конспект - краткое письменное изложение содержания лекции или какого-либо произведения, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами; краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь.
Речевая деятельность включает четыре компонента: говорение, чтение, слушание и письмо. И если никто не возражает, что без говорения, чтения и слушания усваивать исторический материал просто невозможно, то о конспектировании материала, особенно в ходе чтения и прослушивания лекций, идут споры.
Учащиеся должны уметь вести конспекты лекций различными способами и приемами.
Первый. Учащиеся вносят в тетради только важные положения лекции, определения и выводы.
Аргументы сторонников данного способа конспектирования:
- лекция - это вид устной учебы, и ее надо больше слушать;
- при подробном конспектировании лекции учащийся не в состоянии участвовать в диалоге, разрешении проблемных ситуаций и т.п.
Аргументы противников данного способа конспектирования:
записи только важных положений, определений и выводов лишают учащихся возможности иметь в тетради логически стройный материал;
диалог, разрешение проблемных ситуаций разрывает стройную систему записей.
Второй. Учащиеся максимально записывают всю речь лектора.
У этого способа бодьше противников. Их аргументы:
- стимулируют ли такие записи мысль обучаемых?
сумеет ли учащийся после лекции, дома отделить главное от второстепенного в конспекте?
наконец, для чего учащийся присутствовал на лекции, если он механически слушал и механически писал, ведь думать и размышлять ему было недосуг?
Третий. Учащиеся вносят в конспекты лишь мысли, возникающие у них на основе услышанной в речи лектора и в ходе диалога информации.
И здесь встают вопросы.
У противников:
не будут ли такие записи носить бессистемный, обрывочный характер?
не затруднит ли такой способ ведения конспекта его доработку после лекции?
У сторонников:
система в конспекте в любом случае появляется только после его доработки на основе рекомендованных источников;
мысли, возникшие в ходе прослушивания лекции и внесенные в тетради, станут связующим звеном при письменной отра-ботке темы.
Четвертый. Учащиеся только слушают лекцию, активно диалогизируя, а конспект составляют после занятий.
За такой способ выступают учителя, знающие и использующие проблемный метод обучения и его составную - диалог на лекции. Они считают, что если учащийся участвует в диалоге, следовательно он внимательно слушает учителя и слышит лекцию, а это как раз то, что заложено функционально в данном виде занятий.
Противники такого способа, как правило, не используют диалог на лекции и считают, что главное на лекции - писать конспект.
Пятый. Учащиеся работают на лекции по опорным конспектам, заготовленным и розданным им заранее.
Опорный конспект размещается на 1-2 листах. Он содержит:
- название и план лекции;
- основные положения лекции, в том числе выраженные через знаки-символы;
- формулировки проблемных вопросов и задач;
- наименования научного и справочного материала по теме с целью их использования в последующей самостоятельной работе.
Между всеми зафиксированными в опорном конспекте положениями оставляются промежутки, куда учащиеся вносят дополнительный материал, свои мысли и т.д. Конспект обязательно дорабатывается после лекции.
Часто способы конспектирования носят смешанный характер. Это зависит от понимания учителем проблемы и наличия у уча-щихся навыков одновременно выполнять два действия - слушать и конспектировать.
Как выбрать наиболее приемлемый способ конспектирования екции?
Во-первых, надо постоянно учить конспектированию учащихся до тех пор, пока конспект не станет их первым помощни-ком в учебе. «Я скоро научился записывать лекции так, - отме-чал Б.Н. Чичерин, - что не нужно было даже их перечитывать дома, а писец мог свободно списывать их для товарищей» (Рус-ское общество 40-50-х гг. XIX в. - Часть II. - С. 42).
Во-вторых, надо дать учащимся критерии приличного конспекта и приучить их время от времени соотносить с ними свои записи. Это: - способ конспектирования способствует запоминанию и усвоению записей;
- конспект - это запись смысла, а не текста лекции;
- конспект ориентирует на дальнейшее изучение темы, курса. Конспект полезен лишь при условии систематической работы
с ним - на занятиях и дома. «Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и работать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов», - советовал сыну-студенту известный педагог В.А. Сухомлинский (Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - М., 1979. - С. 84).
Наряду с лекциями, конспективные записи ведутся при изучении хрестоматийных и других источников. Их структура и содержание зависят, наряду с умением учащегося вести конспекты, от избранного метода изучения источника (см. статьи: Лекция; Правила чтения: дифференциальный алгоритм; Правила чтения: интегральный алгоритм; Логическое задание; Опорные конспекты; Метод последовательно-текстуального изучения источников; Метод поэтапного изучения источников).
Литература: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в школе. - М., 1999. - С. 32-36.
КОНЦЕПЦИЯ (лат. сопсерИо - понимание) - система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления. Процессы; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий; основополагающая идея какой-либо теории; общий замысел, главная мысль.
лекция (лат. 1есгло - чтение) - устное изложение предмета преподавателем в вузе (учителем в школе), а также публичное чтение на какую-нибудь тему; устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения.
Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. «...Перу остаются недоступны многие средства действия, какими обладает живое слово», - отмечал В.О. Ключевский (Ключевский В.О. Соч. -Т. VII. - С. 347).
Лекции требуют большой предварительной работы. Еще труднее выступить с нею, изложить содержащийся в ней материал. Президент Чехии Вацлав Гавел, готовясь к преподавательской работе по окончании президентского срока, будучи опытным журналистом, писателем, политиком, после первой прочитанной лекции в Карловом университете заявил, что два академических часа студенческой аудитории потребовали от него больше сил, нежели самые тяжелые государственные переговоры (см.: Фигуры и лица. -22. - Окт. - 1999).
Можно предположить, что лекция в школе в ближайшие 15-20 лет не будет иметь даже близкой к равнозначной альтернативы. Это обусловлено затянувшимся переходом нашего общества в демократическое состояние, что в свою очередь привносит в школьное образование массу непривычных явлений, которые ограничивают возможности учащихся самостоятельно приобретать знания.
Во-первых, низкое материальное обеспечение всей системы образования ведет к ограниченным изданиям и тиражам учебников. Следовательно, не скоро еще каждый учащийся сможет иметь приемлемое для него учебное пособие. Кроме того, предполагаемый переход на 12-летнее образование повлечет за собой создание новых учебников.
Во-вторых, отсутствие вспомогательной литературы (или невозможность ее приобретения из-за дороговизны) может восполнить только лектор. В выпускаемых учебниках по истории такое обилие конкретной информации и разнообразие их оценок, что школьнику, лицеисту, гимназисту без помощи учителя-лектора в них просто не разобраться.
В-третьих, дистанционное обучение, к примеру, через Интернет, локальную компьютерную сеть и т.п., которое могло бы частично заменить лектора, еще длительное время будет оставаться мечтой для отечественной школы.
В-четвертых, большинство детей обладают устойчивой слуховой памятью. Лекции способствуют ее дальнейшему развитию и запоминанию предлагаемого учителем на лекции материала.
В-пятых, учитель на лекции, кроме передачи знаний и подведения учащихся к исторической истине, учит их говорить, убеждать, отстаивать, доказывать, что крайне необходимо для выработки качеств гражданина.
Лекция чаще всего предваряет все другие виды занятий. Поэтому, в ряду с образовательной, воспитательной, практической и методической функцией, она содержит и ориентирующую. На этот фактор обращалось внимание давно. «Слушание лекций, - отмечал Б.Н. Чичерин о временах полуторастолетней давности, - считалось только пособием к настоящим серьезным занятиям» (Русское общество 40-50-х гг. XIX в. - Ч. II. - С. 42). Именно на лекции вычленяются основные задачи для учащихся: что изучать, какой материал при этом использовать и как с ним работать.
Часть учителей-лекторов допускают большую ошибку, пересказывая в лекции содержание учебника. Главное в изложении лекции - осветить учебный материал с учетом новейших достижений исторической науки и находящейся в постоянном движении окружающей действительности.
Чем старше по возрасту и знаниям класс, в котором читается лекция, тем сложнее форма лекции. Начиная в начале изучения курса истории с простейшего рассказа, беседы, монологовой лекции, к учащимся 9-11 классов учитель приходит с лекцией диалогового характера (см. статью: Проблемный метод обучения). Однако такая лекция не получит прописки в классе, если учащиеся не будут к ней заранее готовиться.
Предшествующая лекции подготовка - дело не новое. Историк и государственный деятель Б.Н. Чичерин вспоминал, какая методика освоения лекционного материала использовалась его учителем профессором Т.Н. Грановским. «Мы готовились к уроку по учебнику Лоренца (Ф.К. Лоренц - профессор всеобщей истории главного педагогического института в Петербурге. Его учебник - «Руководство по всеобщей истории» - А.С.), затем, выслушав приготовленное, он сам читал краткую лекцию, дополняя выученное, очерчивая лица, выясняя смысл событий, их взаимную связь, развитие идей...» (Русское общество 40-50-х гг. XIX в. - Ч. II. - С. 16).
В предварительную подготовку к прослушиванию лекции вхо дят конкретные виды работы (см. схему).
| -
| 1. Чтение соответствующего предстоящей лекции материала учебника
| ПОДГОТОВКА
|
|
| УЧАЩИХСЯ К
|
| 2. Изучение основополагающих для темы
| ПРОСЛУШИВАНИЮ
|
| терминов
| ЛЕКЦИИ
|
|
|
|
| 3. Чтение источников, рекомендованных
|
|
| учителем
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |