Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лекция 7 Гигиена и физиология труда Гигиена труда


НазваниеЛекция 7 Гигиена и физиология труда Гигиена труда
Анкор7 lektsia.pptx
Дата26.09.2017
Размер190 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файла7_lektsia.pptx.pptx
ТипЛекция
#19697
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Лекция № 7

Гигиена и физиология труда

Гигиена труда – наука, изучающая влияние трудовых процессов и условий труда на состояние здоровья работающих и на основе этого разрабатывающая санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия, направленные на оздоровление производственной среды, облегчение труда, предупреждение общих и профессиональных заболеваний, повышение работоспособности.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Они могут быть оптимальными, допустимыми и неблагоприятными из-за наличия вредных и опасных производственных факторов.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника в определённых условиях может привести к заболеванию, в том числе к профессиональному, или стойкому снижению работоспособности.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника в определённых условиях может привести к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, например, отравлению.

Профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора. При отсутствии этого фактора профессиональное заболевание возникнуть не может.

Производственно – обусловленное заболевание, под которым понимают общее заболевание, которое может развиться у работника и вне контакта с неблагоприятными условиями труда, но наличие последних, увеличивает их частоту, распространенность и более тяжёлое течение такого общего заболевания.

Возникновение таких заболеваний связано со снижением сопротивляемости организма и повышением утомительности труда под влиянием неблагоприятных условий труда.

Вопросами профессиональной патологии в настоящее время занимается медицина трудаобласть профилактической медицины, изучающая условия, характер труда и их влияние на здоровье в целях разработки мер профилактики профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

Предварительный медосмотр Все поступающие на работу по закону должны пройти медицинский осмотр (МО), который называется предварительным медицинским осмотром.

Его цель – определение соответствия состояния здоровья работника предстоящей ему профессиональной деятельности. Это важно для охраны здоровья самого работника, если в процессе работы он будет контактировать с НПФ, либо для защиты здоровья населения, если речь идёт о работниках пищевой промышленности, детских дошкольных учреждений и т.д.

Периодический медосмотр В последующем все работающие должны подвергаться периодическим МО, целями которых являются:
  • динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, чтобы своевременно выявит ранние признаки воздействия НПФ, начальные признаки профессионального заболевания, сформировать группы риска;

  • выявление общих заболеваний, являющихся противопоказанием для дальнейшей работы с НПФ;

  • проведение своевременных профилактических и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья и восстановлению трудоспособности работников.

Периодические МО должны быть не реже одного раза в 2 года.

В зависимости от тяжести и напряженности труда выделяет три класса условий и характера труда:
  • I класс – оптимальные условия и характер труда, при которых исключено неблагоприятное воздействие на здоровье работающих вредных и опасных производственных факторов, создаются предпосылки для сохранения высокого уровня работоспособности.

  • II класс – допустимые условия и характер труда, при которых уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов на рабочих местах, а возможные функциональные изменения, вызванные трудовым процессом, восстанавливаются во время регламентированного отдыха в течение рабочего дня или домашнего отдыха к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия в ближайшем или отдалённом периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.


  • III класс – вредные условия и характер труда, при которых вследствие нарушения санитарных норм и правил возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормативы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности и /или нарушению здоровья работающих.


Гигиеническая классификация труда (2006)

В 3-ем классе выделяют степени вредных условий труда:
  • 1-ая степень – условия и характер труда, вызывающие функциональные нарушения, которые при раннем выявлении и после прекращения воздействия носят обратимый характер.

  • 2-ая степень – условия и характер труда, вызывающие стойкие функциональные нарушения, способствующие росту показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в отдельных случаях – появлению легких форм профессиональных заболеваний.
  • 3-я степень – условия и характер труда с повышенной опасностью развития профессиональных заболеваний, повышенной заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

  • 4-я степень -

  • Класс IV – опасные (экстремальные)



Характеристики труда

На производстве должны быть оптимальные и допустимые условия труда, которые обеспечивают сохранение здоровья работников и их потомства на протяжении жизни. Вредные же и опасные условия труда способны вызывать нарушения здоровья различной степени тяжести, вплоть до летального исхода.

Тяжесть трудахарактеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательную и функциональные системы (СС, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на ЦНС.

  • физические факторы – температура, влажность, подвижность воздуха, неионизирующие электромагнитные поля и излучение, электростатические поля, постоянные магнитные поля, электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное, инфракрасное и ультрафиолетовое), изменения атмосферного давления, ионизирующее излучение, производственный шум, ультразвук, инфразвук и вибрация (общая и локальная), аэрозоли (пыль) преимущественно фиброгенного воздействия, освещение (естественное и искусственное, аэроионы и др.);

  • химические факторы – промышленные яды, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом;



  • биологические факторы – патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы), гельминты, микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, пыль растительного и животного происхождения (хлопка, бумаги, льна, конопли, зерна, табака, древесины, торфа, хмеля, шерсти, пуха натурального шелка и др.) и другие биологические объекты.
  • факторы трудового процесса – физические перегрузки, вынужденное положение тела, перенапряжение органов и систем организма, психоэмоциональное напряжение.



Физиология труда

Это неотъемлемая часть гигиены труда, изучающая физиологические процессы в организме человека, происходящие во время той или иной трудовой деятельности.

На основе обнаруживаемых изменений разрабатывают мероприятия по нормализации физиологических функций, предупреждению раннего утомления и повышению работоспособности.

Профессиональная деятельность характеризуется преобладанием либо движений, либо умственной работы. Исходя из этого, труд людей условно делится на труд физический и умственный.

Физический труд Мышечная деятельность характеризуется сокращением и расслаблением работающих мышц, образованием в них тепла, усилением обмена веществ и повышением расхода энергии.

Чем интенсивнее работа, чем больше групп мышц участвуют в ней, тем выше энерготраты.

Если при легком физическом труде человек тратит в сутки примерно 3000 ккал, то при тяжелой работе его суточные энерготраты возрастают до 4000-5000 ккал и выше. Одновременно повышается обмен веществ, усиливаются кровообращение и дыхание. В организме происходят изменения в составе внутренней среды в виде ацидоза, повышения осмотического давления и температуры тела.

Физический труд Регулятором всех изменений является ЦНС, способствующая выработке рабочего динамического стереотипа.

Процесс сокращения мышц проходит две фазы – анаэробную, без потребления кислорода, и аэробную, с его потреблением.

При тяжелой физической работе возможно нарушение соотношения между потребностью в кислороде и его фактическим потреблением, что приводит к гипоксии и скоплению в организме недоокисленных продуктов распада. При таких условиях длительная и интенсивная работа вызывает утомление и снижение работоспособности.

Утомление Это нормальная физиологическая реакция, характеризующаяся временным снижением работоспособности под влиянием работы, которое прекращается после отдыха или уменьшения интенсивности труда.

Субъективно утомление ощущается чувством усталости. Если возобновлять работу на фоне медленно развивающегося утомления, то сохранившиеся следы утомления накапливаются в организме и утомление переходит в переутомление, являющееся патологическим состоянием, так как оно сопровождается появлением жалоб на головную боль, чувство тяжести в голове, снижение памяти, вялость, расстройства сна. Нередко это состояние называют синдромом хронической усталости (СХУ).

Переутомление. Работоспособность Переутомление стойкое снижение работоспособности, вызванное чрезмерным рабочим напряжением, продолжавшимся в течение недель и восстанавливающимся полностью или хотя бы частично только после длительного отдыха.

Работоспособность – величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определённое время с учетом напряжения организма.

Уровень же функциональных возможностей человека зависит от многих факторов: условий труда, состояния здоровья, возраста, степени тренированности, мотивации к труду и т.д.

Фазы работоспособности В процессе трудовой деятельности функциональная способность организма и производительность труда закономерно изменяются на протяжении рабочей смены. Изменения работоспособности при этом имеют несколько сменяющих друг друга фаз:
  • фаза врабатывания или нарастающей работоспособности, наблюдается в начале рабочей смены. Она характеризуется повышением лабильности физиологических систем и увеличением объема физиологических процессов. Происходит постепенное повышение уровня работоспособности по сравнению с исходным уровнем, что выражается в улучшении психофизиологических показателей и результатов труда.

В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей организма эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде – до 2-2,5 ч.

Фазы работоспособности
  • фаза высокой устойчивой работоспособности. Для этой фазы характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций организма. в зависимости от степени нервно-эмоционального напряжения, физической тяжести и гигиенических условий труда эта фаза может продолжаться в лечение 2-2,5 ч и более.
  • фаза снижения работоспособности. Падение работоспособности обычно наблюдается к времени обеденного перерыва и проявляется ухудшением состояния функций ССС, увеличением времени рефлекторных реакций, снижением внимания, появлением лишних движений и ошибочных реакций.


Динамика работоспособности

Динамика работоспособности повторяется и после обеденного перерыва. При этом первая фаза протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности по уровню ниже и менее продолжительная, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и быстрее в связи с более высокой степенью утомления организма. Перед самым концом работы наблюдается кратковременное повышение работоспособности, называемое конечным порывом.

После окончания рабочей смены начинается восстановительный период.

Физический труд Восстановительный период – постепенное возвращение физиологических функций после окончания работы к исходному состоянию или близкому к нему уровню.

Более утомительной является статическая работа, нежели динамическая.

Физический труд в зависимости от величины энерготрат делят на три категории:
  • |-ая категория – легкие физические работы;

  • ||- ая категория – работы средней тяжести;

  • |||-я категория – тяжелые физические работы.



Умственный труд

Повышение общего обмена составляет 10-15 %, хотя обменные процессы в мозге протекают весьма интенсивно. Об интенсивности умственного труда судят по методикам, позволяющим учитывать физиологические сдвиги в ЦНС (скрытый период двигательной реакции, устойчивость внимания, ЭЭГ и др. – около 100 методик).

Представителей современного умственного труда делят на 5 групп:

1) труд операторов;

2) труд управленческого аппарата и работа преподавателей;

3) труд представителей творческих профессий (научные работники, писатели, артисты, архитекторы, художники, конструкторы, дизайнеры);

4) труд медицинских работников;

5) труд учащихся и студентов.

Меры профилактики Основными мерами профилактики преждевременного утомления и повышения производительности труда, как при физической, так и при умственной деятельности являются:
  • - правильная организация труда и отдыха;

  • - рациональный режим трудовой деятельности;

  • - механизация и автоматизация производства;

  • - создание благоприятных санитарных условий на производстве;

  • - соблюдение правил техники безопасности;

  • - обеспеченность средствами коллективной защиты (рациональные вентиляция, отопление, освещение) ;

  • - применение средств индивидуальной защиты (СИЗ).



Спасибо за внимание!!!!



перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей