Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лекции _Технологии инклюзивного образования. Лекции по дисциплине технологии инклюзивного образования Программы профессионального обучения Дефектология (Логопедия)


Скачать 259.94 Kb.
НазваниеЛекции по дисциплине технологии инклюзивного образования Программы профессионального обучения Дефектология (Логопедия)
Дата31.08.2019
Размер259.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекции _Технологии инклюзивного образования.docx
ТипЛекции
#62841
страница5 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8

Варианты инклюзивного образования
Варианты

инклюзивного

образования
Описание
Правила

комплектования

Дозировка времени

включения

Постоянная, пол-

ная интеграция
Эффективна для тех детей с ООП,

чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной

норме, кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.
Дети с отклонениями в развитии по 1-3 человека включаются в

общеобразовательные классы
Дети в течение дня находятся с нормально развивающимися

детьми
Постоянная, неполная интеграция.

Эффективна тем, кто способе нормально развивающимися н наравне со своими сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть

учебного и внеклассного времени.
1/3 – дети с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционные

часы, внеклассные мероприятия.

Временная, частичная интеграция.

Учащиеся с ООП объединяются с нормально развивающимися детьми для проведения совместных

мероприятий.


Не реже 2-х раз в месяц.

Эпизодическая

интеграция.

Смыслом данной интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с сочетанными нарушениями развития со сверстниками (праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки и т.д.) в рамках взаимодействия образовательных и межведомственных учреждений.
Если учреждение

ограничено в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися

детьми воспитанию и

обучению своих воспитанников.
По приглашению.

.
Дистанционное обучение.

Целью дистанционного обучения является предоставление детям-

инвалидам возможности получения образования по индивидуальной программе на дому. Является инклюзивной в сочетании с временной частичной или эпизодической инклюзией.


Согласно установленному расписанию

Частичная и временная формы рассматриваются как переходный этап на полную форму обучения. Любой предложенный вариант предполагает: психолого-педагогическое сопровождение: индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами – дефектологами (при наличии) и психологами; выбор пакета коррекционных курсов (элементов коррекционных курсов для сопровождения на занятиях) в соответствии с инклюзивным компонентом образовательного учреждения МОС. Данное направление направлено на компенсацию нарушений у детей с ООП и предоставления равных стартовых возможностей для всех обучающихся при включении в общеобразовательный процесс.

Ребенок, проживающий на территории конкретного образовательного пространства, должен иметь возможность получить разноплановые образовательные услуги по своему месту жительства, а, с другой стороны, перечень этих услуг должен быть четко определен и согласован на межведомственном уровне. При этом на законодательном уровне важно закрепить технологию следования этих услуг за ребенком, независимо от типа и вида образовательного или иного учреждения, выбранного родителями ребенка. Если родителями сделан выбор в сторону семейного воспитания и обучения, необходимо оформить договорные отношения с реабилитационным или ППМС-центром, специалисты которого совместно с коллегами из ПМПК разрабатывают для ребенка индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут, согласовывая его с родителями и все вместе разделяют ответственность за его соблюдение или (при необходимости) корректировку.

3. Внешние и внутренние условия эффективной реализации интеграции на разных этапах онтогенеза

Социально-образовательные услуги несколько отличаются на разных возрастных этапах развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так же как и включенность в их обеспечение специалистами различных министерств и ведомств.

Основываясь на разработанной нами и апробированной на практике концепции онтогенетического подхода к организации социально-образовательной интеграции, мы выделяем четыре этапа, специфичные по ведущему и типичным видам детской деятельности, особенностям медико-социального сопровождения, специфике коррекционно-педагогического процесса и отличающиеся по основной направленности работы с семьей, включившейся в систему совместного обучения со сверстниками. При этом теоретической основой данного подхода является культурно-историческая теория развития высших психических функций и концепция возраста Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца, учет особенностей социальной ситуации развития ребенка (Л.И. Божович), методологические психолого-педагогические основания А.А. Венгер (Катаевой) и сформулированное нами положение о необходимости учета «смещенного сенситива» в онтогенезе и коррекционно-педагогической работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

Теория и практика позволяет выделить специфичные этапы, учет которых значим для организации социально-образовательной интеграции: период раннего детства, дошкольное образование, школьное обучение и профессионально-трудовая адаптация.

Эти этапы различаются между собой целями, задачами, приоритетами совместной деятельности родителей и специалистов, изменением функционала ведущих специалистов, являющихся кураторами социально-образовательной интеграции, требованиями к организации охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, особенностями необходимых и достаточных социальных «сетей взаимодействия».

Период раннего детства

Обозначим основные требования к осуществлению интеграции на этапе раннего детства:
Возможность обращения родителей за комплексной психолого–педагогической и медико-социальной помощью ребенку, предоставляемой специалистами детской поликлиники, регионального ППМС центра, службами ранней помощи и иными структурами;
  • Проведение консультаций и специальных занятий с детьми раннего возраста с последствиями перинатальной энцефалопатии (ПЭП) по программам ранней психолого-педагогической помощи;
    Строгая последовательность оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи и возможность корректировки индивидуального коррекционно-образовательного маршрута с учётом динамики развития проблемного ребёнка;
  • Организация перехода ребёнка в адаптационную группу или группу
    кратковременного пребывания на базе ППМС центра или дошкольного образовательного учреждения для детей от 1.5 до 2 лет с целью подготовки к посещению общеобразовательного или специализированного детского сада.

    Период дошкольного детства

    Этап дошкольного детства – время встраивания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание.

    Требования к осуществлению интеграции на этапе дошкольного детства:
    Обязательное наличие индивидуальной коррекционно-развивающей и
    образовательно-воспитательной программы для ребёнка с теми или иными ограничениями;
    Необходимость создания адекватной возможностям ребёнка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды;
  • Наличие специальной образовательной помощи, осуществляемой командой сотрудников при ведущей роли педагога-дефектолога;
  • Чёткое разделение функционала всех специалистов, вовлечённых в интегрированное дошкольное образование;
  • Обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребёнком;
  • Психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся дошкольников, вовлечённых в интегрированное обучение.
    Одна из важных форм интегрированного обучения в дошкольном возрасте – это группы кратковременного пребывания. Поскольку в группы принимаются дети с различной структурой дефекта, при организации групповых занятий необходима одновременная, совместная работа 2–3 педагогов, осуществляющих обучение детей разным видам деятельности и обеспечивающих их сопровождение в процессе воспитания и обучения с учетом различий в тяжести имеющихся нарушений. Во время проведения одним из педагогов занятия по развитию той или иной деятельности, другие педагоги выполняют функцию педагогов сопровождения, тем самым помогая детям на занятии и одновременно обучая родителей навыкам взаимодействия с собственными детьми. Для этих целей возможно использование и родителей, прошедших квалифицированное обучение, и специально подготовленных тьюторов, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню их профессиональной и личностной готовности.

    При этом важно учитывать, что гибкое сочетание индивидуальных и групповых занятий позволяет ребёнку с ОВЗ выработать разные стратегии поведения в процессе общения и различных видах детской деятельности.

    Период школьного обучения

    Для реализации социально-образовательной интеграции в период школьного обучения необходимо наличие следующих четырёх структурных компонентов:
    Обучение в условиях общеобразовательного класса;
  • Обучение в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки;
  • Система психолого-медико-педагогического сопровождения всех обучающихся в учреждении;
  • Развёрнутая сеть услуг дополнительного образования.
    Дети с ОВЗ изучают такие предметы, как изобразительное искусство, ОБЖ, физкультура, музыка, пение и трудовое обучение в условиях общеобразовательных классов, а предметы по программам для С(К)ОУ соответствующих видов – в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки. Обычно это такие предметы, как математика, русский язык или письмо и развитие речи, чтение или чтение и развитие речи, трудовое обучение, ритмика.

    Экспериментально апробированная и отработанная многокомпонентная модель социально-образовательной интеграции не предполагает наличие в классе тьютора, т.е. педагога сопровождения. Учителем класса является дефектолог, который реализует не более двух образовательных программ (например, общеобразовательная программа и программа С(К)ОУ VIII вида). При этом и в классе могут находиться только дети одной нозологической группы, количество которых соотносится с тяжестью имеющихся у них нарушений и сопутствующих отклонений и находится в ведении курирующей учреждение ПМПК. Психолого-медико-педагогическое сопровождение поддерживает индивидуальные учебно-коррекционные маршруты и изучение программ для учеников с ОВЗ в целях обеспечения психологической, педагогической, медицинской, социально-педагогической и логопедической помощи; обеспечивает психологический комфорт и контроль за реализацией досугово-реабилитационной деятельности.

    Составной частью социально-образовательной интеграции является развернутая система дополнительного образования. Его направления могут быть достаточно различны, но необходимый минимум это:
    Физкультурно-спортивные секции;
  • Художественно-эстетические студии и кружки;
  • Занятия декоративно-прикладным искусством;
  • Научно-техническое творчество.
    Период профессионально-трудовой адаптации

    На этапе профессионально-трудовой адаптации необходимо учитывать

    следующие требования к организации социально-образовательной интеграции:
    Учёт состояния умственной и физической трудоспособности, эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сфер, развития речи и навыков коммуникации, социально-психологического статуса подростков;
  • Раннее начало профориентационной деятельности;
  • Сопоставление психофизиологических возможностей подростка с параметрами конкретной профессии и рабочего места;
  • Постоянное обновление данных о вакансиях и расширение спектра профессиональных занятий;
  • Наличие системы психолого-педагогического сопровождения и постинтернатной поддержки;
  • Развитие дистантного образования для детей и подростков с различными образовательными потребностями и возможностями;
  • Подготовка и переподготовка педагогических кадров, мастеров трудового обучения и социальных педагогов.
    Сочетание федеральной базовой программы реабилитации и индивидуальной программы реабилитации подростков с ОВЗ позволяет компенсировать нарушенные или утраченные функции организма и сформировать способность к выполнению определённых видов деятельности.

    Отдельно остановимся на апробированной и хорошо зарекомендовавшей себя модели интегрированного обучения, применяемой на этапе обучения детей с ОВЗ в начальной школе. Наибольшие трудности вызывают проблемы совместного обучения детей с умственной недостаточностью и

    Вопросы для обсуждения

    1.Разработать проекты (по примерному шаблону):

    • инклюзия в дошкольном образовании;

    • инклюзия в общеобразовательной школе;

    • инклюзия в системе дополнительного образования;

    • инклюзия в высшем образовании.

    Примерный шаблон для проектов:

    • Цель

    • Какие задачи предстоит решить

    • Необходимые мероприятия

    • Деятельность служб сопровождения (внешних и внутренних)

    Особенности организации образовательного процесса

    Литература
    Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286
  • Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : метод. пособие / М. С. Староверова [и др.] ; под ред. М. С. Староверовой. - М. : Владос, 2011. - 166, [2] c.
    2. Мёдова Н.А.Инклюзивное образование в схемах и таблицах: методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2012. – 24 с
    Лекция 6. Организация образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде.

    План

    1.Понятие образовательной среды.

    2. Характеристика комплекса условий внедрения инклюзивной модели в систему современного образования.

    3. Принципы построения инклюзивной образовательной среды.

    Категориальный аппарат: образовательная среда, инклюзивная образовательная среда

    1.Понятие образовательной среды.

    В современной психолого-педагогической науке и практике понятие «образовательная среда» широко используется при обсуждении условий обучения и воспитания. Исследованию проблем образовательной среды посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых (Я.Корчак, Дж.Гибсон, В.А.Ясвин, С.В.Тарасов, Г.А.Ковалев и др.).

    Образовательная среда рассматривается как подсистема исторически сложившейся социокультурной среды и одновременно как специально организованные педагогические условия, в которых осуществляется развитие личности ребенка. В этом смысле образовательная среда интересна своим функциональным назначением, с точки зрения качества предоставляемых ею

    образовательных возможностей для эффективного саморазвития ее субъектов. В контексте рассмотрения проблем инклюзивного образования понятие среды приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что включение ребенка с особыми образовательными потребностями предъявляет новые требования к ее организации.

    Изменение касается технологических, организационно-методических, нравственно-психологических и других параметров.

    Возникает множество вопросов относительно качественных и количественных характеристик среды, достаточных и благоприятных для социализации и образования ее участников.

    Рассмотрим понятие и сущность категории «образовательная среда».

    Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности; совокупность возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (Ясвин В.А.). Категория «образовательная среда» связывает понимание образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования (Баева И.А.).

    Структуру образовательной среды представляют:

    • пространственно-предметный компонент (архитектурно-пространственная организация жизнедеятельности субъектов);

    • содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и технологии организации обучения и воспитания);

    • коммуникативно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, психологический климат в коллективе, особенности управления).

    Инклюзивная образовательная среда вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по- возможности, полное участие детей в образовательном процессе.

    На основе работ Е.А.Климова, В.А. Ясвина, Тарасова С.В., в которых предложены составляющие образовательной среды учреждения, можно выделить структуру инклюзивной образовательной среды как пространства социализации детей с различными возможностями и особенностями:

    пространственно-предметный компонент (материальные возможности учреждения - доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей);

    содержательно-методический компонент (адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств);

    коммуникативно-организационный компонент (личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов).

    2. Характеристика комплекса условий внедрения инклюзивной модели в систему современного образования.

    К условиям организации инклюзивной образовательной среды мы относим:

    Преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений).

    Создание гибкой и вариативной организационно-методической системы, адекватной образовательным потребностям детей с различными возможностями обеспечивается преемственностью систем дошкольного и школьного образования.

    Совместная деятельность специалистов детского сада и школы осуществляется как сотрудничество по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии.

    Сотрудничество осуществляется в следующих формах: совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника.

    Комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса: педагога (научный руководитель, администрация), обучения детей (дефектолог, психолог, родители) и социализации детей (психолог, родители, волонтеры).

    Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий, которые в совокупности реализуют комплексный разноуровневый характер сопровождения участников педагогического процесса:

    • технология адаптации ребенка к новой образовательной ступени

    • технология сопровождения педагога

    • технология помощи ребенку в процессе обучения

    • технология взаимодействия с семьей

    • технология воспитания личности

    Виды (направления) комплексного сопровождения:

    • профилактика;

    • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));

    • консультирование (индивидуальное и групповое);

    • развивающая работа (индивидуальная и групповая);

    • коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

    • психологическое просвещение и образование (повышение психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, педагогов, родителей).

    В основе поддержки лежит метод комплексного сопровождения, реализующего четыре функции: диагностика возникающих у ребенка проблем; поиск информации о сути проблемы и способах ее разрешения; консультация на этапе принятия решения и выработке плана решения проблемы; помощь на этапе реализации решения проблемы.

    Техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды. Для различных категорий детей предполагаются специальные технические средства (например, для детей с нарушенным слухом характеристики безбарьерной среды определяются наличием индивидуальных слуховых аппаратов (или кохлеарных имплантов), FM-систем, а также внедрением компьютерных технологий в учебный процесс, облегчающих освоение образовательной программы; для детей с нарушенным зрением необходимо повышенная освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение не менее 400-500 люкс, оптические средства – лупы, специальные устройства для использования компьютера, телевизионные увеличители, аудиооборудование для прослушивания «говорящих книг», учебные материалы с использованием шрифта Брайля).

    Среди принципов построения инклюзивного образовательного пространства основными, на наш взгляд, выступают:

    Раннее включение в инклюзивную среду. Это обеспечивает возможность абилитации, то есть первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию;

    Коррекционная помощь. Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в построении образовательно-воспитательного процесса. Ребенок, как правило, быстро адаптируется к социальной среде, однако, он требует организации поддерживающего пространства и специального сопровождения (что также выступает в качестве условий, учитывающих его особые потребности).

    Индивидуальная направленность образования. Ребенок с нарушениями может осваивать общую для всех образовательную программу, что является важным условием его включения в жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей глубины дефекта и возможностей ребенка. Маршрут должен быть гибким, ориентироваться на зону ближайшего развития, предусматривать формирование речевых умений, основных видов познавательной деятельности соответственно возрасту, развитие социальных умений.

    Командный способ работы. Специалистам, педагогам, родителям необходимо работать в тесной взаимосвязи (по командному принципу), что предполагает совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого ребенка, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей, процесса его движения в развитии и освоении социально-педагогического пространства.

    Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребенка. Родители являются полноправнымичленами команды, поэтому им должна быть предоставленавозможность принимать активное участие в обсуждениипедагогического процесса, его динамики и коррекции.

    Приоритет социализации как процесса и результата инклюзии. Главным целевым компонентом в работе являетсяформирование социальных умений ребенка, освоение имопыта социальных отношений. Ребенок должен научитьсяпринимать активное участие во всех видах деятельностидетей, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение,найти себе друзей; развивая межличностные отношения,научить других детей принимать себя таким, какой есть. Аэто, в свою очередь, возможно при достаточном уровнеличностного и познавательного развития ребенка.

    • Развитие позитивных межличностных отношений не является спонтанным процессом, это также выступает предметом специальной работы педагогов.

    Одной из системообразующих характеристик эффективной образовательной среды выступает ее безопасность (физическая и психологическая). Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от

    психологического насилия (Баева И.А., Лактионова Е.Б.). В контексте проблемы построения и функционирования инклюзивной образовательной среды указанный аспект требует специальной разработки и обоснования.
  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
    1   2   3   4   5   6   7   8

    перейти в каталог файлов

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей