Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лекция Мозг лидеры и подчиненные


НазваниеЛекция Мозг лидеры и подчиненные
АнкорМозг - лидеры и подчиненные.pdf
Дата05.04.2019
Размер3.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMozg_-_lidery_i_podchinennye.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛекция
#42712
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

МОЗГ
:
лидеры и
подчиненные
Лектор: д.б.н. Дубынин
Вячеслав Альбертович, биологический ф-т МГУ
МФК МГУ
, 18.11.2015,
лекц.
9
«МОЗГ и потребности
человека»

Лекция «Мозг:
лидеры
и
подчиненные»
Почему мы
стремимся
быть главными
в
компании друзей,
на
работе, в
семье?
Каковы признаки
лидера в
стае
животных
и
человеческом
обществе? Как
инсталлированы
в
мозг программы
доминирования
и
подчинения?
3

Одиночная оса
- гончар
Однолетние семьи ос и шмелей
Медоносные пчелы: наследование дома и ½ роя; термиты: разде
- ление функций рабочих.
ЛИДЕРЫ ПО РОЖДЕНИЮ:
3

Трофаллаксис:
делиться пищей («общий желу
- док») и гормонами,
(вырабаты
- ваются, например, челюстными железами пчелы
- матки).
10- окси
-2- деценовая кислота: выделяется челюстными железами рабочих пчел
(маточное желе), «метка» истинности продуктов пчеловодства. Ее производное
-
«маточное вещество» = феромон, образуемый пчелиной маткой (транс
-9- окси
-2- деценовую или транс
-9- оксо
-2- деценовую кислоты). Маточное вещество пре
- пятствует развитию яичников у рабочих пчел, влияет на их поведение, привлекает самцов во время брачного полета.
10- окси
-2- деценовая кислота способствует развитию личинок в способные к репродукции женские особи, а ее небольшая химическая модификация изменяет биол. эффект (как это происходит с половыми гормонами млекопитающих). Личинки, находящиеся в маточниках, продолжают полноценное развитие, питаясь маточным желе, в то время как личинки рабочих пчел растут без этого и получают фитогормоны, содержащиеся в перге.
После метаморфоза они проявляют признаки зависимости от маточного вещества (феромона матки).
4

Голый землекоп:
«царица» +
2-3 фертильных самца.
Феромональный (
через мочу царицы
) + поведенческий контроль.
Возможна смена царицы.
Уистити
(игрунка):
доминирующая пара и ее дети; феромональный
+ поведенческий контроль.
5

Лидер
:
самый крупный и сильный самец, причем это нужно постоянно доказывать.
Имеются гаремы и прайды. В прайдах (семейных группах) может быть несколько самцов, как правило, несколько лет назад совместно захвативших прайд; но доминант только один.
6

В целом прямая зависимость от размеров и физической силы работает только в относительно простых ситуациях.
1
) Однородные (анонимные) стаи; лидером на короткое время может стать любой.
7
Если же успех зависит от взаимодействия с другими особями –
все сложнее…
2) Стаи с вожаками, но без четкой иерархии,
явного разделения функций и стабильной
территории (миграции оленей и т.п.)
3) Иерархически организованные стаи с
разделением функций и ориентацией на
защиту и охрану территории стаи
В последнем случае эффективность вожака оценивается по успеху стаи в целом. И если успеха нет, то растет напряженность
(УРОВЕНЬ СТРЕССА) и интенсивность атак потенциальных конкурентов. В итоге это может привести к смене вожака.

Первопричина появления социальных взаимодействий (см. лекцию о зеркальных нейронах) –
преимущества колонии (стаи, семьи). Сосуществование и содружество с другими особями своего вида помогает успешнее добывать пропитание, ускользать от хищников, выращивать потомство и т.д.
Существуют прямые измерения, доказывающие, например, что:
8
* эффективность питания стаи синиц или стаи рыб выше, чем одиночных особей; то же

для морских птиц (олуши, чайки), и чем хуже с пищевыми ресурсами, тем стаи крупнее + совместные ночевки
* в стаях очень эффективно работают системы взаимного оповещения об опас
- ности, причем их понимают и другие виды животных (смешанные по видовому сос
- таву стада африканских копытных и т.п.)
* эффективны системы совместной обо
- роны против хищников (в этот момент внутристайная агрессия отступает; олени и защита от волков, походный и оборонит. строй павианов и т.д.).
* хищники: коллективная охота.

Образование стай (сообществ) и формирование их
структуры –
за счет 2
-
х основных факторов:
1) программ социального взаимодействия, стремления к взаимному контакту
(начиная с взаимодействия мать
- детеныш),
подражания, (двигательного + эмпатия)
2) агрессивных проявлений (индивидуальная дистанция: от детеныша к подростку и взрослому
, «порядок клевания», подхода к еде, размножение, стремление лидировать); более четкая иерархия у более агрессивных видов
(если агрессивность меньше, то вожаком часто оказывается пожилая опытная самка, что харак
- терно для многих животных)
9

«Порядок клевания» был впервые отмечен в
1922 году норвежцем Торлейфом Шьелдеруппом
-
Эббе. Он описывал, как доминирующая в курятнике курица клевала всех остальных, но в ответ ее никто не клевал.
Такую курицу обычно именуют «альфа
- курица»; она клюет курицу «Б», которая это терпит, но в свою очередь клюет всех остальных. Курицу «В» клюют «альфа» и «Б», но и она также господствует над всем остальным стадом.
Порой над всем куриным стадом господствуют три владычицы, имеющие равный ранг, а потому они клюют друг друга и всех остальных, но никто из стада не имеет права клюнуть их, У одной из таких куриц
- тиранок может появиться фаворитка, которая хотя и будет оставаться в
«низком сословии», но получит от своей покровительницы некоторые поблажки. Остальные курицы, принадлежащие к «низкому сословию», скоро начинают понимать, что они могут избежать плохого обращения, если будут медленно и спокойно двигаться и при этом хранить молчание. В курятниках, где содержатся куры и петухи, последние в основном игнорируют господствующих куриц и предпочитают самок из «низкого сословия».
Конрад Лоренц сообщает, что у галок самка самого
«низкого ранга» переходит в высший, как только спарится с самцом, занимающим высокое положение.
10

Эксперименты на лабораторных грызунах (крысы, мыши).
Быстрое установление иерархии в небольших группах за счет первичных драк: стойка, боксирование, удары задними лапами, укусы.
Важны размер и физическая сила + уровень агрессивности (гормоны стресса, половые гормоны (в т.ч. как феромоны), индивид. опыт «побед и поражений»).
Затем: феромональное подавление конкурентов, преимущественное спаривание доминанта с самками.
11

Доминант: пока высок уровень феромонов (половые гормоны
)

он удерживается на вершине + появление общего запаха стаи.
Установившаяся иерархия поддерживается за счет демонстраций агрессивности + принудительный груминг.
В природе стая крыс –
как правило, потомки одной пары с общ
- ностью индивидуальных запахов («запах гнезда») и структура стаи ближе к анонимной.
12

Агрессия в стае либо снижается
либо, чаще, ритуализируется
(преувеличение либо приуменьшение размера тела, демонстрации «оружия», позы подставления или «детские» позы)…
Размер тела: каблуки, накладные плечи, фуражки, трон или высокое кресло, пьедестал памятника
(«вознесся
выше он главою непокорной Александрийского столпа
»);
у животных –
вздыбить шерсть, расправить плавники и т.п.
(у нас до сих пор бывает, что «от ужаса волосы шевелятся на голове»).
Демонстрации «оружия»:
зубы, когти, рога (
часто исп
- ся только для ритуального боя
).
Человек скалит зубы при агрессии; но по
- рой такие движения ритуализируются и становятся знаком приветствия (улыбка).
Позы подставления: чаще выполняют функцию «белого флага», но иногда используются и вожаками («я тебя не боюсь»;
доминантный волк подставляет горло, а ворон –
глаз); у человека работает не очень надежно…
13

Ритуальный груминг у
павианов; больше всего –
вожаку + проявления дружеских связей.
Врожденные
позы
«подстав
-
ления» рецептивной
самки
(
вверху
)
и
самца, занимающего подчиненное положение
(
снизу)
(в случае уистити –
все наоборот).
14 14

Как живется вожаку?
У него: сильные кратковременные стрессы (кортизол, надпочечники), но у самых низших в иерархии –
хронический стресс.
Казалось бы,
лучше всего должны себя чувствовать среднеранговые особи. И это действительно так для простых сообществ
(цихлиды).
15

Схема аквариума, в котором проводились опыты. В
центре

наблюдатель
(bystander). Самцы
a, b, c, d, e сидят каждый в своем периферическом отсеке. На рисунке показан один из «учебных боев», которые должны были дать наблюдателю представление о силе соперников. В
данном случае к самцу
a пересадили самца
b
, а наблюдатель смотрит, как они дерутся, запоминает результат и корректирует собственное поведение при встрече с этими самцами.
Астатотиляпия
Бартона
(Astatotilapia burtoni)
16

острый (минуты и часы)
СТРЕСС
хронический (месяцы и годы)
Высокий социальный статус
Низкий социальный статус
Психологическая устойчивость
Физиологическая устойчивость
Сохранение
гомеостаза
Рост
активности
иммунной
системы,
снижение
воспали
-
тельных
процессов
Снижение
активности
иммунной
системы,
усиление
воспали
-
тельных
процессов
+ роль
окситоцина
17
«любовь стаи»

Миндалина: в глубине
височных долей; не только
оборонительное поведение,
страх и агрессия, но и
социальные взаимодействия.
У агрессивных:
высокая активность миндалины и низкая –
поясной извилины.
18

В ходе эволюции объем миндалины коррелирует со степенью сложности социальных взаимодействий. Такая же корреляция обнаруживается для взрослых людей. Люди с более крупной миндалиной поддерживают больше социальных связей и степень их сложности выше (по числу социальных групп).
19

Разделение труда («эксплуатация») у молодых ворон в эксперименте (
Зорина, 1996
):
4 особи, самая низкоранговая совершала 80% нажатий на рычаг, получая всего 35% корма. Остальные получали в среднем по 20
-
25% корма, хотя одна из ворон совершала не более 2% нажатий.
То же обнаружено в аналогичных опытах на обезьянах и крысах.
20

Разделение труда и
совместная деят
-
ть в
природе:
бобры,
крупн. хищники (совместная охота: касатки, гиены, волки), сурикаты, слоны, дельфины, обезьяны разных групп…
21

Стаи с вожаками, но без четкой иерархии, явного разделения
функций и стабильной территории (северные олени: постоянная миграция, на «стоянках» и кормежках глава стада –
самец, но ведет стадо при смене места пожилая самка).
Такие стаи основаны прежде всего на подражании (наиболее опыт
- ному члену стада), и роль зеркальных нейронов особенно очевидна.
Внутри такой стаи (стада) уже могут быть небольшие иерар
- хич. организованные группы.
22

23
В настоящей иерархически организованной стае
с разделением функций и ориентацией на защиту территории стаи ВОЖАК
обязат. проявляет специализированные формы поведения, направленные на управление стаей, сохранение и подтверждение лидерства.
Зебры, лангуры: доминирующий самец + около
10 самок с детены
- шами (и слабой системой иерархии). При миграция стаю часто ведет самая опытная самка. Вожак охраняет свой гарем от других самцов.
Стая павианов на марше через открыт. равнину.
Самые крупные с большими гри
- вами –
поло
- возрелые самцы.
Самки с детен. –
в безопасной зоне в центре. У самок в эструсе зачернена задн. часть тела (они –
рядом с домин. самцами).
Вожак часто идет в арьергарде
Макаки, павианы: параллельная иерархия самцов и самок (альфа
- самец, альфа
- самка); ранг самок в период овуляции возрастает, особенно при спариваниях с вожаком; самки часто объединяются для совместного ухода за потомством. Возможно установление иерархии подгрупп внутри стада.

Детеныши обезьян: сначала им позволяется все, потом ранг часто зависит от ранга матери; потом самцы начинают с самого низа, и для них «падение на дно» является потрясением…
Подростки во время детских игр «тестируют» различные типы социального взаимодействия, борются и, что очень важно, учатся оценивать силу противника (даже не вступая с ним в схватку). Это позволит потом вовремя уступать более мощному конкуренту.
24

Детеныши обезьян: сначала им позволяется все, потом ранг часто зависит от ранга матери; потом самцы начинают с самого низа, и для них «падение на дно» является потрясением…
Подростки во время детских игр «тестируют» раз
- личные типы социального взаимодействия, борются и, что очень важно, учатся оценивать силу противника (даже не вступая с ним в схватку). Это позволит потом вовремя уступать более мощному противнику.
Далеко не все самцы активно борются за ранг. Многие просто растут, набирают вес и силу и переходят все выше, а некоторые от рождения боязливы. Вверх активно «взбираются» агрессивные особи (половые гормоны, гормоны стресса) и особи, умеющие на
- ладить контакт с другими членами стаи: взаимн. груминг, взаимопомощь (микрогруппы молодых самцов), подкуп с помощью еды,
«подставы» конкурентов, «подлизывание» к вожаку (игра с детенышами) и т.д.
Хосе Дельгадо: выключение центров агрессии приводит к быстрой потере статуса; то же –
агонисты серотонина.
25

26
Серотонин (
5-
НТ) в ЦНС вызывает, как правило, тормозные эффекты; нередко конкурирует с влияниями норадреналина (медиатора стресса).
Верхние холмики
Мозговой водопровод
Центральное серое вещество
Черная субстанция
Красное ядро
Ножки мозга
Гипоталамус
Ядра шва
К спинному мозгу
Мозжечок
Таламус
Базальные ганглии
Кора б. п/ш
Височная доля
Кроме того,
серотонин

медиатор ЦНС; его вырабатывают нейроны ядер шва
(«ствол» мозга); их отростки
- аксоны расходятся по всей
ЦНС, образуя контакты (синапсы).
ЦСВ среднего мозга и ядра шва:
- главные центры сна
- снижают фоновый уровень болевой чувствительности
- блокируют слабые сигналы в коре б. п/ш. (снижают «шум»)
- снижают активность центров отрицат. эмоций, страха, агрес
- сии (антидепрессант. действие).

27
Степень агрессивности в значительной мере зависит от активности
NE,
DA, 5HT
. В последнее время большое внимание уделяется анализу связи агрессивности и генетических нарушений структуры МАО А
МАО А: фермент моноаминоксидаза А,
Х
- хромосома, разрушает преимущ. норадреналин и серотонин в пресинаптическом окончании.

28
Синдром Бруннера: на основе описания голландской семьи, в которой мужчины в нескольких поколениях отличались пограничными умственными способностями и внезапными вспышками агрессии.
28 28

29
Генетика агрессии и доминирования:
гены, увеличивающие активность дофамина и норадреналина
(в т.ч. ослабляющие МАО)
гены, снижающие активность серотонина и ГАМК
гены, усиливающие действие половых гормонов гены, усиливающие действие гормонов стресса (адреналин, кортизол, кортиколиберин)
Близнецы и агрессия:
для 5
-
10 лет Н=0,5
-0,7 для взрослых Н=0,4
-0,6
Возможно выведение агрессивных и неагрессивных линий и пород животных.
Эпигенетика агрессии:
факторы, нарушающие эмбриогенез мозга (вальпроаты, изоляция и т.д.).

30
Формирование сообществ и их структу
-
ры –
за счет 2
-
х основных факторов:
1) программ социального взаимодействия, стремления к взаимному контакту, подражания (зеркальные нейроны)
2) агрессивных проявлений (гормоны).
Но есть и более древние программы, перешедшие к стайным животным от одиночных предков –
это большая индивидуальная дистанция и чувство опасности при приближении сородича.
И еще один древний
«рефлекс свободы»
(по
И.П. Павлову) –
преодо
-
ление ограничений в
свободе перемещений:
основа свободолюбия
человека.

Иерархические стаи:
ревуны (вожак –
голосовая метка территории
),
павианы (вожак выше всех), гориллы (седая спина –
признак полной зрелости
).
31 31

«Вожди и народ»
32 32
Избыточное, бессознательное подчинение вожаку делает нас жертвами коммерческой рекламы, политич. манипуляций и т.п.

Религии:
разное
соотно
-
шение
агрессии,
эмпатии и
свободы…
33 33

Разнообразие политических систем:

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей