Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Маховер К. Проективный рисунок человека. Личностная проекция в рисунке человеческой фигуры


НазваниеЛичностная проекция в рисунке человеческой фигуры
АнкорМаховер К. Проективный рисунок человека.doc
Дата11.11.2017
Размер0.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМаховер К. Проективный рисунок человека.doc
ТипДокументы
#31171
страница8 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9


ющим компромиссом, заканчивается уклонением и маскировкой, которые характерны для нее).

Стиль оформления волос у женщины напоминает фотографию испытуемой, которая была сделана, когда она была приблизительно в том же возрасте, который приписывается фигуре. Волосы по стилю стянутые и компактные (сдерживающие усилие), но изначально пышные и очень темные по нажиму линии (побуждение к примитивной и свободной сексуальности, преобразованное в явную агрессию). Волосы закрывают большую часть лба {подтверждает зависимость от сексуальной витальности и стремление к социальному проявлению в большей степени, чем к интеллектуальным достижениям). Интересно вспомнить, что сходные прически, которые закрывают лоб, были в моде после 1 Мировой войны. Это было связано с определенными тенденциями к недооценке интеллекта и подчеркиванию "узколобой" сексуальной распущенности. Возможно, она разочаровалась в перспективе достижения доминантности через образование из-за присутствия в доме образованных братьев и стала тяготеть к неинтеллектуальным путям достижения превосходства на раннем этапе своего развития.

Испытуемая утверждает в своих ассоциациях, что худшей вещью, которую она сделала, было то, что она ударила своего маленького брата, к которому очень сильно ревновала, потому что он получал все внимание. Несмотря на то, что семья материально поддерживала испытуемую, в семье ее не любили. Соперничество с братьями могло внести вклад в неопределенность сексуальной роли, проявляющуюся в рисунках. Реально она применяла все атрибуты женственности в целях прихорашивания. Рисунки подтверждают, что она стремится использовать эту женственность для осуществления маскулинной потребности в формировании и свободном самовыражении. На рисунках девочка строгая, чопорная, без

украшений, большого размера (высокая самооценка), размещена на листе уверенно и демонстрирует откровенно агрессивную позу. Эксгибиционизм и нарциссизм, которые характеризуют ее поведение, в рисунке преобразованы в агрессию, решительность, вызов и некоторую долю грусти. Можно предположить, что она обижается на то, что приходится достигать главенства непрямым путем, с помощью женских уловок.

Туманная (расплывчатая) линия, неуверенное изображение ступней и зависимость, подтверждаемая выделенной пряжкой, а также сокрытие кистей рук (вина и недостаток доверия) - графические элементы, которые противоречат самоутверждающейся позе.

Длинные руки (амбиция) и широкие плечи (стремление к физической силе) сочетаются с тревожными линиями ног. Испытуемая относится к ногам как к худшей части женщины (хотя у нее самой красивые ноги, она атлетически бездеятельна, малоподвижна в обычной жизни и, возможно, чувствует, что она идет в никуда). Ноги были особым источником беспокойства (неуверенность, отсутствие места стоянки ("гнезда"). После предварительного сопротивления рисованию ног она пропустила их, выказав явную досаду. Она, тем не менее, замаскировала это посредством агрессивного черкания, которое она рационализировала как "высокую траву" (Испытуемая действительно чувствует себя скованной в любой сфере адаптации, и агрессивно защищается по этому поводу).

Горькое выражение лица женщины может отражать ее действительную реакцию на бесплодную фантазию о романтических и восхитительных достижениях - фантазию, в которой она с раннего детства воспитывалась своей матерью. Лишь тень этой фантазии осталась в ее бессодержательной жизни. Грусть и бесплодность фигуры подчеркнуты темой птиц (фантазия полета), дерева (репродукция - агрессивный и бессодержательный мужской символ, как пациентка нарисовала его) и "девушка гуляет" (импульс к движению, наблюдаемый у индивидов, которые полагаются на фантазию, особенно если движения сочетаются в женской фигуре с руками за спиной и неподвижностью фигуры).

Фигура была описана как неловкая девушка семнадцати лет (эмоциональная и психосексуальная зрелость испытуемой не развилась выше подросткового уровня). Девушка полна мечтаний о своем друге. Она серьезна и озабочена (присущий испытуемой страх взрослости - опасливое принятие женской сексуальности). Она близка к своей матери, но странно увлечена своим отцом (верно для испытуемой). Она богата и находится в своем доме в деревне (богатство и свобода важны для испытуемой), и она настолько популярна, насколько ей этого хочется (испытуемая защищается от межличностных взаимоотношений).

Далее девушка идентифицируется с героиней книги, имеющей болезненное название "Династия смерти" (идентификация с вымышленными персонажами. Дисфорический заголовок соответствует грусти в женской фигуре и в актуальной жизни испытуемой.)

Сильно выделены черты лица (социальный аспект), но они производят впечатление серьезных, застывших и интровертированных (фантазийная природа большей части ее побуждений к социальной коммуникабельности и доминированию). Введение темы, размер и

агрессия фигуры и побуждение к движению подтверждают степень смелости фантазии, которая представляет контраст с низким уровнем активности и предприимчивости в поведении испытуемой. Элементы, которые далее поддерживают впечатление конфликта между этим тяготением к фантазии и необходимостью встречаться с фактами, видны в ее скудном и бесплодном изображении разработки этой фантазии. Птицы, высокая трава, дерево, ожерелье, резинка на волосах, груди и изгибы фигуры (несмотря на амбицию девушки, описанную ею как стремление "стать женой и матерью ") - всему этому графически уделено скудное и ограниченное внимание, по контрасту с богатой вербальной фантазией.

Ожерелье - тесный воротничок, который служит больше как линия разделения между телом (импульсы) и головой (функции контроля), чем как украшение фигуры. Шея также относительно длинная.

В своих ассоциациях испытуемая была не уверена, является ли фоном для женщины осень или весна (она обеспокоена этим в сваей собственной жизни. Рисуя весну семнадцатилетней школьницы, сама она реально чувствует приближение осени).

Черты головы существенно темнее, чем линии тела (акцент на фантазии и социальном фронте, с избеганием телесных конфликтов).

Более темные линии использованы также в других конфликтных областях. Фаллический символ разбитого, заостренного и зазубренного дерева, пряжка (зависимость от матери, сексуальная озабоченность) и трава (рационализация неуверенной опоры) выполнены с сильным нажимом.

Мужская фигура, на которую испытуемая проецирует собственные черты (распределение черт между мужской и женской фигурой видно у сексуально неуверенных людей), является настоящим портретом кузена, который рос в ее доме как младший брат (испытуемая не осознает сходства между рисунком и ассоциациями). Фигура описана как семнадцатилетний старшеклассник Бруклинской Высшей технической школы (обратите внимание на буквы "BTHS"- подчеркнутые и эксгибиционистски выставленные - факты соответствуют мальчику, которого представляет рисунок). Он единственный ребенок, ближе к отцу (желание испытуемой). Далее он описывается как член любимой всеми команды, и девушки сходят по нему с ума (популярность, страстно желаемая испытуемой). Его отец -атлет из Принстона (мечта о культурном уровне семьи) и планирует приобщить мальчика к бизнесу (надежное и субсидированное будущее, ждущее мужчину, по контрасту с женщиной, которая о таком будущем может только) мечтать). Испытуемая подчеркивает физическую силу в своем описании мужской фигуры, в то время как на рисунке, хотя мужчине приписан тот же возраст, что и женщине, мужчина существенно меньше, чем женщина, и менее силен. Дальнейшие противоречия, обозначающие конфликт между фантазией и фактом, видны в большой голове, нарисованной у мужчины (оставляет интеллектуальность мужчине), в то время как в вербальном его описании ему приписывается больше физическая сила и популярность, нежели развитость мозгов. Он также снабжен относительно короткой шеей

(лучшая координация физической и духовной жизни, нежели у женщины). Он более красив, более популярен, имеет более уверенную фигуру и менее склонен к грезам, чем женщина. Хотя мужчина описан испытуемой как экстраверт, его черты лица (социальные), менее четкие, чем у женщины. Он задуман как эмоциональный мальчик: "Я заставлю его восторгаться", Но рисунок отражает скрытность (замкнутость) и внутренний протест так же, как женская фигура. Мужская фигура снабжена выраженным Адамовым яблоком, которое выглядит как подчеркнутый узел галстука. Далее, он снабжен атлетическим символом и подчеркнутыми плечами для утверждения мужественности, которую испытуемая приписывает ему в своем вербальном портрете, но которого так прискорбно не хватает графическому образу. Психическое прерывание плавности линии вокруг бедер обеих фигур подтверждает противоречие мужских и женских характеристик. Изменения линии и стирания в тазовой области мужчины отмечает область сексуального конфликта.

Мужчина снабжен более короткими руками, чем женщина (меньше предприимчивости и амбиций). В вербальных ассоциациях ему приписывается большая уверенность в роли.

Подчеркивание краев одежды мужчины как-то соотносится с собственным конфликтом испытуемой между строгостью и побуждением к демонстрации себя. В поведении это может быть отражено в чрезмерной сдержанности, сочетающейся со стремлениями к показным претензиям.

Ступни нарисованы туманно и малы по размеру, с детальным изображением обуви (по контрасту с отсутствием ног у женщины), особое внимание уделено каблукам (внимание к обуви и ступням ног женственно во всех отношениях) с двойными очертаниями длины ботинка (символизация пениса?).

Необычно тщательно также нарисовано ухо мужчины (связано с чрезмерной сензитивностью испытуемой, особенно по отношению к противоположному полу). Пациентка делает вербальный акцент на ухе с пояснением: "Поэтому я сделала женщину отдельно от мужчины на первом листе". ( Она всегда хочет казаться нечувствительной к мнениям, самоуверенной и бесконфликтной).

В действительности отношение испытуемой к кузену, которого напоминает мужская фигура, было подобно привязанности матери к ребенку в сочетании с соревнованием за любовь отца с младшим братом (в ассоциациях девушка ревновала к самому младшему брату). Мужчине приписывается в ее ассоциациях меньше конфликтов, чем женщине, хотя графические образы указывают на обратное. Как фигуры, так и вербальные описания, сопровождающие их, проецируют желательные мысли, сантименты и фрустрацию испытуемой, равно как ее конфликт в принятии женской роли,

Рисунки 8т и 8f- нормальный мужчина

Краткий анамнез: испытуемый - двадцатишестилетний мужчина, одинокий, посещал вечерний колледж в течение двух лет и до службы в армии выполнял только

неквалифицированную и эпизодическую работу. Он никогда не бывал в районе боевых действий, но в течение нескольких лет был за границей. После своего возвращения

он был свободен и ему сильно недоставало цели. Он не демонстрирует выраженной тревоги по поводу своей апатии, но, поскольку он не исследовался клинически, его внутренние переживания неизвестны. Он отвечаете внешней отзывчивостью, когда сталкивается с социальными взаимоотношениями, но он не ищет их. Его единственным спонтанным интересом является бейсбол. Его социальная жизнь ограничивается визитами к родственникам. Он выглядит физически и эмоционально незрелым, Рис. 8т хотя он имеет высокий уровень умственного развития и достаточно хорошие физические данные. Он становится тучным из-за безделья и переедания. Его пищевые пристрастия ограничиваются инфантильным паттерном того, что готовила для него его мать. Он равнодушен



к вечерним курсам колледжа, которые посещает, принимая их как убежище - то, что он удовлетворяет семейным стандартам образования. Последний контакт с этим испытуемым обнаружил его все более и более погружающимся в функции своего тела, с озабоченностью едой и сиюминутными ощущениями. Вербализованные цели были туманными, изменчивыми и отличались недостатком уверенности. Он младший из трех сыновей. Его средний брат считается независимым, остроумным, блестя-



Рис. 8f

щим и удачливым. Его всегда открыто предпочитали. Старший из мальчиков тверд и надежен, хотя застенчив и пассивен. Он предпринял попытку службы в армии и в конце концов женился. Испытуемый рос в этой тени более приспособленных и более открыто принятых братьев. На ранней стадии своего развития он отказался от вызовов на соревнование, когда повреждение плеча ограничило его стремление быть профессиональным игроком в бейсбол. Хотя он близок к своей матери, его, похоже, принимают скорее как зависимого и послушного ребенка, нежели как любимого и уважаемого. Он глубоко скучал по дому в армии. В дошкольном возрасте он переживал соперничество со своими братьями с деструктивной агрессивностью, порождающей частую критику, наказания и отвержение всеми в его окружении. В сексуальном плане он ни разу не был замечен в свидании с девушкой.

Черты рисунка и интерпретация: испытуемый принял задание с вопросом: "Целиком или часть?" (Страх осознания телесных проблем, которых он избегал в своей пассивности.) Он беспокоился и извинялся за свой рисунок (хотя его навыки относительно хороши -хронический недостаток доверия). Он нарисовал голову тщательно. (Некоторые опасения и подавляемая агрессия в социальных контактах.) Он туманно заполнял черты лица (неуверенный и робкий при прямых контактах). Слабое обозначение волос на голове было быстро стерто, но после изменения они не стали пышнее (определенно не уверен в мужественности, слабая мужественность с конфликтом, выраженном в стираниях). Глаза маленькие (боится видеть?) и темнее (агрессивное выделение), чем другие черты лица (его подозревали в скрытой сексуальной извращенности и вуайеристических интересах). Уши были заметно выделены с подчеркиванием левого уха (он чувствителен к критике и мнению других). Затем испытуемый перешел к шее и плечам, которые он много стирал и подчеркивал (конфликтные области), придав внешнюю линию подбородку (шея относится к трудности координирования импульсивной жизни с функциями контроля и сдерживания, приписываемыми голове. Плечи показывают концентрацию на развитии тела, а подбородок

является компенсацией нерешительности). Он закончил туловище и добавил руки и кисти рук прежде, чем продолжить нижнюю половину тела (возможно избегание сексуальной области). Он работал в двусторонней манере, маленькими кусочками, рисуемыми симметрично с одной и другой стороны (встречается у обсессивных индивидов- страх лишиться безопасного пространства и одновременно устремленность на широкую территорию или на глобальную идею). Он заметил, что кисти рук "похожи на когти". Кисти рук и пальцы нарисованы неясно, но заметны подчеркивания, с общим эффектом напряжения, отягощенности и подавленности (страх агрессивных импульсов в добавление к чувству вины, относящемуся к мастурбации, который подтвержден ассоциациями к фигуре). В кисти руки нет гибкости (недостаточная профессиональная адаптация). Если одна выглядит закрытой, на кончиках пальцев левой руки может быть замечен прорисованный осторожно акцент агрессии. Закончив с ногами и ступнями, он добавил немного земли (подставка для уверенности опоры) и спросил: "Этого достаточно?" - с чувством облегчения.

Стирания и особый нажим линии можно видеть на бедре (сексуальная озабоченность и аутоэротическая природа испытуемого).

Выделение средней линии на ступнях добавляет об-сессивную ноту к тому, что уже выражено достаточно ригидной симметрией фигуры и билатеральной последовательностью в рисовании (средняя линия и особое изображение деталей обуви мужской фигуры часто встречается в рисунках девочек-подростков).

Средняя линия (соматическая озабоченность) в мужской фигуре изображена тщательно (испытуемый не принимает свою зависимость от матери и соматический уход от конфликта), с некоторым акцентом на пуговицах (зависимость от матери) и Адамовом яблоке (стремление к маскулинности).

Большая толщина линий контура тела говорит о выделении из среды и уходе в тело (верно для испытуемого), но легкость и прерывистость линии в сочетании со стираниями и нажимами (отличающими области конфликта) и напряженность фигуры придают фигуре настроение уязвимости и сензитивности, отличающее переживаемый конфликт.

Достаточно тонкое тело может быть связано с его озабоченностью своим увеличивающимся весом, которым он обязан своей малоподвижности (компенсаторное отношение).

Слабое психическое прерывание в форме нажима отмечено с правой стороны линии бедер (область, выделение которой характерно для сексуально дезориентированных взрослых).

Расположение фигуры несколько сдвинуто в левую (интраверсивную) сторону, но поза совершенно уверенная, судя по всем напряжениям линий и потребности в опоре (он осуществляет адекватный социальный контакт, когда его к этому приглашают).

Пропорции фигуры вполне нормальные, за исключением некоторого подчеркивания телесной силы посредством расширения плеч.

Впечатление от одежды такое, что это бейсбольная форма, но это не было выяснено у испытуемого (он старался стать профессиональным игроком в бейсбол в возрасте, приписываемом нарисованной фигуре).

Ассоциации описывают нарисованного мужчину как семнадцатилетнего, у него есть только младшая сестра (чувство обиды против старших братьев), у него высокий уровень умственного развития, он силен и лучшим в нем является лицо и телосложение, а самое плохое в нем — его скованность. Он любит атлетические занятия, не знает, кем он будет в будущем, предпочитает быть с мальчиками, никогда не имел сексуальных отношений с девушками или юношами, чувствует отвращение к своим мастурбационным привычкам (все это верно для испытуемого). Ноги являются его худшей деталью, они не имеют мускулов (у испытуемого сильные ноги, но это может относиться к его чувству неуверенности и неактивности). Вербальный портрет фиксирует возраст мужской фигуры как порог взрослости - момент, на котором испытуемый эмоционально фиксирован.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей