Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лекция 1 Экология как наука. Лекция 1 введение в экологию. Экология как наука содержание, предмет и задачи экологии. История экологии


НазваниеЛекция 1 введение в экологию. Экология как наука содержание, предмет и задачи экологии. История экологии
АнкорЛекция 1 Экология как наука.doc
Дата17.10.2017
Размер52 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекция 1 Экология как наука.doc
ТипЛекция
#29226
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей



ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОЛОГИЯ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ЛЕКЦИЯ 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЮ. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА
1. Содержание, предмет и задачи экологии.

2. История экологии.

3. Структура современной экологии.

4. Разделы экологии.
1. Содержание, предмет и задачи экологии.

Термин «экология» («ойкос» - дом, жилище; «логос» - наука) ввел Э. Геккель. Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей их органической и неорганической средами.

- взаимоотношения организмов между собой и окружающей их средой, с учетом изменений, вносимых деятельностью человека.

Современная экология изучает организмы не только как отдельные виды, но и их взаимоотношения между собой и со средой на популяционно-биоценотическом уровне.

Содержание экологии: исследования взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на макросистемном (популяционно-биоценотическом) уровне: уровне популяций, сообществ, биогеоценозов, экосистем и, наконец, биосферы.

Определения:

Популяциялюбая совокупность особей одного вида, способная обмениваться генетической информацией, обладающая особой внутренней структурой и существующая неопределённо длительное время на данной территории.

Биоценоз (сообщество) – любая совокупность организмов различных видов, существующая в одном и той же местообитании и взаимодействующая посредством пищевых (трофических) и пространственных взаимоотношений.

Биогеоценоз (экосистема) – биоценоз (сообщество) + биотоп (окружающая среда).

Биосфера – область распространения жизни на планете Земля; область, заселенная живыми организмами в настоящем или прошлом.

Предмет экологии: биологические макросистемы (популяции, биоценозы, биогеоценозы, экосистемы), их динамика во времени и пространстве.

Задачи экологии:

1) Изучение структуры и динамики популяций и биогеоценозов;

2) Раскрытие сущности процессов, протекающих в биологических макросистемах;

3) Умение ими управлять с максимальной пользой для человека, без нанесения ущерба системе.
2. История экологии.

Как дисциплина биологии выделилась в середине 19 века, как отдельная наука – конец 19 - начало 20 века.

1) Первые экологические сведения – древнеегипетские, древне индийские, древнекитайские и древнеевропейские источники – 6-4 вв. до н.э. – сведения об образе жизни и изменениях численности животных и растений.

2) Древняя Греция и Древний Рим: Гиппократ – влияние факторов среды на здоровье людей; Аристотель – классификация животных по образу жизни и питанию; Плиний Старший – труд «Естественная история». Все сведения носили сумбурный характер.

3) Средние века и эпоха Возрождения:

В связи с накопившимися данными в ходе путешествий и исследований – ряд трудов:

Карл Линней – основы научной систематики (бинарная номенклатура);

Жан Бюффон – «Естественная история» (13 томов) – связи организма с внешней средой, влияние климатических факторов на организмы.

Жан-Батист Ламарк – значение внешних условий в эволюции животных и растений

Русские естествоиспытатели:

М.В. Ломоносов – влияние среды на организмы.

А. Каверзнев – «О перерождении животных» - изучал изменчивость животных под влиянием внешних и внутренних факторов.

А. Болотов – классификация местообитаний растений.

4) 19 век:

Выделение самостоятельных биологических дисциплин – география животных и география растений.

А. Гумбольдт – «Идеи о географии растений» - использовал экологическую терминологию – жизненные формы растений, ассоциации, изолинии и т.д.

Карл Рулье – основоположник экологии животных (более 160 работ). Доказывал, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внешней среды.

Северцов – ученик Рулье. 1855г. – диссертация «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» – первое детальное экологическое исследование в мировой зоологической литературе.

Бекетов – ученик Рулье – создал школу русских фитогеографов. 1896г. – «География растений».

Э.Геккель (1866г.) – ввел термин экология.

К. Мебиус – учение о биоценозах (1877г.)

Е. Варминг (1895г.) – ввел термин «экология» в ботанику.

5) Конец 19 – начало 20 вв.:

В.В. Докучаев – создал учение о природных зонах, основы геоботанических исследований, учение о ландшафтах – изучал взаимоотношения растительности и почвы.

Г.Ф. Морозов – «Учение о лесе» (1920г.) – впервые применил экосистемный подход к изучению природных биокомплексов.

Д.Н. Кашкаров и В.В. Станчинский – «Среда и общество», «Основы экологии животных».

А. Тенсли (1935г.) – учение об экосистемах.

В.Н. Сукачев (1942г.) – понятие о биогеоценозе как о едином комплексе организмов и абиотического (неживого) окружения.

В.И. Вернадский – учение о биосфере как о глобальной экосистеме.

Г.И. Поплавская – «Краткий курс экологии растений» (1937г., 1948г.)
6) Современные экологические исследования:

Б.Г. Иоганзен – «Основы экологии» (1959г.)

А.П. Шенников – «Экология растений» (1950г.), «Ведение в геоботанику» (1964г.)

Н.П. Наумов – «Экология животных» (1955г, 1963г.)

С.С. Шварц – «Эволюционная экология животных» (1969г.)

Г.А. Новиков – «Экология животных» (1980г.), «Основы общей экологии и охраны природы» (1979г.)

Т.А. Работнов – «Фитоценология» (1978г.)

Т.К. Горышина – «Экология растений» (1978г.)

7) Экологические исследования в Беларуси:

Начались с 20-х годов 20-го века. Развитием экологии занимались:

Соловьев, Радкевич, Федюшин, Сержанин, Макушок, Спичаков и др.

На базе Белорусского института с/х и л/х экологией растений занимались: Васильков, Адамов, Полянская, Савич и др.

На базе БГУ экологией животных занимались: Винберг, Сущеня, Федюшин, Сержанин, Ляхнович, Камлюк и др.

В 1947г. в БГУ на биологическом факультете открыта кафедра общей экологии.

На современном этапе в Беларуси проблемами экологии заняты:

а) Экология животных: Пикулик, Сущеня, Долбик, Савицкий, Лопатин и др. (институт зоологии при НАНБ).

б) Экология растений: Парфенов, Ипатьев, Голод, Новиков, Валетов и др. (институт Леса при НАНБ).
3. Структура современной экологии.

Современная экология подразделяется на 3 структурные части:

1) Экология растений:

а) Ботаническая экология – изучает взаимодействия растений с неорганической средой (воздействие физико-химических факторов на отдельные виды растений).

б) Фитоценология – изучает взаимоотношения между растениями, связи в растительном сообществе.

2) Экология животных:

а) Экология особей – изучает взаимодействия животных с неорганической средой (воздействие физико-химических факторов на отдельные виды животных).

б) Экология популяций – изучает совокупности особей одного вида, структуру, динамику и отношения в популяциях.

3) Биогеоценология – объединяет экологию животных и растений, т.к. занимается изучением многочисленных отношений в животно-растительных сообществах.
4. Разделы экологии.

В экологии четко выделяются разделы, основывающиеся на следующей схеме:

Особь → популяция → вид → сообщество (биоценоз) → биогеоценоз (экосистема) → биосфера.

В связи с этими уровнями организации живой материи выделяют следующие разделы:

1) Аутэкология – экология особей. 1896г. – Шретер.

- изучает взаимоотношения особей с внешней средой; морфофизиологические реакции и приспособления организмов к физико-химическим условиям окружающей среды.

Пример: изучение отдельного экземпляра вида дуб в лесу – аутэкологическое исследование.

2) Демэкология – экология популяций.

- изучает естественные группировки особей 1 вида (популяции). Задачи: выяснение условий, при которых формируются популяции; изучение взаимоотношений между особями в популяции, их организации, динамики, численности.

3) Эйдэкология – экология видов.

- наименее разработанный раздел современной экологии, т.к. с аут- и демэкологических исследований традиционно переключаются на синэкологию (т.е. особь → популяция → биоценоз).

4) Синэкология – экология сообществ и экосистем.

- изучает ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих биоценозы и экосистемы, их структуру, взаимоотношения между собой и окружающей средой. Являются общебиологическими исследованиям и объединяют аут-, дем- и эйдэкологию.

5) Глобальная экология – экология биосферы.

Мало изученный раздел, т.к. на современном этапе трудно осуществим глобальные исследования и мониторинг планетарного масштаба.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей