ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОЛОГИЯ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ЛЕКЦИЯ 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЮ. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА 1. Содержание, предмет и задачи экологии.
2. История экологии.
3. Структура современной экологии.
4. Разделы экологии. 1. Содержание, предмет и задачи экологии.
Термин «экология» («ойкос» - дом, жилище; «логос» - наука) ввел Э. Геккель. Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей их органической и неорганической средами.
- взаимоотношения организмов между собой и окружающей их средой, с учетом изменений, вносимых деятельностью человека.
Современная экология изучает организмы не только как отдельные виды, но и их взаимоотношения между собой и со средой на популяционно-биоценотическом уровне.
Содержание экологии: исследования взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на макросистемном (популяционно-биоценотическом) уровне: уровне популяций, сообществ, биогеоценозов, экосистем и, наконец, биосферы.
Определения:
Популяция – любая совокупность особей одного вида, способная обмениваться генетической информацией, обладающая особой внутренней структурой и существующая неопределённо длительное время на данной территории.
Биоценоз (сообщество) – любая совокупность организмов различных видов, существующая в одном и той же местообитании и взаимодействующая посредством пищевых (трофических) и пространственных взаимоотношений.
Биогеоценоз (экосистема) – биоценоз (сообщество) + биотоп (окружающая среда).
Биосфера – область распространения жизни на планете Земля; область, заселенная живыми организмами в настоящем или прошлом.
Предмет экологии: биологические макросистемы (популяции, биоценозы, биогеоценозы, экосистемы), их динамика во времени и пространстве.
Задачи экологии:
1) Изучение структуры и динамики популяций и биогеоценозов;
2) Раскрытие сущности процессов, протекающих в биологических макросистемах;
3) Умение ими управлять с максимальной пользой для человека, без нанесения ущерба системе. 2. История экологии.
Как дисциплина биологии выделилась в середине 19 века, как отдельная наука – конец 19 - начало 20 века.
1) Первые экологические сведения – древнеегипетские, древне индийские, древнекитайские и древнеевропейские источники – 6-4 вв. до н.э. – сведения об образе жизни и изменениях численности животных и растений.
2) Древняя Греция и Древний Рим: Гиппократ – влияние факторов среды на здоровье людей; Аристотель – классификация животных по образу жизни и питанию; Плиний Старший – труд «Естественная история». Все сведения носили сумбурный характер.
3) Средние века и эпоха Возрождения:
В связи с накопившимися данными в ходе путешествий и исследований – ряд трудов:
Карл Линней – основы научной систематики (бинарная номенклатура);
Жан Бюффон – «Естественная история» (13 томов) – связи организма с внешней средой, влияние климатических факторов на организмы.
Жан-Батист Ламарк – значение внешних условий в эволюции животных и растений
Русские естествоиспытатели:
М.В. Ломоносов – влияние среды на организмы.
А. Каверзнев – «О перерождении животных» - изучал изменчивость животных под влиянием внешних и внутренних факторов.
А. Болотов – классификация местообитаний растений.
4) 19 век:
Выделение самостоятельных биологических дисциплин – география животных и география растений.
А. Гумбольдт – «Идеи о географии растений» - использовал экологическую терминологию – жизненные формы растений, ассоциации, изолинии и т.д.
Карл Рулье – основоположник экологии животных (более 160 работ). Доказывал, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внешней среды.
Северцов – ученик Рулье. 1855г. – диссертация «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» – первое детальное экологическое исследование в мировой зоологической литературе.
Бекетов – ученик Рулье – создал школу русских фитогеографов. 1896г. – «География растений».
Э.Геккель (1866г.) – ввел термин экология.
К. Мебиус – учение о биоценозах (1877г.)
Е. Варминг (1895г.) – ввел термин «экология» в ботанику.
5) Конец 19 – начало 20 вв.:
В.В. Докучаев – создал учение о природных зонах, основы геоботанических исследований, учение о ландшафтах – изучал взаимоотношения растительности и почвы.
Г.Ф. Морозов – «Учение о лесе» (1920г.) – впервые применил экосистемный подход к изучению природных биокомплексов.
Д.Н. Кашкаров и В.В. Станчинский – «Среда и общество», «Основы экологии животных».
А. Тенсли (1935г.) – учение об экосистемах.
В.Н. Сукачев (1942г.) – понятие о биогеоценозе как о едином комплексе организмов и абиотического (неживого) окружения.
В.И. Вернадский – учение о биосфере как о глобальной экосистеме.
Г.И. Поплавская – «Краткий курс экологии растений» (1937г., 1948г.) 6) Современные экологические исследования:
Б.Г. Иоганзен – «Основы экологии» (1959г.)
А.П. Шенников – «Экология растений» (1950г.), «Ведение в геоботанику» (1964г.)
Н.П. Наумов – «Экология животных» (1955г, 1963г.)
С.С. Шварц – «Эволюционная экология животных» (1969г.)
Г.А. Новиков – «Экология животных» (1980г.), «Основы общей экологии и охраны природы» (1979г.)
Т.А. Работнов – «Фитоценология» (1978г.)
Т.К. Горышина – «Экология растений» (1978г.)
7) Экологические исследования в Беларуси:
Начались с 20-х годов 20-го века. Развитием экологии занимались:
Соловьев, Радкевич, Федюшин, Сержанин, Макушок, Спичаков и др.
На базе Белорусского института с/х и л/х экологией растений занимались: Васильков, Адамов, Полянская, Савич и др.
На базе БГУ экологией животных занимались: Винберг, Сущеня, Федюшин, Сержанин, Ляхнович, Камлюк и др.
В 1947г. в БГУ на биологическом факультете открыта кафедра общей экологии.
На современном этапе в Беларуси проблемами экологии заняты:
а) Экология животных: Пикулик, Сущеня, Долбик, Савицкий, Лопатин и др. (институт зоологии при НАНБ).
б) Экология растений: Парфенов, Ипатьев, Голод, Новиков, Валетов и др. (институт Леса при НАНБ). 3. Структура современной экологии.
Современная экология подразделяется на 3 структурные части:
1) Экология растений:
а) Ботаническая экология – изучает взаимодействия растений с неорганической средой (воздействие физико-химических факторов на отдельные виды растений).
б) Фитоценология – изучает взаимоотношения между растениями, связи в растительном сообществе.
2) Экология животных:
а) Экология особей – изучает взаимодействия животных с неорганической средой (воздействие физико-химических факторов на отдельные виды животных).
б) Экология популяций – изучает совокупности особей одного вида, структуру, динамику и отношения в популяциях.
3) Биогеоценология – объединяет экологию животных и растений, т.к. занимается изучением многочисленных отношений в животно-растительных сообществах. 4. Разделы экологии.
В экологии четко выделяются разделы, основывающиеся на следующей схеме:
Особь → популяция → вид → сообщество (биоценоз) → биогеоценоз (экосистема) → биосфера.
В связи с этими уровнями организации живой материи выделяют следующие разделы:
1) Аутэкология – экология особей. 1896г. – Шретер.
- изучает взаимоотношения особей с внешней средой; морфофизиологические реакции и приспособления организмов к физико-химическим условиям окружающей среды.
Пример: изучение отдельного экземпляра вида дуб в лесу – аутэкологическое исследование.
2) Демэкология – экология популяций.
- изучает естественные группировки особей 1 вида (популяции). Задачи: выяснение условий, при которых формируются популяции; изучение взаимоотношений между особями в популяции, их организации, динамики, численности.
3) Эйдэкология – экология видов.
- наименее разработанный раздел современной экологии, т.к. с аут- и демэкологических исследований традиционно переключаются на синэкологию (т.е. особь → популяция → биоценоз).
4) Синэкология – экология сообществ и экосистем.
- изучает ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих биоценозы и экосистемы, их структуру, взаимоотношения между собой и окружающей средой. Являются общебиологическими исследованиям и объединяют аут-, дем- и эйдэкологию.
5) Глобальная экология – экология биосферы.
Мало изученный раздел, т.к. на современном этапе трудно осуществим глобальные исследования и мониторинг планетарного масштаба. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |