Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Эрготерапия в работе с особыми детьми. Лекционный и практический материал для родителей-тьюторов Веселая Лопань 2014 Методические рекомендации разработаны в рамках реализации проекта Школа тьюторской практики


Скачать 16.57 Mb.
НазваниеЛекционный и практический материал для родителей-тьюторов Веселая Лопань 2014 Методические рекомендации разработаны в рамках реализации проекта Школа тьюторской практики
АнкорЭрготерапия в работе с особыми детьми
Дата09.06.2019
Размер16.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭрготерапия в работе с особыми детьми.docx
ТипМетодические рекомендации
#53307
страница9 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

Бумажная скульптура - еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги – заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм. Традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки.

Технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциации) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование такой простой техники с самого начала обучения детей конструированию из бумаги способствует инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.

Уделяйте внимание творчеству своих детей, хвалите их, поощряйте, искренне восхищайтесь их работами, подбадривайте и наделяйте значимостью их начинания!
Формирование захвата кисти руки.
На первых этапах развития мелкой моторики малыш вместо движения кистью использует движения плечом и предплечьем. Постепенно у ребенка начинает формироваться стабильность запястья: он учится удерживать ладонь в положении нужном для выполнения определенного действия. При сниженном тонусе ребенку проще стабилизировать запястье, положив кисть на твердую поверхность большим пальцем вверх, при этом работают большой, указательный и средний пальцы, а ребро ладони и мизинец обеспечивают стабильность. Затем постепенно развивается умение вращать запястьем в разных плоскостях.

Формирование захвата проходит следующие ступени:
ладонный захват;
щепоть;
пинцетный захват и их промежуточные формы.
Формирование захвата имеет свои особенности: при отсутствии специальной работы по развитию мелкой моторики возможно длительное «зацикливание» на ладонных формах захвата. До трех–четырех лет может наблюдаться захват без участия большого пальца, пинцетный захват может производиться большим и средним пальцами, при этом сила захвата снижена. Развитие мелкой моторики реализуется в игре, различных видах конструирования и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), так как творчество для ребенка – врожденная способность, и его с полным основанием можно назвать движущей силой развития личности.


При организации работы над развитием тонкой моторики выделяется ряд приоритетных направлений:

1. Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: развитие чувства равновесия, координация «рука – глаз» (игра в мяч), согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пенею песенок с движениями или пальчиковым играм).

2. Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата).

3. Формирование захвата, то есть умение дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.



Обучающий тренажёр

Тренажер устроен так, что пальчики фиксируются в правильном положении, в

специальных выемках, поэтому взять его неправильно – невозможно. Благодаря этому ребёнок быстро и легко учится рисовать и писать. На всё обучение с помощью тренажёра уходит приблизительно две недели, позже ребёнок сможет обходиться без него, поскольку полученные навыки запоминаются подсознательно. Тренажер мягкий, приятный на ощупь и яркий - все это привлекает детишек. А используемый образ веселой и доброй рыбки радует малышей,

ведь вместе и учиться веселее! Используемый материал (медицинский ПВХ) абсолютно безвреден при соприкосновении с кожей ребенка. Его легко мыть и обрабатывать, не опасаясь деформации. Тренажер может использоваться как на ручке, так и на карандаше.
Развитие захвата во время рисования
ладонный захват
Ребенок берет предметы, подгребая его пальцами к ладони. У детей с синдромом Дауна в деятельности такой захват формируется к 13 – 16 месяцам.

1-я ступень формирования ладонного захвата

Мелок, фломастер или толстый карандаш ребенок держит в кулачке, наискосок ладони. Рабочий конец направлен к мизинцу. Большой палец направлен вверх. Такой способ захвата подходит для

рисования на горизонтальной поверхности и удобен при обучении рисованию. Ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча.

«Зернышки для курочки» (на горизонтально расположенном листе бумаги дети оставляют точечный след)

2-я ступень формирования ладонного захвата

Ребенок захватывает мелок противопоставляя большой палец («Грабельки»). Рабочий конец направлен вверх. Удобно использовать при рисовании на вертикальной поверхности. «Светит солнышко», «Идет дождик» (дети учатся проводить вертикальные линии)
ладонно-пальцевый захват (формируется у детей с синдромом Дауна к 2-5 годам)
Предмет лежит в ладони наискосок, рабочий конец зажат между средним, указательным и большим пальцами (удобно при рисовании на вертикальной поверхности). «Зайчик гуляет по травке» (дети учатся произвольно рисовать вертикальные линии). «Зверята идут в гости» (рисование горизонтальных дорожек для зверят). «Мешаем кашку», «Цветные клубочки» (во время работы совершенствуется качество ладонно-пальцевого захвата, сопровождающегося вращением запястья). Учим рисовать округлые каракули.
захват щепотью
(подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцами).

Для облегчения перехода от ладонно-пальцевого захвата к захвату щепотью можно использовать короткие мелки, которые нельзя захватить ладонью. В это время ребенок начинает рисовать кисточкой способом примакивания и касания. «Следы по снегу», «Листья падают», «Травка выросла» (работы выполняются способом примакивания – кисть плашмя). «Дождик», «Салют», «Идет снег», «Ветка мимозы», «Созрела рябина» (работы выполняются способом касания – кисть вертикально).
захват пинцетом (наблюдается после 5-8 лет). При захвате «пинцетом» ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами.
На первой ступени формирования этого захвата ребенок берет предмет подушечками большого и указательного пальцев. Этот захват используется при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала.

На второй ступени формирования пинцетного захвата ребенок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. такой захват довольно редко используется в быту, но нужен в работе с бисером и мелкими бусинами, при вытаскивании тонкой нити из ткани.

Развитие захвата во время лепки
работы, требующие использования ладонного захвата
Разминать пластилин в ладони, расплющивать его на столе, позже между ладонями («Блинчики», «Тарелочки», «Диски для пирамидки»).

Раскатывать пластилиновые столбики на столе. прямое движение руки («Колбаски», «Конфетки»).

Раскатывать пластилиновые столбики прямыми движениями между ладонями рук «Бревнышки для домика».

Задание скатывать шарики из пластилина круговыми движениями рук на столе, затем между ладонями предполагает умение устойчиво фиксировать запястье на весу («Колобок», «Мячик», «Неваляшка», «Ягодки»). Втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке («Ёжики»). Разрывать пластилиновый столбик («Покормим зверят»). (Примечание: два последних вида работ выполняют методом ладонного захвата только при отсутствии «щепоти».)
работы, предполагающие использование «щепотного» и «пинцетного» захвата
Разрывать пластилиновый столбик («Зернышки для курочки»). Соединять края пластилинового столбика («Сушки», «Колечки для пирамидки»). Втыкать в пластилин палочку, держа ее щепотью («Яблоко», «Ёжик»). После лепки фигуры круглой формы оттягивать острый кончик («Овощи-фрукты»). Прищипывать края изделия из пластилина («пирожок», «цветок»). Делать стеком вмятины в пластилине («Глазки у ежика», «Пуговки у неваляшки»).

Развитие захвата во время аппликации.

Начинать это вид деятельности малыш может только тогда, когда у него сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место. На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш.

Виды работ: Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, прикладывать к поверхности, намазанной клеем («Снег», «Листочки», «Цветы»).

Прикреплять природный материал и мелкие бытовые предметы к картону с помощью пластилина, прижимая их ладонью или указательным пальцем (пуговицы: «Игрушки на елку», «Колеса к машине», «Глазки зверятам». Ракушки: «Цветочки», «Бабочки» и т. д.).

Расплющивать пластилин на картоне, делать вмятины стеком («Пуговки», «Глазки», «Цветочки»).

Сниженный мышечный тонус в разной степени представленный практически у всех детей с ДЦП, сказывается на формировании навыков мелкой моторики, затрудняя формирование захвата, удержание и манипулирование предметами. Очень важно постепенно развивать способность поворачивать запястье в разных плоскостях и удерживать его в среднем положении.

Также очень важно развивать у детей тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.

Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.

На занятиях можно не просто играть с пластилином, создавать аппликации из цветной бумаги, конструировать из кубиков, но и включать новое в работу. Используйте природный материал, различные крупы, семена, каштаны, жёлуди. Ребенку проще посмотреть, потрогать, понюхать и понять естественные объекты. Так же можно использовать вату, картон, бумагу с различной поверхностью, ткани. Из всего этого можно создавать разнообразные поделки. Это могут быть и простые полянки с цветами, зимний пейзаж, зайчики, птички. Так и более сложные поделки: разнообразные лабиринты, открывающиеся двери у нарисованных домиков, деревня из различных материалов.
Средства обеспечения:творческие образцы работ продуктивной деятельности.
Занятие 5. Использование различных материалов для развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями
Свойства бумаги, салфетки и картона.

Знакомство со свойствами бумаги поможет детям при выполнении самых разнообразных изделий. Знание свойств дает возможность подобрать для изделия нужный материал, а это, в свою очередь, значительно повышает качество работы и ее оформление.

При выборе бумаги необходимо учитывать её качества и свойства. Бумага имеет волокнистое строение. При отливке бумаги часть волокон идет вдоль машины- продольные, а часть- поперечные. Разное расположение волокон влияет на свойства бумаги. Например, разрыв вдоль волокон более ровный, чем поперек, вдоль волокна полоска прогибается меньше, чем такая же, вырезанная поперек.

Гладкость- состояние поверхности бумаги (ровная, гладкая, шероховатая)

Пористость влияет на состояние поверхности бумаги. Чем меньше пористость, тем ровнее поверхность.

Водонепроницаемость определяется степенью противостоянию и пропускания воды. Например: салфетки хорошо пропускают воду, а парафинированная бумага не пропускает.

Упругость — это способность бумаги изменяться: изгибаться, уплотняться при нагрузке, сминаться и восстанавливать первоначальную форму после нагрузки- называется.

Прочность - сопротивление бумаги на разрыв, проверяется опытным путем. Сухая бумага прочнее мокрой, в продольном направлении прочнее, чем в поперечном.

К оптическим свойствам относятся: цвет, белизна, прозрачность, светонепроницаемость и др. Бумага может обладать и специальными свойствами: жиронепроницаемостью, воздухонепроницаемостью, способностью в горении.

Предлагаем ребенку выполнить задание самостоятельного детского экспериментирования, позволяющего ребенку находить способы действий с бумагой (картоном). Бумага рвется, режется, мнется, складывается, намокает, расползается.

Ткань режется, с трудом разрывается, хорошо складывается, не оставляя сгибов, намокает и сохраняет прочность. У каждой ткани есть эти свойства, но у одних они проявляются больше, у других меньше, это зависит от качества ткани, от сырья, из которого она изготавливается (искусственная, натуральная). Свойства ниток зависит от сырья (шерстяные, хлопчатобумажные, льняные, капроновые).

Разные виды красок имеют разные свойства. Так гуашь растворяется в воде, плотно покрывает лист, накладывается после высыхания один цвет на другой.

Акварель — прозрачная краска, растворяется в воде, светлые тона с трудом закрашивают карандашную разметку.

Анилиновые краски (порошок) растворяются в воде, чем больше концентрация, тем интенсивнее цвет, насыщенней.

Масляная краска — жирная, плотно покрывает поверхность, долго высыхает, не смывается водой и не растворяется в воде.

Пальчиковые краски растворяются в воде. Этими красками можно рисовать не только на бумаге, но и на картоне, стекле, даже на теле. А также – что имеет большой плюс для мам – они хорошо смываются с любых поверхностей и легко отстирываются.

Рисование пальчиковыми красками способствует раннему развитию творческих способностей, развивает мелкую моторику. Малыш учится рисовать, учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.

Рецепт пальчиковых красок №1.
кг муки, 5 ст.ложек соли, 2 ст.ложки раст. масла, добавить воды – до консистенции густой сметаны. Все это перемешиваем миксером, затем полученную массу разливаем в отдельные баночки, добавляем пищевой краситель (свекольный или морковный сок, как вариант – пасхальные наборы), перемешиваем до однородной массы.
Рецепт пальчиковых красок №2.

В мисочке смешать 1/3 чашки крахмала и 2 ложки сахара. Добавить 2 стакана холодной воды и поставить на маленький огонь. Варить 5 минут постоянно помешивая, пока смесь не станет полупрозрачной гелеподобной массой. Когда эта масса остынет, в нее добавить 1/4 кружки жидкого средства для мытья посуды (это сделает краски легко смываемыми с одежды и других поверхностей.) Затем массу следует разделить на несколько порций и в каждую порцию добавить либо пищевую краску, либо нетоксичную гуашь.

Рецепт пальчиковых красок №3.

Смешайте 1,5 стакана крахмала и 0,5 стакана холодной воды, до получения однородной массы. Добавьте туда литр кипятка, непрерывно помешивая до получения прозрачной массы. Продолжая помешивать всыпьте 0,5 стакана талька. Когда смесь остынет, добавьте 1,5 стакана мыльной стружки и хорошенько размешайте. Разлейте в баночки, подкрасьте порошковой темперой и немного охладите.

При работе с красками выполняют:
составление цветной воды, смешивание;
раздувание лужиц из краски с помощью трубочки;
разбрызгивание краски с помощью кисточки, зубной щетки;
окрашивание бумаги, рисование разводов;
печатание с помощью разных предметов (колечек, пуговиц, палочек, уголками губки, штампиками, с помощью окрашенной веревки);
отпечатки мыльных пузырьков (растворить тертое мыло, добавить краски и с помощью трубочки создать пузырьковую шапку, накладывать сверху лист и снимать);
нанесение узоров и окрашивание силуэтов;
размывание цветных пятен с помощью широких кистей, губок.
Мел -хрупкий, белый или цветной, быстро исписывается. Рекомендуется для развития мелкой моторики рук. Понравятся деткам любого возраста. Но в большей степени важен для совсем маленьких, неумеющих держать в руках карандаш. Камушки мелки абсолютно натуральны и безвредны.

Пластилин, пластика - мягкие и податливые материалы, хорошо держат форму, слепленные части хорошо соединяются. Тонут в воде. Пластилин и пластик не впитывают воду, в отличии от глины (глина в воде растворяется и смешивается с ней). Пластилин на солнце расплавляется (глина быстро высыхает). Пластик при сильном нагревании превращается в пластмассу.

Занимаясь лепкой, пластилинографией:
у ребенка движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо;
развивается умелость рук, укрепляется их сила;
дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность;
когда малыш вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.
В лепке показываем детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое тесто, влажный песок, снег, манная каша), знакомим с свойствами материала ( пластичность, вязкость, вес, цельность массы), возможность своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:
осваивать пластический материал (месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать, и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубление пальчиком, прорывать дырочки острым концом карандаша);
видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы;
синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и обеих рук;
создавать простейшие формы (раскатать колбаску прямыми движениями ладоней; раскатать колобок (шар) круговыми движениями ладоней и слегка видоизменить их, сплющить в цилиндр, в пластину, создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, жучки, карандаши;
Пользоваться стекой для украшения вылепленных форм, процарапывание узора.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей