Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лекции _Технологии инклюзивного образования. Лекции по дисциплине технологии инклюзивного образования Программы профессионального обучения Дефектология (Логопедия)


Скачать 259.94 Kb.
НазваниеЛекции по дисциплине технологии инклюзивного образования Программы профессионального обучения Дефектология (Логопедия)
Дата31.08.2019
Размер259.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекции _Технологии инклюзивного образования.docx
ТипЛекции
#62841
страница7 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8

Вопросы для обсуждения

1.Разработать психолого-педагогические рекомендации для организации сопровождения учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня, сочетающегося с высоким уровнем ситуативной тревожности и застенчивости

Литература
Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/– М.: Прометей, 2005.
  • Инклюзивное образование» выпуск 2. – Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, Семаго Н.Я. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
  • Инклюзивное образование» выпуск 3. - Организация деятельности координатора по инклюзии в ОУ, Дмитриева Т.П. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
  • Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. - Минск : БГПУ, 2006. - 98 с

    Лекция 8. Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве

    План
    Профессия тьютор в современной системе образования
  • Тьютор в системе инклюзивного образования
  • Ведение документации
  • Факторы и критерии оценки успешности тьюторской деятельности
    Категориальный аппарат: тьютор, тьюторство.

    1. Профессия тьютор в современной системе образования

    Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.

    Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

    Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

    Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.

    Тьютор – это:

    • Наставник;

    • Посредник;

    • Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);

    • Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

    • Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения;

    Должностные обязанности тьютора.

    В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста.

    Должностные обязанности тьютора:

    - Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.

    - Организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    - Координирует поиск информации обучающимися для самообразования.

    - Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

    - Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;

    - Координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

    - Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;

    - Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий).

    - Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

    - Проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

    - Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана.

    - Содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

    - Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

    - Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

    - Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

    - Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.

    - Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

    - Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

    - Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

    - Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

    - Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

    - Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Должен знать:

    - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

    - основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии; методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

    - основы экологии, экономики, права, социологии;

    - организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;

    - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

    - правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

    2.Тьютор в системе инклюзивного образования

    Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

    Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

    При реализации интегрированного обучения перед коллективом общеобразовательного учреждения возникают следующие задачи:

    • создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся;

    • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

    • психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;

    • развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

    Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.

    Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д»

    В инклюзивном образовании подобных специалистов в настоящий момент также называют педагог сопровождения, адаптор, куратор, освобожденный классный воспитатель, поддерживатель.

    На практике тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т.д), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития.

    Цели и задачи в работе тьютора ребенка с ОВЗ


    Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

    1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

    Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

    2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Описывая роль тьютора в социальной жизни ребенка с ОВЗ, И.В.Карпенкова предлагает 2 таблицы:

    Таблица 1

    «Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы».


    Тьютор

    и подопечный
    Тьютор:
    формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
  • следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
  • координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.


    Тьютор

    и учитель (учителя) класса
    Тьютор:
    обсуждает с учителем:
    цели и задачи своей работы;
    возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
  • каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

    Тьютор и

    другие дети
    Тьютор:
    следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;
  • объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
  • если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
    Тьютор и

    родители
    Тьютор:
    рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
  • отвечает на вопросы родителей.
    Таблица 2:

    Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в школьной системе и роль тьютора в этом процессе.

  • Ребенок с ОВЗ и учитель
    Для этого тьютор:
    Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции
    привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;
  • «Смотри на доску»;
  • «Возьми ручку, пиши»;
  • «Открывай учебник»;
  • «Открывай дневник» и т.п.
    Ребенок с ОВЗ и тьютор
    Для этого тьютор:
    Ребенок выполняет рекомендации тьютора

    следит за организацией рабочего пространства ученика;
  • соотносит задания учителя с возможностями ученика;
  • если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
  • если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.
    Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.
    Ребенок с ОВЗ и другие ученики
    Для этого тьютор:
    Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему
    наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.
    Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».
    Ребенок с ОВЗ и родители
    Для этого тьютор:
    Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,

    после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором
    помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.


  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
    1   2   3   4   5   6   7   8

    перейти в каталог файлов

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей