствует активизации определенных нервных центров и способствует восстановлению утраченных функций. В удобном положении необходимо максимально подробно представить необходимое движение и повторить его 3 - 4 раза. Рекомендации по отбору упражнений для проведения лечебных занятий
При включении упражнений в ежедневный комплекс останавливаются на 3 - 5 наиболее простых в выполнении. По мере освоения добавляются следующие по сложности, ноне более 7 - 8 на время проведения одного занятия.
Для пациентов с легкой степенью функциональной недостаточности возможно использование всех из приведенных упражнений. При средней степени функциональной недостаточности занятия лучше проводить в положении сидя или с достаточной опорой у шведской стенки. При значительной степени функциональной недостаточности выполняются доступные для выполнения упражнения в положении сидя и лежа.
Приемы вибрационно-звуковой гимнастики возможно применять всем больным PC.

2. Местная суставная) гимнастика Проводится в зависимости от степени тренированности, поочередно сначала левой, затем правой конечностью или обеими сразу. Движение проводится с максимальной амплитудой. Перед проведением каждого блока упражнений необходимо проведение самомассажа соответствующих суставов. Выполнять упражнения нужно в удобном положении, исключающем падение .1 . Упражнения для пальцев
Сжать, разжать пальцы. Привести, развести пальцы рук. Последовательное приведение и формирование кольца 1-2, 1-3, 1-4,
1 - 5 пальцев. Повторить каждое движение по 5 -1 0 раз (рисунки 1 -5 рис. 3
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей