Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Голованова Л.С. РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗПР. Литература Письмо Министерства образования РФ от 27. 06. 2003 28-51-513 16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования


Скачать 194.18 Kb.
НазваниеЛитература Письмо Министерства образования РФ от 27. 06. 2003 28-51-513 16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
АнкорГолованова Л.С. РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗПР.pdf
Дата11.05.2019
Размер194.18 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGolovanova_L_S_RAZVITIE_I_KORREKTsIYa_FONEMATIChESKIKh_PROTsESSO
оригинальный pdf просмотр
ТипЛитература
#49215
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
69
Повышает эффективность Службы сопровождения работа в контакте с социальными партнерами: учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами внутренних дел и прокуратуры, опеки и попечительства, местного самоуправления, общественными организациями, оказывающими помощь в воспитании и развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Комплексное сопровождение развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе является важным условием предупреждения негативного влияния имеющихся нарушений на физическое, психическое и личностное развитие, успешную адаптацию, социализацию и интеграцию детей.
Литература
1. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
[Электронный ресурс
] // URL:
https://www.consultant.ru/
(дата обращения - 10.04.2017).
2. Письмо Министерства образования РФ от 18.04.2008г. № АФ-150-06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
[Электронный ресурс] //
URL: https://www. menobr. ru/
(дата обращения - 11.04.2017).
3. Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ).
[Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/ https:// (дата обращения - 11.04.2017).
4. Федеральный Закон от 29.12.2014г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // https://www.consultant.ru/ (дата обращения - 01.04.2017).
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. N761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
[Электронный ресурс]
// URL:
https://rg.ru/2010/10/ 20/ teacher-dok.html
(дата обращения - 11.04.2017).
УДК 376.2
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗПР
Головкова Любовь Сергеевна
Студентка группы ЗС(Д)О-5-12
Научный руководитель: Тен Евгения Петровна
Доцент кафедры специального (дефектологического) образования
ГБОУ ВО Р К
«Крымский инженерно-педагогический университет» г. Симферополь
Аннотация: в статье рассматриваются развитие и коррекция фонематическиех процессов у учащихся младших классов с ЗПР., а также представлены упражнения, направленные на различение звуков, которые способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Ключевые слова: задержка психического развития, фонематический слух, фонема, дифференциация, развитие и коррекция фонематических процессов у учащихся младших классов.
Актуальность. Развитый фонематический слух и восприятие являются необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте.
Состояние развития фонематического слуха влияет на овладение анализом и синтезом звукового состава слова, что также является необходимым условием для успешного обучения грамоте, а в дальнейшем – полноценного усвоения школьной программы в целом. Именно поэтому
70 необходимо построить работу так, чтобы дети с задержкой психического развития овладели фонематическим анализом и синтезом.
Особенностями исследования и изучением фонематического восприятия у детей с нарушениями интеллекта занимались А.К.Аксёнова, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Д.И.Орлова, М.А.Савченко и другие. Однако изучение фонематического восприятия во всех этих исследованиях не являлось основной целью самой работы, а рассматривалось в контексте решения других проблем
Исследователи приходят к выводу, что к моменту поступления детей с задержкой психического развития в школу, они не имеют достаточного речевого опыта. Это описывается в трудах таких исследователей, как ТА. Власова, И.А. Смирнова, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.
Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков и др. считают, что они плохо подготовлены к восприятию информации, языковым наблюдениям, а умение обобщать у них на очень низком уровне. Уже в дошкольном возрасте у ребенка должны быть заложены основные навыки, которые помогут правильно усвоить и научиться читать и писать. Именно потому, что нынешний метод обучения грамоте аналитико-синтетический, у детей, в первую очередь, еще до школы должна быть создана фонематическая система. Авторы: Л. С. Выготский, Т. Г. Егоров, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская считают, что система фонем является основой основ устной и письменной речи, а также включает в себя фонематические представления, синтез, анализ и фонематическое восприятие.[6].
Изложение основного материала. Исследователи выделяют две стадии фонематического развития: стадия различения гласных и стадия различения согласных. Ребёнок делит звуковой поток речи на две части, вычленяя из него гласные и отличая их от других звуков – согласных.
Стадия различения согласных является первой ступенью фонематического развития детской речи и образует первый фонематический ряд этого развития. [1].
Стадия различения согласных сложна и многоступенчата. Началом этой стадии служит восприятие самого факта наличия согласных. Оно является предварительной ступенью дифференциации согласных. В общей схеме фонематического развития различение наличия согласных является второй ступенью и образует второй фонематический ряд.
Затем следует различение всей массы согласных. Сначала согласные делятся на сонорные и шумные – это третья ступень фонематического развития речи. Она разделяется на два ряда.
Один из них составляет третий фонематический ряд развития речи ребёнка и заключается в различении сонорных и артикулируемых шумных. Другой состоит в различении сонорных и не артикулируемых шумных, возникает позже других ступеней различения и образует шестой фонематический ряд. Он условно включается нами в пятую ступень фонематического развития речи.
Вслед за расчленением сонорных и шумных возникает расчленение твердых и мягких согласных.
Это является четвёртой ступенью фонематического развития речи и образует четвертый фонематический ряд.[2].
После этого возникает различение среди самих сонорных и шумных. Они образуют последние две ступени фонематического развития речи.
Различение плавных и jot возникает очень поздно и образует последний двенадцатый фонематический ряд. Этот ряд условно включается в шестую ступень фонематического развития речи.
Понятие фонематические процессы включает в себя:

фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Он имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи. Фонематическое восприятие возникает в связи с развитием семантики речи ребёнка, которое перестраивает и восприятие звуков речи и артикуляцию. [Швачкин Н.Х 5.]

фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.
71

фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.[3].
Мнения учёных сходятся на одной точке зрения, а именно на том, что фонематические процессы важны для усвоения звуковой стороны речи. Если у ребёнка имеются речевые нарушения, это неизменно приведёт к затруднениям в овладении звуковым анализом и синтезом, различным затруднениям при письме, особенно под диктовку, и овладении навыком чтения. Подбор и объём речевого материала для обследования фонематических процессов подбирается с учётом индивидуальных речевых возможностей детей младших классов с ЗПР.
Работу по коррекции фонематических процессов можно проводить в игровой форме, что, как известно, очень нравится детям любого возраста и тем самым повышает их мотивацию к логопедическим занятиям. Незаметно для себя обучающиеся получают новые знания, приобретают необходимые умения и навыки, которые являются необходимыми при обучении грамоте, чтению и другим школьным дисциплинам. Логопедическая работа по развитию фонематических процессов в системе коррекционной работы включает в себя следующие направления работы:[4].
I. Коррекция звукопроизношения (при необходимости), постановка, уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы могут заменяться на письме;
II. Развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.
Основные задачи коррекционной работы, которые решаются совместными усилиями логопеда и учителя состоят в следующем:
 систематическая работа, направленная на формирование у обучающихся 1-х классов умения сравнивать, различать речевые и неречевые – логопед;
 отработка и уточнение артикуляции звуков, которые ребёнок правильно произносит изолировано, но в речи сливаются или произносятся «смазанно» – логопед;
 постановка отсутствующих и искажённо произносимых звуков и введение их в речь – логопед;
 формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков – логопед и учитель;
 закрепление навыка звукового анализа, доступных для ребёнка, постепенное обучение ребёнка сокращённым и более обобщённым операциям, посредством которых производится звуковой анализ; формирование умений выделять звуки в сильных и слабых позициях, различать варианты их звучания – логопед, учитель.
На начальном этапе работы мы ставим целью развитие фонематического слуха, и решаем следующие задачи: развитие слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки. Сначала, действия детей могут ограничиваться реакцией в виде различных движений (присесть, подпрыгнуть, поднять-опустить голову), жестов (поднять руку, хлопнуть в ладоши). Также могут предъявляться карточки с условными обозначениями (красный квадрат – гласный звук, синий квадрат – твердый согласный, зеленый квадрат – мягкий согласный звук и др.), картинок, и т.п. Для достижения указанной цели и поставленных задач можно использовать разнообразные игры и упражнения. При развитии слухового восприятия, внимания, памяти внимание обучающихся сначала обращают на окружающие их звуки (голоса природы, шумы, звучание музыкальных инструментов, игрушек). Логопед объясняет первоклассникам, что живые и неживые предметы издают звуки. В работу включают определение источника звучания. Далее необходимо обратить внимание детей с ЗПР на поставленный или уточнённый в речи звук.. После усвоения детьми с ЗПР правильного произношения изучаемого звука и написания соответствующей графемы проводим работу по дифференциации звука среди акустически и артикуляционно близких звуков.
Сначала учим детей с ЗПР различать изучаемый звук среди других звуков в чужой речи.
Затем учим его различать изучаемый звук в собственной речи. И только после того, как ребёнок научился самостоятельно различать данный звук в словах своей и чужой речи, можно начинать
72 формировать навык выделения звука из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. При выделении изучаемого звука подбираем речевой материал в которых данный звук находится в сильной позиции ( гласные звуки – ударная позиция начала слова, согласные звуки – конец слова (кроме звонких звуков) , начало слова перед гласным звуком). Если дети с
ЗПР испытывает трудности при определении последовательности, количества звуков в словах, то ему предлагают наглядную схему звукового состава данного слова.
.Выводы. Таким образом систематизация представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают предпосылки для создания и закрепления навыка правильного письма и чтения, развитие языкового чутья. Важно уделить внимание дополнительной проработке таких понятий как: гласные звуки и буквы, согласные – твёрдые и мягкие, звонкие – глухие; слог, ударение. Обучающимся с фонематическим недоразвитием речи нужно давать много заданий, направленных на выделение гласных и согласных звуков из прямого слога, как последовательно так и вразбивку. Эти упражнения нужно проводить с опорой на артикуляцию произносимых звуков. В ходе работы над умением делить слова на слоги специалисту необходимо включить задания на нахождение детьми ударного слога в слове.
Предложенная работ влияет на формирование фонематических процессов у обучающихся младших классов с ЗПР, эффективно помогает предупредить и устранить недостатки в развитии устной речи, а также ошибки письма, письменной речи и чтения.
Литература
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. Александрова, Т.В. «Живые звуки, или фонетика для дошкольников» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Алтухова, Н.Г. «Научитесь слышать звуки», – СПб., 2006.
4. Бессонова, Т.П., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. «Основы логопедической работы с детьми» – М.: «Издательство Аркти», 2005.
5. Бунеев, Р.Н., Бунеева Е.В, «По дороге к азбуке» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
6. Выготский, Л.С. «Мышление и речь»- М.: Издательство Лабиринт», 2008.
УДК 376.4
ОПТИМИЗАЦИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРИЕМА ПОМОРФЕМНОГО ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ РАЗДЕЛА «СТРОЕНИЕ СЛОВА»
Губанкова Ирина Владимировна
учитель-дефектолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия №3»
Симферопольского района Республики Крым
Актуальностьнаучной проблемы и ее значение. Принципиальное отличие школьного возраста от всех других в том, что язык и система его средств становится предметом специального изучения ребенка. Учащиеся усваивают общественно выработанные способы работы с языком, закрепленные в правилах грамматики.
В программах по русскому языку для средних классов специальных (коррекционных) школ для детей с умственно отсталостью изучение грамматики занимает ведущее место, поскольку именно в этих классах учащиеся знакомятся со структурой родного языка и вырабатывают навыки его практического применения. Обрабатываемый на этих уроках языковой материал является базовым для сознательного становления речевых умений и навыков в средних классах, в частности это касается и освоения сведений о строении слова и роли в нем морфем [1; 2; 5].

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей