Из сочинений А.Ф. Керенского.
Из приказа А.Ф. Керенского по армии и флоту о наступлении (12 мая 1917 г.): «Воины, офицеры, солдаты и матросы! ...Во имя спасения свободной России вы пойдете туда, куда поведут вас вожди и правительство. Стоя на месте, прогнать врага невозможно. Вы понесете на концах штыков ваших мир, право, правду и справедливость».
В подтверждение необходимости продолжить войну А. Керенский ссылается на авторитет В. Ленина: «...Ведь Ленин на съезде большевиков сказал: цели международного прекращения войны нельзя достигнуть дезорганизацией отдельных армий, односторонним выходом, отказом от войны отдельных армий, отдельного народа... Вот что говорит Ленин».
«Пусть знает каждый и пусть знают все, кто уже раз пытался поднять вооруженную руку на власть народную, пусть знают все, что эти попытки будут прекращены железом и кровью».
«Упадок духа и малодушие, овладевшие верхами революционных кругов; полное, всеобщее почти непонимание всего рокового смысла развивающихся событий; отсутствие у одних сознания неразрывной связи судьбы самой Февральской революции с судьбой в ее недрах рожденной власти; тайные опасения у других, как бы слишком скорый провал большевиков не послужил торжеству «реакций»; надежда у третьих руками большевиков покончить с ненавистной демократией; наконец, целый вихрь личных интриг и вожделений - все эти процессы разложения на верхах революционной общественности свели на нет все тогдашние попытки предотвратить крах, который, впрочем, был, может быть, неизбежен». «Правда ли, что мы могли и не захотели спасти жизнь царской семьи своевременной отправкой ее за границу вообще и в Англию в частности? Этот вопрос интересовал очень многих, обсуждался в иностранной печати, и я считаю своевременным теперь объяснить, почему в конце лета 1917 года Николай II и его семья оказались не в Англии, а в Тобольске» (см. об этом: Бьюкенен Дж. Мемуары дипломата. - М., 1991). «Я не увижу возрождения свободы в моей стране... Но вы это увидите» (1967 г.). Оценки. С. Есенин: Свобода взметнулась неистово. И в розово-смрадном огне Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне. Советский энциклопедический словарь: «...Русский политический деятель. Адвокат. ...После Октябрьской революции организатор антисоветского мятежа. Белоэмигрант». Дж. Боффа, итальянский историк: «Деятельность этого человека, промелькнувшего, как метеор, на авансцене истории, является хрестоматийным примером превращения трагедии в фарс». Дж. Бьюкенен, английский дипломат: «В качестве оратора он обладал гипнотизирующей силой, очаровывающей аудиторию, и в первые дни революции он непрерывно старался сообщать рабочим и солдатам частицу своего собственного пыла. При изучении других личностей ориентировочные направления (блоки) могут быть другими, и это естественно: и лица, и времена - все разное. В работе с персоналиями учащимся предстоит преодолеть болезнь взрослых - однобоко оценивать людей в зависимости от политического строя, в условиях которого личность действовала (действует), и идеологии, которая господствовала (господствует) в обществе. По этой «логике» выходит: до Октябрьской революции 1917 г. все российские правители, или почти все, достойно правили народом и Россия процветала. (Чего только стоит расхожая легенда о том, что дореволюционная Россия кормила весь мир, а уж всю Европу - так это точно);
с Октября 1917 г. все правители, без всяких «или», были плохими, не думавшими ни о стране, ни о народе. (И как только сумели ликвидировать неграмотность, выиграть Великую Отече-
Второй блок включает вопросы, направленные на нахождение нужного материала и его глубокое усвоение. Третий блок - обобщающие и практические задания. Логические задания условно делятся на два основных типа. Первый тип - когда методические средства сформулированы и скомпонованы по трем уже названным основным блокам. Текст: «Повесть временных лет». «Крещение Руси». (Хрестоматия по истории России. - Т. 1. - С. 39-41). «В 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Кор-сунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его. Владимир стоял. И вот некий муж корсунянии, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это - крещусь». И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогали от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воспримешь...». Услышав это, сказал Владимир...: «Скажите царям вашим так: я крещусь...» И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Придите с сестрою вашею и тогда крестите меня». ...Крестился же он в церкви святого Василия... После всего этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные... Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,- будет мне врагом». ...На следующий же день вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там.., некоторые держали младенцев... Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир... приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры... И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и то давать их в обучение книжное. Матери же детей этих... плакали о них как о мертвых». Логическое задание к изучению «Повести временных лет»: 1. Прежде чем изучать работу, уясните сущность понятий и терминов: крещение, христианство, кумиры, лучшие люди.
Какова история создания «Повести временных лет»? Какое место эта летопись занимает в истории России?
П. 1. Почему князь Владимир пошел «с войском на Кор-сунь, город греческий»? По совету корсунянина Анастаса, - говорится в летописи, Владимир перекрыл воду, которая шла по трубе в город. Каким образом князь мог общаться с корсунянином, если город был блокирован?
Почему князь увязал захват города с личным крещением в христианство?
Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство, говорится в летописи. Не является ли выполнение этого требования истинной причиной крещения киевского князя?
Князь женился на Анне. Но из истории известно, что в это самое время Владимир имел жену Рогнеду и детей от нее,.о чем в Византии хорошо знали. Как же получилось, что Владимир был обвенчан с Анной при живой жене, ведь христианская религия многоженства не разрешала? Или ему было сделано какое-то исключение?
По возвращении в Киев Владимир велел ниспровергнуть кумиры - языческих богов, установленных на берегу Днепра. Почему? Ведь не далее 980 г. им была проведена языческая реформа, в результате которой выделялось шесть богов во главе с Перуном, и жители Киева верили в них и молились им.
Часто говорят, что введение христианства на Руси прошло спокойно, люди шли в новую веру с желанием и т.д. Если это так, то почему, когда влекли Перуна по ручью к Днепру, «неверные» люди оплакивали его?
С введением христианства Владимир стал брать у лучших людей детей «и отдавать их в обучение книжное». Шаг полезный. Но почему тогда матери этих детей «плакали о них как о мертвых»?
III. 1. Обобщающее задание: Определите и сформулируйте истинную причину принятия христианства на Руси. 2. Практические задания: Князь Владимир, наметив день крещения киевлян, послал своих людей по городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Не созвучно ли это с большевистско-сталинским: «Кто не с нами, тот против нас»?
Князь Владимир умер в 1015 г. К лику же святых он был причислен только в XVI веке, на несколько столетий позже, чем, к примеру, его дети Борис и Глеб. Почему?
Установите, как в России увековечена память князя Владимира Красное Солнышко.
Второй тип логических заданий отличается от первого тем, что к большинству вопросов по содержанию источника тут же формулируются вопросы и задания обобщающе-практического толка. Текст: «Из письма Я.И. Ростовцева Александру II» (Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917. - М., 1990. -С. 31-32). «С некоторою частию депутатов мы еще не сошлись в подробностях, но это более или менее по возможности уладится. С некоторыми из них мы не сошлись в общих основаниях; уладить это не будет никакой возможности. Главное противоречие состоит в том, что у Комиссий и у некоторых депутатов различные точки исхода: у Комиссий государственная необходимость и государственное право; у них - право гражданское и интересы частные. Они правы со своей точки зрения, мы правы со своей. Смотря с точки зрения гражданского права вся зачатая реформа от начала до конца несправедлива, ибо она есть нарушение прав частной собственности; но как необходимость государственная и на основании государственного права реформа эта законна, священна и необходима. Огромное число врагов реформы, не уясняя себе этой неотложной необходимости, обвиняет и словесно и письменно Редакционные комиссии в желании обобрать дворян, а иные даже и в желании произвести анархию, называя некоторых из членов Комиссий красными. Желать обобрать дворян было бы мыслию и бесчестною и бесцельною, тем более что 8/10 из членов Комиссий суть сами помещики, а некоторые из них весьма богатые-Усилия Комиссий заключались и заключаются: во-первых, спасти Россию. Если одиннадцать миллионов жителей тешились в продолжение двух лет надеждой на свободу и улучшение своего состояния, а будут обмануты, разочаруются, потеряют доверие и любовь к верховной власти и неисполнение своих ожиданий припишут, разумеется, своим помещикам, то Россия спасена не будет. Во-вторых, преобразование произвести не паллиативно, а рационально, то есть не на какой-либо срок и не наполовину, а навсегда и вполне, дабы избавить и Россию и наследников вашего величества от будущих потрясений. В-третьих, чтобы для исторической будущности России не завязывать новых, незнакомых России узлов, подобных тем, которые Европа в продолжение двух столетий распутывает или разрубает. В-четвертых, стараться, чтобы интересы помещиков были сколь возможно ограждены и чтобы этот почтенный и самый просвещенный класс, составляющий, так сказать, цвет России, не потерпел потерь не необходимых». Логическое задание к изучению фрагмента «Из письма Я.И. Ростовцева Александру II». Изучите определения понятий и терминов: депутаты, красные, Комиссии, паллиатив.
Какова история письма? Кто такой Яков Иванович Ростовцев?
«Главное противоречие состоит в том, - отмечает автор письма, - что у Комиссий и некоторых депутатов различные точки исхода: у Комиссий - государственная необходимость и государственное право; у них - право гражданское и интересы частные. Они нравы со своей точки зрения, мы правы со своей».
Почему возникли эти противоречия? Как они были разрешены в ходе реформы? Почему в нынешних условиях довольно часто возникают противоречия между законодательной и исполнительной властью? В чем конкретно? Как они преодолеваются? 4. Ростовцев жалуется царю, что «огромное число врагов реформы» обвиняет и словесно и письменно Редакционные комиссии в желании обобрать дворян, «а иные даже в жела- нии произвести анархию, называя некоторых из членов Ко- миссий красными». Почему многие дворяне противились наступающей реформе 1861 г.? Какие силы противятся проводимым реформам сегодня? Какие ярлыки навешивают друг другу противостоящие группировки? 5. Говоря об усилиях Комиссий, автор заключает, что главная цель - спасти Россию. От чего (кого) надо было спасать Россию в 1859 г.? Не сгущал ли краски автор письма? Сегодня мы также часто из самых разных источников слышим о необходимости спасения России. Как отличить фальшивых патриотов от истинных? Какие приоритеты необходимо выделить, чтобы заменить термин спасти выражением сделать Россию могущественной и цивилизованной державой?6. Автор письма советует императору «для историчес- кой будущности России не завязывать новых, незнакомых России узлов, подобных тем, которые Европа в продолже- нии двух столетий распутывает или разрубает». Что это за «узлы», которые «завязывались» в России на европейский лад? Имеет ли сегодня место перенесение исторического опыта зарубежных стран на российскую почву реформ? Если да, то в чем конкретно? Каким образом необходимо использовать мировые достижения цивилизации и демократии в своих преобразованиях? Могут быть и другие типы логических заданий. Это зависит от того, с каким классом (по возрасту и отношению к истории) учитель работает. Методика использования логических заданий включает два варианта.
Первый вариант: раздача логических заданий еще до изучения источника с тем, чтобы они использовались как ориентиру-юще-обучающее средство в самостоятельной работе учащихся.
Второй вариант использования логических заданий носит больше контролирующий характер. После того, как учащийся самостоятельно изучил и законспектировал рекомендованный источник, он на основе своих знаний и конспекта может попытаться ответить на вопросы логического задания. Если учащийся в состоянии это сделать, значит, источник изучен и законспектирован качественно.
Деятельность учащихся при наличии логических заданий управляема, носит творческий характер, требует самостоятельности в изложении мыслей своими словами.
менталитет - интеллектуально-психологический инструментарий, дающий возможность человеку по-своему воспринимать, осознавать окружающий мир, самого себя и на этой основе определять свои действия.
В словарях русского языка данный термин отсутствует, хотя его возраст определяется полутора веками (авторство приписывают Ралфу Эмерсону (1803-1882 гг.), американскому философу и писателю).
Знание сущности термина менталитет позволит учащимся при изучении исторических фактов, личностей понять, почему те или иные факты имели место именно в таком временном и содержательном ракурсе, почему те или иные личности поступали так, а не иначе, почему при наличии альтернативы народ или группы людей поступали безальтернативно, почему исторический опыт одних учит, других наказывает и т.д.
С использованием элементов цивилизационного подхода в изучении истории проблема ментальное™ выдвигается на одно из первых мест.
Менталитет формируется в зависимости от народных, национальных, региональных традиций, культуры, духовности общества, социальных отношений и структур, среды обитания человека и т.д.
О ментальное™, не используя термина, в России говорили и писали много лет назад.
Ф.М. Достоевский так охарактеризовал ментальную особенность россиян своего времени:
«Все в новых костюмах, и никто не умеет носить костюм; все веселятся, и никто не весел; все самолюбивы, и никто не умеет себя показать; все завистливы, и все молчат и сторонятся» (Достоевский Ф.М. Собр. соч. - Т. 13. - С. 13).
И далее: «Загорелось село и в селе церковь, вышел целовальник и крикнул народу, что если бросят отстаивать церковь, а отстоят кабак, то выкатит народу бочку. Церковь сгорела, а кабак отстояли» (там же. - С. 34).
И потом: «Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют, и не только людей, но даже пороки, мрак невежества, деспотизм, обскурантизм, ну и все эти прочие ретроградные вещи» (там же. - С. 45).
Наконец: «За границей, в толпе иностранцев, мне всегда бывает легче: тут каждый идет совершенно прямо, если куда наметил, а наш идет и оглядывается: «что, дескать, про меня скажут». Впрочем, на вид тверд и незыблем, а на самом деле ничего нет более шатающегося и в себе неуверенного. Незнакомый русский если начинает с вами разговор, то всегда чрезвычайно конфиденциально и дружественно, но вы с первой буквы видите глубокую недоверчивость и даже затаившееся мнительное раздражение, которое, чуть-чуть не так, и мигом выскочит из него или колкостью, или даже просто грубостью, несмотря на все его «воспитание», и, главное, ни с того ни с сего. Всякий как будто хочет отмстить кому-то за свое ничтожество, а между тем это может быть вовсе и не ничтожный человек, бывает так, что даже совсем напротив. Нет человека готового повторять чаще русского: «какое мне дело, что про меня скажут», или: «совсем я не забочусь об общем мнении» - и нет человека, который бы более русского (опять-таки цивилизованного) более боялся, более трепетал общего мнения, того, что про него скажут или подумают» (там же. - С. 217-218).
Наиболее полную характеристику проявления ментальное™ великороссов (под названием «психология великоросса») дал В.О. Ключевский. Он писал:
«Народные приметы великоросса своенравны, как своенравна отразившаяся в них природа Великороссии. Она часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось. ...Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед. ...Он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился больше замечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги насчет искусства составлять сметы. Это умение и есть то, что мы называем задним умом. Поговорка русский человек задним умом крепок вполне принадлежит великороссу. Но задний ум не то же, что задняя мысль. Своей привычкой колебаться и лавировать между неровностями пути и случайностями жизни великоросс часто производит впечатление непрямоты, неискренности. Великоросс часто думает надвое, и это кажется двоедушием. Он всегда идет к прямой цели, хотя часто недостаточно обдуманной, но идет, оглядываясь по сторонам, и потому походка его кажется уклончивой и колеблющейся. Ведь лбом стены не прошибешь, и только вороны прямо летают, говорят великорусские пословицы. Природа и судьба вели великоросса так, что приучили его выходить на прямую дорогу окольными путями. Великоросс мыслит и действует, как ходит. Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского проселка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямее: только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу.
Так сказалось действие природы Великороссии на хозяйственном быте и племенном характере великоросса» (Ключевский В.О. Соч. - Т. 1. - С. 315, 316).
Философ Н.А. Бердяев понимал российскую ментальность
так:
«Русская душа способна дойти до упоения гибелью. Она мало чем дорожит, мало к чему крепко привязана. У нее нет такой связи с культурой, такой скованности традицией и преданием, как у души западноевропейской. Русский человек чересчур легко переживает кризис культуры, не познав еще настоящим образом культуры. Отсюда характерный для русского человека нигилизм. Он легко отказывается от науки и искусства, от государства и хозяйства, бунтует против унаследованных связей и устремляется в царство неведомого, в неведомую даль. Русская душа способна на радикальные эксперименты, на которые неспособна душа европейская, слишком оформленная, слишком дифференцированная, слишком закованная в пределах и границах, слишком связанная с традицией и преданием своего народа» (Бердяев НА. Философия творчества, культуры, искусства: В 2 т.- М., 1994. - Т. 2. - С. 107).
Ментальность современного сибиряка метко охарактеризовал писатель В.Г. Распутин: «...Огромные просторы, постоянное преодоление климатических трудностей отформовали характер сибиряка особым образом. Он не просто ближе к природе, чем южный житель, он воспринимает ее, как часть своей души. Он более прямолинеен, скорее молчалив и замкнут, чем эмоционально красноречив. Он научен суровой своей родиной не отступать и в малом, чтобы не потерять большего. Он бережлив и запаслив, но поделиться последней краюхой хлеба для него так же естественно, как местом у таежного костра или местом под солнцем. Он прост, бесхитростен, но, уверяю вас, далеко не простофиля... Словом, за столетия освоения и обживаиия сибирской стороны мы получили характер крепкого закала, и не случайно, видимо, в сибиряки охотно пишутся все, кто живал здесь, хоть недолго...» (Книги не молчат: Из публицистики восьмидесятых. - М., 1989. - С. 62). Интересна сравнительная характеристика ментал ыюсти амери-канца и русского, данная французским историком, социологом и политическим деятелем Токвилем Алексисом в 1835 г. «Американец борется с препятствиями, предоставляемыми ему природою, - писал будущий министр иностранных дел Франции, - русский борется с людьми. Один воюет с пустынями и варварством, другой с цивилизацией, находящейся во всеоружии; поэтому завоевания американцев делаются плугом земледельца, завоевания русского - мечом солдата. Для достижения своей цели первый полагается на личный интерес и предоставляет свободу действий, не направляя их силам и разуму отдельных лиц. Другой сосредотачивает, так сказать, в одном человеке все силы общества. Для одного главное средство действия есть свобода, для другого повиновение. Их исходные точки различны, пути их тоже различны; и однако каждый из них предназначен, по-видимому, тайной волею провидения держать когда-нибудь в своих руках судьбу половины мира» (Цит. по: Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М, 1994. - С. 156-157). Формирование ментальное™ россиян происходило под воздействием ряда факторов. Первый. Условия многовековой крестьянской общины. С древнейших времен славян заставляло объединяться все - от природных условий до защиты от набегов. Это обстоятельство, переросшее в черту ментальное™, оставалось неизменным на протяжении веков, независимо от общественно-политического строя государства. Общинность поощрялась правителями и правительствами: будь то Александр II, объединивший после отмены крепостного права сельских обывателей в общины; будь то Сталин, в большинстве случаев насильственно загнавший крестьян в колхозы. И когда делались попытки разрушения общинное™, они либо шли с трудом, либо завершались провалом. Так, П.А. Столыпину непросто было оторвать крестьянина от «обчества» и перевести их в «отрубное» или «хуторское» состояние. А на рубеже ХХ-ХХ1 вв., несмотря на государственное поощрение фермери-зации сельского хозяйства, крестьянин не спешит выйти из общины-колхоза (по-новому - акционерного общества). Второй. Наличие основной собственности у государства. Российское государство всегда, независимо от общественно-политического строя, владело той долей собственности, которую оно считало для себя необходимой и выгодной. Сам же россиянин значительной или хотя бы полностью удовлетворявшей его элементарные потребности собственностью никогда не был избалован. Поэтому он привык во всем и вся полагаться на государство («Наверху виднее», «Вот приедет барин, барин нас рассудит» и т.д.). Даже в современных условиях, поощряющих проявление здорового меркантилизма, опору на собственные силы, россиянин не может подойти к мысли о личной ответственности самого себя за положение дел в его доме, населенном пункте, тем более в России. Третий. Обожествление авторитарной власти. Княжеская, царская, вождистская власть обожествлялась на религиозной или на идеологической основе. Если взять патриотические лозунги, то они уже много веков включают имена правителей: «За Бога, Царя и Отечество!»; «Под знаменем Ленина-Сталина - вперед к победе коммунизма!»; «За Родину, за Сталина!»; «Ельцин - совесть народа» и т.д. Либеральные же ценности, парламентаризм, демократия, присущие наиболее развитым западным странам, в России длительное время оставались на задворках. Потомкам трудно будет представить, что только в конце XX в. у нас впервые всем народом, да еще и на альтернативной основе, был избран глава государства. Всю историю он либо получал власть по
наследству, либо захватывал ее силой, либо избирался правящей кучкой людей.
Четвертый. Религия в виде православного христианства. Православная церковь всегда исповедовала приоритет обществен-п ых ценностей над личными. Она всегда выступала на стороне власти, подчинялась ей, иногда лишь имитируя отдаленность от нее. Редкие попытки выступить против самодержавия (царя), большевизма (вождя) (патриарха Пикона против Алексея Михайловича, патриарха Тихона против большевиков) всегда заканчивались поражением представителей церкви. Устремления верующих в значительной мере направлялись на достижение духовного совершенства, а не на решение проблем повседневной жизни, как это было в католическом мире. Все это оказывало сильнейшее влияние на формирование таких черт ментальное™, как терпеливость к властям, стойкое перенесение трудностей повседневной жизни, надежда на райское продолжение жизни в другом мире и т.д.
Значительный отпечаток на ментальность россиян наложило также многообразие религий, национальные особенности, различие цивилизационных характеристик народов, с образованием Древнерусского государства присоединявшихся к нему и т.д. Это привело к тому, что для россиян никогда не играло особенной роли ни кровь того или иного жителя, ни его идеалы, ни вероисповедание и т.п. Не поэтому ли чистокровный мордвин Никон стал митрополитом русской православной церкви, а борьба с другим мордвином - Аввакумом расколола дух православия в России? Не поэтому ли многие из монголо-татар, на протяжении двух с половиной веков терзавших Русь, после свержения их ига стали крупными чиновниками и военачальниками в Москве (чего стоит только факт оставления Иваном Грозным в качестве наместника, пусть формального, бывшего татарского хана Саина Булата (Симеона Бекбулатовича)? Потому, видимо, герой Отечественной войны 1812 г. Петр Багратион считал себя русским грузином, в первое советское правительство во главе с В. Лениным вошло большое количество евреев, представителей небольшой по численности национальности. И. Сталин почти тридцать лет правил Советским Союзом, где большинство составляли русские.
Отдельные историки выделяют положение о подвижности ментальное™ наряду с изменениями в умственном и физическом развитии человека, общественно-политическом устройстве государства, экономических отношениях в нем и т.д. Несомненно, все это и Многое другое накладывает отпечаток на менталитет. Однако то, что формировалось в человеке и обществе столетиями, при самых Крутых изменениях ни вырвать, ни выжить практически невоз-
можно. Поэтому попытки отдельных современных деятелей за «пятьсот дней» или два-три года перевести Россию практически в противоположное состояние говорят лишь об абсолютном незнании ими истории России и непонимании менталитета россиян. метод (греч. тегЪоо'оз - путь, способ исследования, обучения, изложения) - система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления; путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике; прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса. Методы - это правила действия, стандартные и однозначные; нет стандарта и однозначности - нет правила; нет правила - нет метода; нет метода - нет логики. «Методом... мы называем, - отмечал В.О. Ключевский, -совокупность приемов изучения известной отрасли человеческого знания. Приемы эти разнообразятся по характеру задач, какие ставятся изучению той или другой отрасли, а задача всегда определяется предметом изучения» (Ключевский В.О. Соч. - Т. VI. - С. 70). И далее: «Метод есть совокупность приемов для раскрытия какой бы то ни было истины; ...Метод решает вопрос, не зная, в чем он состоит; ...Метод ищет результатов, ...метод дает способ обнять предмет со всех сторон; ...Метод имеет дело с умом, ...метод - необходимое орудие научного исследования... Ничего нельзя изучить, не зная, как изучать...» (там же. - Т. VII. - С. 215). Не все учителя строят учебную работу на основе конкретных методик, не все осознают, что результаты в изучении учащимися истории в значительной мере зависят от владения методами учебы. Чаще «виноватыми» становятся все те же учащиеся. Так ли это? Если так, то почему всегда виноваты именно они: в советское время, когда существовал единый, насквозь пронизанный идеологией, и тем самым не очень-то интересный учебник; и сейчас, когда учебники - на любой вкус? Похоже, прав профессор Ливерпульского университета Эдвард Стоуне, отметивший, что «педагогические неудачи слишком часто приписываются недостаткам обучающегося и слишком редко несовершенству методов обучения» (Стоуне Э. Психопедагогика. - С. 25). метод последовательно-Текстуального изуче-ия источников - один из методов изучения исторической литературы, основанный на ориентировании учащихся в после-дователыюм усвоении необходимой информации. Последовательно-текстуальный метод изучения источников является наиболее распространенным в общеобразовательных уебных заведениях. Однако чаще этот метод понимается лишь как «читай и конспектируй», то есть условно, поскольку при этом выдерживается лишь одно правило - читать и конспектировать, идя последовательно по тексту. Сделанные учащимися записи носят соответственно последовательно-пересказочный характер, Малейшая попытка учителя изменить конспективную структуру ответа учащихся чаще всего завершается неудачей: они, бойко пересказывая законспектированное произведение, не могут выде-лить его основные идеи и положения, не говоря уже об обобще-нии материала или формулировании выводов. Предлагаемый метод включает реализацию четырех основных ориентиров, составляющих алгоритм действий учащихся. Первый ориентир: выделение основополагающих идей и положений, формулирование продуктивно-познавательных воп-росов на уяснение их сущности, составление и запись ответов на них. Милюков П.Н. Теория «Москва - третий Рим» в общественной и церковной жизни России конца ХУ-ХУ1 веков. (Хрестоматия по истории России: В А т. - Т. 1. - С. 192— 193) (фрагмент). перейти в каталог файлов | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |