Главная страница

Методический справочник учителя истории. Часть 2. Лекция это вид устной учебы, и ее надо больше слушать


Скачать 1.24 Mb.
НазваниеЛекция это вид устной учебы, и ее надо больше слушать
АнкорМетодический справочник учителя истории. Часть 2.doc
Дата01.10.2017
Размер1.24 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодический справочник учителя истории. Часть 2.doc
ТипЛекция
#23235
страница1 из 16
Каталог

С этим файлом связано 42168 файл(ов). Среди них: lekcii_po_gigiene.doc, Ftiziatria_zadachi.doc, Kak_pravilno_prisedat_Polnoe_rukovodstvo.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_2.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_1.pdf, 20_prichin_chtoby_prisedat_prisedat_i_esche_raz_prisedat.pdf, Огоньки(знакомства,конфликтные,адаптации итд).doc, vasileva_okruzhayuschiy_mir.docx, ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ, ЛОВКОСТЬ, РЕА и ещё 42158 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

конспект - краткое письменное изложение содержания лек­ции или какого-либо произведения, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, приме­рами; краткое изложение или краткая запись содержания чего-ни­будь.

Речевая деятельность включает четыре компонента: говоре­ние, чтение, слушание и письмо. И если никто не возражает, что без говорения, чтения и слушания усваивать исторический мате­риал просто невозможно, то о конспектировании материала, осо­бенно в ходе чтения и прослушивания лекций, идут споры.

Учащиеся должны уметь вести конспекты лекций различны­ми способами и приемами.

Первый. Учащиеся вносят в тетради только важные положе­ния лекции, определения и выводы.

Аргументы сторонников данного способа конспектирования:

- лекция - это вид устной учебы, и ее надо больше слушать;

- при подробном конспектировании лекции учащийся не в состоянии участвовать в диалоге, разрешении проблемных ситуа­ций и т.п.

Аргументы противников данного способа конспектирования:

  • записи только важных положений, определений и выводов лишают учащихся возможности иметь в тетради логически строй­ный материал;

  • диалог, разрешение проблемных ситуаций разрывает строй­ную систему записей.

Второй. Учащиеся максимально записывают всю речь лек­тора.

У этого способа бодьше противников. Их аргументы:

- стимулируют ли такие записи мысль обучаемых?

  • сумеет ли учащийся после лекции, дома отделить главное от второстепенного в конспекте?

  • наконец, для чего учащийся присутствовал на лекции, если он механически слушал и механически писал, ведь думать и раз­мышлять ему было недосуг?

Третий. Учащиеся вносят в конспекты лишь мысли, возни­кающие у них на основе услышанной в речи лектора и в ходе диалога информации.

И здесь встают вопросы.

У противников:

  • не будут ли такие записи носить бессистемный, обрывоч­ный характер?

  • не затруднит ли такой способ ведения конспекта его дора­ботку после лекции?

У сторонников:

  • система в конспекте в любом случае появляется только после его доработки на основе рекомендованных источников;

  • мысли, возникшие в ходе прослушивания лекции и внесен­ные в тетради, станут связующим звеном при письменной отра-ботке темы.

Четвертый. Учащиеся только слушают лекцию, активно диалогизируя, а конспект составляют после занятий.

За такой способ выступают учителя, знающие и использую­щие проблемный метод обучения и его составную - диалог на лекции. Они считают, что если учащийся участвует в диалоге, следовательно он внимательно слушает учителя и слышит лекцию, а это как раз то, что заложено функционально в данном виде заня­тий.

Противники такого способа, как правило, не используют диа­лог на лекции и считают, что главное на лекции - писать конс­пект.

Пятый. Учащиеся работают на лекции по опорным конс­пектам, заготовленным и розданным им заранее.

Опорный конспект размещается на 1-2 листах. Он содержит:

- название и план лекции;

- основные положения лекции, в том числе выраженные че­рез знаки-символы;

- формулировки проблемных вопросов и задач;

- наименования научного и справочного материала по теме с целью их использования в последующей самостоятельной ра­боте.

Между всеми зафиксированными в опорном конспекте поло­жениями оставляются промежутки, куда учащиеся вносят допол­нительный материал, свои мысли и т.д. Конспект обязательно дорабатывается после лекции.

Часто способы конспектирования носят смешанный характер. Это зависит от понимания учителем проблемы и наличия у уча-щихся навыков одновременно выполнять два действия - слушать и конспектировать.

Как выбрать наиболее приемлемый способ конспектирования екции?

Во-первых, надо постоянно учить конспектированию уча­щихся до тех пор, пока конспект не станет их первым помощни-ком в учебе. «Я скоро научился записывать лекции так, - отме-чал Б.Н. Чичерин, - что не нужно было даже их перечитывать дома, а писец мог свободно списывать их для товарищей» (Рус-ское общество 40-50-х гг. XIX в. - Часть II. - С. 42).

Во-вторых, надо дать учащимся критерии приличного кон­спекта и приучить их время от времени соотносить с ними свои за­писи. Это:

- способ конспектирования способствует запоминанию и ус­воению записей;

- конспект - это запись смысла, а не текста лекции;

- конспект ориентирует на дальнейшее изучение темы, курса. Конспект полезен лишь при условии систематической работы

с ним - на занятиях и дома. «Надо учиться думать над конспек­том уже на лекции и работать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов», - советовал сыну-студенту известный педагог В.А. Сухомлинский (Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - М., 1979. - С. 84).

Наряду с лекциями, конспективные записи ведутся при изу­чении хрестоматийных и других источников. Их структура и со­держание зависят, наряду с умением учащегося вести конспекты, от избранного метода изучения источника (см. статьи: Лекция; Правила чтения: дифференциальный алгоритм; Правила чтения: интегральный алгоритм; Логическое задание; Опорные конспекты; Метод последовательно-текстуального изучения источников; Ме­тод поэтапного изучения источников).

Литература: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как препода­вать историю в школе. - М., 1999. - С. 32-36.

КОНЦЕПЦИЯ (лат. сопсерИо - понимание) - система взаи­мосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления. Процессы; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий; основополагающая идея какой-либо тео­рии; общий замысел, главная мысль.

лекция (лат. 1есгло - чтение) - устное изложение предмета преподавателем в вузе (учителем в школе), а также публичное чте­ние на какую-нибудь тему; устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения.

Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. «...Перу остаются недоступны многие средства действия, какими обладает живое слово», - отмечал В.О. Ключевский (Ключевский В.О. Соч. -Т. VII. - С. 347).

Лекции требуют большой предварительной работы. Еще труд­нее выступить с нею, изложить содержащийся в ней материал. Президент Чехии Вацлав Гавел, готовясь к преподавательской работе по окончании президентского срока, будучи опытным жур­налистом, писателем, политиком, после первой прочитанной лек­ции в Карловом университете заявил, что два академических часа студенческой аудитории потребовали от него больше сил, нежели самые тяжелые государственные переговоры (см.: Фигуры и лица. -22. - Окт. - 1999).

Можно предположить, что лекция в школе в ближайшие 15-20 лет не будет иметь даже близкой к равнозначной альтернати­вы. Это обусловлено затянувшимся переходом нашего общества в демократическое состояние, что в свою очередь привносит в школьное образование массу непривычных явлений, которые ог­раничивают возможности учащихся самостоятельно приобретать знания.

Во-первых, низкое материальное обеспечение всей систе­мы образования ведет к ограниченным изданиям и тиражам учеб­ников. Следовательно, не скоро еще каждый учащийся сможет иметь приемлемое для него учебное пособие. Кроме того, предпо­лагаемый переход на 12-летнее образование повлечет за собой со­здание новых учебников.

Во-вторых, отсутствие вспомогательной литературы (или невозможность ее приобретения из-за дороговизны) может вос­полнить только лектор. В выпускаемых учебниках по истории такое обилие конкретной информации и разнообразие их оценок, что школьнику, лицеисту, гимназисту без помощи учителя-лекто­ра в них просто не разобраться.

В-третьих, дистанционное обучение, к примеру, через Ин­тернет, локальную компьютерную сеть и т.п., которое могло бы частично заменить лектора, еще длительное время будет оста­ваться мечтой для отечественной школы.

В-четвертых, большинство детей обладают устойчивой слу­ховой памятью. Лекции способствуют ее дальнейшему развитию и запоминанию предлагаемого учителем на лекции материала.

В-пятых, учитель на лекции, кроме передачи знаний и под­ведения учащихся к исторической истине, учит их говорить, убеж­дать, отстаивать, доказывать, что крайне необходимо для выработ­ки качеств гражданина.

Лекция чаще всего предваряет все другие виды занятий. По­этому, в ряду с образовательной, воспитательной, практической и методической функцией, она содержит и ориентирующую. На этот фактор обращалось внимание давно. «Слушание лекций, - отме­чал Б.Н. Чичерин о временах полуторастолетней давности, - счи­талось только пособием к настоящим серьезным занятиям» (Рус­ское общество 40-50-х гг. XIX в. - Ч. II. - С. 42). Именно на лекции вычленяются основные задачи для учащихся: что изучать, какой материал при этом использовать и как с ним работать.

Часть учителей-лекторов допускают большую ошибку, пере­сказывая в лекции содержание учебника. Главное в изложении лекции - осветить учебный материал с учетом новейших дости­жений исторической науки и находящейся в постоянном движе­нии окружающей действительности.

Чем старше по возрасту и знаниям класс, в котором читается лекция, тем сложнее форма лекции. Начиная в начале изучения курса истории с простейшего рассказа, беседы, монологовой лек­ции, к учащимся 9-11 классов учитель приходит с лекцией диа­логового характера (см. статью: Проблемный метод обучения). Однако такая лекция не получит прописки в классе, если учащи­еся не будут к ней заранее готовиться.

Предшествующая лекции подготовка - дело не новое. Исто­рик и государственный деятель Б.Н. Чичерин вспоминал, какая методика освоения лекционного материала использовалась его учителем профессором Т.Н. Грановским. «Мы готовились к уроку по учебнику Лоренца (Ф.К. Лоренц - профессор всеобщей исто­рии главного педагогического института в Петербурге. Его учеб­ник - «Руководство по всеобщей истории» - А.С.), затем, выслу­шав приготовленное, он сам читал краткую лекцию, дополняя выу­ченное, очерчивая лица, выясняя смысл событий, их взаимную связь, развитие идей...» (Русское общество 40-50-х гг. XIX в. - Ч. II. - С. 16).


В предварительную подготовку к прослушиванию лекции вхо­дят конкретные виды работы (см. схему).




-

1. Чтение соответствующего предстоящей лекции материала учебника

ПОДГОТОВКА







УЧАЩИХСЯ К




2. Изучение основополагающих для темы

ПРОСЛУШИВАНИЮ




терминов

ЛЕКЦИИ













3. Чтение источников, рекомендованных







учителем
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов
связь с админом