Главная страница

2а. Идейная борьба и общественные движения в XI... Лекция 3 Идейная борьба и общественные движения в XIX в


НазваниеЛекция 3 Идейная борьба и общественные движения в XIX в
Анкор2а. Идейная борьба и общественные движения в XI.
Дата14.05.2019
Размер127 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла2а. Идейная борьба и общественные движения в XI...doc
ТипЛекция
#49794
Каталог




Лекция 3

Идейная борьба и общественные движения в XIX в.

План
Движение декабристов, восстание 14 декабря 1825 г.
Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти XIX в.
Основные общественно–политические движения в пореформенной России:
консерватизм;
либерализм;
революционное направление (народничество), рабочее движение, марксизм.

1. Движение декабристов, восстание 14 декабря 1825 г.
Первой серьезной попыткой противостоять власти со стороны общества стало движение декабристов. Отечественная война 1812–1814 гг. вызвала взрыв патриотизма в обществе. Первыми декабристами стали гвардейские офицеры, охваченные жаждой решительных перемен: А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и Матвей И. Муравьевы–Апостолы, Сергей П. Трубецкой, И.Д. Якушкин. В феврале 1816 г. они создали Союз спасения. Эта организация включала около 30 человек, носила строго конспиративный, заговорщицкий характер: предполагалось захватить власть путем вооруженного переворота и цареубийства, а затем сверху провести необходимые преобразования: отменить крепостное право и ввести конституцию.

Но по мере того как организация расширяла свои ряды, в ней проявлялось все больше сторонников перемен, не желавших прибегать к революционным методам. С их точки зрения власть нужно было не свергать, а подталкивать к необходимым преобразованиям. Под влиянием подобных настроений Союз спасения в 1818 г. был преобразован в Союз благоденствия. Новая организация включала около 200 чел., ставила перед собой те же цели, что и предшественница. Добиться их члены союза благоденствия пытались прежде всего путем широкой пропаганды своих взглядов – в печати, в салонных беседах, в проектах, предлагаемых на рассмотрение правительства.

Но эта деятельность Союза благоденствия не встретила никакого отклика со стороны правительства. Разочарование во власти становилось все сильнее, и в 1821 г. радикально настроенные члены Союза распускают его. В том же году в Петербурге возникает Северное общество во главе с Н.М. Муравьевым, а на Украине – Южное общество с П.И. Пестелем. Оба руководителя разработали обстоятельные программы реформ.

В основе декабристских программ были принципы «естественного права»XVIII века. Их разработали известные мыслители эпохи Просвещения – Джон Локк, Жан Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье, Дени Дидро, Поль Анри Гольбах. С их произведениями декабристы были хорошо знакомы. Под «естественным правом» понимались неприкосновенность личности, свобода слова и совести, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, гарантии защиты частной собственности, в политическом плане – введение представительного образа правления (избранного народом) при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эти положения закладывали основы буржуазного правового гос–ва. При разработке своих проектов Никита Муравьев и Павел Пестель опирались на конституционный опыт гос–в Европы и США.

Н. Муравьев в своей конституции предлагал ввести в России конституционную монархию. Но он допускал и провозглашение республики, если император откажется принять конституцию. Царя оставить главой исполнительной власти, а в качестве высшего органа законодательной власти учредить народное вече, избираемого на основе довольно высокого имущественного ценза; крепостное право отменить, помещикам выплатить компенсацию, наделить каждого освобожденного крестьянина 2-мя десятинами земли.

По проекту Муравьева, в России нужно было ввести выборность и сменяемость судей всех уровней, также институт присяжных выборных заседателей, адвокатов и прокуроров, гласность судов. Т.е. это были принципы буржуазного суда. В дальнейшем эти принципы будут воплощены в ходе судебной реформы 1864 г.

«Русская правда» Пестеля была радикальнее во всех отношениях. П. Пестель хотел превратить Россию в президентскую республику, все органы которой формировались бы путем всеобщих выборов без всякого имущественного ценза. Законодательный орган власти – «Народное вече», исполнительный – Державная Дума. Пестель выступал с идеей цареубийства: «истребления всей царской фамилии, дабы пресечь все формы реставрации императорской власти». Крепостное право отменялось. При этом создавался бы общественный земельный фонд (из казенных, монастырских и частично конфискованных у помещиков земель). Из этого фонда каждый земледелец должен был получить в пользование минимальный надел. Землю эту нельзя было бы ни продавать, ни закладывать. Остальная земля составила бы частный фонд и могла продаваться, передаваться по наследству, т.е. переходить из рук в руки.

Историки, сравнивая проекты Муравьева и Пестеля, считают, что первый из них был более реалистичным, он больше подходил к условиям тогдашней России.

14 декабря 1825 г., после смерти Александра I, Северное общество вывело на Сенатскую площадь в Петербурге некоторые гвардейские части, пытаясь сорвать присягу новому царю – Николаю I. 29 декабря на Украине вспыхнуло восстание Черниговского полка, организованное Южным обществом. Оба восстания были подавлены властью, которая затем беспощадно расправилась с их участниками.

Итак, декабристы желали продвижение страны к западной модели гос–ва. Они стали первыми в России революционерами, которые попытались осуществить на практике свои теоретические воззрения. Декабристы оказали значительное влияние и на своих современников А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А.А. Дельвига, и на последующие поколения революционеров – А.И. Герцена, Н.П. Огарева, петрашевцев.
2. Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти XIX в.

После разгрома декабристов, в 1830–1840–е гг. русское общество переживало период плодотворных духовных исканий. В эти годы оформляется уже несколько общественных течений: консервативное, либеральное и радикальное.

В николаевскую эпоху складывается консервативно–охранительное направление. Консерватизм (от лат. conservare – сохранять) – приверженность (привязанность) к существующим формам политической организации общества, религии, традициям стабильности, упорядоченности, принципу естественного неравенства людей, отрицание революционных изменений общества.

Выражением консерватизма стала теория «официальной народности». Она обосновывала идею о самобытности России. Суть теории заключается в трех тезисах: православие, самодержавие, народность. Автором ее был граф С.С. Уваров. С 1833–1849 гг. он – министр народного просвещения. Целью сторонников теории было не допустить дальнейших изменений в гос–ве, сохранить крестьянскую общину («почву»), крепостное право, т.к. оно благотворно для крестьян.

Консерваторы противопоставляли Россию, «спокойную», патриархальную, без социальных бурь и потрясений «мятежному» Западу. Теория «официальной народности» стала программой царя и его правительства. В своей политике они рассчитывали на поддержку небогатого дворянства, чиновников, промышленников и купцов. Все литературные и исторические произведения в стране должны были проходить через жесткую цензуру гос–ва. , которая диктовала как и о чем нужно писать, в духе казенного оптимизма.
Зарождение либерализма.

Насильственное внедрение этой теории породило протест в обществе, который особенно ярко выразил П.Я. Чаадаев. Поражение декабристов оказало влияние на формирование его политических взглядов: он пытался найти нереволюционные пути преобразования общества.

В 1836 г. в журнале «Телескоп» было напечатано анонимное письмо Чаадаева о русской истории и о современном положении России (речь о николаевской России). В итоге журнал был закрыт, его издатель Надеждин выслан из Москвы, а Чаадаев объявлен сумасшедшим. Его обязали впредь ничего более не печатать и не выезжать из Москвы 25 лет.

В первом «Философическом письме» Чаадаев провозгласил о разрыве Европы и России. Он писал об убожестве русского прошлого и настоящего и о величии Европы. Россия, по его мнению, оказалась «вне общего процесса развития цивилизации»: «мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой–нибудь урок». В итоге своих изысканий Чаадаев пришел к выводу: вся история русского народа – это мрачная, безотрадная пустыня и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

«Окиньте взором все прожитые нами века, все занимаемое нами пространство – вы не найдете ни одного привлекательного воспоминания, ни одного почтенного памятника, который властно говорил бы всем о прошлом, который воссоздал бы его перед вами живо и картинно». «Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя».

Чаадаев отрицал способность русского народа к творчеству: «одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его, мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого процесса, мы исказили». Конечно, в этих высказываниях мыслителя было очень много спорного и даже обидного для русских. Такое мог написать только отчаявшийся человек. Скорее всего, Чаадаев хотел шокировать, эпатировать общественность и тем самым привлечь ее внимание к насущным проблемам России.

Причины всех бед в нашем гос–ве он усматривал в изоляции России от Европы, которая возникла после утверждения в нашей стране византийского православия. А на Западе в то время распространялось католичество. Именно православие, по его мнению, способствовало в России утверждению деспотизма и рабства. Чаадаев очень резко критиковал порядки русской православной церкви, ее историю и традиции. Так, он писал: «повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, презираемой Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания. Волею одного честолюбца эта семья народов… была отторгнута от всемирного братства, и мы восприняли… идею, искаженную человеческой страстью».

Чаадаев полагал, что для преодоления своей отсталости Россия должна пройти все те ступени цивилизации, которые прошла Западная Европа. Позднее в других письмах он продемонстрировал переход от пессимизма к оптимизму. Отсталость России он стал считать преимуществом, т.к. мы можем сразу начать с высокой фазы развития. Чаадаев признавал, что у русских людей бескорыстные сердца, простодушные верования и неомраченность предрассудками. Россия – это tabula rasa, страна, готовая к восприятию всего нового и позитивного.
Представителями либерализма в 30–40–е гг. XIX в. были западники и славянофилы. Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – общественно–политическое течение сторонников приоритета личности перед приоритетом общества, класса, государства, политических и экономических свобод человека (в пределах, ограниченных действием закона), рыночной экономики и свободной конкуренции (при минимальной регулирующей роли государства).

Западники (Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Е.Ф. Корш, юристы К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин) исходили из убеждения, что Россия идет по европейскому пути. Этот путь, по их мнению, был единственно возможный для цивилизованной страны. Россия вступила на эту дорогу с опозданием, только в начале XVIII в., в результате реформ Петра I. Как во всякой цивилизованной стране в России должны отменить крепостное право, наделить крестьян землей, но при этом сохранить и помещичьи земли. Т.к. западники были категорически против революций, за реформы сверху. Выступали за введение конституционной монархии с гарантиями гражданских свобод, неприкосновенности личности, с введением гласного суда. В этих условиях основная задача «образованного меньшинства» – подготовить русское общество к мысли о необходимости реформ и влиять в этом духе на власть. Власть и общество, по мнению западников, должны сотрудничать, совместно проводить хорошо продуманные реформы, должны вместе ликвидировать разрыв между Россией и Западной Европой.

Оригинальную концепцию развития России предлагали славянофилы А.С. Хомяков, братья И.В. П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев. Они утверждали, что Россия всегда отличалась от Запада и потому должна идти своим путем. Для Европы всегда была характерна борьба эгоистов, враждебных сословий, деспотизм правителей. В основе же русской истории была община, все члены которой были связаны общими интересами. Православие еще больше укрепляло жертвенность русских, главенство общественных интересов перед личными, терпеливость, смирение. Гос–во же опекало русский народ, защищало его от внешних врагов, но не вмешивалось в духовную, частную жизнь. Власть была самодержавной, но при этом поддерживала постоянный контакт с народом через Земские соборы, прислушивалась к народному мнению. Эту гармонию разрушил, по мнению славянофилов, Петр I. Именно он ввел крепостное право, тем самым разделив общество на господ и рабов. Привил господам западноевропейские нравы, обычаи и культуру, оторвал их от народа. Гос–во стало деспотичным и забыло про народ. Славянофилы призывали вернуть старорусские порядки, отменить крепостное право, сохранить самодержавие, но ввести Земские соборы, т.е. самую широкую гласность. Они надеялись, что так будет восстановлена взаимосвязь между гос–вом и народом.
Радикализм (от лат. radix – корень) – стремление к решительным методам и действиям в политике, вплоть до силовых, революционных мер переустройства общества и гос–ва.

Радикально настроенные А.И. Герцен, Н.П. Огарев и В.Г. Белинский в конце 1830 – начале 1840–х гг. были согласны с западниками в том, что Россия идет по западноевропейскому пути и поэтому будет отменено крепостное право и введена конституция. Но радикалы в отличие от западников критиковали современную им Европу. Россия, по их мнению, должна не только догнать Европу, но и совершить вместе с ней решительный шаг к принципиально новому строю жизни – социализму. Самое важное отличие радикалов от западников заключалось еще и в том, что они склонялись к революционным действиям.

А.И. Герцен разработал основы "русского социализма". Согласно его теории опорой нового общественного строя в России должна была стать крестьянская община, сохранившаяся с глубокой древности. Благодаря общине Россия сможет перейти к социализму, минуя капитализм. Идея «общинного социализма» соединялась с идеей крестьянской революции. Постепенно социалистические взгляды получали всё более широкое распространение в русском обществе.

В 1844 г. в Петербурге возник кружок В.М. Буташевича-Петрашевского - чиновника Министерства иностранных дел. В кружок входили главным образом учителя, студенты, литераторы, чиновники. На собраниях Петрашевского бывали М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский. Большинство петрашевцев, в отличие от либералов, выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. В кружке обсуждались планы народного восстания.

В 1847–1849 гг. правительство разгромило общество петрашевцев, к расстрелу было приговорено 21 человек, в том числе и Ф.М.Достоевский (об отмене приговора, замене его каторгой и арестантскими ротами было сообщено в последний момент перед казнью). Суровый приговор отражал общий поворот правительства к реакции, наступившей после 1848 г. под влиянием волны революций в Европе. Период 1848–1855 гг. ("мрачное семилетье") характеризовался жестким цензурным режимом, репрессиями против литературы и упадком общественного движения. Однако накопленный в 1830-1840 гг. идейный, интеллектуальный запас стал основой для нового общественного подъема, начавшегося с 1855 г.
Таким образом, представители различных общественно–политических течений, по сути, работали в одном направлении. Отмена крепостного права и переустройство деспотического гос–ва были их основными целями. Их деятельность носила легальный характер, была широка и многообразна и вызвала в обществе гораздо более сильный резонанс, чем движение декабристов. Мыслители читали университетские лекции, создавали публицистические и художественные произведения, устраивали салонные споры, – все это раскачивало общество, внушало мысль о невозможности сохранения самодержавно–крепостнического строя, о необходимости перемен. Результаты этой «тихой работы» (Герцен) сказались позже, в эпоху реформ, которые стали возможны только благодаря самой широкой общественной поддержке.

3. Основные общественно–политические течения в пореформенной России:

Консерватизм

С началом буржуазных реформ консерватизм превратился из господствующей идеологии в оппозиционную. В 1860–70–е гг. ключевое место в этом направлении занимал М.Н. Катков. Сначала он был либералом, сторонником английских конституционных порядков, выступал за ограничение гос. опеки, саморазвитие общества, свободу частного предпринимательства. В 60-е гг. пришел к выводу, что общественные свободы не подходят для России.

В начале 70-х годов Катков занялся образовательными реформами в гимназиях: внедрял суровую умственную муштру (зубрежку), изучение мертвых языков (латынь, греческий). Все это, по его мысли, должно было стать преградой на пути радикальных идей. Впоследствии он выступил против основ судебной реформы – гласности, института присяжных. Постепенно главной задачей М.Н. Каткова становится борьба с либерализмом, охрана самодержавия, дворянских привилегий. В 80-е гг. многие из его идей легли в основу гос. политики.

Главной фигурой русского консерватизма во второй половине XIX в. становится К.П. Победоносцев. Сын профессора Московского университета, окончил училище правоведения, служил чиновником в Сенате. В 1860–1865 гг. работал профессором кафедры гражданского права в московском университете. Преподавал юридические науки будущим императорам Александру III и Николаю II. С 1880 по 1905 гг. возглавлял святейший Синод. Был сторонником неограниченного самодержавия, отвергал идею народовластия (парламент называл «величайшей ложью»). Социальной основой монархии считал дворянство. Православие называл одним из путей сохранения российского гос–ва. Сыграл большую роль в развитии русской школы. При его участии открылось множество новых школ для народа: в 1880 г. – 273 церковноприходских школ, в 1905 г. – 43 696 школ.

В 1880–е гг. оказывал решающее влияние на правительственный курс Александра III: принимал участие в подготовке законов, указов императора. Подготовил для Александра III Манифест о незыблемости самодержавия (опубликован 29 апреля 1881 г.).
Либерализм

Время "Великих реформ" часто называют "золотым веком" русского либерализма. Звездным часом либерализма была вторая половина 50-х – начало 60-х годов, когда и западники, и славянофилы вместе работали над крестьянской реформой. Либералы получили возможность на практике применить свое учение. Они начали создавать благотворительные и просветительские общества, фонды, хозяйственные организации.

Крупнейшими теоретиками западничества были историки и юристы К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев. Они полагали, что в России государство должно внедрить либеральные начала, так как буржуазия, т.е. средний слой слаб. Поэтому еще рано ограничивать самодержавие. Чичерин заявлял, главное, что нужно России, – "сильная власть и либеральные меры". Для конституционной монархии и парламента Россия еще не созрела. Общество к этому не готово.

Славянофилы – И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев полагали, что в России неуместны парламент, юридическое ограничение самодержавия. Выступали за вольности "неполитические" – свободу совести и слова, свободу местного самоуправления, совещательные Земские соборы.

Центром либеральной оппозиции стали земства. Много шума вызвала "тверская история" 1862 г. Дворянское собрание и мировые посредники из Твери под руководством А.М. Унковского потребовали созыва бессословного представительства. В 1865 г. о том же заявили Московское дворянское собрание и Петербургское земство. Самодержавие покарало сторонников парламентаризма. 13 тверских мировых посредников заключили в Петропавловскую крепость на 2–2,5 года, Петербургское земство на время было распущено. Был сослан А.М. Унковский.

Расцвет либерализма оказался недолгим. Многие в России не удовлетворились реформами. Правительство поворачивало к реакции. Часть либералов, видя свой неуспех, отошли от активной общественной деятельности: Кавелин и Чичерин оставили профессорские кафедры, занявшись научными трудами и работой в местном самоуправлении. Но сам либерализм не исчез. Его центром с 1866 г. стал журнал "Вестник Европы" под редакцией профессора истории М.М. Стасюлевича. Опорой либерализма были земства, университеты, новые суды, в особенности – адвокатура.

В конце 1870–х гг. либеральное движение переживает новый подъем в связи с окончанием русско–турецкой войны. По ее итогам в Болгарии при помощи России был введен конституционный строй. Либералы неоднократно обращались к царю с призывом создать подобную конституцию. Ряд земств требовали введения общественных свобод и представительства. Бесправное и безгласное общество, заявляли земцы, не сможет помочь властям в борьбе с террористами. Либералы требовали расширения прав крестьян, облегчения малоземелья и выкупных платежей, пересмотра налоговой системы.

Контрреформы Александра III (1881–1894 гг.) нанесли последний удар по либеральному движению. Часть либералов перешла в оппозицию к правительству, часть заняла позиции соглашательства с властью. "Золотой век" русского либерализма закончился вместе с преобразованиями Александра II.
Радикально–революционное направление, народничество.

В пореформенный период в русской общественной мысли складываются два революционных центра.

1. В Петербурге – редакция журнала «Современник» (1836–1866): Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов. Чернышевский был сторонником социализма, возмущался эгоизмом помещиков, компромиссными проектами правительства, полагал, что царь заодно с дворянами. Был за максимальные наделы для крестьян при минимальном выкупе. Это более левый центр.

2. В Лондоне – Вольная русская типография А.И. Герцена. В 1847 г. он в эмигрировал на Запад. Им были разработаны основы "русского социализма". Также Герцен считал, что общественным переменам должно предшествовать становление самостоятельной личности, сознающей свое нравственное достоинство: "Нельзя людей освобождать в наружной степени больше, чем они свободны внутри". В 1857 г. А.И. Герцен и Н.П. Огарев начали издание журнала «Колокол» (1857–1867) в Лондоне + альманах "Полярная звезда" (1855–1862), сборники "Голоса из России" (1856–1860). А.И. Герцен стремился дать слово всем вольнолюбивым течениям на страницах своих изданий, что обеспечило им огромную популярность в России, упрекал "Современник" за излишнюю прямолинейность.
После отмены крепостного права крестьянское движение достигло апогея, число волнений в 1861 г. подскочило сразу в 10 раз. Крестьяне, узнав об условиях реформы, решили, что "волю подменили господа". Власти прибегли к оружию для усмирения крестьянских волнений: так, в селе Бездна Пензенской губернии были убиты и ранены несколько сот человек. Эти события взбудоражили радикалов, также разочарованных крестьянской реформой.

В 1861–1864 гг. формируется организация «Земля и воля» для подготовки восстания (А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов, братья А.А. и Н.А. Серно–Соловьевичи).Осенью 1861 г. вспыхнули студенческие волнения в Москве Петербурге, Казани, подавленные полицией и войсками. Весной 1862 г. в Петербурге разразились страшные пожары, виновник которых так и не был установлен. В обществе стала нарастать паника; правительство прибегло к репрессиям. Арестовали и отправили на каторгу Н.Г. Чернышевского, хотя его вина не была доказана, ряд других радикалов.

В 1860–е гг. в России распространяется нигилизм (от латинского nigil – ничего). Вождь нигилизма Д.И. Писарев (ведущий публицист журнала "Русское слово") призывал молодежь "крушить направо и налево": если какое-нибудь учреждение или обычай не выдержат удара, значит, их и не стоило сохранять. Писарев отвергал искусства, философию во имя естественных наук, приносящих конкретную пользу. Он считал, что в основе человеческих отношений должны лежать не отвлеченные идеалы, а разумный эгоизм. Самым ярким художественным воплощением нигилиста-"шестидесятника" стал образ Базарова из романа И.С. Тургенева "Отцы и дети".

В 1866 г. Д.В. Каракозов – один из членов московского кружка Н.А. Ишутина совершил покушение на жизнь Александра II: «Я стрелял в него, потому что он вас всех обманул!», - кричал он толпе. После этого правительство перешло в решительное наступление. "Современник" и "Русское слово" были закрыты; радикальное движение временно затихло.

В 1869 г С.Г. Нечаев создал среди московских студентов общество "Народная расправа". В борьбе за волю народа, проповедовал Нечаев, годятся любые средства – шантаж, подлог, провокация. Революционер должен постигнуть только одну науку – "науку истребления и разрушения"; победить самодержавие сможет только скованная жесткой дисциплиной и единоначалием организация. Чтобы "связать кровью" своих последователей, Нечаев заставил их убить одного из членов организации, возмутившегося методами "вождя". Убийц вскоре поймали; процесс над ними прогремел на всю Россию, дал Ф.М. Достоевскому материал для романа "Бесы". Сам Нечаев бежал в Швейцарию, но был выдан России как уголовный преступник и умер в Петропавловской крепости.

"Нечаевщина" ужаснула многих молодых радикалов, решивших пойти иным путем. В начале 1870-х гг. возникает ряд кружков, в которых отвергались принципы "диктаторства", главное внимание уделялось самообразованию, изданию и распространению социалистической литературы. В пореформенный период начал формироваться новый социальный слой профессионалов умственного труда – интеллигенция. Это была разночинная интеллигенция, т.е. состояла она из разных чинов – обедневшего дворянства, духовенства, мещанства, крестьянства. Эти люди, порвав с прежней средой, освобождались от сословных традиций, рвались к решительной переделке мира, враждебно относились к устоям старого строя – государству и церкви. В общественную жизнь разночинцы привносили горькое чувство озлобленности: ведь им приходилось тяжким трудом добиваться того, что "баре" имели от рождения. Самодержавие отстраняло интеллигенцию от политики и общественной деятельности, тем самым еще более озлобляя её. Вместе с тем интеллигенты-разночинцы болезненно переживали разрыв с "простым народом", их мучило чувство вины перед ним. Люди умственного труда в Западной Европе никогда не ощущали себя до такой степени единой, обособленной от остального общества группой. Зато в странах Востока и Латинской Америки, проходивших полосу европеизации, возникали и возникают явления, подобные русской интеллигенции.

Новые идеи на рубеже 1860–1870–х гг. были провозглашены народниками. За идейную основу взяли теорию «русского социализма» Герцена. Считали, что интеллигенция в долгу перед народом, перед крестьянством, поэтому она обязана избавить его от гнета и эксплуатации. Главным средством достижения социальной справедливости народники считали крестьянскую революцию. Поэтому народничество 70-х годов принято называть революционным – в отличие от "либерального народничества" 80-х годов, выступавшего за мирный, просветительский путь преобразований.

Характерной чертой народничества является также преувеличение роли личности в историческом процессе. В основном народники разделяли индивидуалистическую теорию "сильной личности", "героев и толпы". С этой теорией, в частности, была связана народническая тактика "индивидуального террора". Народничество не было уникальным русским явлением: схожие доктрины возникали в Индии, Китае и других странах – там, где многочисленное крестьянство сталкивалось с натиском капитализма.
В 70–е гг. оформились 3 идейных течений народничества.

1. Пропагандистское, теоретиком которого являлся П.Л. Лавров, он считал, что народ надо готовить к социализму посредством долгой пропаганды. "Перестройка русского общества, – учил Лавров, – должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа".

2. Бунтарское, идеологом которого был М.А. Бакунинвыходец из тверского дворянства, западник, впоследствии – политический эмигрант, боец европейских революций и один из лидеров анархизма. «Русский мужик, полагал Бакунин, – по природе социалист и бунтарь; интеллигенции же нужно лишь "свистнуть в два пальца" – обратиться к крестьянству и поднять его на бунт».

3. Заговорщицкое – теоретик его – П.Н. Ткачев. Он считал, что хорошо организованная революционная партия должна захватить власть и, опираясь на нее, внедрить социализм в русскую жизнь.

В 1874 г. напряжение в российском обществе вылилось в массовое движение – "хождение в народ". Сотни молодых интеллигентов двинулись в деревню. Одни пытались, по теории Бакунина, разжечь крестьянский бунт. Другие просто хотели "отдать долг" народу – лечить, просвещать его. Всеми владели почти религиозный энтузиазм, жертвенный порыв, тяга к нравственному самоочищению, желание порвать с "грязной" средой привилегированного общества. Крестьяне не оправдали надежд – на восстание не поднялись и тяги к социализму не проявили. Правительство же разгромило "хождение в народ", арестовывая всех, кто вызывал малейшее подозрение.
1876 г.

создается организация «Земля и воля»,

в 1879 г. распадается

В 1876 г. в Петербурге возникла революционная народническая организация "Земля и воля" (А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов). Это была самая крупная и сплоченная организация за всю историю народничества. Она имела разветвленную сеть филиалов, программу, свой печатный орган. Главной своей задачей землевольцы считали пропаганду и подготовку крестьянской революции. Землевольцы поддерживали и рабочее движение, хотя считали его второстепенным.

В 187I–1878 гг. прошло свыше тридцати политических процессов, причем наказания подчас бывали не в меру тяжелы. Революционеры взялись за оружие. В 1878 г. В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова за то, что он приказал наказать розгами политического заключенного, и ранила его. Засулич оправдал суд присяжных (которому в виде исключения передали дело). Это впервые (!) прозвучало как общественное одобрение террора.

Спустя несколько месяцев после процесса над Засулич прямо на улице террорист С.М. Кравчинский заколол шефа жандармов Н.В. Мезенцева в отместку за казнь революционера, оказавшего вооруженное сопротивление при аресте. Был убит ряд других сановников и жандармских чинов.
К концу 1870-х годов в народничестве назрело много расхождений по тактическим вопросам. В 1879 г. произошел раскол "Земли и воли". "Землю" "взяла" себе группа "Черный передел" во главе с Г.В. Плехановым и В.И. Засулич. Отрицая политическую борьбу, «Чёрный передел» попытался продолжить пропаганду в деревне, но был разгромлен правительством. Постепенно в среде лидеров вырастал интерес к пропаганде среди пролетариата. В 80-е годы они перешли на марксистские позиции.

Вторую часть старого лозунга "взяла" группа "Народная воля" (руководители – А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, А.Д. Михайлов). Освобождение народа эти деятели решили начать с захвата власти. Народовольцы полагали, что убийство царя разрушит всю старую политическую систему. После этого революционеры намеревались передать всю власть Учредительному собранию. Они организовали настоящую охоту на царя: в 1879 г., прокопав сорокаметровый тоннель, взорвали мину под царским поездом; в 1880 г. устроили взрыв в Зимнем дворце (С.Н. Халтурин), убивший и ранивший несколько десятков солдат. Революционеров было немного – несколько сот на всю Россию, но широкое недовольство в тогдашнем обществе делало их грозной силой. Власти наносили ответные удары; они стали особенно ощутимы во времена М.Т. Лорис-Меликова, когда правительство реорганизовало полицию и наладило контакт с умеренными кругами.

1 марта 1881 г. террорист-смертник И.И. Гриневицкий, сам убитый взрывом бомбы, смертельно ранил Александра II (С.Л. Перовская – организатор и участница покушения, ее повесили в Петербурге 3 апреля 1881 г.). Убийство Александра II – высший успех народовольцев – стало началом их заката. Народ остался неподвижен, самодержавие не рухнуло, а умеренное общество отшатнулось от террористов. Началось быстрое внутреннее разложение "Народной воли", прекратившей к середине 80-х годов свое существование.

Последним отзвуком террора стало "второе 1 марта" – неудачное покушение на Александра III, организованное в 1887 г. группой петербургских студентов с участием Александра Ульянова (старшего брата В.И. Ленина). Для радикальной интеллигенции наступили тяжелые времена. "В те годы дальние, глухие в сердцах царили сон и мгла", – писал о 80-х годах А.А. Блок.

Выход из тупика попытались найти "либеральные народники" – талантливые экономисты В.П. Воронцов и Н.Ф. Даниельсон, Н.К. Михайловский – виднейший публицист, социолог, литературный критик. Они предлагали вести крестьянство к социализму на путях мирной, постепенной работы. Лозунгом стали "малые дела" – устройство больниц и школ, защита юридических прав крестьянства, агрономия, экономическая помощь общинам и артелям, в которых народники видели зародыш социализма. "Маленькое дело – вовсе не синоним маленькой цели, – подчеркивали либеральные народники, – «Из маленьких дел слагается жизнь миллионов". Теорию "малых дел" разделяло в 80-е годы большинство земских служащих. Однако пора расцвета народничества в России осталась позади: ему на смену шли из Европы новые радикальные теории.
Начало рабочего движения. Марксизм..

В пореформенное время в России происходил быстрый рост численности рабочих, что привело к появлению нового социального движения – рабочего. В 1880– е гг. пролетариат становился все более заметной силой. В индустриальных районах – Петербурге, Москве, Подмосковье – вспыхивали волнения и забастовки. Самой заметной стала Морозовская стачка в Орехово-Зуеве на текстильной фабрике Т.С. Морозова в 1885 г. (ее руководитель – П.А. Моисеенко). 9 тыс. рабочих оставили работу и составили коллективное заявление, требуя не просто улучшить условия их труда, но и изменить общегосударственное рабочее законодательство. На фабрику прибыл губернатор; за ходом стачки следил сам Александр III. Правительственные войска вернули забастовщиков на работу. Зачинщиков арестовали, но суд вынужден был их оправдать, ознакомившись с положением рабочих. Присяжные отвели все обвинения (101 пункт); газеты писали, что это решение – «сто один салютационный выстрел в честь народившегося на Руси рабочего вопроса». Правительство сознавало значение новой общественной силы – в рабочее законодательство были внесены изменения.

Стали возникать рабочие организации, которые ставили перед собой политические задачи. Это – в 1875 г. «Южнороссийский союз рабочих» в Одессе (Е.О. Заславский), в 1878 г. в Петербурге – «Северный союз рабочих» (В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин). Союзы имели программные документы, составленные под влиянием народнической идеологии. Члены организации ставили перед собой задачу бороться за права пролетариата: ограничение рабочего дня, запрещение детского труда.

Кризис революционного народничества после 1881 г., рост численности пролетариата стали предпосылками распространения в России новой идеологии марксизма, основные идеи которого сводились к пролетарской революции, к переходу из капитализма в коммунизм, к бесклассовому обществу равных, к диктатуре (господству) пролетариата. В 1883 г. в Женеве была создана группа "Освобождение труда". Основателями стали бывшие члены "Черного передела" – Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод и др. Они переводили и распространяли в России труды К. Маркса и Ф. Энгельса. В революционной среде жадно читали сочинения Плеханова – "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", в которых анализировались причины краха народничества в 70-е годы.

Г.В. Плеханов доказывал, что развитие капитализма – непреложный общемировой закон, русская община разлагается и не сможет стать основой социализма. В рамках капитализма должны сложиться материальные предпосылки социализма – крупная промышленность, высокоорганизованная экономика, многочисленный пролетариат. Только после этого может быть организована буржуазно-демократическая революция, а только потом – социалистическая.

Под влиянием группы "Освобождение труда" возникли первые марксистские кружки в России: в Петербурге – Димитра Благоева, П.В.Точисского и М.И. Бруснева, в Казани – Н.Е. Федосеева. Зарождались они в студенческой среде. Прочных связей с рабочими установить им пока не удавалось; полиция достаточно быстро пресекала их деятельность. Русское революционное движение, долго державшееся идеей о самобытности России, стало с распространением марксизма сворачивать в общеевропейское русло. Эпоха широкого распространения марксизма в России была еще впереди.

Постепенно начиналось объединение кружков в союзы. В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» во главе с В.И. Лениным и Ю.О. Мартовым. В 1898 г. в Минске был проведен I съезд РСДРП. Хотя в нем приняло участие всего 9 человек, съезд принято считать вехой в образовании российской социал–демократии.
Таким образом, в пореформенной России сформировался целый ряд общественно–политических течений, представлявших различные социальные слои населения. Большинство из них было оппозиционно настроено по отношению к самодержавию. Со временем это противостояние между властью и мыслящей частью общества только усиливалось.
перейти в каталог файлов
связь с админом